г. Калуга |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А64-170/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объёме 16.08.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Солодовой Л.В. |
судей |
Морозова А.П. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в судебном заседании: |
Сладкопевцевой Н.Г.
Кузиной И.А. |
от истца: МУП "Тамбовтеплосервис"
от ответчика: АО "Завод подшипников скольжения"
|
Бутерус Д.Ф. - представитель (дов. от 07.05.2021, диплом);
Чеботарев А.А. - представитель (дов. N 5 от 16.05.2019, диплом); |
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационные жалобы МУП "Тамбовтеплосервис" и АО "Завод подшипников скольжения" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А64-170/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Тамбовтеплосервис" (МУП "ТТС") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к акционерному обществу "Завод подшипников скольжения" (АО "ЗПС") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки тепловой энергии и горячей воды (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора поставки тепловой энергии и горячей воде между АО "ЗПС" и МУП "ТТС".
Суд признал изложить п. 1.2 договора в следующей редакции - "Энергоснабжающая организация и покупатель в случаях, не урегулированных настоящим договором обязуются руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013), Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии (утв. 17.03.2014 N 99/пр), Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выходе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей", Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 и другими действующими нормативными правовыми актами, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115).
Исключить п. 3.1 договора.
Изложить п. 3.3 договора в следующей редакции - "Покупатель в срок до последнего числа расчетного периода, должен представить Энергоснабжающей организации объемы потребленной тепловой энергии, которые в текущем периоде участвуют в коммерческих расчетах.
В случае возникновения объемов поставки тепловой энергии на объекты, не являющиеся МКД и не имеющих коммерческих приборов учета, Энергоснабжающая организация осуществляет расчет ресурса в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии (утв. 17.03.2014 N 99/пр.).
Договор вступает в силу с момента вступления в законную силу судебного акта, принятого по делу N А64-170/2020 и распространяет свое действие до 31.12.2021. Приложение N 2 к договору согласовать в редакции истца.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, считая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, МУП "Тамбовтеплосервис" и АО "Завод подшипников скольжения" обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых МУП "Тамбовтеплосервис" просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт, изложив п. 1.2, 3.1, 7.1, 7.2 договора в редакции истца, а АО "Завод подшипников скольжения" просит принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и отзыва АО "Завод подшипников скольжения", выслушав явившихся представителей и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлениями Администрации города Тамбова N 4567 от 27.08.2018 и N 4723 от 05.09.2018 МУП "ТТС" было определено в качестве Единой теплоснабжающей организации в системах теплоснабжения, в том числе по адресам: г. Тамбов, Успенская пл., 26, 24а, 24б, 26а, 26б, 26 г от котельной АО "ЗПС".
Между АО "ЗПС" (энергоснабжающая организация) и МУП "ТТС" (покупатель) 17.09.2018 был заключен договор N 71 купли-продажи тепловой энергии в горячей воде.
Согласно п. 1.2 договора стороны в случаях, не урегулированных договором руководствуются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013, Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии (утв. 17.03.2014 N 99/пр), Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выходе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей", Правилами технической-эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229, и другими действующими нормативными правовыми актами.
Учет тепловой энергии теплоносителя производится в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Правительством РФ и настоящим договором (п. 3.1 договора).
Покупатель в срок до последнего числа расчетного периода должен представить энергоснабжающей организации объемы потребленной тепловой энергии, которые в текущем периоде участвуют в коммерческих расчетах.
В случае возникновения объемов поставки тепловой энергии на объекты, не являющиеся МКД и не имеющих коммерческих приборов учета, энергоснабжающая организация осуществляет расчет ресурса в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии (утв. 17.03.2014 N 99/пр) (п. 3.3 договора).
Согласно п. 7.1 договора срок действия договора сторонами определен на период с 17.09.2018 по 31.12.2018. Договор считается продленным на календарный год на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении.
Истец, имея намерения заключить с АО "ЗПС" новый договор поставки тепловой энергии и горячей воды на 2020 год, письмом от 13.11.2019 МУТ "ТТС" направило в адрес АО "ЗПС" соглашение о расторжении договора купли-продажи тепловой энергии в горячей воде N 71 от 02.10.2018, а также проект договора поставки тепловой энергии на новый срок.
Договор подписан ответчиком с разногласиями от 12.12.2019, в частности, ответчик просил:
Наименование договора - слова "и горячей воды" заменить на "в горячей воде".
Пункт 1.2. исключить слова "Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах", Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Пункт 1.3. исключить слова "с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, а также иными".
Пункт 3.3. 2-ой абзац исключить.
Пункт 7.1. 1-ое предложение изложить: "Настоящий договор вступает в силу с момента письменного согласования всех его условий сторонами и действует по 31.12.2021 г.".
Пункт 7.2. слова "30 (тридцати)" заменить на слова "20 (двадцати)".
Приложение N 2. Исключить из договора, руководствоваться соглашением N 2 к договору купли-продажи тепловой энергии в горячей воде N 71 от 02.10.2018, которое считать неотъемлемой частью настоящего договора.
Невозможность урегулировать возникший спор в досудебном порядке явилась основанием для обращения МУП "ТТС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции, положенные в основание принятых судебных актов, являются законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена этим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор, об урегулировании разногласий по которому просил истец, относится к публичным.
По смыслу ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу положений ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2019 по делу N А64-4602/2019 при рассмотрении иска АО "Завод подшипников скольжения" к МУП "ТТС" о взыскании задолженности по договору купли-продажи тепловой энергии в горячей воде N 71 от 11.09.2018 было установлено, что МУП "ТТС" является единой теплоснабжающей организацией в системах теплоснабжения от котельных, в том числе по адресам: г. Тамбов, Успенская пл., д. 26, 24 а, 24б, 26 а, 26 б, 26 г, а также установлен факт поставки энергетических ресурсов в период с января по апрель 2019.
Удовлетворяя заявленные требования по делу N А64-4602/2019 суд исходил, в том числе и из того, что в силу ч. 4 ст. 13 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 Закона о теплоснабжении.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
Исходя из названных норм, между двумя теплоснабжающими организациями, одна из которых - поставщик (владелец источника тепловой энергии), другая - покупатель (единая теплоснабжающая организация) заключается договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
В п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона о теплоснабжении определено, что в системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.
Исходя из ч. 3 указанной статьи единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации, в связи с чем она не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения, при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (ч.7 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
Как следует из ч. 5 ст. 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (ст. 19 Закона о теплоснабжении).
При этом, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из положений ст. 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники в качестве одного из способа управления многоквартирным домом могут выбрать управление управляющей организацией.
Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 и п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг конечным потребителям.
Как указал суд, при изложенных обстоятельствах следует полагать невозможным возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество исполнителя коммунальных услуг.
Суды установили, что стороны по настоящему делу не являются собственниками прибора учета и не несут ответственность за его надлежащую эксплуатацию, обеспечение достоверности показаний.
Тот факт, что конечными потребителями поставляемого ресурса являются собственники жилых помещений, не является правовым основанием для вывода о том, что МУП "ТТС" имеет в отношении собственников жилых помещений статус исполнителя коммунальных услуг, то есть подает тепловую энергию непосредственно потребителям коммунальных услуг (собственникам и законным владельцам помещений в многоквартирном доме), а не является теплоснабжающей организацией по отдельным договорам теплоснабжения с исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и др.).
Осуществление ресурсоснабжающей организацией функций исполнителя коммунальных услуг в отношениях с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, находящихся под непосредственным управлением граждан, не изменяет статуса данной организации как теплоснабжающей и, соответственно, не исключает ее обязанности по оплате приобретенного ресурса у производителя тепловой энергии в соответствии с нормами законодательства о теплоснабжении.
Сложившиеся между истцом и ответчиком отношения не являются отношениями по предоставлению коммунальной услуги применительно к нормам жилищного законодательства, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для уменьшения стоимости потребленного ответчиком энергоресурса на основании положений Правил N 354.
Решение суда по делу N А64-4602/2019 вступило в законную силу.
Оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, судами обоснованно частично удовлетворены исковые требования, разногласия урегулированы в указанной выше редакции.
Доводы кассаторов не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.12.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А64-170/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
А.П. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений ст. 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники в качестве одного из способа управления многоквартирным домом могут выбрать управление управляющей организацией.
Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 и п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг конечным потребителям.
...
Сложившиеся между истцом и ответчиком отношения не являются отношениями по предоставлению коммунальной услуги применительно к нормам жилищного законодательства, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для уменьшения стоимости потребленного ответчиком энергоресурса на основании положений Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 августа 2021 г. N Ф10-3065/21 по делу N А64-170/2020