г.Калуга |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А35-1423/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Л.А.Крыжской У.В.Серокуровой |
при участии:
от администрации города Курска - Шишкина М.Д., представитель по доверенности от 13.01.2021;
от акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" - Гончарова Г.Г., представитель по доверенности от 01.09.2020;
от администрации Центрального округа города Курска - не явились, извещены надлежаще;
от администрации Курской области - не явились, извещены надлежаще;
от Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области - не явились, извещены надлежаще;
от муниципального казенного учреждения "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" - не явились, извещены надлежаще;
от Комитета городского хозяйства города Курска - не явились, извещены надлежаще;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 16.10.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А35-1423/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "Спецавтобаза по уборке г. Курска", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области к муниципальному образованию "город Курск" в лице администрации города Курска (далее - администрация города Курска, ответчик) с исковым заявлением о взыскании 4 121 руб. 75 коп. расходов, связанных с ликвидацией мест несанкционированного размещения отходов (уточненное заявление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Центрального округа города Курска; администрация Курской области, Комитет экологической безопасности и природопользования Курской области (далее - Комитет экологии города Курска), муниципальное казенное учреждение "Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству" (далее - МКУ "Городская инспекция ЖКХ"); Комитет городского хозяйства города Курска (далее - Комитет городского хозяйства города Курска); Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - КУМИ города Курска).
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация города Курска обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.10.2017 АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне города Курска.
Региональным оператором на прибрежной территории реки Кур в районе улиц Береговая, Золотой проезд и Ватутина было выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт обследования земельного участка от 08.10.2019.
Поскольку несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов осуществлено на территории муниципального образования "Город Курск", истец 22.10.2019 направил в адрес: Комитета экологической безопасности и природопользования города Курска, администрации города Курска, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитета ЖКХ города Курска требование о ликвидации несанкционированной свалки.
В связи с неисполнением администрацией города Курска вышеуказанного требования истец за счет собственных денежных средств ликвидировал место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
По расчету АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" расходы на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составили 4 121,75 руб..
В добровольном порядке администрация города Курска отказалась от возмещения истцу вышеуказанных расходов, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что администрация города Курска обязана компенсировать АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" затраты, связанные с ликвидацией несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов, так как согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС, к вопросам местного значения города Курска относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда обеих инстанций в этой части не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств спора, имеющих значение для дела.
В частности, согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 вышеуказанного нормативного правового акта, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Учитывая вышеизложенные требования, ликвидация выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в первую очередь, возлагается на собственника земельного участка, на котором расположены такие отходы.
Давая правовую оценку обстоятельствам, связанным с установлением собственника земельного участка, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу о том, что территория, на которой располагалась спорная несанкционированная свалка, относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено.
При этом суд также пришел к выводу о том, что нахождение места несанкционированного размещения отходов на землях, право собственности на которые не разграничено, для целей возложения на орган местного самоуправления обязанности по возмещения расходов, связанных с ликвидацией такой свалки, правового значения не имеет, так как данное место располагалось в пределах границ городского округа "Город Курск".
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части судебная коллегия ошибочными и не основанными на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора по настоящему делу.
В частности, в соответствии с требованиями части 1 статьи 2 Закона Курской области от 05.03.2015 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" и органами государственной власти Курской области по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено", администрация Курской области и (или) уполномоченные Губернатором Курской области исполнительные органы государственной власти Курской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа "Город Курск" по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территории городского округа "Город Курск", за исключением: земельных участков для сельскохозяйственного использования; земельных участков для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов; земельных участков для эксплуатации многоквартирных домов; земельных участков, площадь которых не превышает 200 кв. м; лесных участков; огородных и садовых земельных участков; земельных участков, предназначенных для индивидуального гаражного строительства.
Полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, перераспределяются сроком на десять лет.
Согласно статье 3 вышеуказанного закона органами государственной власти Курской области полномочия, предусмотренные в статье 2 настоящего Закона, осуществляются за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что наличие либо отсутствие у соответствующих уполномоченных органов власти полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, имеет правовое значение для целей определения лица, которое обязано принимать меры к ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, арбитражным судом первой и апелляционной инстанций не были исследованы обстоятельства, связанные с установлением органа власти, который вправе был распоряжаться землями, на территории которых располагалась несанкционированная свалка, в соответствии с Законом Курской области от 05.03.2015 N 8-ЗКО. Оценка указанным обстоятельствам может быть дана применительно, в том числе, к Правилам землепользования и застройки города Курска, Генеральному плану города Курска.
Кроме того, судом не установлено обеспечивался ли орган местного самоуправления соответствующими финансовыми средствами для исполнения полномочий по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Из материалов дела также следует, что доводы сторон в части отнесения всей территории, на которой располагалось место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, к землям, государственная собственность на которые не разграничена, носят противоречивый характер.
Вместе с тем, указанные противоречия судом устранены не были.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия считает необходимым отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты и дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении настоящего дела, в случае возникновения необходимости, исследовать и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 16.10.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А35-1423/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Л.А.Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда обеих инстанций в этой части не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств спора, имеющих значение для дела.
В частности, согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 августа 2021 г. N Ф10-2640/21 по делу N А35-1423/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2640/2021
21.06.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6866/20
28.02.2022 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1423/20
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2640/2021
29.03.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6866/20
16.10.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-1423/20