г. Калуга |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А62-8547/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.08.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Копырюлина А.Н. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от АО "Русатом Оверсиз" (ОГРН 5177746397219; ИНН 7725413350) |
Иликова А.М. - представителя (доверен. от 24.06.2021 N 333/54/2021-ДОВ) |
от Смоленской таможни (г. Смоленск, ул. Лавочкина, д.105)
|
Масловой Н.В. - представителя (доверен. от 01.06.2021 N 06-46/76) |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А62-8547/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Русатом Оверсиз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Смоленской таможни, выраженного в письме от 10.07.2020 N 15-11/16510, во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары 10113110/050617/0068600, 10113110/050617/0068471, 10113110/190617/0075601, 10113110/190617/0075532, 10113110/190617/0075734, 10113110/200617/0076491, 10113110/200617/0076486, 10113110/210617/0077397, о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении процедуры рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин; об обязании вынести решение о возмещении излишне уплаченных таможенных пошлин.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2021 признан незаконным отказ Смоленской таможни во внесении изменений в ДТ, выраженный в письме от 10.07.2020 N 15-11/16510, в отношении ДТ 10113110/190617/0075601, 10113110/190617/0075532, 10113110/190617/0075734, 10113110/200617/0076491, 10113110/200617/0076486, 10113110/210617/0077397. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "Русатом Оверсиз" после выпуска товаров, с указанием на наличие льготы по уплате таможенных платежей и в целях возврата излишне уплаченных сумм, были поданы в таможенный орган заявления от 17.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары 10113110/050617/0068600, 10113110/050617/0068471, 10113110/190617/0075601, 10113110/190617/0075532, 10113110/190617/0075734, 10113110/200617/0076491, 10113110/200617/0076486, 10113110/210617/0077397, которые получены Смоленским таможенным постом (ЦЭД) 18.06.2020.
Письмом от 10.07.2020 N 15-11/16510 таможня отказала обществу во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары, сославшись п. 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, указав, что обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Кодекса.
Не согласившись с отказом Смоленской таможни во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ранее поданные декларации на товары, выраженном в письме от 10.07.2020 N 15-11/16510, и ссылаясь на обязанность таможенного органа возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи, АО "Русатом Оверсиз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п.3 ст.112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
В силу статьи 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией. Внесение изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании поданного в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, или документов, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, если обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, не предоставляется.
В пункте 5 статьи 108 указанного Закона установлено, что таможенный орган рассматривает документы о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, после их выпуска в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня регистрации подачи таких документов.
Согласно подпункта д) пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится в случае заявления плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Согласно п.12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Обращение не представляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 115, пунктом 6 статьи 116 Кодекса, подпунктами "ж" - "и" и "о" пункта 11 настоящего Порядка. В этом случае декларантом представляются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Подпунктом а) пункта 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, установлено, что таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в случае, если обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Кодекса.
Согласно п.7 ст.310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7 - 15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, а также указанные в пункте 4 настоящей статьи товары, не признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся под таможенным контролем до приобретение в соответствии с настоящим Кодексом статуса товаров Союза, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи.
В силу п.2 ст. 134 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус товаров Союза, за исключением условно выпущенных товаров, указанных в пункте 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующей до 01.08.2021) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020, разъяснено, что само по себе истечение срока проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товаров, не является основанием для отказа в принятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и не должно приводить к наступлению неблагоприятных последствий для декларанта (плательщика), обратившегося в таможенный орган с соблюдением трехлетнего срока возврата таможенных платежей, определенного ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Как установлено судами и не опровергнуто таможенным органом, заявления общества о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары 10113110/190617/0075601, 10113110/190617/0075532; 10113110/190617/0075734, 10113110/200617/0076491; 10113110/200617/0076486; 10113110/210617/0077397, поданы им до истечения срока, установленного п.7 ст. 310 ТК ЕАЭС, в связи с чем у таможенного органа не имелось оснований для отказа обществу во внесении изменений (дополнений) в данные декларации на товары на основании подпункта а) пункта 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Отклоняя доводы таможни о том, что представление обществом указанных заявлений в последние дни периода нахождения товаров под таможенным контролем препятствует таможенному органу провести проверку представленных документов и сведений и, соответственно, принять решение о внесении изменений (дополнений) в ДТ и возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался п. 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020.
Вывод судов о наличии у таможенного органа обязанности рассмотреть спорные заявления соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 24.03.2020 N 305-ЭС20-1930, от 01.11.2019 N 305-ЭС19-10801.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, в ином случае разрешение вопроса о возврате таможенных платежей оказалось бы поставленным в зависимость от поведения должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля и приводит к сокращению срока реализации декларантом (плательщиком) права на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сравнении со сроком, установленным частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании по основаниям, не предусмотренным законом, и имеющим отношение к организации деятельности таможенных органов.
Подобное ограничение прав декларанта (плательщика) на возврат излишне уплаченных таможенных платежей, с учетом вышеназванных конституционных гарантий защиты права частной собственности, не может быть признано допустимым, поскольку, как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 15.02.2019 N 10-П, от 17.01.2018 N 3-П и от 18.02.2000 N 3-П), цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций, поскольку иное может приводить к недопустимому отступлению от принципов равенства и справедливости, в частности, в сфере взимания обязательных публичных платежей в бюджет.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы таможенного органа, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка, основаны на ошибочном толковании правовых норм, в связи с чем отклоняются.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А62-8547/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
А.Н. Копырюлин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, в ином случае разрешение вопроса о возврате таможенных платежей оказалось бы поставленным в зависимость от поведения должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля и приводит к сокращению срока реализации декларантом (плательщиком) права на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сравнении со сроком, установленным частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании по основаниям, не предусмотренным законом, и имеющим отношение к организации деятельности таможенных органов.
Подобное ограничение прав декларанта (плательщика) на возврат излишне уплаченных таможенных платежей, с учетом вышеназванных конституционных гарантий защиты права частной собственности, не может быть признано допустимым, поскольку, как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 15.02.2019 N 10-П, от 17.01.2018 N 3-П и от 18.02.2000 N 3-П), цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций, поскольку иное может приводить к недопустимому отступлению от принципов равенства и справедливости, в частности, в сфере взимания обязательных публичных платежей в бюджет."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 августа 2021 г. N Ф10-3532/21 по делу N А62-8547/2020