Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
постановлением администрации
Сусуманского городского округа
от 05.08.2021 г. N 320
Порядок
оценки налоговых расходов Сусуманского городского округа
I. Общие положения
1.1. В целях оценки налоговых расходов муниципального образования "Сусуманский городской округ" (далее - муниципальное образование) настоящий Порядок оценки налоговых расходов муниципального образования "Сусуманский городской округ" (далее - Порядок) определяет:
- правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов;
- порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия и термины:
- Налоговые расходы муниципального образования (далее - налоговые расходы) - выпадающие доходы бюджета муниципального образования, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам и сборам (далее - льготы), предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики муниципального образования, не относящимися к муниципальным программам;
- Нормативные характеристики налоговых расходов - сведения о положениях нормативных правовых актов муниципального образования, которыми предусматриваются налоговые льготы, наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные приложением N 1 к настоящему Порядку; (предусмотренные нормативными правовыми актами округа)
- Оценка налоговых расходов - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов муниципального образования, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов муниципального образования;
- Оценка объемов налоговых расходов муниципального образования - определение объемов выпадающих доходов бюджета муниципального образования, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
- Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов муниципального образования;
- Паспорт налогового расхода муниципального образования - документ, содержащий информацию о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налогового расхода муниципального образования;
- Социальные налоговые расходы муниципального образования - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;
- Стимулирующие налоговые расходы муниципального образования - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета муниципального образования;
- Технические налоговые расходы муниципального образования - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, имеющих право на льготы, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета муниципального образования;
- Фискальные характеристики налоговых расходов муниципального образования - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот, об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в бюджет муниципального образования, а также иные характеристики, предусмотренные приложением N 1 к настоящему Порядку;
- Целевые характеристики налоговых расходов муниципального образования - сведения о целевой категории налоговых расходов муниципального образования, целях предоставления плательщикам налоговых льгот, а также иные характеристики, предусмотренные приложением N 1 к настоящему Порядку.
1.3. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется оценка следующих налоговых расходов:
- льготы по уплате земельного налога;
- льготы по уплате налога на имущество физических лиц;
- льготы по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
1.4. В целях оценки налоговых расходов муниципального образования, в соответствии с настоящим Порядком:
1) комитет по экономике администрации Сусуманского городского округа (далее - уполномоченный орган):
- обеспечивает сбор и формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования, необходимой для проведения их оценки, в том числе формирует оценку объемов налоговых расходов муниципального образования за отчетный финансовый год, а также оценку объемов налоговых расходов муниципального образования на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период;
- осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования.
2) МРИ ФНС России N 2 по Магаданской области (по согласованию) до 1 апреля текущего финансового года направляет в уполномоченный орган сведения за год, предшествующий отчетному финансовому году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, содержащие:
3) Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области (далее - налоговый орган), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" представляют в администрацию Сусуманского городского округа информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах муниципального образования за 5 лет, предшествующих отчетному финансовому году.
4) кураторы налоговых расходов:
- формируют паспорта налоговых расходов муниципального образования, содержащие информацию, предусмотренную приложением N 1 к настоящему Порядку и направляют в комитет по экономике;
- осуществляют оценку налоговых расходов, а также оценку эффективности налоговых расходов муниципального образования и направляют результаты такой оценки в уполномоченный орган.
5) соисполнитель куратора налоговых расходов:
- представляет куратору налоговых расходов информацию для оценки налоговых расходов муниципального образования (данные статистической отчетности, иные сведения, необходимые для проведения оценки налоговых расходов);
- представляет куратору налоговых расходов предложения для включения в проекты методик оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования в пределах полномочий, в соответствии с которыми они являются ответственными за достижение соответствующих налоговому расходу муниципального образования целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам;
- осуществляет оценку эффективности налоговых расходов в пределах полномочий, определенных методикой оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования, в соответствии с которыми он является ответственным за достижение соответствующих налоговому расходу целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, и направляет результаты оценки эффективности налоговых расходов и куратору налоговых расходов, осуществляющему сводную оценку эффективности налоговых расходов муниципального образования ежегодно, не позднее 1 декабря (уточненные данные - до 15 февраля).
1.5. Отнесение налоговых расходов муниципального образования к муниципальным программам осуществляется исходя из целей муниципальных программ, структурных элементов муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам.
1.6. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов, а также используемой для проведения оценки эффективности налоговых расходов, могут использоваться:
- данные налогового органа;
- данные Федеральной службы государственной статистики;
- данные комитета финансов администрации Сусуманского городского округа;
- иные сведения, необходимые для оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования
2.1. Оценка налоговых расходов округа осуществляется кураторами налоговых расходов в соответствии с Порядком.
2.2. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования:
1) кураторы налоговых расходов в срок до 20 января текущего года формируют паспорта налоговых расходов, содержащие информацию, предусмотренную приложением N 1 к настоящему Порядку, и направляют их в уполномоченный орган;
2) уполномоченный орган до 1 февраля текущего года направляет в Межрайонную ИФНС России N 2 по Магаданской области сведения о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов муниципального образования, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Порядку;
3) Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области (по согласованию) до 1 апреля текущего года направляет в администрацию Сусуманского городского округа сведения за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего года, содержащие:
- сведения о количестве плательщиков, воспользовавшихся льготами;
- сведения о суммах выпадающих доходов бюджета муниципального образования по каждому налоговому расходу;
- сведения об объемах налогов, задекларированных для уплаты плательщиками в бюджет муниципального образования по каждому налоговому расходу, в отношении стимулирующих налоговых расходов;
4) уполномоченный орган до 15 апреля текущего года направляет кураторам налоговых расходов сведения, указанные в подпункте 3 пункта 2.2 настоящего Порядка;
5) Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области (по согласованию) до 15 июля текущего года направляет в администрацию Сусуманского городского округа сведения об объеме льгот за отчетный год, сведения о налогах, задекларированных для уплаты плательщиками, имеющими право на льготы, в отчетном году;
6) уполномоченный орган до 20 июля текущего финансового года направляет кураторам налоговых расходов сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2.2 настоящего Порядка.
2.3. Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования включает:
1) оценку целесообразности налоговых расходов муниципального образования;
2) оценку результативности налоговых расходов муниципального образования.
2.4. Критериями целесообразности налоговых расходов муниципального образования являются:
1) соответствие налоговых расходов муниципального образования целям муниципальных программ, структурным элементам муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования, не относящимся к муниципальным программам;
2) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
2.4.1. Налоговый расход муниципального образования должен соответствовать минимум одной цели муниципальной программы, структурного элемента муниципальной программы и (или) цели социально-экономической политики муниципального образования, не относящейся к муниципальным программам.
Один налоговый расход может соответствовать нескольким целям муниципальной программы, структурных элементов и (или) целям социально-экономической политики, не относящимся к муниципальным программам (такие цели могут носить разнородный характер). В этом случае при проведении оценки целесообразности налоговых расходов следует определить одну цель, которая в большей степени отражает цель предоставления льготы.
При оценке налоговых расходов муниципального образования налоговый расход должен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение целей муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программ. Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой. Косвенное (опосредованное) влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
2.4.2. При определении показателя востребованности численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, может быть соотнесена с количеством плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы.
Под общим количеством плательщиков понимается количество плательщиков, потенциально имеющих право на получение льготы. Общее количество плательщиков определяется на основании информации, полученной из источников, установленных пунктом 1.6 настоящего Порядка. Количество потенциальных плательщиков может быть расчетным показателем, в связи с чем, куратору налогового расхода требуется отразить порядок расчета указанного показателя. При определении общего количества плательщиков необходимо учитывать фискальные характеристики, направляемые налоговым органом.
В случае, если льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет.
Оценка востребованности плательщиками предоставленных льгот осуществляется по формуле:
,
где:
- востребованность плательщиками предоставленных льгот j-й льготы;
- численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на j-ю льготу в i-м году;
- общая численность налогоплательщиков, потенциально имеющих право на применение j-й льготы в i-м году;
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5.
Льгота считается востребованной при достижении порогового значения уровня востребованности. Пороговое значение уровня востребованности льготы составляет:
- по земельному налогу по физическим лицам - 0,002;
- по земельному налогу по юридическим лицам - 0,2;
- по налогу на имущество физических лиц - 0,1;
- по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 0,1.
2.4.3. В случае несоответствия налоговых расходов муниципального образования хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка, куратору налогового расхода надлежит представить в уполномоченный орган предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
2.4.4. Критерием результативности налогового расхода является как минимум один показатель (индикатор) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы муниципального образования.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
Под показателем (индикатором) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, которой (которым) соответствует налоговый расход и определенной (определенным) на этапе оценки целесообразности налогового расхода.
Целевой показатель должен отражать специфику налогового расхода.
В случае если налоговый расход не оказывает существенного влияния на изменение показателей, содержащихся в документах стратегического планирования муниципального образования, допускается использование показателя, предусмотренного муниципальной статистикой.
2.5. Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
2.6. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов муниципального образования.
2.7. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов бюджета муниципального образования в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов бюджета муниципального образования для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств бюджета муниципального образования;
б) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
2.8. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов муниципального образования, обусловленных льготами, наряду со сравнительным анализом, указанным в пункте 2.7. настоящего Порядка, рассчитывается оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов в соответствии с пунктом 2.9. настоящего Порядка. Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов муниципального образования.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов муниципального образования определяется отдельно по каждому налоговому расходу. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом по указанной категории плательщиков.
2.9. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода (Е) по следующей формуле:
,
где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования j-м плательщиком в i-м году. При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования плательщиками, учитываются начисления по налогам, определенным п. 1.3. настоящего Порядка.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов муниципального образования для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в бюджет муниципального образования, оцениваются (прогнозируются) по данным кураторов налоговых расходов;
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования j-м плательщиком в базовом году;
- номинальный темп прироста налоговых доходов бюджета муниципального образования в i-м году по отношению к показателям базового года (определяется Министерством финансов Российской Федерации и доводится Министерством финансов Магаданской области не позднее 5 мая текущего финансового года (по согласованию));
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований муниципального образования, рассчитываемая по формуле:
,
где:
- целевой уровень инфляции (4 процента);
р - реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
с - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей настоящего Порядка в зависимости от отношения объема муниципального долга муниципального образования по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам муниципального образования (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период:
- если отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
- если отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
- если отношение составляет более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
2.10. Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования j-м плательщиком в базовом году, рассчитывается по формуле:
,
где:
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального образования j-м плательщиком в базовом году;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году;
- объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в настоящем Порядке понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет.
2.11. По итогам оценки эффективности налогового расхода муниципального образования куратор налогового расхода до 1 сентября текущего года формулирует и предоставляет в уполномоченный орган выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода муниципального образования, вкладе налогового расхода муниципального образования в достижение целей муниципальной программы муниципального образования и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для бюджета муниципального образования альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, о необходимости сохранения (уточнения, отмены) льгот для плательщиков. Выводы должны отражать, является ли налоговый расход эффективным.
2.12. Уполномоченный орган обобщает результаты оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования на основе данных, представленных кураторами налоговых расходов.
2.13. Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов муниципального образования учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования.
Результаты оценки налоговых расходов муниципального образования до 1 октября текущего года размещаются на официальном сайте муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.