Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Калачинского муниципального
района Омской области
от 26.07.2021 N 1105-па
Концепция
инвестиционной политики Калачинского муниципального района Омской области на период до 2024 года
Введение
Определяющее значение в решении проблем социально - экономического развития Калачинского муниципального района играют инвестиции. Привлечение инвестиций является стратегическим стержнем повышения доходности территории, важнейшим источником финансовых поступлений и роста экономической активности.
Одной из приоритетных задач, которые ставит перед собой администрация муниципального района - это повышение инвестиционной привлекательности Калачинского муниципального района, решение которой возможно путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики.
Концепция инвестиционной политики Калачинского муниципального района (далее - Концепция) определяет систему стратегических целей в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности.
Основной целью инвестиционной политики района является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению доходов населения, расширению налоговой базы и сбалансированности районного бюджета и бюджетов поселений, ослаблению социальных проблем и напряженности в обществе.
В данной Концепции проведена оценка инвестиционного климата в Калачинском муниципальном районе, выявлены основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.
Концепция разработана с учетом анализа развития отраслевых предприятий и предпринимательства, уровня инвестиционной активности и соответствует положениям стратегии социального-экономического развития Калачинского муниципального района, плана мероприятий по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционной привлекательности Калачинского муниципального района Омской области.
1. Основные понятия, применяемые в настоящей концепции
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности, как правило, в долгосрочной перспективе, в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных средств (капитальные вложения).
Инвестиционная деятельность - в широком смысле - деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта), в узком - процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения (собственно инвестиционная деятельность или инвестирование).
Инвестиционная политика - комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционной деятельностью на территории муниципального района, направленных на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска.
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.
Инвестиционные ресурсы - реальные и финансовые активы, предназначенные для вложения в объекты инвестирования.
Инвестиционный климат - обобщающая характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику Калачинского муниципального района.
Инвестиционный потенциал - совокупность экономических и социальных факторов, обеспечивающих реализацию инвестиционной деятельности на территории муниципального района.
Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение средств в объекты инвестирования на территории муниципального района.
2. Анализ состояния инвестиционного климата в Калачинском муниципальном районе
2.1. Общая характеристика Калачинского муниципального района
Калачинский муниципальный район расположен в восточной части Центрального экономического района Омской области. В состав муниципального района входят 12 сельских поселений и 1 городское поселение
По данным Омскстата среднегодовая численность постоянного населения на 01.01.2021 года составила 38,6 тыс. человек. Площадь района составляет 2,8 тыс. кв. км или 2% от территории Омской области. На территории района расположено 54 населённых пунктов. Удаленность райцентра г. Калачинска от областного центра составляет 88 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 483,1 км.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 284,0 тыс. га, из них 215,3 тыс. га - сельскохозяйственные угодья, пашни - 167,3 тыс. га, сенокосы - 13,1 тыс. га, пастбища - 32,5 тыс. га, прочее - 2,4 тыс. га.
На территории района расположены ряд крупных промышленных предприятий, составляющих основу экономического потенциала, таких как: АО "Омский бекон", АО "ДРСУ N 6", ООО "Концептстрой", ООО "УМ-10", ООО "Омское продовольствие - Калачинск".
Наибольший вклад в экономическое развитие района вносят три направления: сельскохозяйственное производство с годовым выпуском продукции 6,0 млрд. рублей, следующие за ним обрабатывающие производства - 5,3 млрд. рублей, строительная индустрия значительно прибавила в 2020 и выполнила объем работ на 2,9 млрд. рублей. Объем выпуска товаров, работ и услуг на территории района с учетом субъектов малого предпринимательства составляет 17,7 млрд. рублей (105,3% к уровню 2019 года).
АО "Омский бекон" - крупнейший товаропроизводитель и работодатель на территории района. За 2020 год предприятием произведено 31,5 тыс. тонн колбасных изделий, 10,2 тыс. тонн мяса и субпродуктов.
АО "ДРСУ N 6" выполнено строительно-монтажных работ по объектам содержания, ремонта, строительства, капитального ремонта и реконструкции на сумму 1,6 млрд рублей, произведено 153 тыс. тонн асфальто-битумной смеси.
ООО "Концептстрой" объем выполненных строительно-монтажных работ составил 1,3 млрд. рублей. Предприятие является лидером по техническому перевооружению машинно-транспортного парка.
ООО "Управление механизации - 10" выполнило объем работ на сумму 359 млн. рублей.
Производством молочной продукции занимаются ООО "Ковалевское", "ИП Вагнер" и "ИП Макарян".
ООО "Сыродел" начата работа по восстановлению производства на базе Калачинского молкомбината.
ООО "Омское продовольствие - Калачинск" ежемесячно производит до 200 тонн овсяной крупы.
Значительную роль играют субъекты малого и среднего предпринимательства.
В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в районе на 01.01.2021 года зарегистрировано 932 субъектов СМП, что составляет 96,88% к 2019 году (в 2019 году - 1002, 2018 году - 1036). За 2020 год на территории района вновь зарегистрировалось 147 субъектов малого предпринимательства. Подавляющее число вновь созданных субъектов выбрали сферы деятельности в области торговли - 37,2% и транспортного обслуживания - 14,5%. В тоже время за отчетный период 225 индивидуальных предпринимателя и малых предприятий сняты с регистрационного учета как не осуществляющие деятельность, что связано с изменением учетной политики налогового законодательства, а также последствиями введенных ограничительных мероприятий.
Администрация района ежегодно оказывает грантовую поддержку начинающим предпринимателям и гражданам для организации собственного дела.
За период 2018 - 2020 годы выделено 11 грантов на общую сумму 5,4 млн. рублей, из них в 2020 году грантовую поддержку на развитие бизнеса получили 5 субъектов малого предпринимательства на сумму 2182,835 тыс. руб.
Благодаря высокой социальной ответственности работодателей обеспечен рост уровня заработной платы и стабильное поступление налогов в бюджет. Размер средней номинальной начисленной заработной платы по состоянию на 01.01.2021 составил 32248,80 рублей, что на 8,03 процентов выше уровня прошлого года (29851,80 рублей) и соответствует второму месту среди районов Омской области.
Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 13 коллективных и 153 крестьянско-фермерских хозяйств, 17 предприятий переработки.
В сельскохозяйственной отрасли занято 2583 работников, в том числе на предприятиях переработки трудится 1679 человек. Сельхозтоваропроизводители района занимают достойное место в Омской области по производству зерна, молока и мяса. Объем произведенной сельскохозяйственной продукции соответствует уровню прошлого года, что составил в денежном выражении более 6 млрд. рублей.
Предприятиями АПК в 2020 году на площади 47 тыс. га внесено 1654 тонн минеральных удобрений, приобретено элитных семян 464 тонны, протравлено семян 18 тыс. тонн, обработано гербицидами 121 тыс. га, фунгицидами 51 тыс. га, инсектицидами 9,8 тыс. гектар посевов.
При средней урожайности 19,5 центнеров с гектара намолочено зерновых и зернобобовых 222,9 тыс. тонн (рост к 2019 году на 16,3%). Собрано масличных культур 9,3 тыс. тонн, овощей 6,6 тыс. тонн и картофеля - 14 тыс. тонн. Под урожай 2021 года засыпано 20,6 тыс. тонн семян (100% к потребности), вспахано зяби 76,7 тыс. га.
В отрасли животноводства успешно развито мясное птицеводство (мясо индейки) свиноводство, мясное и молочное скотоводство, овцеводство и коневодство.
Для поддержки личных подсобных хозяйств в районе действуют 6 стационарных пунктов приёма молока, 1 убойный цех по забою и переработке мяса птицы, 3 убойных пункта по забою КРС, свинины, овец, лошадей. На территории Калачинского района действует единственный в области сертифицированный убойный цех для технического забоя мяса (ИП Ракитянский А.В.).
Производство скота и птицы на убой во всех категориях хозяйств составило 5,1 тыс. тонн, что меньше, чем планировалось и составило 74,2% к уровню прошлого года. Снижение производства мяса произошло по причине смены владельца птицеводческого комплекса ООО "Осокино", в результате чего район не дополучил планового объема производства мяса птицы бройлера.
Лидером среди животноводческих хозяйств по среднесуточному привесу в 2020 году являются работники СПК им Кирова, в котором привес составил 581 гр. на 1 голову.
Сельхозтоваропроизводители района в непростых условиях прошедшего года продолжают вести строительство объектов животноводства, например ИП КФХ Бичун С.П. осуществляет строительство мини молочного завода, в 2021 году предприятие планирует увеличение поголовья КРС до 600 голов, в основном молочного стада.
В 2020 году в районе произведено 19,0 тыс. тонн молока. Наивысший удой на одну фуражную корову показали сельхозтоваропроизводители ООО "Измайловское", ООО "Куликово", КФХ Величко М.Н., Сербин А.В., Бичун С.П.
В целях поддержки и стимулирования деятельности сельскохозяйственные производители района получили государственную поддержку в размере 52,6 млн. рублей, в том числе на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства 26,2 млн. рублей.
Объём субсидий на возмещение части затрат ЛПХ по производству молока соответствует уровню прошлого года и составил 2,2 млн. рублей.
Субсидии гражданам, ведущим ЛПХ, на возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочным, краткосрочным кредитам предоставлены в сумме 92,4 тыс. рублей.
Приобретено новой техники и оборудования на 202,9 млн. рублей, (в т. ч. тракторов всех марок - 6 единиц, 8 - зерноуборочных комбайнов, 4 - автомобиля, 5 - посевных комплексов). Среди районов области Калачинский район занимает 5 место по объёмам технического перевооружения.
Лидерами по техническому перевооружению среди хозяйств района являются: ИП глава КФХ Клочков А.П., ООО "Восход", ООО "Индейка", СПК "им. Кирова".
Ежегодно Калачинские аграрии показывают высокие результаты в трудовых соревнованиях. В направлении растениеводства среди крестьянских (фермерских) хозяйств ИП глава КФХ Клочков А.П. занял первое место, хозяйством получена самая высокая урожайность в районе 32,1 ц/га., в хозяйстве ИП главы КФХ Шарамеева А.А. урожайность зерновых составила 28,0 ц/га, наивысший удой на фуражную корову получен в ООО "Измайловское".
Развитая дорожная инфраструктура, высокая степень газификации, наличие железнодорожного сообщения, стабильно работающая сеть учреждений образования и культуры и возможность получения профессионального образования в районе позволяют Калачинскому муниципальному району показывать стабильные результаты.
2.2. Анализ инвестиционной деятельности в Калачинском муниципальном районе
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. рублей
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка) |
332,45 |
360,56 |
367,65 |
468,42 |
574,51 |
586,0 |
Данные таблицы отображают только показатели официальной статистической отчетности, не учитывающие субъекты малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей.
По экспертной оценке Администрации Калачинского муниципального района общий объем инвестиционных вложений в экономику района за 2020 год составил более 872,9 млн. рублей, в том числе 120 млн. рублей за счет бюджетов всех уровней. Инвестиционные вложения в развитие района осуществляли 56 организаций, из них наибольшую долю в объеме внебюджетных инвестиций имеют такие предприятия, как ООО "Концептстрой" - 130 млн. рублей (модернизация транспортного парка), ИП глава КФХ Клочков Александр Петрович - 52 млн. рублей (приобретение сельскохозяйственной техники, строительство ангара, семенной линии), АО "Омский бекон" - 43 млн. рублей (модернизация технологического оборудования), СПК имени Кирова - 12,5 млн. рублей (обновление машинно-транспортного парка, строительство фермы).
Введено в эксплуатацию 2,1 тыс. кв. м. торгово-офисных помещений на общую сумму 63 млн. рублей.
В 2020 году в район привлечено 166,21 млн. рублей бюджетных инвестиций, в том числе за счет средств федерального бюджета 50,85 млн. рублей, бюджета субъекта федерации 83,25 млн. рублей, местного бюджета 32,11 млн. рублей.
В целях расширения инвестиционного потенциала Калачинского района в 2020 году расширен перечень инвестиционных площадок до 9 объектов. В перечень инвестиционных площадок включены земельные участки со следующими кадастровыми номерами:
- Восточная часть Калачинское городское поселение, кадастровый квартал 55:07:031904;
- Западная часть г. Калачинска, кадастровые участки 55:34:040201:111, 55:34:040201:1186, 55:34:040201:1185, 55:34:040201:138;
- Омская область, р-н Калачинский, Воскресенское сельское поселение, в 20 м севернее с. Воскресенка, в 300 м северо-восточнее г. Калачинска, участок 55:07:010703:554;
- Калачинский муниципальный район, г. Калачинск, ул. Черепова, 81а, участок 55:34:000000:793;
- Калачинский муниципальный район, г. Калачинск, ул. Комбинатовская, 5, участок 55:34:010606:3;
- Калачинский муниципальный район, г. Калачинск, ул. Черепова, д 100, участок 55:34:040103:44;
- Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, участок 55:07:110101:576.
Реестр земельных участков для реализации инвестиционных проектов расположен на официальном портале Правительства Омской области http://kalach.omskportal.ru/omsu/kalach-3-52-218-1/banners/useful-links/investicii/in-pl
2.3. Причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в Калачинском муниципальном районе
Причинами, препятствующими развитию инвестиционной деятельности в Калачинском муниципальном районе, являются:
- недостаток собственных средств предприятий для реализации инвестиционных проектов;
- нестабильная конъюнктура на финансовом рынке;
- отсутствие у предприятий - заемщиков реального залогового обеспечения кредитов;
- недостаток бюджетных средств для инвестирования в объекты муниципальной собственности;
- протяженность транспортно-логистического плеча;
- высокая стоимость электроэнергии по сравнению с сопредельными областями;
- проблемы сбыта продукции.
3. Цели и задачи инвестиционной политики
Основной целью инвестиционной политики района является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению доходов населения, расширению налоговой базы и сбалансированности районного бюджета и бюджетов поселений, ослаблению социальных проблем и напряженности в обществе.
К основным задачам инвестиционной политики Калачинского муниципального района относятся:
- формирование благоприятного инвестиционного климата;
- создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности;
- мобилизация инвестиционных ресурсов района и обеспечение их эффективного использования путем формирования инвестиционной программы для реализации приоритетных и социально - значимых направлений развития района;
- поиск надежных источников и методов финансирования муниципальных инвестиционных проектов;
- содействие предприятиям района в привлечении частных инвестиций.
4. Принципы инвестиционной политики Администрации Калачинского муниципального района
4.1. Принципы инвестиционной политики
Принципами инвестиционной политики являются:
- ориентация на создание привлекательной инвестиционной среды, эффективное использование бюджетных средств, направляемых в адресные инвестиционные программы;
- соблюдение принципа равноправного доступа инвесторов к инвестиционным ресурсам района, конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы района;
- оказание должного внимания небольшим проектам, обеспечивающим малые производственные объемы и небольшое число рабочих мест;
- открытость и доступность информации для всех инвесторов;
- гарантии, дающие инвестору определенную уверенность в защищенности его вложений.
4.2. Базовые "точки роста" экономики муниципального района
Базовыми "точками роста" экономики муниципального района являются:
- создание индустриальных парков, кластеров;
- создание высокотехнологичных производств;
- создание транспортно-логистического узла;
- развитие внутренних и внешних кооперационных связей предприятий и взаимодействие межмуниципального сотрудничества;
- производство продовольственной продукции;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- улучшение состояния окружающей среды на территории района;
- создание новых рабочих мест, повышение качества и уровня жизни населения;
- жилищное строительство;
- вывоз и переработка мусора;
- реализация проектов на условиях муниципально-частного партнерства.
Важную роль в становлении проектов базовых "точек роста" будут осуществлять организации малого и среднего предпринимательства.
Вопросы дальнейшего роста конкурентоспособности экономики района, активизации ее "точек роста" будут решаться совместными усилиями инвесторов, организаций, органов местного самоуправления Калачинского муниципального района с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, при участии государственной поддержки.
"Точки роста" экономики муниципального района определены как приоритетные направления инвестиционной политики Администрации муниципального района.
4.3. Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Калачинского муниципального района
Для создания привлекательного имиджа Калачинского муниципального района необходимо максимально широкое представление информации об инвестиционном потенциале, разработанной на базе, обеспечивающей защиту прав и интересов инвесторов.
В рамках этого направления необходимо предпринять следующие меры:
- разработка презентационных материалов о районе;
- распространение информации о преимуществах района (сырьевом, промышленном, туристическом и др.), инвестиционных проектах и предложениях, презентация района и отдельных инвестиционных проектов, распространение информационно-рекламных материалов;
- участие в инвестиционных семинарах, конференциях и ярмарках;
- размещение информации, полученной и подготовленной в результате осуществления мониторинга инвестиционной деятельности, в печатных, телевизионных и электронных средствах массовой информации;
- работа с министерствами Омской области, АО "Агентством развития и инвестиций Омской области" и другими организациями с целью продвижения районных инвестиционных проектов, привлечения к их реализации дополнительных источников финансовых средств.
5. Основные мероприятия в рамках реализации инвестиционной политики
5.1. Совершенствование нормативно-правовой базы
В целях регулирования инвестиционной деятельности в Калачинском муниципальном районе приняты следующие нормативные документы:
1. Решение Совета Калачинского муниципального района Омской области от 25.03.2016 N 17-РС "О внесении изменений в устав Калачинского муниципального района Омской области" - определение уполномоченного органа по вопросам муниципально-частного партнерства";
2. Постановление Администрации Калачинского муниципального района Омской области от 15.09.2017 N 66-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Калачинского муниципального района Омской области на 2017 - 2028 годы";
3. Распоряжение Администрации Калачинского муниципального района Омской области от 27.02.2020 N 52-ра "Об утверждении Плана мероприятий по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционной привлекательности Калачинского муниципального района Омской области на 2020 - 2022 годы";
4. Распоряжение Администрации Калачинского муниципального района Омской области от 15.09.2016 N 27-р "О создании Совета по вопросам привлечения инвестиций, развитию конкуренции и развития предпринимательства при Главе Калачинского муниципального района".
5.2. Содействие в реализации инвестиционных проектов
Основные формы содействия в реализации инвестиционных проектов:
- поиск инвесторов;
- информационно-консультационная деятельность по предоставлению инвестору требуемой информации;
- административное сопровождение социально-значимых инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации;
- привлечение АО "Агентство развития и инвестиций Омской области" для сопровождения региональных, межрегиональных и межрайонных инвестиционных проектов;
- заключение соглашений о совместной инвестиционной деятельности и поддержке;
- осуществление полного комплекса работ, связанного с землеотводом и оформлением земельных участков;
- создание условий для развития бизнеса;
- содействие в получении у соответствующих организаций: технических условий на подключение к инженерным коммуникациям; результатов топографических, гидро-, метео и геологических исследований территории; заключений санитарной, экологической и других экспертиз в рамках исполнения полномочий органов местного самоуправления.
5.3. Мониторинг инвестиционной деятельности
Под мониторингом инвестиционной деятельности следует понимать наблюдение за фактическим положением дел в инвестиционной сфере и анализ происходящих в ней изменений.
Мониторинг инвестиционной деятельности охватывает следующие основные этапы:
1) построение системы информационных отчетных показателей за каждым объектом мониторинга;
2) оперативное отслеживание текущих результатов;
3) сравнение фактических результатов с показателями предыдущего года;
4) формирование отчета по результатам сравнения.
Проведение мониторинга предусматривает:
- сбор статистической и аналитической информации, проведение ее систематизации и анализа по основным направлениям развития инвестиционной деятельности на территории района;
- создание единой информационной базы данных о результатах проведенного мониторинга.
Мониторинг инвестиционной деятельности осуществляется Комитетом по экономическому развитию и инвестициям администрации Калачинского муниципального района Омской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Калачинского муниципального района Омской области от 26 июля 2021 г. N 105-па "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.