Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Взаимодействие с органами государственной власти, структурами, общественными организациями по обеспечению прав и законных интересов ребенка
Наиболее ярким примером взаимодействия Уполномоченного с органами власти всех уровней является работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей в период пандемии. В первые же дни введения режима повышенной готовности заработала Горячая линия Уполномоченного. За два месяца самоизоляции было обработано более 500 звонков, принято около 300 письменных обращений. Основные вопросы, которые волновали жителей: организация дистанционного обучения школьников, прохождение итоговой аттестации, оформление социальных пособий и получение продуктовых наборов, продление инвалидности, обеспечение детей-инвалидов лекарствами, не включенными в утвержденный Перечень.
Благодаря тесному взаимодействию с государственными органами, министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления в ручном режиме удалось оказать помощь продуктами, питанием для новорожденных детей и средствами гигиены семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в Наро-Фоминске, Раменском, Талдоме, Мытищах, Одинцово, Пушкино, Щелково, Серебряных Прудах, Воскресенске, Коломне, Домодедово.
В период режима самоизоляции многодетная мама, двое детей которой занимались дистанционно, осталась без компьютера. Средств на покупку нового у нее не было. При содействии Уполномоченного по правам ребенка в Московской области удалось обеспечить семью двумя ноутбуками для продолжения обучения детей.
В 2020 году Уполномоченный вел активную работу с посольствами и консульствами различных стран, чтобы оказать содействие семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с закрытием границ из-за пандемии.
При личном участии Уполномоченного удалось оказать помощь иностранной семье, застрявшей в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. Граждане Украины с двумя маленькими детьми, один из которых ребенок-инвалид с одной почкой, при перелете из Королевства Таиланд в период закрытия границ более двух суток не могли улететь в Республику Беларусь, где имели вид на жительство. Благодаря личному содействию Уполномоченного, удалось объединить усилия представителей консульств Украины и Беларуси, МИД России, и семья получила разрешение на выход из транзитной зоны аэропорта. На дипломатической машине Украины она была доставлена на границу России и Украины, откуда по международному договору без 2-недельного карантина отбыла в Республику Беларусь.
Поступали письменные обращения от родителей граждан России, которые находились на территории Королевства Таиланд, Тенерифе, Республики Корея, Республики Филиппины, Аргентины, Шри-Ланки (всего 6 обращений), о рассмотрении возможности скорейшего выезда в Россию, так как остались на карантине с малолетними детьми. Все семьи выехали самостоятельно, не по туристическим путевкам.
Семья из Московской области находилась на Филиппинах. Дочь 10 лет нуждается в лечении у онколога. Уполномоченным направлено ходатайство в Посольство России в Республике Филиппины и МИД России. Из телефонного разговора стало известно, что приняты все меры по скорейшему прилету семьи в Россию во Владивосток. Ближайший рейс был из Сеула. Семья прибыла в Россию. Девочке своевременно была оказана высококвалифицированная медицинская помощь.
Еще в 2019 году по акту выявления и учета беспризорного и безнадзорного сотрудниками полиции аэропорта Домодедово несовершеннолетняя, имеющая паспорт гражданина ЮАР, незаконно пересекавшая границу РФ, была помещена в ГКУ СОМО "Домодедовский СРЦН "Семья". Представитель Посольства ЮАР после беседы с ребенком сообщил, что паспорт поддельный и ребенок является гражданином Республики Конго. Посольством Демократической Республики Конго предоставлены документы, удостоверяющие личность ребенка. Удалось найти родителей, которые выехали на территорию Республики Ирландия и имеют статус беженцев в городе Дублине. Девочка с трехлетнего возраста в Конго не проживает, семья до декабря 2018 года проживала в ЮАР. При содействии Уполномоченного миграционной службой ГУ МВД России по МО проведена процедура установления личности для дальнейшего признания девочки беженкой и отправления к родителям в Ирландию при содействии Комиссара ООН по правам беженцев. История не закончена, надеемся на долгожданную встречу ребенка и родителей.
В июне 2020 года прокурором Московской области С.В. Забатуриным и Уполномоченным было заключено Соглашение о взаимодействии Сторон в совместной защите прав, свобод и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в том числе прав их законных представителей; выявлении, устранении и предупреждении их нарушений; совершенствовании процесса правового просвещения граждан в целях формирования правовой культуры и привития уважения к закону; использовании имеющихся у них информационных, правовых, научных и организационных ресурсов в планировании и реализации взаимных мероприятий; привлечении общественности к осуществлению этой деятельности.
Совместная реализация Сторонами согласованных мероприятий по защите прав и интересов детей, выявлению, устранению и предупреждению их нарушений предусматривает: проведение проверок, "горячих линий", "выездных приемов", обмен опытом, включающий проведение Сторонами совместных совещаний, научно-практических конференций и семинаров; реализацию других согласованных мероприятий. В соответствии с указанным соглашением оперативными сотрудниками прокуратуры проведены проверки по обращениям, поступившим к Уполномоченному, и по выявленным нарушениям закона внесены акты прокурорского реагирования для восстановления нарушенных прав.
Например, при взаимодействии с прокуратурой удалось восстановить трудовые права работников ПХФК ОАО МЕДХИМПРОМ. Уполномоченным рассмотрено обращение мамы, работающей на данном предприятии, о нарушении ее трудовых прав. Находясь в отпуске по уходу за ребенком, с октября 2019 года работодатель не выплачивал пособие по уходу за ребенком. Информация о нарушении прав и интересов заявителя была направлена в Балашихинскую городскую прокуратуру. В ходе проверки предусмотренные выплаты заявителю были выплачены. Городской прокуратурой в деятельности ПХФК ОАО МЕДХИМПРОМ установлены нарушения трудового законодательства, в связи с чем в отношении организации, а также генерального директора возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения в Государственную инспекцию труда Московской области.
К Уполномоченному поступило обращение о нарушении прав малолетних детей при следовании в электричке, о несогласии с действиями должностных лиц АО "Центральная ППК". Папа ехал до железнодорожной станции Москва-Савеловская с двумя малолетними детьми 5 и 7 лет с остановочного пункта, на котором отсутствуют билетные кассы и платежные терминалы по приобретению проездных документов (билетов), и был оштрафован за безбилетный проезд детей. При обращении Уполномоченного в Московско-Рязанскую транспортную прокуратуру последней были выявлены нарушения требований пп. 6, 22, 59 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.12.2013 N 473. Компания-перевозчик не оформила малолетним детям проездные документы. В целях устранения выявленных нарушений в АО "Центральная ППК" 13.04.2020 Московско-Рязанской транспортной прокуратурой внесено представление. В представлении обращено внимание на то, что действующее законодательство не содержит обязанности по приобретению физическими лицами предварительных проездных документов до оформления им билетов, в связи с чем такое приобретение является правом пассажира. Перевозчик обязан оформить проездной документ (билет) безбилетному лицу, осуществившему посадку в электропоезд со станции, на которой отсутствуют билетные кассы, а также терминалы по приобретению билетов, без взимания дополнительной платы (сбора) независимо от наличия (отсутствия) у него предварительного проездного документа. В ходе рассмотрения представления АО "Центральная ППК" с выводами прокуратуры о наличии вышеуказанных нарушений действующего законодательства не согласилась. Вместе с тем, поскольку обязание Перевозчиком пассажиров по приобретению предварительных проездных документов нарушает права неопределенного круга лиц, прокуратурой в Замоскворецкий районный суд города Москвы направлено исковое заявление об исключении из Правил использования проездных документов и предоставления дополнительных услуг акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания", утвержденных генеральным директором Общества 11.09.2018, подобных противоречащих закону положений. Исковое заявление прокуратуры удовлетворено.
В своей деятельности Уполномоченный активно взаимодействует с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, как по совместному рассмотрению обращений, так и в участии в работе Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в ЦФО.
Одним из примеров межведомственного взаимодействия Уполномоченного является координация работы профильных министерств и ведомств региона над Стратегией действий по обеспечению детской безопасности (далее - Стратегия), которая была разработана во исполнение поручения Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева по итогам рабочей встречи с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой.
Уполномоченный выражает благодарность первому заместителю Председателя Правительства Московской области О.С. Забраловой, заместителю министра образования Московской области Л.А. Болатаевой, заведующему отделом по делам несовершеннолетних Администрации Губернатора Московской области Е.А. Здобнову, а также всем профильным министерствам и ведомствам за содействие в разработке Стратегии, министру информационной политики Московской области - за разработку информационной кампании.
Стратегия представляет собой систему взглядов на приоритетные цели и задачи по предупреждению гибели и травматизма несовершеннолетних в Московской области.
Стратегией определяются основные источники угроз жизни и здоровью несовершеннолетних, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также иных организаций и объединений независимо от форм их собственности в целях обеспечения комплексной безопасности детей.
Стратегия разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также законодательства Московской области, регулирующего вопросы защиты прав и обеспечения безопасности детей. А также учитываются положения Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы. В целях реализации Стратегии подготовлен План мероприятий, направленный на предупреждение гибели и травматизма несовершеннолетних, обеспечение безопасности инфраструктуры детства, совершенствование регионального законодательства и подготовку предложений по изменению законодательства Российской Федерации, освещение вопросов безопасности детей в средствах массовой информации, социальных сетях.
Стратегию действий по обеспечению детской безопасности в Московской области до 2025 года и План мероприятий по реализации Стратегии действий по обеспечению детской безопасности в Московской области до 2025 года утверждает постановление Губернатора Московской области. Проект постановления прошел первичную антикоррупционную экспертизу.
По инициативе Уполномоченного в целях профилактики детского травматизма и обеспечения детской безопасности показатель "Безопасное детство" включен в рейтинг 45 целевых показателей эффективности работы глав муниципальных образований области. Одним из критериев расчета является количество обращений граждан, связанных с потенциально опасными объектами городской инфраструктуры, такими как: неисправные элементы детских игровых и спортивных комплексов, открытые канализационные люки, неогороженные заброшенные здания, "стихийно организованные" снежные горки и т.д., а также данные о травматизме и гибели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.