Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обращения граждан
Число обращений жителей в защиту прав и законных интересов детей, жалоб на решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, поступающих к Уполномоченному по правам ребенка в Московской области (далее - Уполномоченный), ежегодно растет. Это связано с ростом узнаваемости и доверия к институту Уполномоченного по правам ребенка. Благодаря открытости Уполномоченного, жители Московской области могут обратиться по разным каналам: круглосуточно работает телефон, адрес официальной почты размещен в каждом образовательном и социальном учреждении, можно написать сообщение в социальных сетях.
Рассмотрение обращений граждан - это неотъемлемая часть работы Уполномоченного. Именно анализ поступающих жалоб - как устных, так и письменных - дает возможность разработать рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, становится поводом для проведения мониторингов, социальных исследований и разработки специальных проектов и инициатив Уполномоченного.
В 2020 году количество обращений граждан и число правовых консультаций по телефону и через социальные сети увеличилось почти на 34%. Всего за 2020 год рассмотрено 4184 обращения.
Из них - 2135 письменных обращений.
Для сравнения: в 2019 году поступило 3124 обращения,
1849 из которых - письменные.
В 2018 году поступило 2397 обращений,
1798 из которых - письменные.
Рисунок 1
Общее количество обращений
Рисунок 2
Количество письменных обращений
Выросло число телефонных консультаций:
с 599 в 2018 году до 1131 в 2019 году и составило в 2020 году 2049.
Рисунок 3
Число телефонных консультаций
К Уполномоченному обращаются дети, родители, законные представители несовершеннолетних, родственники, а также соседи и знакомые. Обращения граждан в защиту прав детей, как правило, связаны с защитой прав детей, проживающих в неблагополучных семьях, семьях, находящихся в социально опасном положении. Это свидетельствует о росте социальной ответственности и активности граждан, неравнодушии к судьбам детей. Каждая поступившая информация проверялась, запрашивались сведения из профильных ведомств, включая комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципальных образований, органы опеки и попечительства.
От родителей поступило 1657 обращений, 108 - от бабушек, дедушек и других родственников, и в основном содержались сведения о нарушении прав несовершеннолетних, что позволяло вовремя оказать необходимую помощь.
Схема 1
Тематика обращений жителей области в адрес Уполномоченного всегда разнообразна. Граждан остро волнуют вопросы разрешения внутрисемейных конфликтов, в том числе после разводов родителей, обеспечения права ребенка на общение с родственниками, жилищные проблемы и имущественные споры. Преобладают обращения по вопросам воспитания детей в семье. С началом учебного года увеличивается число обращений на защиту прав детей в сфере образования. По-прежнему много обращений о реализации права на предоставление мест в дошкольные организации, а также по вопросу оформления и получения социальных пособий, жалоб на отказ в предоставлении мер социальной поддержки территориальными отделениями.
Актуальными остаются вопросы ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, и, как следствие, лишение и ограничение родительских прав с последующим устройством детей под опеку, в замещающие семьи, а также выполнение алиментных обязательств должниками.
С начала 2020 года на личном приеме Уполномоченным было принято 42 человека. Эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы в ведении приемов, которые пришлось проводить в онлайн-формате. В 2020 году была продолжена практика совместных приемов граждан Уполномоченным и руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области - главным судебным приставом Московской области Н.В. Коноваловым, в ходе которых в большинстве случаев были найдены варианты решений.
Большинство обращений, а это 1979, поступило по электронной почте, что составило 92% от общего числа письменных обращений. 243 обращения были переадресованы Уполномоченному из аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и от уполномоченных по правам ребенка из других регионов.
Рисунок 4
География обращений
По-прежнему 92% от общего числа обращений поступает из Московской области, по 4% - из Москвы и других субъектов РФ.
Наибольшее количество письменных обращений получено из городских округов: Одинцово, Ленинский, Балашиха, Красногорск, Подольск, Люберцы, Мытищи, Истра, Раменское и Щелково.
В 2020 году почти в 4 раза возросло количество коллективных обращений, рассмотренных Уполномоченным, с 24 до 98. Коллективные обращения поступили из следующих городских округов: Балашиха, Воскресенск, Истра, Красногорск, Лобня, Одинцово, Раменское, Ивантеевка, Королев, Химки. Основные вопросы: право на образование; право на жилище; право на социальное обеспечение; право на охрану здоровья; неблагополучие в семье; создание инфраструктуры к земельным участкам многодетных семей.
Так, например, положительное решение получили коллективные обращения по защите трудовых прав работников ООО "МЕДКОМ-МП", находящихся в отпуске по уходу за детьми, по организации безопасного дорожного движения, по организации детских площадок, по въезду на территорию РФ.
В социальных сетях был проведен опрос, в ходе которого получено более 40 коллективных обращений о состоянии детских площадок, о желании иметь на территории микрорайона игровую площадку из разных муниципальных образований. Информация была проанализирована, осуществлены выезды Уполномоченного и сотрудников отдела по адресам. Полученные сведения и фотографии направлены главам муниципальных образований в соответствии с компетенцией, часть обращений была направлена в Госадмтехнадзор Московской области для проведения проверки. Большинство глав сразу же устранили недочеты, а там, где это невозможно, внесли площадки в план по благоустройству территорий на 2021 год. После проверок Госадмтехнадзора Московской области и вынесения 9 предписаний ответственные лица были оштрафованы, выданы предписания для устранения нарушений. В муниципальных образованиях проведены работы по демонтажу устарелого оборудования; проведены мероприятия по окраске; восстановлено ограждение на реконструируемом стадионе; заключен договор на охрану ЧОП.
В 2020 году Уполномоченный проводил мониторинг социальных сетей и публикаций в СМИ, в ходе которого неоднократно выявлялись факты грубого нарушения прав и законных интересов детей. Сведения принимались к рассмотрению в инициативном порядке, уточнялись, проводились проверки, в том числе с выездом на место событий.
Уполномоченный оперативно реагировал на вопросы оказания содействия в защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2020 году поступило 4 обращения от данной категории заявителей.
Самую важную категорию заявителей составляют дети. В 2020 году поступило 9 таких обращений. Детей волновали вопросы семейных отношений, родительских и школьных конфликтов.
Из обращения подопечной из Лыткарино следовало, что опекун предъявлял, как ей казалось, необоснованные требования и родители школьной подружки настраивали против опекуна. Ситуация разрешилась положительно, подопечная осталась проживать с опекуном.
Для разрешения школьного конфликта другого заявителя - старшеклассницы из Люберец потребовалась помощь специалиста-медиатора. При вовлеченной работе всего класса конфликт удалось разрешить.
Все поступившие письменные обращения рассмотрены лично Уполномоченным в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В общей сложности с использованием всех инструментов, предусмотренных Законом Московской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области", а также благодаря тесному взаимодействию с государственными органами власти удалось оказать помощь по 221 обращению в защиту нарушенных прав граждан. По 1471 обращению проведены проверки, даны разъяснения по 385 обращениям.
По всем обращениям заявителям даны консультации, разъяснены способы и средства защиты прав детей, оказано возможное содействие в восстановлении нарушенных прав, приняты меры по урегулированию возникших споров. Часть заявлений направлялась для проведения проверок и принятия мер по компетенции другим государственным органам и органам местного самоуправления.
Систематизация и анализ всех проблем, поднятых в заявлениях, жалобах и обращениях граждан, позволяет сгруппировать их по следующим пяти основным направлениям:
- экономические права - 3,5%;
- культурные права - 29,4%;
- гражданские права - 36%;
- экологические права - 1,7%;
- социальные права - 29,4%.
Рисунок 5
Тематика обращений за 2018, 2019 и 2020 годы
Всего за текущий период 2020 года дано 2100 консультаций.
Консультации можно разделить условно на две группы: консультации по телефону по звонку граждан и телефонные консультации по поступившим письменным обращениям.
В приоритете телефонные консультации по поступившим обращениям от детей, а также случаи, требующие скорейших действий от заявителей (например, получение справки из медучреждения и обращение с заявлением в полицию в случае получения телесных повреждений; необходимость дополнить обращение недостающими документами для понимания ситуации конкретной семьи; обращение гражданина за пособием не в то ведомство и т.д.). В ходе телефонной консультации жителям даются разъяснения сложных требований законодательства: как действовать, куда обратиться в первую очередь, какие документы необходимы и так далее.
Схема 2
Большинство телефонных консультаций поступает по вопросам оформления и получения социальных пособий. Связаны они преимущественно с отказом в предоставлении мер социальной защиты и удостоверений многодетных семей от территориальных отделений министерства. Основанием для отказа органами социальной защиты населения в предоставлении мер социальной поддержки стало отсутствие у заявителей или членов их семьи регистрации по месту жительства в Московской области, совместной регистрации по одному и тому же месту жительства матери и ребенка, неподтверждение доходов каждого члена семьи, отсутствие сведений о постоянном проживании на территории Российской Федерации.
Отдельно хочется отметить телефонные консультации по ситуациям о неблагополучии в семьях. По этим сообщениям КДН с представителями органов системы профилактики и органов опеки оперативно выезжают по сигналам о неблагополучии, поступающим от Уполномоченного, но факты, как правило, не подтверждаются. При выяснении ситуации по 4 обращения от управлений СНТ о неблагополучных семьях оказалось, что таким образом ведется борьба с неплательщиками членских взносов.
С начала карантинных мероприятий большинство консультаций касались выплат всех видов социальных пособий; получения пособий по безработице; вопросов соблюдения сроков продления инвалидности в условиях самоизоляции.
Всем заявителям были даны квалифицированные консультации, разъяснены способы и средства защиты прав детей, оказано возможное содействие в восстановлении нарушенных прав.
<< Назад |
Раздел 2. >> Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Московской области |
|
Содержание Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области за 2020 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.