Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Право на социальное обеспечение
В целях выполнения своих задач Уполномоченный регулярно осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами, осуществляющими функцию социальной защиты несовершеннолетних.
Статья 7 Конституции РФ закрепляет право граждан на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма получила развитие в федеральном законодательстве, включая Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Указ Президента РФ от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также региональном законодательстве, в том числе Законе Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", Законе Московской области от 10.04.2020 N 57/2020-ОЗ "О дополнительной поддержке семей, имеющих детей, в Московской области". Семьи с детьми имеют право на получение государственных пособий (единовременных и ежемесячных), материнского капитала, государственной поддержки при приобретении жилья в ипотеку и погашении ипотечных кредитов, дополнительные меры социальной поддержки в период пандемии.
С целью решения проблем в сфере демографии на протяжении последних лет система социального обеспечения дополнялась новыми видами пособий и выплат. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" начиная с 2019 года реализуется национальный проект "Демография", направленный на поддержку семей с детьми, создание условий для активного долголетия и здорового образа жизни населения.
Среди основных целей, которые должны быть выполнены в рамках Национального проекта "Демография", - увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 детей на одну женщину.
В Московской области национальный проект "Демография" реализуется посредством регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Московская область)" и "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (Московская область)".
Статистические данные свидетельствуют о положительном результате реализации данного проекта. Так, по данным Главного управления ЗАГС Московской области, в 2020 году в Подмосковье родилось 79107 детей, что на 5376 детей больше, чем в 2019 году (73731 ребенок).
Рисунок 16
Количество родившихся детей
Показатель рождаемости в Московской области вырос на 6,2 процента, что является самым высоким приростом рождаемости по Российской Федерации (только в 7 субъектах Российской Федерации отсутствует снижение рождаемости или регистрируется рост). Показатель рождаемости в Московской области на 14,4 процента выше, чем в Центральном федеральном округе и на 6,2 процента, чем по Российской Федерации.
В рамках реализации регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Московская область)" в 2020 году:
Схема 6
В рамках регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (Московская область)":
Схема 7
В декабре 2020 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обновило национальный проект "Демография", который сохранил все меры поддержки граждан. Одной из новаций национального проекта "Демография" в новой редакции является федеральный проект "Содействие занятости", который заменит собой федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет". Новый федеральный проект "Содействие занятости" предоставит населению больше возможностей по обучению и поиску работы.
Всего в Подмосковье предусмотрено около 50 мер поддержки для семей с детьми и для нас важно, чтобы все предусмотренные федеральным и региональным законодательством меры были максимально доступны для жителей Подмосковья.
Об актуальности вопросов социального обеспечения семей с детьми и наличии проблем в данной сфере говорит увеличившееся в 2020 году более чем в 2 раза количество обращений. Если в 2019 году к Уполномоченному поступило 93 обращения, то в 2020 году их стало 217. О трудностях при реализации права граждан на получение мер социальной поддержки свидетельствуют статистические показатели обращений за предыдущие годы. Начиная с 2018 года количество обращений увеличивается (2018 г. - 193, 2019 г. - 93, 2020 г. - 217).
Рисунок 17
Количество обращений по вопросам обеспечения мер
социальной поддержки
Анализ поступивших в 2020 году заявлений и жалоб показал, что причины для обращений граждан к Уполномоченному остаются прежними: отказ в выдаче удостоверения многодетным семьям, в назначении выплат на детей, проблемы с реализацией права на получение материнского (семейного) капитала, несвоевременное обеспечение детей-инвалидов индивидуальными средствами реабилитации, отказ в направлении ребенка-инвалида на стационарное социальное обслуживание.
Наиболее частые основания для отказа органами социальной защиты населения в предоставлении мер социальной поддержки приведены в схеме.
Схема 8
Многодетная мать обратилась с заявлением об отказе органов социальной защиты населения в выдаче удостоверения многодетной семьи и назначении мер социальной поддержки. По результатам проверки установлено, что супруг заявителя зарегистрирован по месту жительства в другом регионе Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семье, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 N 1029/45, удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области.
Соблюдение прав многодетных семей при данных обстоятельствах неоднократно являлось предметом обсуждения возникшей проблемы. Очевидным является возможность выбора семьями региона получения мер социальной поддержки при наличии регистрации по месту жительства у членов семьи в разных субъектах РФ, так как отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием для отказа в реализации прав и государственных гарантий граждан.
Данная проблема актуальна не только для подмосковного региона, ее решение возможно при изменении федерального законодательства, в частности, принятия федерального закона, регулирующего правовое положение многодетных семей в Российской Федерации.
В 2020 году отмечались недостатки в работе социальных органов, что послужило основанием для обращения граждан к Уполномоченному.
Женщине, родившей ребенка, было отказано в выплате компенсации за коробку "Я родился в Подмосковье" в связи с подачей документов не через органы ЗАГСа.
Предоставление денежной выплаты на приобретение предметов и средств, предназначенных для ухода за новорожденным, предусмотрено Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 02.08.2019 N 479/23 "Об утверждении Порядка предоставления семьям с новорожденными детьми подарочного набора и Порядка предоставления денежной выплаты на приобретение предметов и средств, предназначенных для ухода за новорожденными детьми". Уполномоченным информация по обращению была направлена в Министерство социального развития Московской области, после чего заявителю назначена выплата на приобретение предметов и средств, предназначенных для ухода за новорожденными детьми, в размере 20000 рублей.
По обращению двух матерей, воспитывающих детей-инвалидов, страдающих тяжелой умственной отсталостью, проведены проверки об отказе органов социальной защиты населения в направлении детей на стационарное социальное обслуживание.
Основанием для отказа органами социальной защиты населения в признании детей нуждающимися в стационарном социальном обслуживании явилось наличие возможности обеспечить уход за ребенком родителями в домашних условиях.
Между тем проверка показала, что в указанных семьях воспитываются еще дети. К сожалению, агрессивное поведение больных детей создавало опасность не только для них, но и окружающих, в том числе малолетних детей. После вмешательства Уполномоченного и в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", ст. 7 Закона Московской области от 04.12.2014 N 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах социального обслуживания населения Московской области" органами социальной защиты населения приняты решения о признании детей нуждающимися в стационарном социальном обслуживании.
Уполномоченный считает, что органы социальной защиты населения должны индивидуально подходить к рассмотрению каждого обращения с учетом интересов несовершеннолетних детей, учитывать персональные особенности их проживания и воспитания.
Использование материнского (семейного) капитала в 2020 году продолжает оставаться актуальным вопросом, в том числе в связи с невыполнением родителями обязанностей по наделению детей долями в имуществе, приобретенном с использованием средств материнского (семейного) капитала. На сегодня отсутствует норма, определяющая орган или должностное лицо, на который должен быть возложен контроль за исполнением соглашения об оформлении жилых помещений, приобретаемых с использованием средств материнского (семейного) капитала в общую собственность родителей и детей. Это нередко приводит к нарушению прав несовершеннолетних на приобретение права собственности в жилом помещении.
Уполномоченный полагает, что в интересах детей нотариальное обязательство, которое родители предоставляют в Пенсионный фонд Российской Федерации, должно быть включено в перечень документов, подлежащих обязательной государственной регистрации в ЕГРН, в качестве обременения или ограничения на объект недвижимости.
Актуальным остается и вопрос расширения перечня целей для использования материнского капитала. Несмотря на то, что последний проект федерального закона N 721208-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" был отклонен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, граждане поддерживают идею направления средств материнского капитала на приобретение автомобиля. Кроме того, изменение обстановки в стране, связанной с пандемией, вызвало рост числа обращений граждан к Уполномоченному по вопросу использования материнского капитала на приобретение компьютера для получения образования детьми в период дистанционного обучения.
Правилами направления средств (части средств) материнского капитала на получение образования детьми и осуществление иных связанных с получением образования расходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926, предусмотрено, что к иным расходам, связанным с получением образования ребенком, относятся:
- расходы на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, которое предоставляется обучающимся на период обучения;
- расходы на оплату содержания или присмотра и ухода за ребенком в образовательных организациях.
С учетом меняющейся обстановки в стране и установлением новых форм получения детьми образования дистанционно Уполномоченный считает целесообразным рассмотреть вопрос о возможности использования средств материнского (семейного) капитала на образование детей в части приобретения персонального компьютера для обучения.
Отмечается, что за последние годы увеличилось количество обращений граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, в том числе в связи с рождением детей, и временно не могут погашать ежемесячный платеж по кредиту.
При обращении в кредитные организации (банки) за реструктуризацией (в том числе по государственным программам помощи ипотечным заемщикам), "кредитными каникулами" или иным послаблением в ежемесячной оплате кредита родители детей сталкиваются с тем, что банки предлагают им заключить дополнительные соглашения на условиях увеличения кредитных обязательств или отказывают им.
Права кредитных организаций защищены кредитным договором, договором страхования имущества, оплату которого осуществляет должник, и непосредственно имуществом. Права должника обеспечены только договором добровольного страхования и правом собственности на имущество, которые не защитят его от обращения взыскания на его жилье, даже если оно будет единственное.
В соответствии с ипотечным законодательством одним из оснований для предъявления к должнику требований об обращении взыскания на заложенное имущество является период просрочки ежемесячных платежей более трех месяцев.
Между тем, существует мера государственной поддержки российских семей "Материнский (семейный) капитал", которая позволяет использовать его для внесения первоначального платежа по кредитному договору на покупку жилья или погашения уже имеющегося кредита. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике денежные средства материнского капитала после поступления на счет граждан незамедлительно списываются в счет погашения ипотеки в виде одноразового платежа. Для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, которые не могут временно платить ежемесячный платеж, данная мера не принесет особой пользы, так как даже использование материнского капитала не освобождает их от внесения следующего ипотечного платежа.
Денежные средства по материнскому капиталу являются целевыми и могут быть потрачены только на цели, указанные в законодательстве. Распорядителем данных средств является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно позиции отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области по данному вопросу: "Ежемесячное перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) действующим законодательством не предусмотрено. Вместе с тем ограничения по количеству обращений с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала законодательством отсутствуют. В случае расходования средств материнского (семейного) капитала по частям каждое следующее заявление подается с полным пакетом документов после вынесения решения и осуществления оплаты по предыдущему заявлению".
По мнению Банка России, Закон N 256-ФЗ и Правила не содержат ограничений в части использования средств (части средств) материнского капитала на погашение задолженности по основному долгу и уплате процентов по кредитному договору (договору займа) периодическими платежами. Также Банк России обращает внимание на то, что физическое лицо, заключившее в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, кредитный договор (договор займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, вправе в любой момент в течение времени действия такого договора обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, а именно: приостановить исполнение своих обязательств либо уменьшить размер платежей на определенный срок, при одновременном соблюдении условий статьи 6.1-1 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Письмо в ПАО Сбербанк о технической возможности списания со средств материнского (семейного) капитала ежемесячного платежа без возможности его обналичивания или предложения по данному вопросу осталось без ответа.
Уполномоченный полагает, что необходимо на законодательном уровне предоставить гражданам право выбора использования средств материнского (семейного) капитала в виде одноразового или ежемесячных погашений ипотечного кредита.
Особое внимание Уполномоченный уделяет соблюдению прав детей-инвалидов, в том числе в части обеспечения их техническими средствами реабилитации.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом уменьшилось количество обращений граждан по вопросам нарушения прав детей-инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации. Если в 2019 году таких обращений поступило 17, то в 2020 - 5.
Однако проблемы, с которыми сталкиваются родители, остаются прежними.
Схема 9
По всем обращением проведены проверки. Установлено, что причинами, повлекшими нарушение прав детей-инвалидов на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации на территории Московской области, явилось несвоевременное обращение родителей в МСЭ для рассмотрения вопроса о целесообразности изменения ИПР в части обеспечения ребенка конкретными техническими средствами реабилитации, желание родителей обеспечить детей ТСР, не предусмотренными программой ИПР, большое количество поступивших заявок (очередь), несвоевременное поступление бюджетных средств.
Большое недовольство граждан вызывает плохое качество закупленных по государственным контрактам технических средств реабилитации. Связано это с тем, что обеспечение инвалидов ТСР проводится по итогам конкурентных процедур, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Действующая в настоящее время аукционная система несовершенна, зависит от ряда субъективных причин, что, к сожалению, зачастую приводит к закупке ТСР, не удовлетворяющих по качеству и своим потребительским свойствам инвалидов.
К Уполномоченному с заявлением обратилась мама двоих детей-инвалидов с просьбой оказать помощь в обеспечении специальной инвалидной коляской для двойни, страдающей ДЦП.
В ходе проведения проверки и работы с семьей установлено, что с 2016 года дети заявителя состоят на учете в Одинцовском филиале ФСС N 32 и в соответствии с ИПР должны быть обеспечены инвалидными колясками (прогулочные и домашние). Однако в соответствии с выделяемыми бюджетными средствами и проведенными закупками детям могут быть выделены инвалидные коляски, которые по качеству и своим техническим характеристикам не устраивают родителей.
Исходя из сложившейся ситуации и с учетом того, что для обеспечения возможности перемещения матери совместно с детьми требуется инвалидная коляска для двойни, Уполномоченным совместно с органами местного самоуправления проведена работа, по результатам которой детям заказана и оплачена индивидуальная прогулочная коляска "Hoggi" модель BingoEvolution (в исполнении TWINS) для двойни, страдающей ДЦП.
Обеспечить ребенка-инвалида, мама которого обратилась к Уполномоченному, техническими средствами реабилитации стало возможным только после того, как родители прошли с ребенком МСЭ.
В ходе проверки установлено, что согласно медико-экспертному делу в бюро МСЭ N 62 ребенку была определена категория "ребенок-инвалид" со сроком до 18 лет. Разработана индивидуальная программа реабилитации со сроком действия до 21.04.2021, с указанием нуждаемости в протезе бедра. По данным ИПР от 02.09.2009 ребенок обеспечивался протезом до 2018 года. В августе 2019 года в ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" обратилось региональное отделение ФСС с просьбой рассмотреть ИПР ребенка в части целесообразности обеспечения высокофункциональным, высокотехнологичным модульным протезом бедра.
Определить нуждаемость в технических средствах реабилитации было возможно при обращении гражданина (его представителя) для проведения МСЭ и разработки ИПР. С 2009 года и до обращения к Уполномоченному родители в ФКУ "ГБ МСЭ по Московской области" не обращались. Проведение контрольных мероприятий по медико-экспертному делу от 2009 года без осмотра ребенка было невозможно ввиду срока давности.
После прохождения ребенком МСЭ и проведения необходимого осмотра региональное отделение Фонда с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" посчитало целесообразным осуществить закупку протеза бедра модульного в комплектации, предложенной заключением "ОРТО-КОСМОС", которая произведена 01.06.2020.
После обращения мамы к Уполномоченному заявителю выплачена компенсация за самостоятельно приобретенную для ребенка-инвалида обувь. Денежные средства компенсированы в размере, установленном законом.
Подобная ситуация сложилась с обеспечением внука заявителя, которому в соответствии с ИПР положено обеспечение корсетом жесткой фиксации и корсетом функционально-корректирующим. После поступления обращения Региональным отделением Фонда в августе 2020 года начата работа по заключению контракта на изготовление корсетов в 2020 г. и дальнейшему обеспечению ребенка ТСР.
Большое количество заявок стало причиной несвоевременного обеспечения ребенка-инвалида заявителя отдельными видами ТСР Проверка показала, что ребенок заявителя включен в реестр на получение ТСР и будет обеспечен по очереди в соответствии с датой подачи заявления.
Уполномоченный считает целесообразным рекомендовать ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратить внимание на неукоснительное соблюдение прав наиболее уязвимой группы населения - детей-инвалидов при обеспечении ТСР, обеспечить своевременное разъяснение гражданам действующего законодательства, выработать законодательные инициативы и найти эффективные механизмы, направленные на улучшение качества и своевременного обеспечения детей-инвалидов техническими средствами реабилитации. Увеличить объем средств, выделяемых из федерального бюджета, на компенсацию приобретенных ТСР.
Внести изменения в проведение конкурсных процедур закупки ТСР с целью приобретения средств реабилитации, удовлетворяющих по качеству и своим потребительским свойствам детей-инвалидов.
<< Глава 5. Право на отдых и занятость |
Глава 7. >> Право на гражданство |
|
Содержание Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области за 2020 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.