Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Право на образование
Защита права на образование является одним из приоритетных направлений деятельности, еще и по той причине, что 29% всех письменных обращений в той или иной мере затрагивают право на образование. Особенно остро стоит вопрос обеспечения несовершеннолетних местами в дошкольных образовательных организациях, но решаются положительно при тесном взаимодействии с администрациями муниципальных образований.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ учет детей, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, ведут органы местного самоуправления муниципальных образований.
Рисунок 13
Количество обращений в сфере образования
Места в детских садах предоставляются детям, зарегистрированным в реестре очередников в Единой информационной системе "Зачисление в ДОУ" (далее - ЕИС ДОУ). ЕИС ДОУ позволяет родителям в сети Интернет через портал государственных и муниципальных услуг Московской области (www.pgu.mosreg.ru) (далее - РПГУ) или Единый портал государственных услуг Российской Федерации (http://www.beta.gosuslugi.ru/) (далее - ЕПГУ) зарегистрировать детей на предоставление мест в детском саду.
На основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории Московской области" лицами, имеющими право на получение Муниципальной услуги, являются граждане Российской Федерации, законные представители, дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории Московской области.
Рисунок 14
Количество обращений по дошкольному образованию
Стоит отметить, что не все родители соглашаются на предлагаемые им свободные места в дошкольных образовательных организациях ввиду удаленности или доступности (Домодедово, Химки, Красногорск, Мытищи, Одинцово) и оставляют свой выбор на конкретной образовательной организации. Данной категории граждан предлагаются иные формы получения дошкольного образования, например, в частных образовательных организациях и в группах кратковременного пребывания, а также в некоторых муниципалитетах установлена компенсация за детский сад.
В своих обращениях родители просят проверить законность действий администрации при выделении мест в детских садах не в шаговой доступности от дома. Для проверки законности данных действий привлекалась прокуратура (Химки, Мытищи, Видное). В своем заключении прокуратура разъясняет, что устройство ребенка, проживающего в одном микрорайоне, в ДОУ, расположенное в другом микрорайоне, с учетом высокой плотности застройки и высокой плотности населения, а также транспортной доступности не может быть признано нарушением принципа общедоступности образования.
Также Уполномоченный привлекала сотрудников прокуратуры к проверке соответствия административных регламентов по оказанию услуги зачисление в ДОУ по обращению жительницы городского округа Домодедово в связи с нарушением, по ее мнению, права ребенка на получение дошкольного образования. Мама была не согласна с п. 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа Домодедово Московской области", который ставит порядок обеспечения детей местами в МДОУ в зависимости от наличия регистрации по месту жительства или пребывания.
По результатам проведенной Домодедовской городской прокуратурой проверки установлено, что общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 67 названного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293.
В пункте 9 указанного Порядка установлено, что для приема в образовательную организацию, кроме прочего, предоставляется свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
Подмосковье в цифрах.
В 2020 году в Московской области введен в эксплуатацию 21 детский сад на 4192 места, из них ясельных 745.
По факту несогласия с п. 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги установлено, что ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Пункт 2.7 Административного регламента устанавливает порядок направления детей на зачисление в дошкольную образовательную организацию в зависимости от регистрации и места проживания. Таким образом, дети, проживающие на территории, закрепленной за дошкольным образовательным учреждением, но не имеющие регистрации, также зачисляются в ДОО, но в порядке установленной очередности.
Положение Административного регламента признано прокуратурой не противоречащим закону.
Увеличение количества обращений по дошкольному образованию обусловлено и вступлением в законную силу требований Федерального закона Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 411-ФЗ). Нововведение установило право преимущественного приема на обучение в детские сады и начальную школу детей, старшие братья и сестры которых уже обучаются в данном учебном заведении.
Однако в адрес Уполномоченного поступали обращения в связи с непредоставлением детям из одной семьи места в дошкольной образовательной организации, которую посещает старший ребенок. Данные отказы были обусловлены невнесением изменений в Административные регламенты предоставления муниципальной услуги приема, постановки и направления детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования. Уполномоченный направила обращения в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования по восстановлению нарушенных прав. Факты подтвердились, прокуратурой в адрес администраций внесены представления.
Для сокращения потребности в дошкольных образовательных организациях Губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым проводится большая работа по строительству и реконструкции дошкольных образовательных организаций, привлечению частных детских садов к участию в частно-государственном партнерстве для бюджетного софинансирования и снижения финансовой нагрузки родителей, а также по развитию альтернативных форм получения детьми дошкольного образования. В целях развития государственно-частного партнерства, сокращения очередности в дошкольных образовательных организациях в Московской области, развития сети дошкольных образовательных организаций и внедрения новых финансово-экономических механизмов с 2012 года осуществляется финансовая поддержка частных дошкольных образовательных организаций. В государственной программе Московской области "Образование Подмосковья" на 2020-2025 годы предусмотрены средства субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области.
В 2020 году получены заявки на 106 частных детских садов из 28 территорий на сумму 541054263,14 рублей.
Кроме этого с 01.09.2020 частным школам и индивидуальным предпринимателям предоставляется аналогичная субсидия при создании новых дошкольных мест.
Подмосковье в цифрах.
132 частных детских сада работают в Московской области, их посещают 13840 детей.
Функционирует 25 семейных групп для 74 детей.
В рамках реализации регионального проекта "Содействие занятости женщин" национального проекта "Демография" в Московской области в 2020 году создано 1321 дополнительное место для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в частных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей в городских округах Балашиха, Красногорск, Ленинский, Люберцы, Мытищи, Одинцово, Химки.
В условиях нехватки мест в муниципальном учреждении альтернативой являются семейные группы.
В Подмосковье семейная группа организуется одним из родителей, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Родитель является воспитателем, обеспечивает обучение, присмотр, уход, оздоровление и питание детей и получает заработную плату как сотрудник муниципального детского сада. Исполнение обязанностей воспитателя по совместительству не допускается.
В группе должно быть не менее трех подопечных. В отдельных случаях группа может быть открыта и при наличии меньшего количества детей. Такие решения принимает администрация муниципалитета. Если один из детей вырос и пошел в школу, можно взять на его место ребенка из другой семьи. Максимальное количество воспитанников зависит от площади помещения (не менее двух квадратных метров в игровой комнате на каждого).
Семейная дошкольная группа является структурным подразделением близлежащего муниципального детского сада. Занятия с детьми проводятся по утвержденной программе в домашних условиях или на территории дошкольного учреждения. Воспитанники семейных групп могут участвовать в общих музыкальных и спортивных мероприятиях, утренниках, прогулках, посещать штатных специалистов сада (психолога, логопеда).
Питаются воспитанники семейных групп в домашних условиях по утвержденному меню. Продукты для приготовления блюд или средства на их приобретение предоставляет детский сад. Стирку белья можно организовать дома или в прачечной дошкольного учреждения. Воспитателю с удаленным местом работы могут также предоставить мебель, инвентарь, посуду, моющие средства, канцелярские товары, игрушки и другие принадлежности. Кроме того, детский сад оказывает методическую и консультативную помощь.
Сотрудники учреждения, за которым закреплена семейная группа, контролируют ее деятельность: проверяют бытовые условия, соблюдение режима дня, количество и качество детских творческих работ, качество питания, общее психическое и физиологическое развитие воспитанников.
Длительность пребывания детей в семейных дошкольных группах определяется уставом детского сада и зависит от потребностей родителей воспитанников.
Однако реализация данных проектов вызывает некоторые трудности и требует дополнительных правовых знаний, так к Уполномоченному обратилась жительница г.о. Одинцово, которая пыталась организовать семейную дошкольную группу. Однако Положение об организации семейных дошкольных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденное постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 30.08.2016 N 5159, по мнению заявителя, ущемляет права многодетных семей, желающих воспользоваться возможностью организовать семейные группы.
Положением предусмотрено, что многодетная мама, находящаяся в декретном отпуске, для организации семейной группы вынуждена уволиться с работы, так как п. 2.10 Положения прямо предусмотрено, что исполнение обязанностей воспитателя по совместительству не допускается. Кроме того, функционирование группы установлено на неполный день - с 8 до 12 часов, что не соответствует запросам родителей.
По мнению заявителя, данные пункты противоречат закону и не соответствуют основной цели создания данных групп - оказание мер социальной поддержки многодетным семьям.
Проведенной проверкой установлено, что Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014, в образовательной организации могут быть организованы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях с учетом требований СанПиН 3147-13.
На территории Одинцовского городского округа Московской области действует постановление от 30.08.2016 N 5159 "Положение об организации семейных дошкольных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Одинцовского городского округа Московской области".
Подмосковье в цифрах.
Создано 3154 дополнительных места для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, и 871 место для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы в детском саду.
При обращении заявителя Положение предусматривало возможность работать в должности воспитателя, но на условиях постоянного места работы в соответствии с требованиями действующего Положения. В случае работы по совместительству законодательством определено время работы не более 4 часов в день (при пятидневной рабочей неделе), что не может быть осуществлено в группе полного для пребывания воспитанников при режиме работы с 7.00 до 19.00 (12 ч. в день).
С целью учета интересов матерей многодетных семей в Положение в части определения особенностей работы в семейных группах в должности воспитателя внесены изменения, позволяющие работать в данной должности по совместительству (для женщин, находящихся в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет).
В 2020 году введен в эксплуатацию 21 детский сад на 4192 места, из них ясельных 745 за счет строительства новых общеобразовательных учреждений на территориях следующих муниципальных образований области с массовой жилой застройкой: Балашиха, Домодедово, Ивантеевка, Котельники, Красногорск, Ленинский, Люберцы, Химки.
Создано 3154 дополнительных места для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, и 871 место для детей в возрасте от 3 до 7 лет (за счет реконструкции, капитального ремонта, частных садов и альтернативных мероприятий: ГКП, уплотнение, семейные группы).
Кроме того, в 10 подмосковных городах в 2021 году появятся новые и современные детские мини-сады. Это позволит быстро решить проблему с нехваткой мест в густонаселенных микрорайонах.
До 1 апреля 2021 года откроются 17 мини-садов в Одинцове, Люберцах, Красногорске, Ленинском округе, Балашихе, Химках и Наро-Фоминске. До 1 июня 2021 года будут открыты пять мини-садов в Мытищах, Долгопрудном, Пушкино и Балашихе. И до 1 сентября - еще два мини-сада в Ленинском округе.
Всего в плане на 2021 год стоит 27 садов с общим количеством мест 2,5 тысячи. План следующего года - 16, а на 2023 год - 12 садов. Стандарт оформления мини-сада ничем не отличается от обычного. Там также будут игровые комнаты, спальные места и другие комнаты.
Хочется отметить положительный опыт городского округа Химки. В связи с отсутствием необходимого количества мест в дошкольных образовательных учреждениях организована перевозка детей автобусами из мкр. Сходны в мкр. Планерная и обратно.
К Уполномоченному продолжают поступать обращения, связанные с конфликтными ситуациями и травмами в дошкольных образовательных учреждениях. Поступило обращение родителя в связи с получением ребенком травмы в детском саду. По данному обращению проведена проверка, в ходе которой установлено, что воспитателем группы допущены нарушения требования приказа Министерства образования и науки РФ от 27.07.2017 N 602 "Об утверждении порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность". Воспитатель группы своевременно не сообщила о случившемся руководству образовательного учреждения. За допущенные нарушения воспитатель уволена с работы.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного приказа Министерства образования и науки РФ N 602 вместо "от 27.07.2017" следует читать "от 27.06.2017"
Рисунок 15
Количество обращений по общему образованию
По итогам 2020 года с учетом мощностей действующих школ Подмосковья фактический уровень второй смены составил 72946 обучающихся. К концу 2020 года удалось создать дополнительно 15839 мест за счет строительства новых общеобразовательных учреждений на территориях следующих муниципальных образований области с массовой жилой застройкой: Балашиха, Волоколамский, Ивантеевка, Истра, Ленинский, Коломенский, Королев, Люберцы, Мытищи, Наро-Фоминский, Одинцовский, Пушкинский, Сергиев Посад, Серпухов, Химки, Щелково, Электросталь.
Серьезное влияние на реализацию прав детей на образование в 2020 году оказала пандемия коронавируса.
В связи с временным переходом школьников на дистанционную форму обучения возникали вопросы обеспечения компьютерами детей, особенно в многодетных семьях. Уполномоченному поступило обращение об отсутствии возможности обучения детей дома от многодетной мамы из Ленинского городского округа, так как в семье сломался единственный компьютер, при содействии Уполномоченного детям были выданы на время резервные школьные компьютеры. Аналогичные проблемы возникали и в других муниципальных образованиях, но обусловлены они тем, что школы не довели до родителей информацию о возможности получения компьютера.
Также в связи с пандемией Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) в 2020 году проводился позже обычного. Начало ЕГЭ перенесено на 3 июля. При этом экзамены сдавали только те выпускники, которые планировали поступать в вузы в 2020 году, то есть около 2,5 тысяч подмосковных выпускников не сдавали Единый госэкзамен в текущем году.
Все педагоги, участвующие в проведении Единого госэкзамена в Подмосковье, были протестированы на наличие коронавирусной инфекции, организаторы ЕГЭ обеспечены масками и перчатками. Увеличено и число аудиторий для сохранения социальной дистанции. Пункты проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Подмосковье были оснащены средствами защиты. Школьники находились на безопасном расстоянии друг от друга. Перед сдачей ЕГЭ в учебных заведениях проведена генеральная уборка, у всех входящих проверялась температура. Уполномоченным совместно с Министерством образования Московской области были организованы выезды в образовательные учреждения, являющиеся пунктами приема экзаменов, для проверки готовности проведения ЕГЭ в новых условиях, проверено наличие разметки, организация размещения учащихся, наличие возможности разделения потоков, санитайзеров и рециркуляторов воздуха.
В целом в Подмосковье принят стандарт проведения экзаменов, который позволил обеспечить безопасность выпускников. Самые массовые экзамены (русский, математика) сдавали 36 тыс. учеников, качественная подготовка позволила провести экзамены на высоком уровне. В адрес Уполномоченного поступило два обращения по организации ЕГЭ - одно с просьбой разъяснить необходимость ношения масок во время экзамена, второе - по вопросу пересдачи экзамена в связи с неудовлетворительной оценкой. По всем обращениям даны разъяснения.
При поддержке Министерства образования Московской области и Академии социального управления (АСОУ) продолжена реализация проекта "Бесконфликтная школа" для разрешения конфликтов между обучающимися, родителями и сотрудниками образовательных организаций, а также налаживания благоприятного эмоционального климата между участниками образовательного процесса.
Специалисты Академии социального управления (АСОУ) принимали участие в разрешении конфликтных ситуаций по обращениям граждан в 2020 году. Проведение данных мероприятий позволило снизить количество обращений, связанных с конфликтами в образовательных учреждениях, с 102 до 38, 28 из них - между учениками, 6 обращений от одного заявителя.
Для решения школьных конфликтов привлекались медиаторы научно-методического центра педагогической рискологии Института педагогической рискологии АСОУ в МОУ Лотошинская средняя школа для проведения мероприятий, направленных на восстановление доброжелательного климата в школе. Благодаря работе специалистов, был разработан план по разрешению конфликтной ситуации и восстановлению доброжелательной атмосферы в классе, проведена обучающая консультация с педагогом-психологом и классным руководителем по проведению медиативной процедуры между сторонами конфликта и методике дальнейших восстановительных мероприятий.
В результате стороны конфликта достигли соглашения, мальчики помирились. Кроме того, проведен классный час в формате восстановительной практики "Круг сообщества", в ходе которого ребята обсуждали формы общения друг с другом и выработали правила взаимодействия между одноклассниками, основанные на принципах взаимоуважения и сотрудничества. Сотрудникам школы даны рекомендации по продолжению внедрения восстановительных практик в работе с ребятами.
Стоит отметить, что в ходе разбирательств администрации учебных заведений проводят внутренние проверки и оперативно урегулируют конфликтные ситуации.
Продолжает оставаться острой проблема подростковых суицидов, в 2020 году подростками совершено 21 завершенный суицид и 44 попытки суицида. По каждому факту проведена проверка органами внутренних дел и прокуратурой с целью установления причин и условий, способствовавших их совершению. Здесь важна не только правовая оценка действиям взрослых лиц, которые могли и должны были разглядеть проблемы, увидеть необычные поступки, особенности поведения, но и целенаправленная работа органов системы профилактики, школьных педагогов, психологов, которые могли бы распознать суицидальные признаки в поведении.
В целях профилактики суицидов среди несовершеннолетних в образовательных организациях Министерством образования Московской области проведены обучающие семинары для руководителей и педагогов образовательных организаций: совещание с директорами общеобразовательных организаций (г.о. Химки) на тему "Анализ травматизма и гибели несовершеннолетних на территории городского округа Химки. Меры по предотвращению"; зональные вебинары "Профилактика суицидального поведения в системе образования Московской области"; областной вебинар "Профилактика суицидов. Выявление обучающихся, склонных к суицидальному поведению" с привлечением специалистов в данной сфере и представителей органов системы профилактики.
По поручению Министерства образования Московской области сотрудники Центра управления социально-педагогической поддержки детства Института педагогической рискологии ГБОУ ВО МО "Академия социального управления" выезжали в образовательные организации, обучающимися которых совершены суициды, чтобы изучить проводимую профилактическую деятельность. По результатам оказана методическая помощь, даны рекомендации.
В образовательных организациях в 2020 году проводились мероприятия, направленные на формирование правосознания, положительных нравственных качеств, принципов здорового образа жизни, предупреждения аддиктивного и суицидального поведения, организовано участие обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций во всевозможных соревнованиях.
Кроме того, в целях профилактики суицидов Уполномоченным были проведены встречи с педагогами и родителями с привлечением специалистов и заинтересованных лиц в 5 муниципалитетах области с наибольшим количеством трагических случаев. В общей сложности было охвачено 1300 человек.
По-прежнему остается актуальным вопрос дорожной безопасности вблизи образовательных организаций.
На территории Московской области у образовательных организаций расположен 1541 пешеходный переход, из них 155 регулируемых, 1341 нерегулируемый и 45 внеуличных.
Ежегодно в рамках подготовки к началу нового учебного года в июле - августе проводится проверка пешеходных переходов. В результате проверки к 2020/2021 учебному году установлено, что соответствуют нормативным требованиям 1376 пешеходных переходов и имелись недочеты у 165 пешеходных переходов (30 на региональных и 135 на муниципальных дорогах).
Госавтоинспекция Московской области постоянно осуществляет контроль за безопасностью дорожного движения на маршрутах следования детей в образовательные организации. Ежесуточно в утреннее и вечернее время обеспечение безопасности осуществляют 258 сотрудников Госавтоинспекции Московской области.
В целях повышения качества исполнения требований действующего федерального законодательства, направленных на охрану жизни, здоровья, обеспечение безопасности обучающихся, маршруты движения детей в образовательную организацию и обратно, дорожная инфраструктура, прилегающая к образовательным организациям, маршруты школьных автобусов, ежегодно проверяются межведомственными комиссиями администраций муниципальных образований Московской области при подготовке общеобразовательных организаций к новому учебному году.
Тем не менее жалобы на небезопасные пешеходные переходы, отсутствующие тротуары и т.д. продолжают поступать в адрес Уполномоченного. Родители учащихся обратились с просьбой оказать содействие в установлении искусственной неровности на проезжей части у ДОУ N 29 и Лопатинской СОШ р.п. Лопатино Ленинского городского округа. Работы по установлению искусственных неровностей проведены при содействии Уполномоченного.
Большое значение уделяется и транспортной доступности образовательных учреждений в сельской местности. В адрес Уполномоченного поступило обращение по вопросу открытия нового муниципального маршрута подвоза детей школьным автобусом "д. Бехтеево - МАОУ Гальчинская СОШ" в городской округ Домодедово Московской области.
Для организации подвоза детей, проживающих в д. Бехтеево, в школу, комиссией обследован маршрут движения школьного автобуса в части соблюдения требований законодательства по безопасности организации подвоза школьников. В результате принято решение об устройстве разворотного круга с элементами посадочной площадки, установке остановочного павильона, а также устройстве разгонной полосы при выезде автобуса с остановки. Также выполнены работы для обеспечения безопасности дорожного движения по ходу движения школьного автобуса по автодороге "ММК - Шахово - Гальчино - Сырьево" и утвержден новый школьный маршрут "МАОУ Гальчинская школа - с. Шахово".
По вопросу обеспечения безопасности учащихся школ и воспитанников ДОУ к Уполномоченному поступали обращения жителей городского округа Истра по вопросу размещения теплотрасс надземным способом на территории детских дошкольных образовательных и лечебно-профилактических учреждений в поселке Глебовский городского округа Истра и городского округа Химки по вопросу размещения на территории лицея временной теплотрассы, которая была проложена весной 2019 года.
В адрес глав Уполномоченным были направлены заключения об устранении нарушений действующего законодательства. По заключению предоставлен ответ о том, что теплотрассы, размещенные на территории трех детских образовательных учреждений и поликлиники в п. Глебовский городского округа Истра, построены открытым способом для подачи тепловой энергии на данные объекты в 1986 году в соответствии с действующими на тот период санитарными нормами и правилами.
В межотопительный период летом 2020 года проведены гидравлические испытания тепловых сетей, по результатам которых составлен акт о пригодности теплотрасс к эксплуатации. Охранная зона теплотрассы составляет 3 м.
Учитывая изменения нормативов по размещению теплотрасс надземным способом на территории детских и лечебных учреждений, администрацией городского округа Истра запланирована подготовка документации для проведения торгов на проведение работ по прокладке теплотрасс на территории детских садов N 46, N 3, N 32 и ГБУЗ МО ИРКБ подземным способом. До окончания отопительного сезона 2020-2021 гг. выполнение реконструкций и работ на теплотрассах не представляется возможным. Планируемый срок проведения указанных мероприятий - сентябрь 2021 года.
При правовом сопровождении администрации городского округа Химки Московской области (далее - Администрация) МБОУ Лицеем N 11 направлена претензия к ООО "ИНФИНИТИ" с требованием о переносе байпаса теплотрассы. В случае неисполнения в добровольном порядке требований, указанных в претензии, Администрацией будет оказано правовое сопровождение администрации школы с целью обращения в суд по принуждению к исполнению.
Одновременно с этим в дополнение к судебно-претензионной работе, направленной на принуждение ООО "ИНФИНИТИ" осуществить перенос байпаса, осознавая критическую важность решения сложившейся ситуации, в целях недопущения возникновения угрозы безопасности учащихся образовательного учреждения Администрацией прорабатываются и иные механизмы, направленные на оперативный и срочный перенос указанных сетей с территории земельного участка МБОУ Лицей N 11. Данный вопрос находится на контроле главы, в 2021 году работа в данном направлении будет продолжена.
5 января 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию поручил обеспечить всех учеников начальных классов бесплатным горячим питанием.
С 1 сентября 2020 года бесплатное горячее питание для начальной школы - завтрак для первой смены или полдник для второй - предусмотрено на территории всего Подмосковья для всех детей из государственных и муниципальных школ.
Утвержденное Роспотребнадзором меню учитывает, какие нутриенты - белки, жиры, углеводы, витамины - и в каком количестве должны поступать в детский организм в течение дня. На завтрак предпочтительнее есть кашу, а на полдник - мясные блюда с гарниром из круп.
Льготные категории лиц, которые могут получить бесплатное школьное питание в Московской области, устанавливаются органами местного самоуправления. Министерство образования рекомендует органам местного самоуправления в обязательном порядке включать в перечень детей из многодетных семей и детей с ограничениями возможностей здоровья.
Большое внимание уделяется контролю качества питания в образовательных учреждениях. На сайте каждой подмосковной школы должны быть размещены сведения о поставщике питания, контакты ответственного, меню.
С начала 2020 года в рамках губернаторского проекта "Родительский контроль" мамы и папы подмосковных учеников могут лично попробовать блюда школьной столовой и оценить их вкус и качество. Для этого можно в любой удобный день, по предварительной записи через Школьный портал Московской области, по согласованию с классным руководителем, прийти на дегустацию. На все вопросы ответит сопровождающий родителей ответственный по питанию. Свои отзывы и предложения по качеству блюд родители могут направлять школьной администрации, на портал "Добродел" и специальному чат-боту в Телеграм.
Кроме того, на "Школьном портале" запустили опрос о качестве питания в учреждениях. При появлении жалоб на его отсутствие, на вкус или качество продуктов Министерством образования Московской области проводится проверка.
Проводимые мероприятия позволили снизить количество поступающих к Уполномоченному жалоб данной категории. В 2020 году поступило 9 обращений, из них 2 обращения, связанные с ограничениями по коронавирусной инфекции. Поступило обращение родителей одной из школ Сергиева Посада в связи с тем, что время приема пищи приходится на середину урока, после обращения Уполномоченного график изменили.
Поступали обращения от родителей детей из малообеспеченных семей в связи с изменением порядка предоставления бесплатного питания данной категории детей.
Льготные категории лиц, которые могут получить бесплатное школьное питание в Московской области, устанавливаются органами местного самоуправления. Министерство образования рекомендует органам местного самоуправления в обязательном порядке включать в перечень детей из многодетных семей и детей с ограничениями возможностей здоровья.
В апреле обратилась жительница городского округа Люберцы в связи с тем, что у нее родился третий ребенок, а в предоставлении бесплатного питания в текущем учебном году ей отказано, данный вопрос решен Уполномоченным положительно.
Также имели место жалобы на качественный и количественный состав продуктовых наборов, которые выданы школьникам, получающим бесплатное питание в образовательных учреждениях городского округа Ступино. На основании постановления Губернатора Московской области от 07.05.2020 N 227-ПГ "О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 103-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Московской области" для учеников 7-11 классов, которые переведены на дистанционное обучение, организована выдача продуктовых наборов. Набор получали те родители, чьи дети до перехода на дистанционное обучение питались в школе бесплатно.
Министерством даны рекомендации по примерному составу продуктового набора, окончательный набор формируется органами местного самоуправления самостоятельно из продуктов, предназначенных для питания детей в соответствии с санитарными нормами. Список продуктов собран с учетом особенностей детского питания, а также исходя из объема средств, доведенных до общеобразовательных организаций на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях и стоимости льготного питания на одного ученика в день, на весь период дистанционного обучения.
На территории Московской области все общеобразовательные школы (1265) реализуют инклюзивное образование. 12642 ученика с ограниченными возможностями здоровья обучаются в подмосковных школах, из них нуждаются в сопровождении тьютера - 657, при этом в школах имеется всего 208 компьютеров.
В целях реализации права детей с ОВЗ на образование, а также исходя из опыта обсуждения проблемных вопросов открытия ресурсных классов с территориальными управлениями образования, Уполномоченный считает обязательным создание единой базы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, которые в ближайшей перспективе будут нуждаться в ресурсных классах, для подготовки материально-технической, методической базы в образовательных организациях, а также подготовки педагогов и тьютеров к моменту зачисления такого ребенка в школу. Кроме того, необходимо повысить размер оплаты труда тьютеров.
В системе образования Московской области функции регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС возложены на:
- Центр сопровождения обучения детей с ОВЗ Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления";
- Государственное казенное учреждение Московской области Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи.
Также в Московской области функционируют:
- Базовая профессиональная образовательная организация ГБПОУ МО "Балашихинский техникум", обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологических групп, в том числе обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
- Школа для родителей студентов с инвалидностью и ОВЗ "Профессиональные горизонты", осуществляющая работу с родительской общественностью, в том числе с родителями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра.
Подмосковье в цифрах.
В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Московской области обучается 2021 студент с инвалидностью.
В системе профессионального образования Московской области ежегодно проходят курсы повышения квалификации для педагогических работников, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра; проводятся семинары, круглые столы, вебинары с участием представителей общества инвалидов, родительской общественности, педагогических работников образовательных организаций профессионального образования и общеобразовательных организаций региона.
В целях обеспечения прав на профессиональное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ, в том числе проживающих в сельской местности, создается доступная среда в образовательных организациях профессионального образования Московской области; разрабатываются адаптированные образовательные программы и онлайн-уроки; используются образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий для различных нозологических групп.
По данным проведенных мониторингов кадрового обеспечения образовательного процесса лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в 2020/2021 году, выявлена потребность следующих специалистов: учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель-дефектолог (специалист по работе со слепоглухими детьми и взрослыми), учитель-дефектолог (специалист по работе с детьми с тяжелыми, множественными нарушениями в развитии), специалист по работе с лицами с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Данные мониторинга учтены при формировании:
- контрольных цифр приема в государственные образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации Московской области;
- групп в региональной системе повышения квалификации педагогических работников системы образования Московской области.
В системе профессионального образования дефицит специалистов, работающих со студентами из числа лиц с инвалидностью, отсутствует.
Подмосковье в цифрах.
Количество специалистов, работающих в системе инклюзивного профессионального образования:
51 тьютор;
42 ассистента-помощника;
142 специальных педагога;
151 педагог-психолог;
3 сурдопереводчика;
94 методиста;
105 технических и IT-специалистов.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, основным механизмом развития дополнительного образования детей является персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размера персонифицированного обязательства) и их передачи организации, реализующей дополнительную общеобразовательную программу, после выбора этой программы потребителем.
На основании распоряжения Губернатора Московской области от 29.10.2018 N 668-РП и Соглашения от 11.02.2019 N 073-08-2019-575, заключенного между Правительством Московской области и Министерством просвещения Российской Федерации, на территории Московской области реализуется региональный проект "Успех каждого ребенка", одним из механизмов реализации которого является внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФ ДОД).
Внедрение ПФ ДОД призвано предоставить ребенку от 5 до 18 лет возможность обучаться бесплатно, используя бюджетные средства. Данная схема финансирования предусматривает выдачу детям сертификатов ПФ ДОД, с помощью которых они могут записаться в кружки, секции и посещать их бесплатно независимо от организационно-правовой формы учреждения.
Программы, включенные в реестр образовательных программ ПФ ДОД, финансируются за счет бюджетных средств, как и программы, которые продолжают финансироваться через механизм муниципального задания. Ребенок, как и раньше, может заниматься по программам кружков и секций, которые реализуются за счет муниципального задания учреждений.
Запись детей на программы дополнительного образования осуществляется в Единой информационная системе "Навигатор дополнительного образования Московской области" (далее - ЕИС "Навигатор"). В Реестр дополнительных общеобразовательных программ включено более 40 тысяч программ, из них более 14 тысяч программ реализуются в рамках ПФ ДОД. Наиболее востребованные программы ПФ ДОД имеют аналоги и реализуются также в рамках муниципального задания. Номинал сертификата персонифицированного финансирования ежегодно определяется уполномоченным органом местного самоуправления Московской области.
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" по итогам 2020 года 57,8% детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. В организациях дополнительного образования детей разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования, реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры.
В ЕИС "Навигатор" размещено около 3 тысяч программ для детей данной категории, в том числе с использованием дистанционных технологий.
В 2020 году проведен мониторинг по выявлению и распространению лучших практик реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий. Выявлено 29 лучших практик по работе с данной категорией детей.
В 2020 году Уполномоченным при поддержке Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева, Министерства образования Московской области и администраций муниципальных образований области для физического и психологического комфорта обучающихся в образовательных организациях реализован еще один масштабный проект "Не терпи".
В рамках проекта проведен мониторинг состояния туалетных комнат. При посещении образовательных учреждений, общении со школьниками и родителями поступали жалобы родителей на состояние санузлов - как в школах, так и колледжах. Состояние школьных туалетов - это не проблема отдельного муниципалитета или только подмосковная проблема. Это проблема всей страны. Туалеты везде ремонтируются по остаточному принципу.
В опросе приняли участие 1425 родителей из 48 муниципалитетов. Наибольшее количество - из Богородского городского округа, Одинцово, Королева, Павловского Посада, Химок.
73% участника опроса ответили, что не удовлетворены или удовлетворены не совсем состоянием школьных туалетов. Более 32% участников опроса сообщили, что в их школьных туалетах перегородок нет или "Есть, но они символические". Более 30% родителей сказали, что туалеты в школе не оборудованы кабинками с дверями, а почти 26% сообщили, что кабинки есть, но они не закрываются.
Опрос выявил также несоответствие многих школьных туалетов требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, отсутствие сидений на унитазах, держателей для туалетной бумаги, туалетной бумаги и полотенец, мыла, педальных ведер и т.д. Кроме того, родители сообщали о несвоевременной уборке, удручающем состоянии сантехники и входных дверей в туалетах. Было много сообщений о фактах систематического курения в санузлах.
Все это приводит к тому, что более 8% детей сообщили о том, что они не пользуются туалетами в школе, а 42% - стараются терпеть до дома.
Результаты опроса доведены до сведения Министерства образования Московской области, а также глав муниципалитетов. Муниципалитеты оперативно реагировали на замечания и устраняли нарушения, устанавливали замки, двери, а также ставили в планы ремонт санузлов, установку кабинок и запирающей фурнитуры.
По состоянию на конец года нарушения санитарно-эпидемиологических требований обустройства санитарных комнат устранены в 108 шкалах.
Ведутся работы по устранению нарушений в 2 школах г.о. Павловский Посад (нарушен срок выполнения работ по контракту, ведется претензионная работа, срок завершения - февраль 2021 г.).
На 2021 год запланированы работы в 2 школах (Дмитровский, Электрогорск).
По итогам выполнения работ Уполномоченным совместно с сотрудниками Министерства образования Московской области проводится повторный мониторинг состояния санитарных комнат.
<< Глава 3. Право на охрану и медицинскую помощь |
Глава 5. >> Право на отдых и занятость |
|
Содержание Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области за 2020 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.