Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Мониторинги и анализ деятельности по соблюдению, защите прав и законных интересов в Московской области
В 2020 году Уполномоченный продолжила свою законотворческую деятельность. Профильные комитеты Московской областной Думы поддержали ряд инициатив Уполномоченного.
Предложение Уполномоченного, касающееся вопроса организации бесплатного питания для всех категорий обучающихся средних специальных учебных заведений Московской области, было поддержано депутатами профильного Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Московской областной Думы. Поводом для инициативы послужило обращение от учащихся ГАПОУ Московской области "МЦК-Техникум им. С.П. Королева" (далее - Техникум). На основании постановления Правительства Московской области от 01.09.2014 N 694/39 в качестве меры социальной поддержки предусмотрено питание обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих за счет бюджетных ассигнований бюджета Московской области. Обучающиеся Техникума получают двухразовое питание в столовой, а в случае болезни получают компенсацию стоимости обедов на личный счет. При этом учащиеся того же Техникума, обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего звена, получают компенсацию стоимости обедов, питание в столовой не получают. Таким образом, у обучающихся Техникума (а это подростки в возрасте 15-18 лет), занимающихся по разным образовательным программам, но посещающих одно учебное заведение, возникает чувство социальной несправедливости и социального неравенства.
Согласно статье 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Размер и порядок предоставления частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях установлены Законом Московской области от 19 января 2005 года N 24/2005-ОЗ. Статьей 3 указанного Закона объем финансовых средств, направляемых на компенсацию стоимости питания обучающимся в государственных образовательных организациях Московской области (за исключением детей из многодетных семей, обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования), определяется по общей численности обучающихся (исходя из среднего годового количества обучающихся в данном финансовом году) по нормативному показателю: в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - в размере 13 рублей 00 копеек на один учебный день на каждого обучающегося по программам подготовки специалистов среднего звена и образовательным программам высшего образования в течение учебного года.
С учетом всех этих обстоятельств Уполномоченный предложила рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Московской области от 19 января 2005 года N 24/2005-ОЗ "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях" в части организации бесплатного питания для всех категорий обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях Московской области.
Сотрудниками отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области совместно с заместителем председателя Московской областной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Е.А. Здобновым в октябре 2020 года была изучена деятельность КДН и ЗП городского округа Балашиха по принятию мер профилактического характера в отношении несовершеннолетних, направленных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также принятии и исполнении решений о проведении индивидуальной профилактической работы с семьями.
В соответствии с п. 9 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа создаются для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования. Порядок и основания направления несовершеннолетних граждан в указанные учреждения определяются ст. 15, 26, 27, 28 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Данные нормы предусматривают, что в спецучреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет при условии, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, либо осуждены за совершение преступлений средней тяжести и тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в связи с применением мер воспитательного воздействия.
Законность направления в спецучреждения определяется фактом принадлежности несовершеннолетних к одной из перечисленных законом категорий, наличием объективных оснований и отсутствием препятствий для применения в отношении них данной меры, а также соблюдением установленного порядка ее назначения в каждом конкретном случае. Игнорирование любого из указанных требований влечет незаконность принимаемых решений и приводит к нарушению гражданских прав и свобод, ограничение которых согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается только в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с полномочиями, установленными ст. 11 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 2018 году КДН и ЗП г.о. Балашиха принято 5 постановлений об инициировании перед судом ходатайства о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в 2019 г. вынесено 4 аналогичных постановления, за истекший период 2020 года принято 4 решения. И это наибольший показатель в муниципальных образованиях Подмосковья.
Не оспаривая эффективность профилактической работы, проводимой с подростками в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, Уполномоченный полагает, что направление несовершеннолетних в данные учреждения, предусматривающие полную изоляцию от общества, является исключительной мерой, применяемой при использовании субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних исчерпывающих мер профилактического характера, направленных на коррекцию поведения несовершеннолетнего и работу с его семьей.
Изучение материалов КДН и ЗП г.о. Балашихи показало, что во всех случаях основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении перед судом ходатайства о помещении несовершеннолетних в спецучреждения явилось совершение ими общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. При этом многие из подростков совершили противоправные деяния впервые, ранее на учете в органах и учреждениях системы профилактики не состояли, индивидуальная профилактическая работа в отношении них не организовывалась и не проводилась либо проводилась в период незначительного времени.
В нарушение требований ст. 3, 11 Закона Московской области от 30.12.2005 N 273/2005-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области", определяющих основные задачи и полномочия Комиссии, работа органов и учреждений системы профилактики при проведении индивидуальной профилактической работы не координировалась, причины и условия совершения подростками противоправных поступков не устанавливались.
Выявлен факт принятия Комиссией решения о направлении в спецучреждение при вынесении в отношении подростка незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии отменено прокуратурой.
Было установлено, что определяющим фактором для принятия Комиссией решений о возбуждении перед судом ходатайств о направлении несовершеннолетних в спецучреждения являлось согласие их родителей.
В качестве примера можно привести принятое 08.05.2018 КДН решение в отношении несовершеннолетнего 2005 г.р., обучавшегося в Школе для учащихся с ОВЗ, воспитывающегося в неполной семье. На учете в полиции несовершеннолетний состоял 1 месяц, что ставит под сомнение достаточность и эффективность проведенной с несовершеннолетним профилактической работы. Мать подростка привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, рекомендовалась консультация психолога в МБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения "Радуга". В характеристике школы отражено, что мать в учебно-воспитательном процессе участия не принимает, родительские собрания не посещает. Однако на заседании КДН не дана объективная оценка воспитанию ребенка со стороны матери, эффективности профилактической работы с семьей. На момент принятия решения Комиссией мать воспитывала трех несовершеннолетних детей, при этом в постановлении не отражена работа с семьей органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Мать и подросток направлялись на консультацию к психиатру, но сведения о результатах консультации отсутствуют. Учитывая указанные факты, вызывает сомнение объективность согласия матери на помещение в спецучреждение, данного в судебном заседании.
В отношении девочки, совершившей 09.09.2019 кражу из дома денежных средств и документов, 22.09.2020 Комиссией вынесено постановление о возбуждении ходатайства перед судом о помещении в спецучреждение. При этом между несовершеннолетней и ее матерью отмечается очевидный конфликт, в связи с чем 19.09.2019 девочка помещена в ГКУСО МО "Железнодорожный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Горизонт".
Из-за невозможности разрешения данного конфликта и воспользовавшись вынесением формального постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетней, которое впоследствии отменено прокуратурой как незаконное, Комиссией принято решение о возбуждении ходатайства перед судом о помещении девочки в спецучреждение.
В отношении несовершеннолетней и ее матери ранее Комиссией выносились постановления об организации индивидуально-профилактической работы. Однако контроль за ее проведением со стороны учреждений системы профилактики не осуществлялся, ее достаточность не проверялась, что ведет к малоэффективному использованию ресурсов указанных органов. Были выявлены и другие аналогичные ситуации.
Уполномоченный полагает, что подобную позицию, основанную исключительно на желании родителей, которые не справляются со своими детьми, и общей оценке "плохих детей", даже в случае удовлетворения ходатайств судами, нельзя признать эффективной.
Отдельно отмечены нарушения требований п. 42 Положения об организации деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области и состава Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 15.10.2015 N 947/39, предусматривающего порядок ведения протокола на заседании КДН, а также перечень информации, которая должна в нем содержаться.
Помимо данных о лицах, в отношении которых рассматриваются материалы, протокол должен содержать сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов; разъяснения им их прав и обязанностей; объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении материалов; сведения о разъяснении порядка и сроков обжалования принятого решения; другие сведения, в том числе о результатах персонального голосования.
Однако представленные протоколы заседания КДН и ЗП г.о. Балашиха пояснений лиц, в том числе представителей субъектов системы профилактики, по вопросу достаточности и необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с подростками, их законными представителями, иные сведения, необходимые для объективного принятия решения по материалу, а также результатов голосования не содержат.
Наличие вышеприведенных фактов позволяет сделать вывод о неэффективности работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Балашиха по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, неиспользовании потенциала указанных органов, направленного прежде всего на предупреждение совершения подростками противоправных и антиобщественных действий. По результатам данного выезда должностное лицо, допустившее нарушения прав несовершеннолетних, привлечено к дисциплинарной ответственности.
Уполномоченным в 2020 году реализован масштабный проект "Не терпи", который позволил провести мониторинг состояния школьных туалетов. При посещении образовательных учреждений, общении со школьниками и родителями поступали жалобы на состояние санузлов - как в школах, так и колледжах. При этом речь шла не столько об отсутствии туалетной бумаги, мыла и полотенец (хотя и эта проблема есть), сколько о морально-этической стороне данного вопроса: в туалетах часто отсутствуют кабинки, а имеющиеся перегородки организованы таким образом, что не укрывают детей от посторонних глаз. Это вызывает у школьников чувство стеснения и дискомфорта и нередко приводит к тому, что они не могли удовлетворить свои элементарные физиологические потребности, вынуждены терпеть до окончания уроков.
В этой связи в начале 2020 года было запланировано проведение общественного мониторинга состояния туалетных комнат. Общественный мониторинг прошел при поддержке Министерства образования, силами администраций, а также в форме онлайн-опроса среди родителей, по результатам которого Уполномоченный и сотрудники отдела лично посетили более 30 школ.
Главы муниципальных образований оперативно реагировали на замечания и устраняли нарушения, устанавливали замки, двери, а там, где пока не позволяет бюджет, поставили в план установку кабинок. Губернатором А.Ю. Воробьевым инициатива была поддержана. И по его поручению устранены нарушения, не требующие ремонта, и в Министерство образования области представлены дорожные карты по капитальному ремонту санузлов до начала нового учебного года.
При поддержке Министерства образования области и Академии социального управления (АСОУ) Уполномоченным с конца 2019 года реализуется проект "Бесконфликтная школа" (далее - Проект). Идея Проекта родилась в связи с большим количеством обращений, связанных с темой школьных конфликтов, а также в связи с несколькими громкими инцидентами в школах на фоне буллинга. В рамках реализации проекта были выбраны 10 пилотных муниципальных образований: Королев, Павловский Посад, Химки, Балашиха, Мытищи, Подольск, Люберцы, Лобня, Богородский, Сергиев Посад.
Первым этапом реализации Проекта стало проведение опроса во всех муниципалитетах региона на Школьном портале Московской области для определения уровня конфликтной среды в школьных коллективах. Вторым этапом стало обучение руководителей школ и педагогов, третьим - обучение родителей в рамках больших родительских собраний. В декабре 2020 года завершен третий этап Проекта - серия родительских собраний, которые проходили в онлайн-формате в пилотных муниципалитетах, на которых специалисты научно-методического центра педагогической рискологии ИПР АСОУ - психологи и профессиональные медиаторы - рассказали родителям, как помочь ребенку, которого травят в школе, как действовать в случае конфликта, какова ответственность обидчика, как вообще понять, что у ребенка неприятности. Родительские собрания посетили более 3 тыс. родителей и педагогов области.
Всего в рамках проекта обучение по специальным программам Академии социального управления прошли более 130 директоров из Сергиева Посада, Лобни и Балашихи, свыше 300 руководящих работников и 800 педагогов наших подмосковных школ.
2020 год начался с реализации проекта "Добро пожаловать в Подмосковье". В Московскую область ежегодно прибывают приемные семьи со всей территории Российской Федерации. В 2020 году прибыли 163 приемные семьи, в которых воспитывается 230 детей из других регионов: из Москвы, Владимира, Республики Бурятия, Нижнего Новгорода, Ярославля, Ставропольского края, Волгограда. Эти семьи нередко сталкиваются с трудностями с оформлением пособий, получением бесплатных лекарств на опекаемых детей и прочими проблемами из-за нехватки каких-либо документов на приемных детей. Было важно убедиться, что дети, прибывшие в наш регион, ничем не обделены, ни в чем не нуждаются, учатся, обслуживаются в поликлиниках, находятся на контроле в службе опеки и попечительства и, главное, в том, что права детей не нарушены. В 2020 году Уполномоченный и сотрудники отдела посетили 15 таких семей с 96 детьми. Выбраны были семьи, в которых воспитывается более 4 детишек.
Дети в некоторых семьях действительно нуждались в помощи. Например, в одной из семей, которая приехала к нам из Новосибирска, дети-инвалиды нуждались в реабилитации и абилитации, в специальном препарате, который не закупался у нас в регионе. По нашей просьбе Министерством здравоохранения Московской области закуплено это лекарство. Индивидуальная программа реабилитации не выполнялась, потому что дети не имели регистрации в Подмосковье. При нашем содействии Фондом социального страхования и администрацией муниципального образования детям предоставлено все необходимое. В 2021 году данная работа будет продолжена.
В 2020 году Уполномоченным проведен мониторинг доступности учреждений культуры Московской области для семей с детьми. Всего в Подмосковье функционирует 2312 учреждений культуры, из них 25 государственных и 2193 муниципальных.
Во всех государственных учреждениях культуры Московской области для детей из многодетных семей предоставляются льготы: в музеях имеется возможность посещения выставок и экспозиций один раз в месяц на бесплатной основе; в театрах предоставляется скидка на покупку билетов в размере от 30 до 50% и скидка от 40% до 70% на платные услуги в библиотеке.
В муниципальных учреждениях культуры для детей из многодетных семей предоставляются льготы:
Схема 3
Информация о днях бесплатных посещений размещена на сайтах музеев, СМИ, специально оборудованных информационных стендах.
В 2020 году проводились специализированные акции для детей: акция "Музеи - детям" - бесплатное посещение музеев школьниками в дни новогодних школьных каникул; акция "Семейные выходные" - бесплатное посещение для родителей с детьми.
В Московской области осуществляют деятельность пять государственных театров, которые предоставляют различные льготы на покупку билетов для детей:
Схема 4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.