Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Право на жизнь, защита от насилия
В Конституции РФ закреплено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения и что каждый имеет право на жизнь.
Современные достижения науки ставят перед учеными и законодателями вопрос о придании неродившемуся ребенку статуса субъекта отдельных правоотношений. Общество осознает социальные, этические, медицинские, правовые и иные риски, вызванные нерешенностью проблемы. Появляются новые технологии, и требует решения вопрос о допустимости использования органов, тканей, клеток в научных, медицинских целях, неродившегося ребенка (плода) статуса субъекта. Также предстоит определять границы возможного применения перспективных научных разработок в отношении еще не родившегося ребенка.
В 2020 году депутаты Государственной Думы РФ отклонили, а позже сняли с рассмотрения для дальнейшей доработки законопроект, предлагающий предоставить регионам России право принимать решение об установлении беби-боксов - специально оборудованных мест, где мать может анонимно оставить новорожденного ребенка. В обществе по-прежнему не угасают споры относительно функционирования и необходимости открытия беби-боксов.
Сторонники "окон жизни" смотрят на беби-боксы как на один из вариантов спасения жизни ребенка как от инфантицида, так и от абортов на поздних сроках (инфантицид - это умышленное лишение жизни младенца, совершенное самой матерью в течение первых суток после родов).
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в первом полугодии 2020 года по ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка) были осуждены 15 человек. Причем детоубийцы признавали, что "с самого начала не хотели ребенка, но не успели сделать аборт" либо "их сожители не признавали младенца"; еще одна распространенная причина - роженица не смогла бы содержать новорожденного.
Кроме того, при проведении мониторинга публикаций СМИ за 2019-2020 годы Уполномоченным было установлено по меньшей мере 37 случаев оставления младенцев, найденных на свалках, в мусорках и т.д., 9 из которых были обнаружены в Подмосковье. Большинство из них погибли.
Противники беби-боксов утверждают, что они провоцируют женщин в трудной жизненной ситуации на отказ от ребенка, а также считают эту меру избыточной, поскольку матери уже имеют возможность отказаться от нежеланного ребенка в родильном доме.
Однако анализ опыта работы единственного в Подмосковье беби-бокса при Московском областном центре охраны материнства и детства в Люберцах показал, что за 7 лет его существования на территории муниципалитета не было ни одного случая обнаружения брошенного на улице младенца. За годы его существования было спасено 52 детских жизни, - только в 2020 году в люберецком беби-боксе было оставлено 5 детей. Большинство детей сейчас усыновлены. Троих удалось вернуть в кровные семьи после проведенной работы с семьей.
В Семейном кодексе РФ (далее - СК РФ) установлен принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов государством. Дети являются самостоятельными носителями семейных прав. Наделяя несовершеннолетних граждан правами в области семейных отношений, государство предусматривает гарантии охраны и защиты этих прав. В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание, прежде всего, в семью. И только при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, можно сделать вывод: оставление малыша в беби-боксе не является нарушением принципа семейного права, а скорее, наоборот, является одним из механизмов его проявления и осуществления. В соответствии с современными научными исследованиями в области психологии жизнь и воспитание в семье являются важнейшим условием развития личности ребенка.
Уполномоченный в целом поддерживает законопроект о беби-боксах и надеется на его принятие после доработки в 2021 году, поскольку "окно жизни" в отдельных случаях может стать спасением для новорожденного, мать которого попала в трудную жизненную ситуацию и в порыве отчаяния готова избавиться от него любым способом. Важно понимать, что нет необходимости устанавливать беби-боксы повсеместно, а лишь исходя из криминогенной обстановки в конкретном регионе. "Окна жизни" должны быть лишь частью помощи женщинам в кризисной ситуации.
Обращений, в которых напрямую говорилось бы о нарушении права на жизнь ребенка, к Уполномоченному не поступало. Однако Уполномоченным была оказана помощь несовершеннолетним в ситуациях, в которых усматривалась угроза жизни и здоровью ребенка, по собственной инициативе.
Оказана помощь семье, в которой была травмирована малолетняя девочка. Жильцы дома с верхних этажей выбросили мусор из окна 23 этажа, под окнами проходила девочка с мамой. Пакет с мусором со стеклянной бутылкой упал ребенку на голову. Девочка (3 года 7 месяцев) получила черепно-мозговую травму. При содействии Уполномоченного была проведена срочная операция в ГБУЗ "Красногорская ЦРБ". Сейчас ребенок дома с родителями, чувствует себя хорошо.
Осенью 2020 года была выявлена девочка, которую мать скрывала от общества 17 лет, не водила в больницы, детский сад и школу. Девочка ни с кем не общалась, не училась, у нее не было документов. Работала на производстве матери, но сбежала. При содействии Уполномоченного девочке оформлены документы, найден опекун-наставник. Девушка сейчас учится на парикмахера, проходит лечение у стоматолога.
С началом холодов в Московской области в шалаше был обнаружен малолетний мальчик, который проживал с отцом. Его мама умерла. При содействии Уполномоченного ребенок был помещен в больницу и детское учреждение. Оформлены документы на отца и ребенка, приобретены билеты в Узбекистан, и мальчик вместе с папой отправлен к родной бабушке.
В целях профилактики суицидов Уполномоченным были проведены встречи с педагогами и родителями с привлечением специалистов и заинтересованных лиц в 5 муниципалитетах области с наибольшим количеством трагических случаев. В общей сложности было охвачено 1300 человек.
По данным правоохранительных органов на территории Московской области в 2020 году на 18% (с 2461 до 2030) сократилось количество преступлений, потерпевшими по которым стали несовершеннолетние. Количество преступлений насильственного характера, совершенных в отношении несовершеннолетних, сократилось на 1,3% (с 925 до 913).
Количество преступлений против жизни и здоровья детей уменьшилось на 2,9% (с 343 до 333). Число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних также сократилось на 4,5% (с 357 до 341).
Количество фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений (статья 150 УК РФ) увеличилось на 31,2% (с 38 до 50), на 22,2% (с 9 до 11) возросло число фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (статья 151 УК РФ), на 12,3% (со 130 до 146) - количество фактов продажи несовершеннолетним алкогольной продукции (статья 151.1 УК РФ), на 8,3% (с 48 до 52) увеличилось количество уголовных дел, возбужденных в связи с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 УК РФ).
Общее число детей, потерпевших от преступных посягательств, снизилось на 21,9% (с 2477 до 1934). Уменьшилось число погибших детей на 41,3% (со 104 до 61).
На 6,7% (с 45 до 42) сократилось число несовершеннолетних, в отношении которых совершены преступления, предусмотренные статьей 116 УК РФ.
Количество детей, пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности (ст. 131 - 135 УК РФ), сократилось на 4,5% (с 357 до 341), в том числе по статье 131 УК РФ - на 18,2% (с 44 до 36), по статье 135 УК РФ - на 23,1% (с 65 до 50). Отмечен рост числа потерпевших несовершеннолетних от преступлений по статье 132 УК РФ на 4,9% (с 163 до 171), по статье 134 УК РФ - на 3,8% (с 78 до 81).
Причиной большинства преступлений указанной категории становится нарушение детско-родительских отношений, отсутствие должного контроля со стороны родителей (иных законных представителей), нахождение подростков в ночное время на улице, самовольные уходы из дома или учреждений вследствие нарушения детско-родительских отношений, склонности к асоциальному образу жизни, психических заболеваний, оставление законными представителями ребенка с малознакомыми взрослыми лицами, стремление несовершеннолетних к взрослой жизни, низкий уровень полового просвещения, отсутствие навыков безопасного поведения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальных сетях.
Следует отметить, что преступления против половой неприкосновенности обладают высокой степенью латентности. Несовершеннолетние в силу психологической незрелости, несамостоятельности, доверчивости не способны в полной мере осознавать опасность, в связи с чем состояние работы с несовершеннолетними, в отношении которых совершены преступления, находится на особом контроле органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
При выявлении фактов совершения преступлений в отношении несовершеннолетних субъекты системы профилактики оказывают несовершеннолетним пострадавшим, а также их законным представителям социальную, правовую, психологическую помощь.
Одной из ключевых задач, стоящих перед органами и учреждениями системы профилактики, является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" наряду с несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.
Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заявление в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего гражданина может быть подано в суд независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
На территории Московской области сложилась положительная практика по реализации муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочий по судебной защите прав несовершеннолетних потерпевших.
По состоянию на конец 2020 года муниципальными комиссиями направлено 38 исков о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда на общую сумму - 3130,00 тыс. руб. Судом удовлетворен 31 иск на общую сумму - 1426,70 тыс. руб.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Одинцовского городского округа в городской суд предъявлено исковое заявление о компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему в результате преступления.
Исковые требования предъявлены к матери несовершеннолетнего, осужденной за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Ранее мировым судом женщина была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ей было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год. Судом было установлено, что женщина вела аморальный образ жизни, родительские обязанности по воспитанию и содержанию четырехлетнего ребенка не исполняла, систематически наносила побои и причиняла своими действиями психические страдания. Решением суда исковые требования комиссии удовлетворены.
В целях защиты прав детей от насилия в Московской области изучаются и обобщаются информационные, аналитические и статистические материалы о состоянии наркомании, токсикомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних. Постановлением Комиссии от 18 декабря 2017 г. N 7 утвержден Порядок представления муниципальными комиссиями специальных сообщений и иной обязательной информации о чрезвычайных происшествиях, преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении них, выявлении на территории Московской области безнадзорных, беспризорных, а также несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принятия по ним необходимых координационных решений (далее - Порядок).
В рамках реализации Порядка в отдел по делам несовершеннолетних Администрации Губернатора Московской области представляются специальные сообщения о совершении несовершеннолетними и в отношении них тяжких и особо тяжких преступлений.
В соответствии с Комплексным планом мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав на территории Московской области на 2020 год (далее - Комплексный план) муниципальными комиссиями в течение года в целях правового просвещения в сфере прав и обязанностей несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей организуют изготовление и распространение информационных и тематических плакатов, буклетов, брошюр, сборников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.