Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Право на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь
Соблюдение прав несовершеннолетних на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь занимает важное место в работе Уполномоченного при решении основных задач, направленных на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, содействие беспрепятственной реализации и восстановление нарушенных прав.
Статья 57 СК РФ дает право ребенку быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Более того, согласно ч. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.
К Уполномоченному в 2020 году поступило 68 обращений граждан в защиту интересов детей об обжаловании, по мнению заявителей, неправомерных решений судов. Большинство жалоб связаны со спорами об определении места жительства детей и участии в их воспитании родителем, проживающим отдельно от ребенка, о защите жилищных прав. Заявители просили Уполномоченного принять участие в судебных заседаниях либо отменить или обжаловать судебное решение, с которым они не согласны.
По таким обращениям давались разъяснения норм ГПК РФ, устанавливающих порядок обжалования судебных решений, статьи 14 Федерального закона от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации", которая не наделяет правом региональных уполномоченных участвовать по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей.
Закон Московской области от 01.06.2015 N 86/2015-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Московской области и внесении изменений в некоторые законы Московской области" предусматривает, что Уполномоченный по правам ребенка в Московской области принимает участие лично либо через своего представителя в установленных федеральным законом случаях и формах в судебных процессах с целью защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов ребенка.
Данная норма может быть реализована с учетом порядка, определенного статьей 47 ГПК РФ, по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем давались разъяснения заявителям. Однако фактически участие региональных уполномоченных в судах общей юрисдикции по гражданским делам затруднено, поскольку привлечение государственного органа в судебный процесс возможно лишь в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Участие уполномоченного по правам ребенка в гражданских делах прямо федеральным законодательством не предусмотрено.
На практике в удовлетворении ходатайств о привлечении к участию в гражданском деле Уполномоченного суды гражданам отказывали.
В целях реализации обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка целесообразно внести изменения в федеральное законодательство, наделив региональных уполномоченных правом участвовать по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения, в целях защиты прав и законных интересов детей.
В 2020 году на 16,6% увеличилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления. Если в 2019 году 799 подростков совершило 767 преступлений, то в 2020 г. такое же количество преступлений совершило 932 несовершеннолетних.
Рисунок 20
Количество несовершеннолетних, совершивших преступления
Увеличилось количество несовершеннолетних, в отношении которых в 2020 году Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав вынесены постановления о назначении административного наказания. Если в 2019 году таких решений принято 4815, то в 2020 г. - 5022.
При общем увеличении в 2020 году количества лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, на 26% уменьшилось количество несовершеннолетних, помещенных в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве (2020 г. - 279, 2019 г. - 377).
Подмосковье в цифрах.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в 2020 году направлено 17 (в 2019 году - 27) подростков.
По-прежнему к Уполномоченному поступают обращения в сфере соблюдения прав и гарантий в уголовном судопроизводстве. В 2020 году продолжает наблюдаться снижение количество обращений по указанной тематике (2020 г. - 17, 2019 г. - 21, 2018 г. - 39).
Рисунок 21
Количество обращений в сфере соблюдения прав и гарантий
в уголовном судопроизводстве
Заявители обжаловали процессуальные решения органов предварительного следствия и дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, бездействие должностных лиц при проведении процессуальных проверок, при расследовании уголовных дел, возбужденных в отношении несовершеннолетних, и уголовных дел, по которым несовершеннолетние признаны потерпевшими.
По таким обращениям заявителям разъяснялись нормы УПК РФ, регулирующие порядок проведения процессуальных проверок в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, порядок их обжалования в соответствии со ст. 124 УПК РФ прокурору либо ст. 125 УПК РФ в суд. Родителям разъяснялся порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью детей, регулируемый главой 59 ГК РФ.
Помимо разъяснения гражданам норм УПК РФ, Уполномоченный направлял обращения в органы прокуратуры для проверки законности принятых процессуальных решений и принятия мер в рамках полномочий, установленных ст. 37 УПК РФ.
К Уполномоченному обратилась заявитель с жалобой на действия дознавателя МО МВД России "Шатурский", принявшего 08.06.2020 необоснованное процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела по факту нападения двумя неизвестными мужчинами на несовершеннолетнюю дочь заявителя, которые, угрожая предметом похожим на ружье, похитили у нее мобильный телефон.
Информация направлена в Шатурскую городскую прокуратуру для проверки, по результатам которой 11.06.2020 незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал направлен в МО МВД России "Шатурский" для проведения дополнительной проверки.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Московской области основывается в том числе на положениях Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". Данный Закон содержит понятие ресоциализации, а также основные направления уголовно-исполнительной политики.
Ресоциализация - это совокупность мер социально-экономического, педагогического, правового характера. Основа уголовно-исполнительной политики по ресоциализации несовершеннолетних - это личность подростка (он сам, возрастные психологические особенности, его юридический статус, его родители или законные представители, взаимоотношение в семье, восприятие дома и семьи, окружение подростка, влияние взрослых, друзья, одноклассники). На все перечисленное следует обращать внимание при работе с несовершеннолетними, которые нарушили закон. Также важно выявление причин и условий, которые способствовали совершению преступлений, и не только в соответствии со ст. 158 УПК РФ, но для и последующего положительного изменения ситуации.
В 2020 году Уполномоченным был проведен мониторинг соблюдения прав на образование несовершеннолетним, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и находящихся в следственных изоляторах, а также находящихся под домашним арестом. На территории Московской области расположено два спецучреждения, где содержатся несовершеннолетние, - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области, где содержатся несовершеннолетние (г.о. Серпухов), и ФУК "Можайская воспитательная колония" УФСИН России по Московской области.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" несовершеннолетним, содержащимся под стражей, должны быть обеспечены условия, а также оказываться помощь в получении образования. В соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, получение образования предполагает самостоятельное изучение несовершеннолетними, содержащимися под стражей, общеобразовательных программ с последующими промежуточной и итоговой аттестацией в образовательных организациях с государственной аккредитацией. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА) является обязательной.
В результате мониторинга установлено, что между МБОУ ВСОШ N 1 г.о. Серпухов и ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области заключен договор о получении обучающимися образования в форме самообразования. В 2019/2020 учебном году промежуточную аттестацию за курс основного общего образования сдали 5 обучающихся, из них двое обучающихся освоили программу основного общего образования в полном объеме и успешно прошли промежуточную аттестацию, им выдан аттестат об основном общем образовании. Трое обучающихся программу основного общего образования освоили не в полном объеме, получив на промежуточной аттестации неудовлетворительные отметки по предметам учебного плана, и проходят повторный курс обучения в 9 классе.
В 2019/2020 учебном году от несовершеннолетних лиц, содержащихся под стражей в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области, не поступало заявлений на прохождение ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Однако при наличии обучающихся для прохождения ГИА по образовательным программам среднего общего образования имеется возможность открыть пункт проведения экзаменов на территории ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Московской области.
Воспитанники ФУК "Можайская воспитательная колония" УФСИН России по Московской области обучаются в школе и получают среднее (полное) общее образование, в профессиональном училище - приобретают специальность. В ФКОУ "Средняя общеобразовательная школа УФСИН России по Московской области" ежегодно проводится сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Обращений о нарушении прав на образование подозреваемых и обвиняемых подростков за текущий период 2020 года не поступало.
Решение задачи по повышению эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства, включает в себя реализацию комплекса мер по восстановлению правового статуса осужденного несовершеннолетнего по окончании отбывания наказания (оказание помощи в получении регистрации, паспорта и других документов, удостоверяющих факты, имеющие юридическое значение, в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением, а также содействие в получении установленных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ, социальных выплат, полиса обязательного медицинского страхования).
В Московской области проводится целенаправленная и системная работа по социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в целях повышения эффективности профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. В систему учреждений, задействованных в системе помощи несовершеннолетним осужденным, входят исправительные учреждения, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, органы и учреждения в сфере социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Координацию деятельности указанных органов и учреждений осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В целях защиты прав несовершеннолетних, отбывающих наказание, на территории Подмосковья разработано Положение о деятельности координатора по работе с несовершеннолетними, отбывающими наказание в ФУК "Можайская воспитательная колония" УФСИН России по Московской области (постановление КДН и ЗП МО от 15.05.2020 N 2), которое определяет порядок проведения индивидуальной профилактической работы, подготовки к освобождению, содействия в бытовом устройстве и организацию взаимодействия администрации воспитательной колонии с органами местного самоуправления, КДН и ЗП, а также общественными организациями.
Посредством конструктивного взаимодействия администраций воспитательных колоний с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав созданы предпосылки для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. Для осужденных несовершеннолетних обеспечиваются условия, направленные на поддержку, восстановление и укрепление социальных связей, подготовку подростков к освобождению, трудовую и бытовую адаптацию освобождаемых.
Уголовно-исполнительные инспекции взаимодействуют с общественными объединениями (организациями) по вопросам оказания социальной помощи, с социально-реабилитационными центрами, которые оказывают социальную, психологическую, медицинскую и иную помощь, некоторые из них предоставляют места для временного проживания лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Обращений, связанных с условиями содержания в колонии, к Уполномоченному не поступало. Воспитанники обучаются в школе, получают среднее (полное) общее образование, в профессиональном училище - приобретают специальность. Созданы условия для проведения государственных итоговых экзаменов.
<< Глава 12. Право на объединение |
||
Содержание Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Московской области за 2020 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.