Определение Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N 307-ЭС21-9717 по делу N А26-9028/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Маненков А.Н., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее - общество "Автоспецтранс") на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.03.2021 по делу N А26-9028/2018 Арбитражного суда Республики Карелия по иску общества "Автоспецтранс", уточненному при новом рассмотрении дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - министерство Республики), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство), Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - управление Росимущества) о взыскании 1 326 000 руб. убытков в виде расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019, иск удовлетворен частично.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2019 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 27.08.2020, оставленным без изменения постановление апелляционного суда от 02.12.2020, с Российской Федерации в лице управления Росимущества за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества "Автоспецтранс" взыскано 1 326 000 руб. в возмещение убытков в виде расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, в иске к министерству Республики и агентству отказано. Распределены судебные расходы.
Постановлением суда округа от 09.03.2021 названные судебные акты отменены, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество "Автоспецтранс" просит отменить постановление суда округа, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, оставить в силе решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение судом округа норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
По результатам изучения по материалам истребованного дела приведенных заявителем доводов, усматриваются основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, сотрудниками государственного казенного учреждения Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество" в квартале 154 выдел 4 Сергиевского участкового лесничества 1 500 м от п. Сергиево по дороге в сторону г. Медвежьегорска выявлено место несанкционированного размещения ТКО площадью 1,6 га, о чем 23.04.2018 составлен акт N 1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение ТКО, относится к землям лесного фонда, правообладателем участка является Российская Федерация.
Общество "Автоспецтранс" направило в адрес министерства Республики уведомления от 18.05.2018 и 09.06.2018 об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и необходимости его ликвидации с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации.
Также общество "Автоспецтранс" направило уведомления от 21.06.2018 N 01/юр и от 13.07.2018 N 452/юр об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО и необходимости его ликвидации с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации такого места в адрес управления Росимущества.
Поскольку министерство Республики и управление Росимущества в течение 30 дней со дня получения уведомлений не подписали договор, общество "Автоспецтранс" 27.06.2018 заключило договор подряда с обществом с ограниченной ответственностью "Колибри" (с учетом дополнительного соглашения от 27.07.2018), которое ликвидировало место несанкционированного размещения ТКО.
В направленной министерству Республики 24.08.2018 претензии общество "Автоспецтранс" потребовало возместить расходы на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО.
Неисполнение министерством Республики в добровольном порядке названного требования послужило основанием для обращения общества "Автоспецтранс" в арбитражный суд с настоящим иском.
Обращаясь в суд с настоящим требованием, общество "Автоспецтранс" ссылалось на то, что в соответствии с пунктом 17 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) вправе обратиться в суд с требованием о взыскании расходов, понесенных на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, поскольку министерством Республики не исполнены требования подпунктов "а" и "б" пункта 16 Правил N 1156 и в течение 30 дней со дня получения уведомлений не обеспечена ликвидация места несанкционированного размещения ТКО и не заключен договор на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
После отмены ранее принятых по делу судебных актов при новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020, с Российской Федерации в лице управления Росимущества за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества "Автоспецтранс" взыскано 1 326 000 руб. в счет возмещения расходов по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, в иске к министерству Республики и агентству отказано.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 125, статьями 209 и 210, пунктом 3 статьи 214 ГК РФ, статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 1156 и, установив факт наличия несанкционированной свалки на лесном участке и ее ликвидации региональным оператором в соответствии с Правилами N 1156, признав управление Росимущества уполномоченным лицом на управление и распоряжение спорным лесным участком, находящимся в федеральной собственности и на котором обнаружено несанкционированное размещение ТКО, пришли к выводу о необходимости возмещения заявленных расходов за счет Российской Федерации в лице управления Росимущества, отказав в иске к министерству Республики и агентству.
Суд округа, отменяя принятые по делу судебные акты и отказывая в иске, исходил из того, что осуществляя ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО региональный оператор не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства и без государственного контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, общество "Автоспецтранс" указывает на нарушение судом округа норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается, в том числе на следующее.
Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми нормативными правовыми актами.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предписанные статьей 5 и пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, установило Правила N 1156, которыми осуществляется специальное правовое регулирование правоотношений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 17 Правил N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Пунктом 18 Правил N 1156 установлена обязанность собственника земельного участка самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Управление Росимущества не проинформировало регионального оператора о намерении провести закупку услуг по ликвидации несанкционированной свалки в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Действие регионального оператора по ликвидации несанкционированной свалки не является услугой, оказанной региональным оператором без заключения государственного контракта, а является обязанностью регионального оператора, установленной действующим законодательством.
При названных обстоятельствах доводы кассационной жалобы о существенном нарушении судом округа норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон спора в сфере предпринимательской деятельности, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ
определил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 07 октября 2021 года, в 10 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: город Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Н. Маненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N 307-ЭС21-9717 по делу N А26-9028/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 39-ПЭК22
09.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-433/2021
02.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28030/20
27.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9028/18
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16038/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16038/19
12.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21455/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9028/18