В связи с внесением изменений в цели и задачи Стандарта деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее по тексту - Стандарт) в соответствии с Уставом ТПП России, а также изменением отдельных критериев и правил оценки деятельности торгово-промышленных палат:
1. Информацию "О Стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации" принять к сведению (приложение 1).
2. Утвердить Положение о Стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации в новой редакции (приложение 2).
3. Департаменту регионального развития (Зубков И.В.) совместно с членами Комиссии Совета ТПП РФ по внедрению Стандарта в соответствии с пунктами 5.8 и 5.9 Положения о Стандарте с 1 июля 2021 года до 1 июня 2022 года:
- провести подтверждение соответствия деятельности торгово-промышленных палат, включенных в Реестр палат, деятельность которых соответствует Стандарту (далее по тексту - Реестр), критериям Стандарта в новой редакции;
- вносить на заседание Совета ТПП РФ предложения о подтверждении соответствия деятельности торгово-промышленных палат критериям Стандарта или об отзыве у торгово-промышленных палат свидетельств о соответствии Стандарту.
4. Признать деятельность торгово-промышленных палат не соответствующей критериям Стандарта (приложение 3), инициировать рассмотрение органами управления данных торгово-промышленных палат до 15 ноября 2021 года вопросов о несоответствии деятельности торгово-промышленной палаты целям и задачам, предусмотренным Уставом ТПП России, и о проведении мероприятий по их реорганизации или ликвидации или кадровым изменениям, согласованных с ТПП РФ в соответствии с Уставом ТПП РФ и Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".
5. Считать утратившими силу:
- пункт 2 постановления Совета ТПП РФ от 21 июня 2017 года N 24-5 "О Положении о стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации";
- постановления Совета ТПП РФ "О внесении изменений в Положение о стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации" от 19 декабря 2019 года N 86-14 и от 16 декабря 2020 года N 104-18.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на Президента ТПП России Катырина С.Н.
Председатель |
Б.В. Иванов |
24 июня 2021 года
N 3-2
Приложение 1
к постановлению Совета ТПП РФ
N 3-2 от 24 июня 2021 года
Информация
"О Стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации"
I. О совершенствовании Стандарта деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации
В соответствии с новой редакцией Устава ТПП, утверждённой VIII Съездом ТПП РФ 26 февраля 2021 года, существенно изменились цели и задачи Стандарта деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее по тексту - Стандарт), а именно:
- деятельность торгово-промышленной палаты, как члена ТПП РФ, должна соответствовать Стандарту;
- Стандарт применяется в целях осуществления ТПП России общей координации деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации, обеспечения надлежащего выполнения ими функций, уставных целей и задач, качества оказываемых ими услуг, а также развития торгово-промышленных палат и совершенствования их работы;
- в случае признания Советом ТПП РФ деятельности торгово-промышленной палаты несоответствующей Стандарту она может быть исключена из членов ТПП России.
В связи с этим Комиссия Совета ТПП РФ по внедрению Стандарта (далее по тексту - Комиссия Совета ТПП РФ) 21 мая 2021 года рассмотрела вопрос о внесении изменений в Положение о стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации, утверждённое постановлением Совета ТПП РФ от 21 июня 2017 года N 24-5 (с учетом изменений в соответствии с постановлениями Совета ТПП РФ 19 декабря 2019 года N 86-14, от 16 декабря 2020 года N 104-18) (далее по тексту - Положение о Стандарте).
По итогам рассмотрения Комиссия Совета ТПП приняла решение о внесении на рассмотрение Совета ТПП РФ следующих предложений:
1. В соответствии с новой редакцией Устава ТПП РФ внести изменения в цели и задачи Стандарта (пункты 1.1 и 1.2 Стандарта), а также порядок действий ТПП РФ в случае, если деятельность торгово-промышленной палаты будет признана несоответствующей Стандарту (пункт 1.9 Положения о Стандарте).
2. Поддержать предложение о повышении требований к ТПП при рассмотрении вопроса о наделении их полномочиями по удостоверению сертификатов о происхождении товара, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а именно: к удостоверению сертификатов о происхождении товара и других внешнеэкономических документов допускать исключительно торгово-промышленные палаты, соответствующие Стандарту.
Данная необходимость возникла в связи со сложившейся ситуацией по удостоверению сертификатов о происхождении товара в торгово-промышленных палатах Краснодарского края и Московской области.
В ходе проведённых ТПП России проверочных мероприятий в отношении деятельности палат Краснодарского края и Московской области по удостоверению сертификатов о происхождении товара выявлены многочисленные нарушения. В связи с этим работа в регионах вызывает вопросы, требующие решения, в том числе: действительно ли большинство ТПП регионов реально осуществляют уставную деятельность в соответствии с критериями Стандарта, а не фальсифицируют результаты? Предлагаемые изменения будут стимулировать торгово-промышленные палаты отвечать минимальным требованиям, предусмотренным Стандартом, до получения полномочий на осуществление функции по удостоверению сертификатов о происхождении товара, которая приносит основной доход большинству палат. Приоритетом для торгово-промышленных палат должна стать диверсификация услуг.
Таким образом, в Положении о Стандарте предлагается исключить ключевой критерий 4.3, предусматривающий соблюдение ТПП требований по удостоверению сертификатов о происхождении товара.
3. В связи с внесением существенных изменений в цели и задачи Стандарта в соответствии с Уставом ТПП России, а также отдельных критериев и правил оценки деятельности торгово-промышленных палат предлагается Департаменту регионального развития ТПП РФ (Зубков И.В.) совместно с членами Комиссии Совета ТПП РФ в соответствии с пунктами 5.8 и 5.9 Положения о Стандарте с 1 июля 2021 года до 1 июня 2022 года:
- провести подтверждение соответствия деятельности торгово-промышленных палат, включенных в Реестр палат, деятельность которых соответствует Стандарту (далее по тексту - Реестр), критериям Стандарта;
- вносить на заседание Совета ТПП РФ предложения о подтверждении соответствия деятельности торгово-промышленных палат критериям Стандарта или об отзыве у торгово-промышленных палат свидетельств о соответствии Стандарту.
4. С целью усиления контроля за достоверностью предоставляемой палатами отчетной информации о деятельности предлагается:
- провести выборочную проверку достоверности информации о деятельности в 2020 году, представленной торгово-промышленными палатами, путем запроса документов или выезда в палату;
- проводить оценку и инспекционный контроль деятельности ТПП также на основании налоговой и бухгалтерской отчетности;
- годовой объем услуг ТПП по критерию 4.1 Стандарта должен соответствовать строке "Выручка" отчета о финансовых результатах бухгалтерского баланса;
- внести соответствующие изменения в форму предоставления информации о деятельности торгово-промышленной палаты.
5. Утвердить новую редакцию Положения о Стандарте.
II. Об оценке деятельности торгово-промышленных палат на соответствие Стандарту по итогам 2020 года
В соответствии с Положением о Стандарте Департаментом регионального развития совместно с членами Комиссии Совета ТПП РФ проведен анализ деятельности торгово-промышленных палат за 2020 год на соответствие критериям Стандарта на основании годовой отчетности о деятельности ТПП, информации подразделений ТПП РФ, а также позиции региональных ТПП в отношении муниципальных ТПП, функционирующих в регионе их деятельности.
В соответствии с решением Комиссии Совета ТПП РФ из-за последствий пандемии количественные критерии в 2020 году не оценивались.
По итогам оценки 7 ТПП, признанных ранее соответствующими Стандарту, не достигли его критериев в 2020 году:
1. |
Союз "Реутовская торгово-промышленная палата" |
2. |
Жуковская торгово-промышленная палата |
3. |
Союз "Химкинская торгово-промышленная палата" |
4. |
Союз "Крымская торгово-промышленная палата" |
5. |
Союз Торгово-промышленная палата г. Горячий Ключ |
6. |
Союз "Торгово-промышленная палата Луховицкого муниципального района Московской области" |
7. |
Негосударственная некоммерческая организация Союз "Магаданская торгово-промышленная палата" |
16 ТПП в соответствии с постановлением Совета ТПП РФ от 16 декабря 2020 года N 107-18 реализуют планы развития на 2021 год:
1. |
Союз "Торгово-промышленная палата Амурской области" |
2. |
Союз "Сахалинская торгово-промышленная палата" |
3. |
Союз "Забайкальская торгово-промышленная палата" |
4. |
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Ингушетия" |
5. |
Союз "Торгово-промышленная палата Карачаево-Черкесской Республики" |
6. |
Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия - Алания |
7. |
Союз "Торгово-промышленная палата Чеченской Республики" |
8. |
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Алтай" |
9. |
Союз "Ангарская торгово-промышленная палата" |
10. |
Союз "Минусинская торгово-промышленная палата" |
11. |
Союз "Торгово-промышленная палата города Кургана" |
12. |
Союз "Няганская торгово-промышленная палата" |
13. |
Союз "Торгово-промышленная палата городского округа Щелково Московской области" |
14. |
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Крым" |
15. |
Союз "Торгово-промышленная палата города Волгодонска" |
16. |
Союз "Торгово-промышленная палата Республики Хакасия" |
Однако, с учетом итогов деятельности за 2020 год и мониторинга реализации планов развития в 2021 году в ТПП Чеченской Республики, ТПП Республики Северная Осетия - Алания, Забайкальской ТПП необходимы кадровые изменения.
Комиссия Совета ТПП РФ 21 мая 2021 года приняла решение о признании деятельности 10 ТПП несоответствующей критериям Стандарта и о необходимости проведения мероприятий по их реорганизации, ликвидации или калоовым изменениям:
1. |
Союз "Реутовская торгово-промышленная палата" |
2. |
Жуковская торгово-промышленная палата |
3. |
Союз "Химкинская торгово-промышленная палата" |
4. |
Союз "Крымская торгово-промышленная палата" |
5. |
Союз Торгово-промышленная палата г. Горячий Ключ |
6. |
Союз "Торгово-промышленная палата Луховицкого муниципального района Московской области" |
7. |
Негосударственная некоммерческая организация Союз "Магаданская торгово-промышленная палата" |
8. |
Союз "Торгово-промышленная палата Чеченской Республики" |
9. |
Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия - Алания |
10. |
Союз "Забайкальская торгово-промышленная палата" |
Департамент
регионального развития ТПП РФ
Приложение 2
к постановлению Совета ТПП РФ
N 3-2 от 24 июня 2021 года
Положение
о Стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Положение о Стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации (далее по тексту - Стандарт) разработано на основании пунктов 2, 7 статьи 15 Закона Российской Федерации от 07 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", пункта 15 статьи 13, статьи 15.1, пункта 9 статьи 39 Устава Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Стандарт применяется в целях осуществления ТПП России общей координации деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации, а именно:
- обеспечения надлежащего выполнения ими функций, уставных целей и задач, качества оказываемых ими услуг, а также развития торгово-промышленных палат и совершенствования их работы;
организации работы по проведению оценки полноты исполнения торгово-промышленными палатами, являющимися членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в соответствии со статьей 25 Устава ТПП РФ, своих обязанностей;
- определения мероприятий ТПП России, направленных на развитие деятельности торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований;
- организации взаимодействия между торгово-промышленными палатами по достижению соответствия всеми палатами единым критериям.
1.2. Задачей внедрения Стандарта является обеспечение эффективного взаимодействия (системности) работы торгово-промышленных палат в интересах выполнения стоящих перед ТПП РФ целей и задач, как единого комплекса взаимосвязанных элементов.
Стандарт представляет собой совокупность минимальных обязательных требований к деятельности торгово-промышленных палат в качестве членов ТПП России. В Стандарте определяются критерии оценки деятельности торгово-промышленных палат, значения показателей оценки выполнения критериев и правила оценки каждого критерия.
Общая оценка соответствия деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту определяется результатами оценки торгово-промышленной палаты по каждому критерию.
Соответствие деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту в обязательном порядке учитывается:
- при наделении или делегировании полномочий по выполнению публичных функций, предусмотренных Законом РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- при решении вопросов о привлечении к участию в реализации государственных и муниципальных программ, программ и проектов ТПП России;
- при распределении средств Фонда развития торгово-промышленных палат;
- при рассмотрении кандидатуры единоличного исполнительного органа торгово-промышленной палаты на вхождение её в состав коллегиального органа управления ТПП России, в состав коллегиального исполнительного органа ТПП России, в состав контрольного органа ТПП России;
- при согласовании кандидатуры действующего единоличного исполнительного органа торгово-промышленной палаты на очередной срок;
- при награждении торгово-промышленной палаты, ее работников и членов Палаты наградами ТПП РФ.
1.3. Органом, подтверждающим соответствие деятельности торгово-промышленной палаты критериям настоящего Стандарта, является Совет ТПП России.
1.4. Органом по организации и выполнению работ по внедрению Стандарта, оценке деятельности торгово-промышленных палат является Комиссия Совета ТПП России по внедрению Стандарта деятельности (далее по тексту - Комиссия Совета ТПП РФ).
1.5. Организационное обеспечение деятельности по внедрению Стандарта, проведению анализа и инспекционного контроля деятельности торгово-промышленных палат на соответствие критериям Стандарта, ведению Реестра торгово-промышленных палат, деятельность которых соответствует Стандарту (далее по тексту - Реестр), осуществляется Департаментом регионального развития ТПП России (далее по тексту - Департамент).
По инициативе Департамента для реализации его полномочий могут создаваться комиссии, в состав которых могут быть включены представители подразделений ТПП РФ, торгово-промышленных палат, комитетов и советов ТПП РФ. Состав комиссий утверждается вице-президентом ТПП РФ, ответственным за организационное, методическое, информационное обеспечение развития торгово-промышленных палат.
Деятельность Департамента в отношении внедрения Стандарта муниципальными торгово-промышленными палатами осуществляется при взаимодействии с торгово-промышленной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с Положением о взаимодействии торгово-промышленной палаты субъекта Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований, действующих на территории этого субъекта Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета ТПП РФ от 21 декабря 2017 года N 36-7.
1.6. В период внедрения Стандарта осуществляется комплекс мероприятий по достижению торгово-промышленными палатами критериев, установленных Стандартом, а также по оценке и подтверждению соответствия деятельности торгово-промышленных палат критериям, установленным Стандартом. Отчетным периодом по предоставлению информации о достижении торгово-промышленными палатами требований, установленных Стандартом, является календарный год.
1.7. Торгово-промышленной палате, деятельность которой признана соответствующей Стандарту, выдается Свидетельство о соответствии деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту деятельности (далее по тексту - Свидетельство), установленной формы (приложение 3 к Положению).
1.8. Срок действия Свидетельства не ограничен, за исключением случаев, изложенных в пункте 1.9 Стандарта.
1.9. В случае, если деятельность торгово-промышленной палаты признана не соответствующей Стандарту, Совет ТПП России может инициировать рассмотрение органами управления торгово-промышленных палат вопросов о несоответствии деятельности торгово-промышленной палаты целям и задачам, предусмотренным Уставом ТПП России, и о проведении организационных и кадровых изменений в торгово-промышленной палате либо о её реорганизации или ликвидации.
В соответствии со статьей 19 Устава ТПП России в случае признания Советом ТПП РФ деятельности торгово-промышленной палаты не соответствующей Стандарту Совет ТПП России вправе созывать высший орган торгово-промышленной палаты для рассмотрения вопроса о переизбрании ее органов управления и/или устранения имеющихся несоответствий деятельности.
На основании статьи 27 Устава ТПП России торгово-промышленная палата может быть исключена из членов ТПП России в случае признания Советом ТПП РФ деятельности торгово-промышленной палаты не соответствующей Стандарту.
1.10. Полномочия Совета ТПП России:
- утверждает настоящий Стандарт;
- вносит изменения в настоящий Стандарт;
- создает Комиссию Совета ТПП РФ;
- подтверждает соответствие деятельности торгово-промышленных палат Стандарту, а также признает деятельность торгово-промышленных палат не соответствующей Стандарту;
- принимает решение о выдаче Свидетельства или о его отзыве;
- устанавливает единую форму Свидетельства;
- утверждает знак, подтверждающий соответствие деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту (далее по тексту - Знак), и Положение о нем.
1.11. Полномочия Комиссии Совета ТПП РФ:
- организует и проводит оценку соответствия деятельности торгово-промышленных палат Стандарту;
- вносит предложения на заседания Совета ТПП РФ о внесении изменений в Стандарт;
- утверждает минимальные требования к численности членской базы и объему оказываемых услуг торгово-промышленными палатами;
- вносит предложения на заседания Совета ТПП РФ о признании соответствия деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту или об отзыве у торгово-промышленной палаты свидетельства о соответствии ее Стандарту;
- не реже 1 раза в 3 года рассматривает вопрос о соответствии торгово-промышленной палаты Стандарту;
- координирует деятельность торгово-промышленных палат субъекта Российской Федерации по внедрению Стандарта в муниципальной(-ых) торгово-промышленной палате (-ах), в рамках одного субъекта Российской Федерации (для торгово-промышленных палат, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации);
- разрешает споры и конфликты (далее по тексту - споры) в сфере корпоративной этики, возникающие при взаимодействии между торгово-промышленными палатами в Российской Федерации, а также между торгово-промышленными палатами и объединениями предпринимателей - членами ТПП РФ, вырабатывает меры по их разрешению и устранению.
2. Мероприятия ТПП России, направленные на развитие деятельности торгово-промышленных палат
2.1. ТПП России проводит мероприятия по развитию деятельности торгово-промышленных палат, в том числе по достижению соответствия всеми торгово-промышленными палатами единых требований.
Мероприятия, направленные на защиту и продвижение законных интересов торгово-промышленных палат и их членов на международном, федеральном и региональных уровнях, повышение роли торгово-промышленных палат в социально-экономическом развитии региона, увеличение членской базы, объемов и качества услуг, укрепление материально-технической базы проводятся ТПП РФ по следующим направлениям:
- содействие организации взаимодействия торгово-промышленных палат с федеральными органами власти Российской Федерации и институтами развития предпринимательства в России и за рубежом;
- популяризация деятельности торгово-промышленных палат в государственных органах и органах местного самоуправления, на мероприятиях российского и международного уровней, на информационных ресурсах ТПП РФ;
- продвижение реализации функции торгово-промышленных палат, как организации, образующей инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках государственных, региональных и муниципальных программ в Российской Федерации;
- содействие развитию и продвижению услуг торгово-промышленных палат на федеральном уровне;
- привлечение к участию торгово-промышленных палат в качестве организаторов или соорганизаторов конгрессно-выставочных международных и российских мероприятий, а также бизнес-миссий, проходящих под патронажем ТПП РФ;
- организация взаимодействия торгово-промышленных палат с представительствами ТПП РФ за границей, деловыми советами по сотрудничеству с зарубежными странами и партнерскими организациями;
- осуществление информационно-аналитического сопровождения деятельности торгово-промышленных палат по Приоритетным направлениям деятельности ТПП России;
- передача в установленном порядке торгово-промышленным палатам отдельных функций ТПП России;
- разработка единых правил для торгово-промышленных палат по основным направлениям деятельности;
- осуществление методического обеспечения деятельности торгово-промышленных палат по созданию и организации работы учреждений, содействующих разрешению и урегулированию предпринимательских споров;
- оказание организационно-методической поддержки при подготовке и проведении заседаний высших органов торгово-промышленных палат;
- внедрение современных электронных технологий и продвижение услуг торгово-промышленных палат в сети Интернет;
- награждение торгово-промышленных палат, ее работников и (или) членов Палаты наградами ТПП России в порядке, установленном ТПП РФ;
- обучение и повышение квалификации работников торгово-промышленных палат;
- оказание финансовой поддержки в рамках и на условиях деятельности Фонда развития торгово-промышленных палат;
- представление и защита законных интересов членов торгово-промышленных палат на федеральном уровне и за рубежом;
- предоставление возможности участия членов торгово-промышленных палат в работе общественных формирований ТПП России;
- реализация гибкой тарифной политики для членов торгово-промышленных палат на осуществляемые ими функции и предоставляемые услуги, в том числе услуги организаций, созданных с участием ТПП РФ;
- ежегодное проведение опроса (мониторинга) по проблемам и потребностям торгово-промышленных палат;
- ежегодная подготовка Рейтинга торгово-промышленных палат по направлениям деятельности.
2.2. Отчет (информация) о проведении ТПП РФ мероприятий по направлениям, изложенным в пункте 2.1 Стандарта, представляется на итоговом заседании Совета руководителей торгово-промышленных палат в отчетном году.
2.3. Направления, изложенные в пункте 2.1, не распространяются на торгово-промышленные палаты, деятельность которых признана Советом ТПП РФ не соответствующей Стандарту.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении торгово-промышленных палат, которые в соответствии с пунктом 1.9 настоящего Положения приняли и реализовали решение о проведении организационных и кадровых изменений.
3. Термины и определения
Стандарт деятельности - совокупность минимальных требований к деятельности торгово-промышленных палат в качестве членов ТПП России.
Критерии оценки деятельности торгово-промышленной палаты - совокупность показателей, характеризующих деятельность торгово-промышленной палаты, по которой осуществляется ее оценка на соответствие Стандарту.
Оценка деятельности торгово-промышленной палаты на соответствие Стандарту - бальная оценка деятельности торгово-промышленных палат в соответствии с установленными значениями показателей критериев оценки. Осуществляется на основании годовой информации о деятельности ТПП, информации подразделений ТИП РФ, документов, подтверждающих отчетную информацию о деятельности торгово-промышленной палаты по итогам года, данных налоговой и бухгалтерской отчетности, информации по итогам выездных мероприятий в ТПП, а также позиций торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных торгово-промышленных палат, функционирующих в регионе их деятельности.
Карточка деятельности торгово-промышленной палаты - электронный сервис ТПП РФ, накапливающий в себе информацию о работе торгово-промышленных палат по критериям оценки деятельности торгово-промышленной палаты. Выполняет функцию инструмента для обеспечения практической реализации процесса внедрения Стандарта. Карточка деятельности торгово-промышленной палаты включает годовую/полугодовую информацию о деятельности торгово-промышленной палаты, налоговую и бухгалтерскую отчетность, информацию подразделений ТПП РФ, информацию об итогах выездных мероприятий в торгово-промышленной палате и документы, подтверждающие информацию о деятельности торгово-промышленной палаты.
Инспекционный контроль - текущий анализ деятельности торгово-промышленной палаты, признанной соответствующей Стандарту. Осуществляется на основании годовой информации о деятельности ТПП, информации подразделений ТПП РФ, документов, подтверждающих отчетную информацию о деятельности торгово-промышленной палаты по итогам года и полугодия, данных налоговой и бухгалтерской отчетности, информации по итогам выездных мероприятий в ТПП, а также позиций торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных торгово-промышленных палат, функционирующих в регионе их деятельности.
4. Оценка деятельности торгово-промышленных палат на соответствие Стандарту
4.1. Оценка деятельности торгово-промышленных палат на соответствие Стандарту осуществляется в следующих направлениях:
- организация деятельности торгово-промышленной палаты;
- работа с членами торгово-промышленной палаты и бизнес-сообществом на территории её деятельности;
- участие в реализации основных направлений деятельности системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации по достижению стратегических целей социально-экономического развития страны, формированию высокоэффективной региональной политики, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности;
- формирование портфеля эффективных услуг.
4.2. В Стандарте определяются критерии оценки деятельности торгово-промышленных палат по каждому направлению её деятельности, значения показателей оценки выполнения критериев и балльная оценка каждого критерия (приложение 1).
4.3. В Стандарте выделяются 4 вида критериев:
ключевые - выполнение значений показателей в полном объеме;
ключевые количественные - оцениваются в зависимости от степени достижения количественных значений показателей критерия;
оценочные - оцениваются в зависимости от полноты выполнения показателей критерия;
дополнительные - оцениваются в зависимости от полноты выполнения показателей критерия, являются дополнительными критериями при совокупной оценке "оценочных критериев".
4.4. Оценка соответствия деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту определяется совокупностью набранных баллов ТПП по каждому виду критериев.
При этом минимальное количество баллов для признания деятельности торгово-промышленной палаты соответствующей критериям Стандарта:
- по ключевым критериям - 9 из 9 баллов (для палаты, действующей в субъекте Российской Федерации, в котором работают более одной палаты - 10 из 10 баллов),
- по ключевым количественным критериям - 6 из 12 баллов;
- по оценочным критериям - 16 из 30 баллов.
При этом к совокупности баллов по оценочным критериям прибавляются 2/3 баллов по "дополнительным критериям", максимальное количество которых составляет 19 баллов.
5. Порядок внедрения Стандарта
5.1. Внедрение Стандарта включает в себя проведение следующих мероприятий:
- утверждение значений показателей ключевых количественных критериев;
- сбор информации о деятельности торгово-промышленных палат для реализации процесса внедрения Стандарта;
- проведение анализа деятельности торгово-промышленных палат на соответствие критериям Стандарта, разработка планов мероприятий (дорожных карт) по достижению торгово-промышленными палатами требований, установленных Стандартом;
- оценка соответствия деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту;
- инспекционный контроль;
- подтверждение соответствия деятельности торгово-промышленной палаты критериям Стандарта;
- разработка и (или) корректировка нормативных документов ТПП России по внедрению требований Стандарта.
5.2. Утверждение значений показателей количественных ключевых критериев.
Комиссия Совета ТПП РФ утверждает минимальные требования к численности членской базы и объему услуг, оказываемых торгово-промышленной палатой.
5.3. Сбор информации о деятельности торгово-промышленных палат для реализации процесса внедрения Стандарта осуществляет Департамент.
Источником информации для реализации процесса внедрения Стандарта является карточка деятельности торгово-промышленной палаты.
Карточки деятельности торгово-промышленных палат ведутся Департаментом. При этом карточки деятельности муниципальных торгово-промышленных палат ведутся, в том числе, при взаимодействии с торгово-промышленными палатами соответствующих субъектов Российской Федерации.
5.4. Анализ деятельности торгово-промышленных палат на соответствие критериям Стандарта осуществляет Департамент на основании анализа информации, содержащейся в карточке деятельности торгово-промышленной палаты, по итогам деятельности торгово-промышленных палат за год.
Анализ деятельности муниципальной торгово-промышленной палаты осуществляется Департаментом при взаимодействии с торгово-промышленной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации.
По итогам проведения анализа деятельности торгово-промышленных(-ой) палат(-ты) Департамент представляет в Комиссию Совета ТПП РФ заключение о соответствии (несоответствии) торгово-промышленных(-ной) палат(-ты) критериям Стандарта, отражающее оценку палат(-ты) по каждому критерию оценки деятельности.
5.5. Разработка планов мероприятий (дорожных карт) по достижению торгово-промышленными палатами критериев оценки деятельности торгово-промышленных палат осуществляется:
5.5.1. В случае выявления несоответствия деятельности торгово-промышленной палаты критериям Стандарта по итогам анализа, а также инспекционного контроля Комиссия Совета ТПП РФ может согласовать разработку совместно с торгово-промышленной палатой планов мероприятий (дорожную карту) по достижению торгово-промышленной палатой критериев Стандарта.
5.5.2. В целях разработки плана мероприятий (дорожной карты) по достижению торгово-промышленной палатой критериев Стандарта могут создаваться комиссии, в состав которых могут быть включены представители подразделений ТПП РФ, торгово-промышленных палат, комитетов и советов ТПП РФ. Составы комиссий утверждаются вице-президентом ТПП РФ, отвечающим за организационное, методическое, информационное обеспечение развития торгово-промышленных палат.
5.5.3. По истечении установленного в плане(ах) мероприятий периода Департамент готовит заключение о соответствии или несоответствии деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту и выносит на рассмотрение Комиссии Совета ТПП РФ вопрос об оценке деятельности торгово-промышленной палаты на соответствие Стандарту.
5.6. Разработка и (или) внесение изменений в нормативные документы ТПП России по внедрению требований Стандарта осуществляется Комиссией Совета ТПП РФ.
Комиссия Совета ТПП РФ ежегодно анализирует ход внедрения Стандарта и готовит предложения по изменению нормативных документов ТПП России, включая настоящий Стандарт.
5.7. Оценка соответствия деятельности торгово-промышленных палат Стандарту проводится Комиссией Совета ТПП РФ в соответствии с разделом 4 настоящего Стандарта с учетом заключений Департамента о соответствии или несоответствии деятельности торгово-промышленной палаты по итогам проведения анализа, инспекционного контроля, результатов реализации планов мероприятий (дорожных карт) по достижению торгово-промышленными палатами критериев Стандарта.
По итогам рассмотрения вопроса о соответствии торгово-промышленной палаты критериям Стандарта Комиссия Совета ТПП РФ вносит на рассмотрение очередного заседания Совета ТПП России предложения о признании соответствия (или несоответствия) торгово-промышленной палаты Стандарту.
Совет ТПП России принимает решение о соответствии (или несоответствии) торгово-промышленной палаты Стандарту и выдаче свидетельства о соответствии торгово-промышленной палаты Стандарту.
В случае принятия решения о несоответствии торгово-промышленной палаты Стандарту Совет ТПП России действует согласно пункту 1.9 настоящего Стандарта.
Решения Совета ТПП РФ о соответствии (или несоответствии) деятельности торгово-промышленных палат Стандарту отражаются в Реестре (приложение 2) к Положению.
5.8. Инспекционный контроль.
Инспекционный контроль является текущим анализом деятельности торгово-промышленной палаты, признанной соответствующей Стандарту, и проводится по ключевым критериям Стандарта в течение отчетного года, а по ключевым количественным, оценочным и дополнительным критериям Стандарта - по итогам отчетного года.
Инспекционный контроль проводится Департаментом на основании анализа информации, содержащейся в карточке деятельности торгово-промышленных палат. Инспекционный контроль деятельности муниципальной торгово-промышленной палаты осуществляется Департаментом при взаимодействии с торгово-промышленной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации.
5.9. В случае выявления несоответствия деятельности торгово-промышленной палаты критериям Стандарта Департамент выносит вопрос о несоответствии деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту на рассмотрение Комиссии Совета ТПП РФ. Комиссия Совета ТПП РФ принимает решение о разработке плана мероприятий (дорожной карта) по достижению торгово-промышленной палатой критериев Стандарта или внесении на очередное заседание Совета ТПП России вопроса об отзыве у торгово-промышленной палаты свидетельства о соответствии её Стандарту.
В случае выявления предоставления торгово-промышленной палатой недостоверных сведений по критериям Стандарта, Комиссия Совета ТПП РФ принимает решение о внесении в течение отчетного года на заседание Совета ТПП России вопроса о признании деятельности торгово-промышленной палаты не соответствующей Стандарту и об отзыве у нее свидетельства о соответствии Стандарту.
5.10. Подтверждение соответствия деятельности торгово-промышленной палаты критериям Стандарта осуществляется в следующем порядке:
5.10.1. Комиссия Совета не реже 1 раза в 3 года, а также при существенных изменениях целей и задач Стандарта или отдельных критериев и правил оценки деятельности торгово-промышленных палат, рассматривает вопрос о подтверждении соответствия деятельности торгово-промышленных палат, включенных в Реестр, критериям Стандарта на основании заключений инспекционного контроля, включая имеющиеся результаты реализации торгово-промышленными палатами планов мероприятий (дорожных карт) по достижению торгово-промышленной палатой критериев Стандарта.
5.10.2. Подтверждение соответствия деятельности торгово-промышленных палат Стандарту осуществляется на основании оценки соответствия деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту, которую проводит Комиссия Совета ТПП РФ, руководствуясь пунктом 5.7 и 5.8 Стандарта.
5.10.3. По итогам рассмотрения вопроса о подтверждении соответствия деятельности торгово-промышленных палат критериям Стандарта Комиссия Совета ТПП РФ выносит вопрос на очередное заседание Совета ТПП России.
5.10.4. Совет ТПП России принимает решение о подтверждении соответствия торгово-промышленной палаты Стандарту или об отзыве у торгово-промышленной палаты свидетельства о соответствии Стандарту.
5.10.5. В случае принятия решения об отзыве у ТПП свидетельства о соответствии торгово-промышленной палаты Стандарту Совет ТПП России руководствуется пунктом 1.9 настоящего Стандарта.
5.10.6. Решения Совета ТПП РФ о подтверждении соответствия деятельности ТПП Стандарту или отзыве свидетельства о соответствии торгово-промышленной палаты Стандарту отражаются в Реестре.
5.11. Информация о соответствии деятельности торгово-промышленной палаты Стандарту размещается на интернет-портале ТПП России, в печатных/электронных изданиях ТПП России, вносится в Реестр, а также направляется:
- в торгово-промышленные палаты;
- в администрацию субъекта Российской Федерации или муниципального образования субъекта Российской Федерации, на территории которого действует прошедшая оценку соответствия палата;
- в союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей, являющиеся членами ТПП России.
Торгово-промышленные палаты имеют право размещать электронную версию свидетельства о соответствии торгово-промышленной палаты Стандарту, на своих электронных и печатных ресурсах, иных информационных материалах при осуществлении своей деятельности.
6. Организация и порядок деятельности Комиссии Совета ТПП РФ
6.1. Комиссия Совета ТПП РФ создается решением Совета ТПП России.
6.2. Состав Комиссии ТПП РФ формируется из числа членов Совета ТПП России, руководителей торгово-промышленных палат, организаций, созданных с участием ТПП России, работников ТПП России, из числа которых назначается ответственный секретарь Комиссии, и утверждается Советом ТПП России.
6.3. Комиссию Совета ТПП РФ возглавляет ее председатель, которым по должности является вице-президент ТПП РФ, ответственный за организационное, методическое, информационное обеспечение развития торгово-промышленных палат.
6.4. Заседания Комиссии Совета ТПП РФ проводятся её председателем либо по его поручению одним из членов Комиссии.
6.5. Материалы к заседанию Комиссии Совета ТПП РФ направляются ответственным секретарем ее членам не позднее, чем за десять дней до начала заседания.
При рассмотрении споров материалы направляются также сторонам спора. Сторона спора вправе направить в Комиссию Совета ТПП РФ и другой стороне свои объяснения, возражения или встречную претензию.
6.6. По решению Комиссии Совета ТПП РФ могут быть образованы постоянные либо временные экспертные группы и другие рабочие органы, возглавляемые членами Комиссии Совета ТПП РФ.
6.7. Полномочия Комиссии Совета ТПП РФ определены пунктом 1.11 настоящего Стандарта.
6.8. Заседания Комиссии Совета ТПП РФ проводятся на основании положений пунктов 5.6, 5.7, 6.7 настоящего Стандарта, а также по инициативе членов Комиссии Совета.
6.9. Заседания Комиссии Совета ТПП РФ считаются правомочными, если в них участвуют более половины ее членов.
Заседания Комиссии Совета ТПП РФ могут проводиться в форме совместного присутствия членов Комиссии Совета ТПП РФ, либо в формах, не требующих их обязательного совместного присутствия (в режиме видеоконференции, интернет-конференции и т.п.), или в смешанной форме.
Решения Комиссии Совета ТПП РФ принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии Совета ТПП РФ путем открытого голосования. В случае равенства голосов "за" и "против" голос председателя Комиссии Совета ТПП РФ считается решающим.
Решения Комиссии Совета ТПП РФ могут быть приняты без заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем). В этом случае голосование считается состоявшимся при получении ответов более чем от половины членов Комиссии Совета ТПП РФ.
6.10. На заседания Комиссии Совета ТПП РФ могут приглашаться руководители торгово-промышленных палат.
В заседаниях Комиссии Совета ТПП РФ имеют право принимать участие: вице-президенты ТПП России, председатель Ревизионной комиссии ТПП России, председатели комитетов и советов ТПП России, а также руководители подразделений ТПП России.
На заседаниях Комиссии Совета ТПП РФ могут присутствовать иные приглашенные по обсуждаемым вопросам лица. В этом случае список приглашенных на заседание лиц определяется председателем Комиссии Совета ТПП РФ.
При рассмотрении Комиссией Совета ТПП РФ споров на заседания приглашаются стороны спора. Их неявка не является препятствием для рассмотрения спора.
6.11. Заседания Комиссии Совета ТПП РФ оформляются протоколами, которые подписываются председателем и ответственным секретарем Комиссии Совета ТПП РФ.
В протоколе указываются: дата, время и место проведения заседания; лица, принявшие участие в заседании и голосовании; повестка дня; лица, выступившие по обсуждаемым вопросам; результаты голосования по каждому вопросу и принятые решения; лица, производившие подсчет голосов.
В случае проведения заседания в форме, не требующей обязательного совместного присутствия членов Комиссии Совета ТПП РФ или в смешанной форме, в протоколе заседания Комиссии Совета ТПП РФ делается об этом соответствующая запись.
При проведении заседания Комиссии Совета ТПП РФ в смешанной форме в протоколе заседания отдельно указываются лица, принявшие участие в заседании в режиме видеоконференции, интернет-конференции и т.п.
Протокол заседания Комиссии Совета ТПП РФ направляется ее членам по запросу.
Хранение и сдачу в архив протоколов и других документов Комиссии Совета ТПП РФ осуществляет ответственный секретарь Комиссии Совета ТПП РФ.
6.12. Организационное обеспечение деятельности Комиссии Совета ТПП РФ осуществляется ТПП России.
Приложение 1
к Положению
Критерии оценки деятельности ТПП на соответствие Стандарту деятельности
N пп |
Наименование критерия |
Показатели оценки критерия |
Балльная оценка критерия |
Раздел 1. Организация деятельности торгово-промышленной палаты | |||
1.1 |
Организация и функционирование органов управления и контрольных органов ТПП (ключевой критерий) |
1) органы управления и контрольные органы избраны в установленном Уставом ТПП порядке; 2) приняты регламентирующие документы о деятельности данных органов; 3) соблюдена периодичность заседаний; 4) основные вопросы повестки дня соответствуют приоритетным направлениям деятельности ТПП; 5) Устав соответствует Уставу ТПП РФ, утверждённому VIII Съездом ТПП РФ 26 февраля 2021 года. 6) Предоставление ежегодного отчета о деятельности ТПП в Министерство Юстиции РФ в рамках Постановления Правительства РФ от 11.07.2012 N 705. |
0 - не соблюдены требования Устава; 1 - соблюдены требования Устава. |
1.2 |
Соблюдение порядка согласования на должность единоличного исполнительного органа ТПП (ключевой критерий) |
1) соблюдение Положения о порядке согласования на должность единоличного исполнительного органа ТПП, утвержденного постановлением Совета ТПП РФ от 20 апреля 2016 года N 5-1. |
0 - процедура не соблюдена; 1 - процедура соблюдена. |
1.3 |
Стратегические цели и задачи, приоритетные направления деятельности ТПП соответствуют целям и задачам, приоритетным направлениям деятельности ТПП РФ (ключевой критерий) |
1) утверждение программы деятельности ТПП, положения которой полностью или частично соответствуют приоритетным направлениям деятельности ТПП РФ на 2021 - 2025 годы. |
0 - программа не утверждена; 1 - программа утверждена. |
1.4 |
Наличие плана экономического развития ТПП (дополнительный критерий) |
1) утверждение плана экономического развития ТПП на срок не менее года. План экономического развития может быть отдельным документом или частью программы деятельности ТПП. |
0 - план не утвержден; 1 - план утвержден. |
1.5 |
Отсутствие просроченных долговых обязательств перед ТПП РФ и организациями, созданными с участием ТПП РФ (ключевой критерий) |
1) отсутствует просроченная задолженность или просроченная задолженность менее полугода. |
0 - наличие просроченной задолженности более, чем полгода; 1 - отсутствует просроченная задолженность или просроченная задолженность менее полугода. |
1.6 |
Соблюдение порядка перечисления членских взносов в ТПП РФ (ключевой критерий) |
1) соблюдение Положения о порядке определения размера и способа уплаты вступительных взносов и членских взносов в ТПП РФ, утвержденного постановлением VII Съезда ТПП РФ 01 марта 2016 года; 2) сумма, поступившая от ТПП субъектов РФ в ТПП РФ за отчетный период, составляет 10% от фактически поступивших сумм вступительных и членских взносов за отчетный период; 3) сумма, поступившая от муниципальных ТПП в ТПП субъекта РФ за отчетный период, составляет 10% от фактически поступивших сумм вступительных и членских взносов за отчетный период. |
0 - уплачено менее половины; 1 - уплачено более половины. |
1.7 |
Соблюдение принципов, этических норм и правил взаимодействия торгово-промышленных палат, правил взаимодействия ТПП с организациями и индивидуальными предпринимателями, правил профессиональной и корпоративной этики работников палат (ключевой критерий) |
1) соблюдение Кодекса взаимоотношений торгово-промышленных палат в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета ТПП РФ от 20 апреля 2016 года N 6-1 (далее по тексту - Кодекс). Отсутствие решений Комиссии по взаимоотношениям торгово-промышленных палат в Российской Федерации о нарушении торгово-промышленной палатой Кодекса, а также соответствующих решений Совета ТПП РФ. |
0 - не соблюдаются требования Кодекса; 1 - соблюдаются требования Кодекса. |
1.8 |
Выполнение решений органов управления ТПП РФ (ключевой критерий) |
1) выполнение торгово-промышленной палатой (ТПП) решений органов управления ТПП РФ, касающихся деятельности ТПП по выполнению возложенных на них функций, решений Съезда, Совета и Правления ТПП РФ. |
0 - ТПП не выполняет решения органов управления ТПП РФ; 1 - ТПП выполняет решения органов управления ТПП РФ. |
1.9 |
Организация кадровой политики ТПП (оценочный критерий) |
1) В ТПП утверждены документы, определяющие: - программу повышения квалификации работников; - планирование потребности в работниках (кадровый резерв). 2) Не менее 30% работников ТПП ежегодно участвуют в мероприятиях по повышению уровня знаний по своим направлениям деятельности, в том числе: - в мероприятиях по повышению квалификации (с получением удостоверяющего документа); - в мероприятиях информационно-обучающего характера (вебинары, семинары, мастер-классы, др.). ТПП осуществляется внутренний учет работников, прошедших обучение. |
0 - не проводится работа по пунктам; 1 - ТПП организует работу по пункту N 2; 2 - ТПП проводит работу по всем пунктам. |
1.10 |
Предоставление достоверной информации о деятельности ТПП (ключевой критерий) |
Ежегодная и полугодовая информация о деятельности ТПП соответствует действительности, подтверждается документами внутреннего учета деятельности ТПП или внешними доступными источниками информации о деятельности ТПП. |
0 - предоставлена не достоверная информация; 1 - информация соответствует действительности |
1.11 |
Осуществление ТПП субъектов Российской Федерации координации деятельности муниципальных ТПП, действующих в соответствующем субъекте России (ключевой критерий) Распространяется на ТПП, действующие в одном субъекте РФ. |
1) в соответствии с абзацем 3 статьи 15 Устава ТПП РФ и пунктом 2.3. статьи 2 Кодекса, ТПП субъекта РФ осуществляют координацию деятельности муниципальных ТПП, действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации; 2) соблюдение ТПП Положения о взаимодействии торгово-промышленной палаты субъекта Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований, действующих на территории этого субъекта Российской Федерации, утверждённого постановлением Совета ТПП РФ от 21 декабря 2017 года N 36-7. 3) ТПП субъекта РФ совместно с ТПП муниципального образования проведено по вопросам уставной деятельности (не менее 2 мероприятий в год). Случаи отказов одной из сторон к взаимодействию рассматриваются на Комиссии по взаимоотношениям ТПП в РФ и Комиссии Совета по внедрению Стандарта. |
0 - ТПП субъекта РФ не осуществляет координацию деятельности муниципальной ТПП; 1 - ТПП субъекта РФ осуществляет координацию деятельности муниципальной ТПП. Аналогичными баллами оцениваются муниципальные ТПП. Для ТПП Краснодарского края и ТПП Московской области - 1 балл при установлении порядка взаимодействия не менее чем с 2/3 муниципальных ТПП субъекта РФ. |
Раздел 2. Работа с членами торгово-промышленной палаты и бизнес-сообществом территории её деятельности | |||
2.1 |
Соблюдение минимальных требований к численности членской базы ТПП (ключевой количественный критерий) |
1) соответствие количества членов ТПП минимальному значению, установленному Комиссией Совета; 2) динамика роста членской базы к предыдущему отчетному году. |
0 - кол-во членов ниже установленного минимума, нет роста; 1 - кол-во членов ниже установленного минимума, рост базы до 3% включительно; 2 - кол-во членов равно или выше установленного минимума; 3 - кол-во членов кратно выше установленного минимума более чем а 3 раза. |
2.2 |
Соблюдение требований положения о порядке приема в члены ТПП, выхода из неё, прекращения членства и исключения из числа её членов (ключевой критерий) |
1) соблюдение Положения о порядке приема в члены ТПП, выхода из неё, прекращения членства и исключения из числа её членов утвержденного Постановлением VII Съезда ТПП РФ 01 марта 2016 года; 2) наличие соответствующих внутренних документов о порядке приема в члены ТПП, выхода из неё, прекращения членства и исключения из числа её членов; 3) ведение учета членов ТПП (членская база ТПП) по: - категориям предпринимательства (малый, средний, крупный); - направлениям деятельности; - географии членской базы на территории деятельности ТПП. |
0 - требования не соблюдаются; 1 - требования соблюдаются. |
2.3 |
Обеспечение уплаты членами палаты вступительных и членских взносов (ключевой количественный критерий) |
- уплата в ТПП членами палаты вступительных и членских взносов за отчётный год. |
0 - менее 20% членов ТПП уплатили членские взносы; 1 - от 20% до 40% членов ТПП уплатили членские взносы; 2- от 40% до 70% членов ТПП уплатили членские взносы; 3 - от 70% до 100% членов ТПП уплатили членские взносы. |
2.4 |
Использование инструментов Электронной ТПП (оценочный критерий) |
1) наличие актуальной информации о ТПП в карточке ТПП в модуле "Членская база" на внутреннем портале ТПП РФ; 2) информация в сервисе "Членская база" актуализирована более, чем на 80%; 3) продвижение услуг ТПП на портале "Услуги ТПП РФ" https://uslugi.tpprf.ru/; 4) использование типового сайта на платформе Электронной ТПП; 5) использование системы взаимоотношений с клиентами и членскими организациями (CRM-системы); 6) использование иных инструментов (модулей) Электронной ТПП в работе ТПП. |
0 - работа не ведется, 1 - работа ведется не менее, чем по двум по пунктам; 2 - работа ведется по всем пунктам. |
2.5 |
Привлечение в члены ТПП организаций и предпринимателей региона (оценочный критерий) |
1) наличие представительств ТПП, действующих в соответствии с требованиями Кодекса (не менее 2); 2) проведение специализированных мероприятий по привлечению в члены ТПП (день открытых дверей ТПП, встреча представителей ТПП с руководителями предприятий, организация клубов по интересам предпринимателей и т.п.) (не менее 2 в год для ТПП субъектов РФ, 1 - для ТПП муниципальных образований); 3) соблюдение методических рекомендаций о минимальном размере членского взноса, применении дифференцированного подхода к определению размера членского взноса, о минимальном (базовом) пакете преференций, утвержденных Приказом ТПП РФ; РФ от 25 ноября 2019 года N 103; 4) ведение учета количества партнёров ТПП в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом ТПП РФ от 25 ноября 2019 года N 103; 5) наличие успешной практики, которая позволила ТПП увеличить членскую базу по сравнению с предыдущим отчетным годом. |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем пунктам; 2 - работа ведется по 3 и более пунктам. |
2.6 |
Содействие работе общественных формирований при ТПП (комитетов, комиссий, советов, гильдий и т.п.) (оценочный критерий) |
1) создание общественных формирований (далее - ОФ) при ТПП (не менее 2); 2) обеспечение деятельности ОФ: не менее 2 мероприятий в год; 3) повестка дня заседаний соответствует целям и задачам ОФ. |
0 - нет ОФ или отсутствие деятельности ОФ; 1 - созданы и ведут деятельность от 2 до 3 ОФ: 2 - созданы и ведут деятельность 4 и более ОФ. |
2.7 |
Информационная деятельность ТПП (оценочный критерий) |
1) продвижение сайта ТПП, актуализация (размещение новостей) ежемесячно; 2) создание и развитие собственных аккаунтов в социальных сетях для продвижения информации по направлениям деятельности ТПП (не менее 1 социальной сети); 3) освещение мероприятий ТПП в СМИ, в т.ч. в сетевых медиа (не менее 2 раз в год); 4) проведение PR-мероприятий, направленных на популяризацию деятельности и улучшение имиджа ТПП (презентация деятельности ТПП, брифинг, пресс-конференция, пресс-клуб, организация конкурсов, создание презентационных фильмов о ТПП и т.п.) (не менее 2 раз в год для ТПП субъектов РФ, 1 - для ТПП муниципальных образований); 5) развитие корпоративных СМИ, ведение издательской деятельности ТПП, в том числе размещение изданий ТПП на сайте edition.tpprf.ru; 6) участие в организации, проведении и популяризации региональных этапов конкурсов ТПП РФ - "Экономическое возрождение России" и "Золотой Меркурий", |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем пунктам. 2 - работа ведется по 4 пунктам и более. |
2.8. |
Социальная ответственность ТПП (дополнительный критерий) |
ТПП организовывает или принимает участие в благотворительной деятельности, в том числе Фонда помощи детям имени Примакова Е.М. |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется |
Раздел 3. Участие в реализации основных направлений деятельности системы торгово-промышленных в Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности. | |||
3.1 |
Защита и продвижение интересов бизнеса (оценочный критерий) |
1) участие представителей ТПП в работе комиссий, советов, других формирований, образованных государственными органами и органами местного самоуправления (не менее 2); 2) участие в мероприятиях по направлениям работы общественных формирований, созданных при ТПП РФ (не менее 2 в год); 3) участие в подготовке и экспертизе нормативно-правовых актов, направленных на улучшение правового регулирования предпринимательской деятельности (не менее 2 в год); 4) участие ТПП в оценке регулирующего воздействия (ОРВ) проектов актов регионального (муниципального) уровня (не менее 2 в год); 5) наличие предложений ТПП или законодательных инициатив, включенных в нормативно-правовые акты муниципального и (или) регионального уровня, включая ОРВ; 6) проведение опросов (исследований) по изучению проблем предпринимательской деятельности. |
0 - комплексная работа не проводится; 1 - работа ведется по 2-3 пунктам 2 - работа ведется по 4 и более пунктам (в том числе пунктам N 1, 3, 6). |
3.2 |
Участие ТПП в оценке регулирующего воздействия проектов актов федерального уровня, ЕЭК (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 1318) (дополнительный критерий) |
1) количество ответов с замечаниями, вошедшими в официальные заключения ТПП РФ, направленные разработчикам. |
0 - работа не ведется; 1 - до 3; 2 - от 4 до 6; 3 - более 6. |
3.3 |
Участие ТПП в оценке фактического воздействия нормативных правовых актов (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 года N 83) (дополнительный критерий) |
1) наличие содержательных предложений в проект плана Минэкономразвития России по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов (ОФВ НПА) на очередной год, вошедших в официальные предложения ТПП РФ, направленные в Минэкономразвития России; 2) наличие содержательных предложений по ОФВ НПА, включенных в план Минэкономразвития России, вошедших в официальную позицию ТПП РФ, направленную в Минэкономразвития России . |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем направлениям; 2 - работа ведется по всем направлениям. |
3.4 |
Развитие внешнеэкономической деятельности (оценочный критерий) |
1) проведение совместных мероприятий с представительствами ТПП РФ за рубежом (не менее 1 в год); 2) участие в мероприятиях по линии деловых советов по сотрудничеству с зарубежными странами (не менее 1 в год); 3) участие в мероприятиях по линии международных и региональных деловых объединений (Международная торговая палата, Всемирная федерация торговых палат, Европалата, Конфедерация ТПП стран АТР и другие) (не менее 1 в год); 4) участие в мероприятиях по линии Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности и Совета ТПП РФ по таможенной политике (не менее 1 в год). 5) проведение собственных или участие в проведении мероприятий, направленных на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий региона деятельности ТПП, в том числе: деловых поездок и торгово-экономических миссий за рубеж, прием иностранных делегаций, проведение деловых встреч между зарубежными и отечественными предпринимателями, бирж деловых контактов (не менее 2 в год); 6) участие в создании и (или) поддержке функционирования экспортно-ориентированной инфраструктуры, созданной с участием государства, в том числе взаимодействие с Российским экспортным центром (в качестве партнеров или исполнителей услуг); 7) консультационно-методическая поддержка предпринимательского сообщества по вопросам развития внешнеэкономической деятельности (не менее 50 консультаций в год для ТПП субъекта РФ и 10 консультаций для муниципальных ТПП, которые отражены во внутреннем учете ТПП); 8) участие в ОРВ в сфере таможенного регулирования и ВЭД; 9) наличие успешной практики по развитию данного направления деятельности (мероприятия, которые позволили ТПП повысить эффективность работы по направлению). |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем пунктам; 2 - работа ведется по 4 и более пунктам. |
3.5 |
Развитие межрегиональных торгово-экономических связей (оценочный критерий) |
1) проведение собственных или участие в проведении мероприятий, направленных на развитие межрегиональных торгово-экономических связей (форумы, конференции, семинары, круглые столы, т.п.) (не менее 2 в год); 2) проведение или участие в организации выездных межрегиональных деловых поездок и торгово-экономических миссий, в том числе их приеме (не менее 2 в год); 3) консультационно-методическая поддержка предпринимательского сообщества по вопросам развития межрегиональных торгово-экономических связей (не менее 20 консультаций в год для ТПП субъекта РФ и 10 консультаций для муниципальных ТПП, которые отражены во внутреннем учете ТПП); 4) наличие успешной практики по развитию данного направления деятельности (мероприятия, которые позволили ТПП повысить эффективность работы по направлению). |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем направлениям; 2 - работа ведется по всем направлениям. |
3.6 |
Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (оценочный критерий) |
1) проведение собственных или участие в проведении мероприятий, направленных на развитие ВЯиКД (форумы, конференции, семинары, круглые столы, т.п.) (не менее 1 в год); 2) самостоятельное проведение (или участие в организации) выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий (не менее 2 в год); 3) участие в создании и (или) поддержке функционирования организаций инфраструктуры, ориентированной на развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, созданной с участием государства (в качестве партнеров или исполнителей услуг); 4) консультационно-методическая поддержка предпринимательского сообщества по вопросам развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (не менее 20 консультаций в год для ТПП субъекта РФ и 10 консультаций для муниципальных ТПП, которые отражены во внутреннем учете ТПП); 5) содействие совершенствованию нормативно-правовой базы по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности; 6) наличие успешной практики по развитию данного направления деятельности (мероприятия, которые позволили ТПП повысить эффективность работы по направлению). |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем пунктам; 2 - работа ведется по 4 и более пунктам. |
3.7 |
Развитие инвестиционной и инновационной деятельности (оценочный критерий) |
1) проведение собственных или участие в проведении мероприятий, направленных на развитие инвестиционной и инновационной деятельности (форумы, конференции, семинары, круглые столы, т.п.) (не менее 2 в год); 2) организация и проведение презентационных сессий инвестиционных и инновационных проектов (не менее 2 в год); 3) участие в создании и (или) поддержке функционирования организаций инвестиционной и инновационной инфраструктуры, созданных с участием государства (в качестве партнеров или исполнителей услуг); 4) консультационно-методическая поддержка предпринимательского сообщества по вопросам развития инвестиционной и инновационной деятельности (не менее 20 консультаций в год для ТПП субъекта РФ и 10 консультаций для муниципальных ТПП, которые отражены во внутреннем учете ТПП); 5) содействие совершенствованию нормативно-правовой базы по инвестиционной и инновационной деятельности; 6) наличие успешной практики по развитию данного направления деятельности (мероприятия, которые позволили ТПП повысить эффективность работы по направлению). |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем пунктам; 2 - работа ведется по 4 и более пунктам. |
3.8 |
Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (оценочный критерий) |
1) включение ТПП в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (согласно статье 15.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ); 2) проведение собственных или участие в проведении мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства (форумы, конференции, семинары, круглые столы, т.п.) (не менее 2 в год); 3) оказание консультационно-методической поддержки субъектам МСП по вопросам ведения предпринимательской деятельности (не менее 20 консультаций в год для ТПП субъекта РФ и 10 консультаций для муниципальных ТПП, которые отражены во внутреннем учете ТПП); 4) участие в реализации государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства по созданию и (или) развитию деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, созданной с участием государства, в том числе центров "Мой бизнес", АО "Корпорация МСП"; 5) содействие совершенствованию нормативно-правовой базы по развитию малого и среднего предпринимательства; наличие успешной практики по развитию данного направления деятельности (мероприятия, которые позволили ТПП повысить эффективность работы по направлению). |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем пунктам; 2 - работа ведется по 3 и более пунктам (в том числе пункт N 4). |
3.9 |
Развитие и популяризация арбитража и медиации (дополнительный критерий) |
1. Развитие и популяризация арбитража. 2. Развитие и популяризация медиации. |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется по одному пункту; 2 - работа ведется по двум пунктам. |
3.10 |
Деятельность по продвижению принципов соблюдения антикоррупционного законодательства (оценочный критерий) |
1) участие в реализации мероприятий (акций, проектов) ТПП РФ, направленных на противодействие коррупции; 2) присоединение к Антикоррупционной хартии и ее продвижение среди предпринимательского сообщества региона; 3) проведение собственных мероприятий, по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства (форумы, конференции, семинары, круглые столы, т.п.) (не менее 1 в год); наличие успешной практики по развитию данного направления деятельности (мероприятия, которые позволили ТПП повысить эффективность работы по направлению). |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется по не по всем пунктам; 2 - работа ведется по всем пунктам. |
3.11 |
Участие ТПП в специальных проектах ТПП России (дополнительный критерий) |
1) Участие в проекте ТПП РФ "Развитие семейного предпринимательства в России": - проведение не менее одного мероприятия в год, посвященного развитию семейного бизнеса, в том числе с участием представителей органов региональной власти; - ежегодное участие во Всероссийском форуме семейного предпринимательства "Успешная Семья - успешная Россия!". 2) Участие в проекте "Портал развития и сопровождения бизнеса "ЭТО БИЗНЕС": - наличие партнерского кабинета; - выдача сертификатов на подключение к Порталу при принятии в члены палаты. 3) Участие в других специальных проектах ТПП РФ, направленных на реализацию основных направлений деятельности системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности. |
0 - не участвует; 1 - ТПП участвует в специальном проекте (+1 балл за каждый проект). Максимум 3 балла. |
Раздел 4. Формирование портфеля эффективных услуг | |||
4.1 |
Соблюдение минимальных требований к объему оказываемых услуг ТПП в денежном выражении (ключевой количественный критерий) |
1) объем услуг ТПП соответствует строке "Выручка" отчета о финансовых результатах ТПП; 2) соответствие объема оказываемых услуг ТПП минимальному значению, установленному Комиссией Совета; 3) динамика роста объемов услуг к предыдущему отчетному году. |
0 - отчет о финансовых результатах не представлен, либо объем оказываемых услуг ниже установленного минимума, динамики роста объёма услуг нет или рост объема услуг менее 3%; 1 - отчет о финансовых результатах представлен, объем услуг ниже установленного минимума, рост объема услуг более 3% включительно; 2 - отчет о финансовых результатах представлен, объем услуг равен или выше установленного минимума; 3 - отчет о финансовых результатах представлен, объем услуг выше установленного минимума, более чем в 3 раза. |
4.2 |
Диверсификация услуг ТПП (ключевой количественный критерий) |
Снижение доли объема услуг, оказываемых в соответствии с подпунктами "з" (в части проведения экспертизы по определению страны происхождения), "и" и "к" статьи 12 Закона РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", в общем объеме реализованных услуг. |
0 - доля услуг более 80% общего объема услуг; 1 - доля услуг 60-79% общего объема услуг; 2 - доля услуг 30-59% общего объема услуг; 3 - доля услуг менее 29% включительно общего объема услуг. |
4.3. |
Развитие экспертной деятельности (оценочный критерий) |
1) соблюдение ТПП и экспертными организациями, созданными ТПП, требований законодательства, нормативных правовых актов, инструктивных документов и стандартов, регламентирующих деятельность торгово-промышленных палат по выполнению функций, предусмотренных пунктом "з" (без учета экспертизы по определению страны происхождения товаров) пункта 1 статьи 12 Закона РФ "Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"; 2) проведение видов экспертиз без учета экспертизы по определению страны происхождения товаров и экспертизы качества, количества и комплектности товаров; увеличение объемов оказываемых экспертных услуг по сравнению с предыдущим отчетным периодом (без учета объемов экспертизы по определению страны происхождения товаров). |
0 - нет развития экспертной деятельности или требования не соблюдаются; 1 - выполнение двух пунктов (в том числе N 1); 2 - выполнение всех пунктов. |
4.4 |
Взаимодействие с организациями, созданными с участием ТПП РФ (дополнительный критерий) |
1) реализация совместных проектов с АНО "Союзэкспертиза"; 2) реализация совместных программ с АНО ДПО "МИМОП"; 3) сотрудничество с ПАО "ЦМТ"; 4) сотрудничество с АО "Экспоцентр". |
0 - не взаимодействует; 1 - за организацию взаимодействия. |
4.5 |
Реализация проектов, подлежащих распространению в системе ТПП РФ (оценочный критерий) |
1) ТПП реализует проект, внесенный в реестр проектов, подлежащих распространению в системе ТПП РФ; 4) ТПП выступает инициатором проекта, внесенного в реестр проектов, подлежащих распространению в системе ТПП РФ, или проект в стадии рассмотрения экспертной группой ТПП РФ (за последние 2 года). |
0 - не участвует; 1 - ТПП реализует проект (+1 балл за каждый проект); 1 - ТПП-инициатор проекта (+1 балл за каждый тиражируемый проект). Но не более 2 баллов по критерию. |
4.6 |
Наличие Системы менеджмента качества (СМК) (дополнительный критерий) |
1) наличие СМК. |
0 - нет СМК; 1 - есть СМК. |
4.7 |
Участие в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы подготовки профессиональных кадров для предпринимательской деятельности (оценочный критерий) |
1) Организация бизнес-образования, повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров для предпринимательской деятельности. 2) Участие в формировании и поддержка функционирования системы профессиональных квалификаций. 3) Участие в формировании и поддержка функционирования профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется не по всем пунктам; 2 - работа ведется по всем пунктам. |
4.8. |
Участие в ведении негосударственного Реестра российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надёжности как партнеров для предпринимательской деятельности в РФ и за рубежом (дополнительный критерий) |
1) ведение "Реестра надежных партнеров" в регионе |
0 - работа не ведется; 1 - работа ведется. |
4.9. |
Техническое обеспечение рабочих мест работников ТПП для реализации уставных функций (дополнительный критерий) |
1) Рабочие места работников ТПП (согласно штатному расписанию) оснащены компьютерной и оргтехникой в конфигурации, позволяющей исполнять свои функциональные обязанности и технологические процессы, а также иметь полноценный доступ к услугам, сервисам и информационным системам ТПП РФ и других организаций в необходимом объеме с необходимым качеством. 2) Рабочие места работников отвечают требованиям, установленным Комиссией Совета. |
0 - рабочие места штатных сотрудников ТПП не соответствуют требованиям пункта 1; 1 - рабочие места штатных сотрудников ТПП соответствуют требованиям пункта 1; 2 - рабочие места штатных сотрудников ТПП соответствуют требованиям пункта 2. |
Приложение 2
к Положению
Форма Реестра торгово-промышленных палат, деятельность которых соответствует Стандарту деятельности
N пп |
Наименование ТПП |
Решение Совета ТПП РФ о соответствии ТПП Стандарту |
Решения Совета ТПП РФ о подтверждении соответствия Стандарту или отзыве свидетельства о соответствии |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
к Положению
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о соответствии
Стандарту деятельности торгово-промышленной палаты
в Российской Федерации
Торгово-промышленная палата Российской Федерации признает деятельность
________________________________________________________________________
(наименование торгово-промышленной палаты)
соответствующей целям и задачам, предусмотренным Законом Российской
Федерации от 07 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах
в Российской Федерации".
Постановление Совета ТПП РФ
от "__"______20__ года N __
Президент С.Н. Катырин
Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
Приложение 3
к постановлению Совета ТПП РФ
N 3-2 от 24 июня 2021 года
Перечень торгово-промышленных палат, деятельность которых признана несоответствующей критериям Стандарта деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации (реорганизация или ликвидация или кадровые изменения)
1. |
Союз "Реутовская торгово-промышленная палата" |
2. |
Жуковская торгово-промышленная палата |
3. |
Союз "Химкинская торгово-промышленная палата" |
4. |
Союз "Крымская торгово-промышленная палата" |
5. |
Союз Торгово-промышленная палата г. Горячий Ключ |
6. |
Союз "Торгово-промышленная палата Луховицкого муниципального района Московской области" |
7. |
Негосударственная некоммерческая организация Союз "Магаданская торгово-промышленная палата" |
8. |
Союз "Торгово-промышленная палата Чеченской Республики" |
9. |
Торгово-промышленная палата Республики Северная Осетия - Алания |
10. |
Союз "Забайкальская торгово-промышленная палата" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено новое Положение о Стандарте деятельности торгово-промышленных палат (ТПП). Причина - изменился устав ТПП РФ.
Удостоверять сертификаты о происхождении товара и другие внешнеэкономические документы смогут только ТПП, соответствующие стандарту. В случае признания деятельности ТПП не соответствующей стандарту она может быть исключена из членов ТПП РФ. Соответствующие проверки проведут в период с 1 июля 2021 г. до 1 июня 2022 г.
Выборочно проверят представленную ТПП информацию о деятельности в 2020 г. путем запроса документов или выезда в палату.
Оценку и инспекционный контроль деятельности ТПП будут проводить также на основании налоговой и бухгалтерской отчетности. Годовой объем услуг ТПП должен соответствовать строке "Выручка" отчета о финансовых результатах бухбаланса.
Постановление Совета Торгово-промышленной палаты РФ от 24 июня 2021 г. N 3-2 "О Стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован не был