г. Калуга |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А62-374/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Бутченко Ю.В. |
судей |
Радюгиной Е.А. Чаусовой Е.Н. |
при участии в судебном заседании:
от ООО "Химэкс" (ОГРН 1037739363144, ИНН 7737050790) - Хомякова А.В. (доверенность от 14.01.2021); Федоровых М.П. (генеральный директор);
от Смоленской таможни (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Исаенкова А.В. (доверенность от 15.01.2021 N 06-46/03);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Химэкс" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021 по делу N А62-374/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Химэкс" (далее - ООО "Химэкс") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.01.2021 по делу об административном правонарушении N 10113000-2301/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Химэкс" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представители заявителя ООО "Химэкс" заявили ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации "о соответствии Конституции Российской Федерации Приказа ФСТЭК России от 04.09.2015 N 109 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров" и о приостановлении производства по делу по указанным основаниям (письменное ходатайство общества поступило в суд в электроном виде 14.09.2021); поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель таможни возражал против удовлетворения названного ходатайства общества, а также не согласился с доводами кассационной жалобы, по основаниям изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев ходатайство общества о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.1 статьи 3 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле.
В силу указанных норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом арбитражного суда.
Суд кассационной инстанции не усматривает по указанным обществом вопросам правовой неопределенности, в связи с чем не находит оснований для обращения с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации и приостановления производства по делу.
Несогласие общества с позицией судов по данному делу не свидетельствует о нарушении его конституционных прав и свобод указанными им положениями закона, в связи с чем ходатайство общества подлежит оставлению без удовлетворения.
Однако данное обстоятельство не лишает общество права самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном законом.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в ней.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суды установили, что таможня в ходе проверочных мероприятий получила сведения о поставке ООО "Химэкс" 08.04.2020 из Российской Федерации в адрес ООО "Хим-Аналит" (Республика Беларусь, г. Минск) товара - фтористоводородной (плавиковой) кислоты 70%, код ТН ВЭД ЕАЭС 2811110000, вес нетто 585 кг, стоимостью 85 995 рублей.
Таможня пришла к выводу, что вывоз данного товара из Российской Федерации осуществлен обществом с нарушением установленных запретов и ограничений, ввиду того, что фтористый водород (фтористоводородная (плавиковая) кислота) включен в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2001 N 1082, и его вывоз в иностранные государства, в том числе в Республику Беларусь, согласно Положению об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 686, осуществляется на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК) в порядке, определенном Положением о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 691, однако ООО "Химэкс" за получением соответствующей лицензии не обращалось и не получало (письмо ФСТЭК от 26.06.2020 N 240/55/1807, письмо общества от 19.10.2020 N 19/10Е), а также не включено в реестр юридических лиц, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров (письмо общества от 30.10.2020 N 30/10Е).
Усмотрев в действиях ООО "Химэкс" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 16.3 КоАП РФ, должностное лицо таможни составило протокол от 11.12.2020 N 10113000-2301/2020 об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административный орган вынес постановление от 14.01.2021 N 10113000-2301/2020 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество не согласилось с указанным постановлением, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
По мнению суда кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В статье 16.3 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" под контролируемыми товарами и технологиями понимается сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (статья 6 Закона N 183-ФЗ).
В статье 19 Закона N 183-ФЗ установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона (часть 1).
Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (часть 2).
В отношении иностранных государств, придерживающихся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, соблюдающих требования международных режимов экспортного контроля и (или) участвующих в региональной интеграции совместно с Российской Федерацией, может устанавливаться, если это не противоречит интересам безопасности и международным обязательствам Российской Федерации, режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров (часть 7).
Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 8).
Безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт. Формирование и ведение указанного реестра, в том числе включение в него и исключение из него российских юридических лиц, осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля в порядке, установленном этим федеральным органом (часть 10).
В целях защиты национальных интересов, обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, и в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об экспортном контроле" Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2001 N 1082 утвержден Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль (далее - Список), представленный Правительством Российской Федерации.
В указанный Список включен фтористый водород (фтористоводородная (плавиковая) кислота) (пункт 4.1.5).
В целях реализации Федерального закона "Об экспортном контроле" постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 691 утверждено Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об экспортном контроле" постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 N 810 утверждены Правила осуществления внешнеэкономической деятельности в случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров, которые устанавливают порядок осуществления российскими юридическими лицами, включенными в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров (российские уполномоченные организации), внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации в иностранные государства, на которые в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространяется действие режима безлицензионного экспорта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 19 Закона N 183-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2019 N 577 утвержден Перечень иностранных государств и видов контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, согласно пункту 25 которого в него включен фтористый водород (фтористоводородная (плавиковая) кислота), а также смеси, содержащие 30% или более указанного химиката (по весу или объему), экспортируемые в Армению, Белоруссию, Казахстан.
Из материалов дела следует, суды установили и обществом не оспаривается факт вывоза им 08.04.2020 с территории Российской Федерации в Республику Беларусь фтористоводородной (плавиковой) кислоты 70%, общим весом нетто 585 кг, в канистрах по 39 кг, что подтверждается товаросопроводительными документами (договором от 29.01.2015 N 29/01-П с приложением от 02.04.2020 N 37, международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 07.04.2020 и счетом-фактурой от 07.04.2020 N 246).
Таким образом, обществом осуществлен вывоз товара, включенного в Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, а также в отношении вывоза которого из Российской Федерации в Республику Беларусь установлен режим безлицензионного экспорта.
Суды установили и общество не оспаривает, что ООО "Химэкс" не получало и не обращалось за получением лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, и в отношении которых установлен экспортный контроль, а также не включено реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров (российских уполномоченных организаций), внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз отдельных видов контролируемых товаров из Российской Федерации.
Вместе с тем, суды обосновано указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров.
Также суды обосновано учли, что нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления внешнеторговых операций с контролируемыми товарами, равно как и сам перечень этих товаров, официально опубликованы и находятся в общем доступе, в связи с чем общество при проявлении им необходимой заботливости и осмотрительности могло ознакомиться с указанными нормативными актами, что позволило бы избежать их нарушения.
Доводы заявителя о наличии у него права на ввоз спорного товара без получения соответствующей лицензии либо включения в названный реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт, со ссылкой на статью 19 Закона N 183-ФЗ и Указ Президента Российской Федерации от 04.12.2019 N 577, были предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены как основанные на неверном толковании норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, учитывая положения части 10 статьи 19 Закона N 183-ФЗ.
С учетом изложенного, вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 16.3 КоАП РФ, является верным.
Суды проверили процедуру, срок давности привлечения общества к административной ответственности и не установили нарушений положений КоАП РФ, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить общество от ответственности согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, а также оснований для применения в рассматриваемом случае положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Штраф назначен обществу в минимальном размере санкции статьи 16.3 КоАП РФ. Кассационная жалоба в указанной части доводов не содержит.
Выводы судов соответствуют материалам дела и не противоречат им. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и не опровергают выводы судов. Несогласие подателя жалобы с оценкой судом фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и процессуального права, в связи с чем не может быть положено в обоснование отмены судебного акта, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.03.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2021 по делу N А62-374/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Химэкс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.