город Калуга |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А09-3937/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объёме 29.09.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
судей |
Н.В. Ключниковой |
|
С.И. Смолко |
при участии в заседании: |
|
от заявителя: Общество с ограниченной ответственностью "УК БрянскКомЦентр" ОГРН 1153256006958 ИНН 3257030718 |
Шаливская Л.Н. - представитель по доверенности от 01.09.2021; Снурницын К.Б. - генеральный директор (приказ N 1 от 26.05.2015, выписка из ЕГРЮЛ); |
от заинтересованного лица: Государственная жилищная инспекция Брянской области ОГРН 1023202743937 ИНН 3201005325
от третьего лица: Жилищный кооператив "Бежица" |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК БрянскКомЦентр" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А09-3937/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК БрянскКомЦентр" (далее - ООО "УК "БрянскКомЦентр", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - инспекция) от 17.02.2020 N 1242/01 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Брянской области и возврате заявления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен жилищный кооператив "Бежица" (далее - третье лицо, ЖК "Бежица").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.11.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "УК БрянскКомЦентр" отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "УК БрянскКомЦентр" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в период с 06.12.2019 по 11.12.2019 в многоквартирном доме N 39 мкр. Московский в Бежицком районе г. Брянска по инициативе собственника помещения (квартиры) проведено внеочередное общее собрание собственников помещений указанного многоквартирного дома (далее - МКД), решение которого оформлено протоколом от 13.12.2019.
Из содержания протокола от 13.12.2019 следует, что собранием собственников помещений МКД приняты, наряду с прочими, следующие решения: об изменении способа управления многоквартирным домом N 39 мкр. Московский в г. Брянске с "Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом" на "Управление управляющей организацией"; о расторжении договора управления с ЖК "Бежица"; о выборе в качестве управляющей компании - ООО "УК БрянскКомЦентр"; о заключении договора управления с ООО "УК БрянскКомЦентр" сроком на два года на условиях, изложенных в проекте договора; об избрании председателем Совета дома Смолянинова Дмитрия Сергеевича (кв. 30); о наделении вновь избранного председателя Совета дома полномочиями на подписание от имени собственников договора управления домом с ООО "УК БрянскКомЦентр".
Между ООО "УК БрянскКомЦентр" и собственниками помещений МКД N 39 мкр. Московский г. Брянск подписан договор управления от 13.12.2019.
17.12.2019 ООО "УК БрянскКомЦентр" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Брянской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, приложив к заявлению документы, перечень которых определен пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Решением инспекции от 17.02.2020 N 1242/01 ООО "УК БрянскКомЦентр" отказано во внесении изменений в реестр лицензий Брянской области, заявление возвращено. Основанием для вывода об отказе во внесении изменений в реестр лицензий явилось несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктов "а" пункта 9, подпункта "а" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 (далее - Порядок N 938/пр), в связи с наличием более позднего протокола.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "УК БрянскКомЦентр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 02.11.2020 доказательств признания недействительным решения собственников помещений МКД по спорному дому, оформленного протоколом от 13.12.2019 не имелось, в связи с чем, пришел к выводу о необоснованности вывода Инспекции о несоответствии представленных обществом документов требованиям подпункта "а" пункта 9, подпункта "а" пункта 5 Порядка N 938/пр в связи с не подтверждением фактическими обстоятельствами оснований вынесения оспариваемого решения, а равно отсутствием такого основания для отказа, как "наличие более позднего протокола", и, при отсутствии иных замечаний к заявлению от 17.01.2020 о внесении изменений в реестр лицензий в части включения адреса спорного многоквартирного дома в перечень МКД к лицензии от 01.09.2015 N 155.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствие с подпунктом "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
В силу пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В части 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления обратилась новая управляющая организация - ООО "УК БрянскКомЦентр", на момент поступления указанного заявления в реестре лицензий содержалась информация об управлении МКД - ЖК "Бежица". В связи с чем, инспекция в силу требований подпункта "в" пункта 10 Порядка N 938/пр вынесла решение от 30.12.2019 N 13031/01 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "УК БрянскКомЦентр" для проверки полученного заявления и документов
Осуществляя проверку представленных ООО "УК БрянскКомЦентр" заявления о внесении изменений в реестр лицензий Брянской области и документов в отношении спорного МКД на предмет соблюдения условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, инспекцией выявлено их несоответствие условию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 9, подпункта "а" пункта 5 Порядка N 938/пр., в связи с чем решением инспекции от 17.02.2020 N 1242/01 ООО "УК БрянскКомЦентр" отказано во внесении изменений в реестр лицензий Брянской области, заявление возвращено.
Судом установлено, что в адрес инспекции 28.01.2020 от Алексеевой Ольги Михайловны, председателя совета спорного МКД поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Брянской области и пакет документов, в том числе и приложенный к нему протокол общего собрания собственников МКД от 24.01.2020 N 1 в отношении спорного МКД.
Согласно протоколу общего собрания собственников МКД от 24.01.2020 N 1 следует, что по шестому вопросу повестки дня "О выборе в качестве управляющей организации ООО "УК БрянскКомЦентр" собственники МКД пришли к выводу не избирать, а остаться в составе ЖК "Бежица".
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 ЖК РФ).
При этом согласно пункту 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В связи с чем, согласно более позднему протоколу общего собрания собственников помещений, фактически общим собранием собственников МКД принято решение об управлении домом ЖК "Бежица". Поскольку данный протокол является последним принятым собственниками решением, то он имеет приоритетную силу.
Протокол собственников многоквартирного дома от 24.01.2020 N 1, который явился основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий в отношении заявителя, не оспорен в судебном порядке, не был признан недействительным и по своему содержанию направлен на сохранение договорных отношений собственников многоквартирного дома N 39 мк/р Московский в г. Брянске с ЖК "Бежица".
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения инспекция располагала сведениями о том, что собственниками помещений спорного МКД, уже после того, как принято решение от 13.12.2019 о ООО "УК БрянскКомЦентр" в качестве новой управляющей организацией, 24.01.2020 принято решение об управлении домом ЖК "Бежица", сведения о которой содержались в реестре лицензий, инспекцией обоснованно принято решение об отказе заявителю во внесению изменений в реестр лицензий.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции обонованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанций при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А09-3937/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществляя проверку представленных ООО "УК БрянскКомЦентр" заявления о внесении изменений в реестр лицензий Брянской области и документов в отношении спорного МКД на предмет соблюдения условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, инспекцией выявлено их несоответствие условию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 9, подпункта "а" пункта 5 Порядка N 938/пр., в связи с чем решением инспекции от 17.02.2020 N 1242/01 ООО "УК БрянскКомЦентр" отказано во внесении изменений в реестр лицензий Брянской области, заявление возвращено.
...
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 ЖК РФ).
При этом согласно пункту 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2021 г. N Ф10-4322/21 по делу N А09-3937/2020