г. Калуга |
|
4 октября 2021 г. |
Дело N А36-1411/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Бутченко Ю.В. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от ООО "Автопартнер" (ОГРН 1074802000525, ИНН 4802010917) |
Капанжи И.В. - представителя (доверен. от 11.01.2021 N 1) |
от Межрайонной ИФНС России N 1 по Липецкой области (Липецкая обл., г. Грязи, ул. Пионерская, д. 7) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автопартнер" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.04.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А36-1411/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автопартнер" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Липецкой области от 22.01.2021 N 126275.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Автопартнер" просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Межрайонной ИФНС России N 1 по Липецкой области проверки соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации ООО "Автопартнер" было установлено, что во исполнение обязательств по трудовым договорам в 2019 году в нарушении требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" общество из кассы выплатило заработную плату наличными денежными средствами работникам - нерезидентам Российской Федерации, в общей сумме 458664 руб.
По результатам проверки 12.01.2021 составлен протокол об административном правонарушении, и 22.01.2021 инспекцией принято постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 343998 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Данной статьей предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Согласно статье 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Факты выплаты нерезидентам - иностранным гражданам заработной платы в наличной валюте Российской Федерации на сумму 458664 руб., минуя счета в уполномоченных банках, установлены судами, подтверждены материалами дела и не оспариваются обществом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, равно и доказательств отсутствия у него возможности для соблюдения требований валютного законодательства, обществом не представлено.
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", суды пришли к правомерному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения, мотивированные тем, что у иностранных граждан не имелось счетов в банках вследствие чего общество не могло выплачивать им заработную плату в безналичном порядке, со ссылками на положения трудового законодательства, заявлялись ранее в ходе судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, в том числе соблюдение административным органом процедуры привлечения к ответственности, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.04.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А36-1411/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Автопартнер" из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 29.07.2021 N 426.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
...
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Оценив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", суды пришли к правомерному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2021 г. N Ф10-4259/21 по делу N А36-1411/2021