В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", руководствуясь ст.48 Устава Усть-Кутского муниципального образования, постановляю:
1. Утвердить Положение о муниципальной системе оповещения населения Усть-Кутского муниципального образования (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования от 04 октября 2013 года N 1520-п "О порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время", за исключением п. 4.
3. Настоящее постановление обнародовать в сети Интернет на официальном сайте Администрации Усть-Кутского муниципального образования www.admin-ukmo.ru.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра Усть-Кутского муниципального образования В.А.Калашникова.
Мэр Усть-Кутского муниципального образования |
С.Г.Анисимов |
Утверждено
Администрации Усть-Кутского
муниципального образования
от 01.07.2021 г. N 309-п
Положение
о муниципальной системе оповещения населения Усть-Кутского муниципального образования
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной системе оповещения населения Усть-Кутского муниципального образования (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
2. Положение определяет назначение, состав, задачи и требования к муниципальной системе оповещения населения Усть-Кутского муниципального образования (далее - МСО), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Усть-Кутского муниципального образования (далее - МЗ ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
4. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил звеньев ТП РСЧС и населения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
5. Система оповещения на муниципальном уровне - МСО, составной частью которой является муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения Усть-Кутского муниципального образования (далее - МАСЦО УКМО).
6. МСО создается Администрацией Усть-Кутского муниципального образования. Границами зон действия МСО являются административные границы Усть-Кутского муниципального образования (далее - УКМО).
7. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) создается на муниципальном уровне. Границей зоны действия (создания) КСЭОН является граница зоны экстренного оповещения населения.
8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности МСО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Администрацией УКМО по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9. МСО должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 и иметь паспорт.
10. Сопряжение МАСЦО с региональной системой оповещения обеспечивается Правительством Иркутской области.
II. Назначение, основные задачи и состав муниципальной системы оповещения
11. МСО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил МЗ ТП РСЧС.
12. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и сил МЗ ТП РСЧС;
- сил ГО и МЗ ТП РСЧС;
- органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при Администрации УКМО;
- МКУ "ЕДДС" УКМО (далее - ЕДДС);
- дежурно-диспетчерских служб организаций Усть-Кутского муниципального образования (далее - ДДС организаций района);
- людей, находящегося на территории УКМО.
13. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зоне экстренного оповещения населения, а также до ЕДДС.
14. В состав МСО входят:
14.1. МАСЦО УКМО, сегменты АСЦО Янтальского МО, Звёзднинского МО, МО "город Усть-Кут", РАСЦО населения Иркутской области на территории МО "город Усть-Кут", системы созданы на базе аппаратуры П-166М и действующих сетей электросвязи и обеспечивают:
а) циркулярное или выборочное оповещение руководящего состава, в том числе глав поселений УКМО с передачей на телефоны абонентов циркулярного вызова сигнала "Объявлен сбор" или речевого сообщения от оперативного дежурного ЕДДС;
б) циркулярную или выборочную передачу населению УКМО сигнала "Внимание всем!" (запуск электросирен);
14.2. КСЭОН, включающая в себя комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до муниципального звена ТП РСЧС и людей, в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
14.3. локальная система оповещения (далее - ЛСО), включающая в себя комплекс, который объединяет человеческий ресурс, состоящий из дежурных по объекту, технические средства, линию связи и сеть вещания предназначенный для оповещения персонал объекта и граждан в зоне ЧС;
14.4. сигнальные громкоговорящие установки (далее - СГУ), предназначенные для информирование граждан, находящихся в зоне ЧС (происшествия), с помощью электромегафонов и сигнальных громкоговорящих установок, размещенных на оперативных автомобилях МВД, МЧС и службы скорой медицинской помощи;
14.5. ручная система оповещения о ЧС, включающая в себя мобильные системы оповещения, электромегафоны, механические рынды, предназначенная для информирования людей в отдаленных населенных пунктах.
15. В поселениях УКМО ответственными за организацию оповещения и информирование населения являются главы поселений. Организация оповещения происходит с помощью электросирен, телефонной (мобильной) связи, мобильных звукоусилительных средств, мегафонов, ручных средств оповещения (рынды, колокола), подворовых обходов.
III. Порядок задействования муниципальной системы оповещения
16. Задействование по предназначению МСО планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения Усть-Кутского муниципального образования и Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Усть-Кутского муниципального образования.
17. ЕДДС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до мэра Усть-Кутского муниципального образования, ДДС организаций района, а также органов управления и сил МЗ ТП РСЧС.
18. Решение на задействование МСО принимается мэром УКМО.
18.1. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению мэра УКМО.
18.2. ЛСО задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению руководителя организации (потенциально опасных объектов).
19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения. Основной режим функционирования МСО - автоматизированный.
В автоматическом режиме функционирования муниципальная система оповещения населения включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от системы мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия ЕДДС, ответственного за включение (запуск) МСО населения. При автоматическом режиме функционирования время прохождения сигналов оповещения и экстренной информации на должно превышать 8 секунд.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) МСО населения осуществляется ЕДДС с автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений. Время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматизированном режиме функционирования не должно превышать 5 минут.
В ручном режиме функционирования:
- ЕДДС осуществляет включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- ЕДДС передает команду главам органов местного самоуправления поселений УКМО на включение (запуск) электросирен;
- ЕДДС осуществляет запуск многоканальной системы автоматического оповещения "Рупор" для оповещения органов управления МЗ ТП РСЧС;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной режим функционирования МСО - автоматизированный.
20. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения оконечных устройств П-166М и электрических сирен длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи.
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочего места ЕДДС. Допускается трехкратное повторение этих сообщений.
Типовые аудио - и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях длительностью не более 5 минут готовятся ЕДДС заблаговременно.
21. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сеть электрических сирен;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
22. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения УКМО осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации УКМО (далее - КЧС и ОПБ).
23. Порядок действий ЕДДС, а также операторов связи и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Иркутской области, Администрации УКМО.
24. Администрация УКМО, ЕДДС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности муниципальной системы оповещения
25. Поддержание МСО в готовности организуется и осуществляется Администрацией УКМО.
26. Готовность МСО достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования муниципальной системы оповещения;
- наличием дежурно-диспетчерского персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на муниципальную систему оповещения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности муниципальной системы оповещения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, муниципальной системы оповещения.
27. С целью контроля за поддержанием в готовности МСО организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения без включения оконечных средств оповещения населения.
В Иркутской области при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения, ЛСО и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности МСО проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС, и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействованных при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности МСО.
В ходе работы комиссии проверяется выполнение всех требований настоящего Положения.
По результатам комплексной проверки готовности МСО оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности муниципальной системы оповещения, определяемая приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, а также уточняется паспорт МСО.
Техническая проверка готовности к задействованию МСО проводится без включения оконечных средств оповещения дежурной службой ЦУКС ГУ МЧС России по Иркутской области путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не проводится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
28. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются Администрацией УКМО, органами местного самоуправления поселений УКМО, создающими резерв технических средств оповещения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
31. Планирование и осуществление строительства новой либо совершенствования действующей муниципальной системы оповещения необходимо выполнять в соответствии с требованиями приложения N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365.
Вывод из эксплуатации действующей МСО осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой МСО.
V. Тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций
а) оповещение населения:
Внимание! Внимание! Говорит администрация Усть-Кутского муниципального образования. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! |
Внимание! Внимание! Говорит администрация Усть-Кутского муниципального образования. Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги! |
б) информирование населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций:
При угрозе затопления |
Внимание! Внимание! Граждане! В связи с повышением уровня воды в _________ ожидается подтопление домов в районе улиц: _______________________________________________________. Населению, проживающему на этих улицах, собрать свои необходимые вещи, документы, продукты питания, воду, отключить газ, электричество и выйти в пункт сбора для отправки в пункт временного размещения эвакуированного населения. О полученной информации сообщить соседям. Оказать помощь престарелым и больным. В любой обстановке не теряйте самообладание, не поддавайтесь панике. Будьте внимательны к сообщениям администрации Усть-Кутского муниципального образования |
При опасности природных пожаров |
Внимание! Внимание! Говорит администрация Усть-Кутского муниципального образования. В районе населенного пункта _________________ наблюдается сильное задымление и распространение огня в результате лесного (торфяного) пожара (пожара сухой травы). Всем жителям населенного пункта необходимо покинуть дома, выйти в безопасные места, взять с собой документы и необходимые вещи. Перед выходом отключите электроприборы. Для проведения эвакуации собраться в _____________________. (район сбора) Будьте внимательны к сообщениям администрации Усть-Кутского муниципального образования |
Заведующий сектором (по ГО и ЧС) Администрации УКМО |
С.В.Моисеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области от 1 июля 2021 г. N 309-П "Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения Усть-Кутского муниципального образования"
Вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Текст постановления опубликован не был