Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Омской области
от 18 августа 2021 г. N 349-П
Положение
о региональной системе оповещения и информирования населения Омской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом "О гражданской обороне", Федеральным законом "О связи", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", постановлением Правительства Омской области от 29 января 2014 года N 14-п "Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения в Омской области" и определяет назначение, состав, основные задачи, а также порядок задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Омской области (далее - региональная система оповещения Омской области).
2. Региональная система оповещения Омской области - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей связи (общего пользования, выделенных, технологических, специального назначения), сетей вещания, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) до органов управления и сил гражданской обороны (далее - ГО), сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на территории Омской области (далее - ТП РСЧС) и населения.
3. Системы оповещения населения на территории Омской области об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении ЧС создаются на всех уровнях функционирования ТП РСЧС:
1) на региональном уровне - региональная система оповещения Омской области;
2) на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
3) на объектовом уровне - локальная система оповещения.
4. Региональная система оповещения Омской области создается на территории Омской области Министерством региональной безопасности Омской области (далее - Министерство) при участии иных органов исполнительной власти Омской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
5. Муниципальные системы оповещения создаются органами местного самоуправления Омской области в границах соответствующих муниципальных образований в соответствии с законодательством.
6. Локальные системы оповещения создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, в соответствии с законодательством.
7. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН) - элемент системы оповещения, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
КСЭОН создается на объектах, подверженных риску возникновения аварий на химически опасных объектах и территориях, подверженных риску возникновения наводнения, половодья, паводка, а также подверженных риску возникновения природных пожаров.
8. Зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Границы зон экстренного оповещения населения Омской области определяются Правительством Омской области по согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области, а также с органами местного самоуправления Омской области и организациями, на территориях которых может возникнуть ЧС.
9. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) - система оповещения населения в местах массового пребывания людей с использованием специально созданных технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении ЧС и правилах поведения населения.
10. Понятия используются в настоящем Положении в значениях, определенных федеральным и областным законодательством в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения правопорядка.
2. Назначение, состав и основные задачи региональной системы оповещения Омской области
11. Региональная система оповещения Омской области является основным областным звеном системы оповещения на территории Омской области и предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.
12. В состав региональной системы оповещения Омской области входят:
1) локальные системы оповещения;
2) муниципальные системы оповещения;
3) КСЭОН;
4) ОКСИОН.
13. Взаимодействие систем оповещения на всех уровнях функционирования ТП РСЧС осуществляется за счет их интеграции между собой.
Сопряжение региональной системы оповещения Омской области с муниципальными системами оповещения Омской области и КСЭОН обеспечивается Министерством.
Сопряжение локальных систем оповещения с муниципальными (региональной) системами оповещения Омской области осуществляется организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории.
КСЭОН должна иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля.
ОКСИОН сопрягается с органами повседневного управления ТП РСЧС.
14. Основной задачей региональной системы оповещения Омской области является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
1) руководящего состава ГО и ТП РСЧС;
2) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области;
3) органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления Омской области;
4) единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Омской области;
5) сил ГО и ТП РСЧС;
6) дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
7) людей, находящихся на территории Омской области.
3. Порядок задействования систем оповещения
15. Задействование по предназначению региональной системы оповещения Омской области осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
16. Основной приоритетный режим функционирования региональной системы оповещения Омской области - автоматизированный.
17. Решение о задействовании региональной системы оповещения Омской области принимается Губернатором Омской области, лицом, временно исполняющим его обязанности или уполномоченным на принятие такого решения.
18. Определение способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня.
19. Включение (запуск) региональной системы оповещения Омской области осуществляется оперативным дежурным с основного или запасного пункта управления ГО Правительства Омской области с использованием автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
20. Порядок действий оперативного дежурного пункта управления ГО Правительства Омской области по приведению в действие региональной системы оповещения Омской области определяется законодательством Российской Федерации, должностными инструкциями, инструкциями по работе со средствами связи и оповещения, инструкциями по взаимодействию и другими руководящими документами.
21. Министерство организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных пункта управления ГО Правительства Омской области по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время.
22. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению руководителя соответствующего уровня функционирования ТП РСЧС, в ведении которого находится КСЭОН, соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами.
23. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется посредством предварительной подачи сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Аудио и аудиовизуальные, а также текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся Министерством совместно с постоянно действующими органами управления ТП РСЧС и органами повседневного управления ТП РСЧС и передаются на объект телерадиовещания.
24. Передача операторами связи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите при угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий осуществляется на основании договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения, заключенных Министерством с операторами связи.
25. Оперативный дежурный и помощник оперативного дежурного пункта управления ГО Правительства Омской области являются лицами, уполномоченными на взаимодействие с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях.
26. В исключительных, не терпящих отлагательств случаях сигналы оповещения и информация населению передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного пункта управления ГО Правительства Омской области с использованием оборудования перехвата телерадиовещания.
27. Для обеспечения передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться в соответствии с законодательством:
1) сети проводного радиовещания;
2) сети уличной радиофикации;
3) сети кабельного и эфирного телерадиовещания;
4) сети подвижной радиотелефонной связи;
5) сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
6) сети связи операторов связи и ведомственные;
7) сети систем персонального радиовызова;
8) информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
9) громкоговорящие средства, в том числе на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения;
10) специализированные технические средства оповещения и информирования, включающие в себя: светодиодные панели, плазменные экраны, экраны типа "бегущая строка";
11) электромеханические сирены автоматизированного и ручного запуска, ревуны;
12) ручные механические сирены, рынды, клаксоны, заводские гудки;
13) средства массовой информации.
28. Доведение сигналов оповещения до органов управления и сил ГО и ТП РСЧС осуществляется с помощью:
1) комплексов технических средств оповещения, прошедших процедуру сертификации и рекомендованных к применению по предназначению Министерством Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) многоканальных систем автоматического речевого и текстового оповещения абонентов по каналам телефонной связи сети общего пользования и сотовой связи;
3) телефонной связи по прямым проводам;
4) сети телеграфной связи;
5) сети подвижной радиотелефонной связи.
4. Поддержание в готовности региональной системы оповещения Омской области
29. Мероприятия по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения Омской области осуществляются Министерством в соответствии с законодательством.
30. Готовность региональной системы оповещения Омской области достигается:
1) наличием правовых актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
2) наличием дежурного персонала, ответственного за включение (запуск) региональной системы оповещения Омской области;
3) наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
4) наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
5) готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
6) регулярным проведением проверок готовности региональной системы оповещения Омской области;
7) своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
8) наличием и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
9) своевременным проведением мероприятий по совершенствованию (модернизации) региональной системы оповещения Омской области;
10) соблюдением требований информационной безопасности.
31. В целях контроля за поддержанием в готовности региональной системы оповещения Омской области организуются и проводятся следующие виды проверок:
1) комплексные проверки готовности систем оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
2) технические проверки готовности к задействованию систем оповещения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексной проверке подлежат региональная, местные системы оповещения и КСЭОН в соответствии с законодательством.
Комплексные проверки проводятся комиссией, создаваемой по распоряжению Министерства в соответствии с планом подготовки и проведения комплексной проверки, согласованным с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.
Комплексные проверки готовности систем оповещения проводятся два раза в год в дневное время в первую среду марта и октября.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки региональной системы оповещения Омской области осуществляется только проверочным сигналом "Техническая проверка".
32. По результатам комплексной проверки готовности региональной системы оповещения Омской области Министерством оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности региональной системы оповещения Омской области, а также уточняется паспорт региональной системы оповещения Омской области.
Проведение оценки технического состояния технических средств региональной системы оповещения Омской области осуществляется в рамках комплексных проверок Министерством с привлечением представителей организаций, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание, и оформляется соответствующим актом.
33. Резервирование технических средств оповещения осуществляется из расчета не менее 5 - 10% единиц оборудования от его общего количества в системе оповещения.
34. Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5. Создание и совершенствование региональной системы оповещения Омской области
35. Рассмотрение вопросов создания и совершенствования систем оповещения на территории Омской области осуществляется:
1) комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня;
2) Межведомственной комиссией по развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город", системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и систем оповещения населения на территории Омской области;
3) межведомственной рабочей группой по координации создания, развития и поддержания в постоянной готовности местных систем оповещения населения Омской области.
6. Организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию региональной системы оповещения Омской области
36. Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии с требованиями статей 24, 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", статьи 18 Федерального закона "О гражданской обороне" и статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
7. Ответственность за неисполнение законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, а также мероприятий ГО
37. Должностные и юридические лица несут административную ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС, требований и мероприятий в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Омской области от 18 августа 2021 г. N 349-п "Об утверждении Положения о региональной системе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.