Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждены
постановлением
администрации
Унинского района
от 30.07.2021 N 270
Методические указания
по разработке муниципальных программ муниципального образования Унинский муниципальный округ Кировской области
1. Общие положения
1.1. Методические указания по разработке муниципальных программ муниципального образования Унинский муниципальный округ Кировской области (далее - Методические указания, Унинский муниципальный округ) определяют требования к структуре и содержанию разделов муниципальных программ Унинского муниципального округа (далее - муниципальные программы).
1.2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ Унинского муниципального округа, утвержденном настоящим постановлением.
2. Требования к структуре муниципальной программы
Муниципальная программа имеет следующую структуру:
2.1. Паспорт муниципальной программы, паспорт подпрограммы.
2.2. Текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
"Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития";
"Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы";
"Обобщенная характеристика отдельных мероприятий муниципальной программы";
"Ресурсное обеспечение муниципальной программы";
"Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками".
2.3. Приложения к текстовой части муниципальной программы:
"Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы";
"Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы"
"Ресурсное обеспечение муниципальной программы".
2.4. Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
Требования к структуре и содержанию текстовой части подпрограмм аналогичны требованиям к структуре и содержанию текстовой части муниципальной программы. Информация по приложениям к текстовой части подпрограмм отражается в соответствующих приложениях к текстовой части муниципальной программы с выделением названий подпрограмм.
3. Требования к заполнению паспорта муниципальной программы
3.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается согласно приложению N 1.
3.2. Ответственный исполнитель муниципальной программы определяется на основании утвержденного администрации Унинского муниципального округа перечня муниципальных программ Унинского муниципального округа.
3.3. Соисполнители муниципальной программы, а также необходимость наличия подпрограмм муниципальной программы определяются на стадии разработки муниципальной программы, а также при ее корректировке.
3.4. Цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, а также сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний.
3.5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы включает в себя общий объем финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы в целом за весь период ее реализации, а также по источникам финансирования.
Объем финансового обеспечения указывается в тысячах рублей с точностью до второго знака после запятой.
4. Требования к содержанию разделов муниципальной программы
4.1. Требования к разделу "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития"
В данном разделе предусматривается описание (анализ) состояния сферы реализации муниципальной программы на момент ее разработки, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать качественную и количественную характеристику итогов ее развития за период, предшествовавший году разработки программы (от 2 до 5 лет), в том числе итоги реализации предшествующих муниципальных программ, выявление потенциала развития анализируемой сферы и основных проблем, требующих решения в рамках разрабатываемой муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в среднем по Кировской области и среди муниципальных образований Кировской области (при возможности такого сопоставления).
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы должен определять тенденции (направления) ее развития в целях решения основных проблем, отраженных в данном разделе муниципальной программы.
4.2. Требования к разделу "Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы"
4.2.1. При разработке данного раздела учитываются приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, которые определяются исходя из положений федеральных законов, законов Кировской области, стратегии социально-экономического развития Кировской области, других документов стратегического планирования Кировской области, решений Правительства Кировской области, стратегии социально-экономического развития Унинского муниципального округа, решений Думы Унинского муниципального округа, постановлений администрации Унинского муниципального округа.
В разделе должна быть отражена информация о документах стратегического планирования, законах, иных правовых актах Российской Федерации, Кировской области, Унинского муниципального округа, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
4.2.2. В разделе указываются цели и задачи муниципальной программы.
Каждая цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (соответствие сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (формулировка цели должна быть четкой, не допускающей произвольного или неоднозначного толкования);
измеримость (достижение цели можно проверить путем количественной оценки с использованием целевых индикаторов и показателей);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
объективность (цель должна соответствовать ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели муниципальной программы должна быть краткой и ясной, без описания путей, средств или методов достижения цели, не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием ее достижения.
Цель подпрограммы должна соответствовать одной из задач муниципальной программы, при этом не допускается дублирование формулировок. Сфера реализации подпрограммы не должна дублироваться другими подпрограммами.
Цель проекта, реализуемого в рамках одной муниципальной программы, должна соответствовать цели муниципальной программы. Мероприятия проекта, реализуемого в рамках нескольких муниципальных программ, должны соответствовать целям соответствующих муниципальных программ.
При формировании целей, задач, мероприятий муниципальной программы и подпрограммы учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники, а также меры государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы.
4.2.3 Достижение цели муниципальной программы обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Достижение цели подпрограммы обеспечивается за счет решения задач подпрограммы.
Для достижения одной цели должно быть сформулировано не менее одной задачи. Количество задач должно быть достаточным для достижения соответствующей цели и охватывать все сферы реализации муниципальной программы.
Наименование задачи не может дублировать наименование цели.
Решение задач муниципальной программы должно обеспечиваться результатами реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели муниципальной программы. На решение одной задачи муниципальной программы (подпрограммы) должно быть направлено не менее одного мероприятия, проекта. При этом одно мероприятие не может быть направлено на решение нескольких задач муниципальной программы (подпрограммы).
4.2.4. В разделе должны быть указаны целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы.
Кроме того, данный раздел должен содержать ссылку на приложение к муниципальной программе - "Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы".
Форма сведений о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы, включая сведения о целевых показателях эффективности реализации мероприятий муниципальной программы, отдельных мероприятий подпрограмм и проектов, заполняется в соответствии с приложением N 2.
В разделе должны быть указаны целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы.
4.2.5. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, подпрограмм, отдельных мероприятий муниципальных программ, отдельных мероприятий подпрограмм (далее - целевые показатели) должны соответствовать следующим требованиям:
характеризовать специфику развития сферы реализации муниципальной программы;
иметь запланированные по годам количественные значения и (или) качественные характеристики;
формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Унинского муниципального округа на среднесрочный и долгосрочный периоды;
определяться на основе данных государственного статистического наблюдения либо ведомственной отчетности органов местного самоуправления, предприятий, организаций;
характеризовать ход реализации муниципальной программы в целом, достижение целей и решение задач муниципальной программы;
иметь желаемую тенденцию изменений значений показателей, отражающую достижение соответствующей цели (решение задачи, достижение результата реализации мероприятия, проекта);
формироваться с учетом показателей, зафиксированных в документах стратегического планирования, планах мероприятий, стратегиях, концепциях и иных программных документах, комплексах мер по развитию отдельных сфер и решению социально-экономических задач Унинского муниципального округа (в случае соответствия их целям и задачам муниципальной программы);
формироваться с учетом объемов соответствующих источников финансирования, а также иных инструментов государственной политики, влияющих на достижение результатов муниципальной программы.
Наименования целевых показателей муниципальной программы, подпрограммы, отдельных мероприятий муниципальной программы, проектов не могут дублироваться в рамках одной или нескольких муниципальных программ.
Количество целевых показателей формируется исходя из принципов их необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач муниципальной программы, для отражения результатов реализации мероприятия муниципальной программы, подпрограммы, проекта.
В качестве наименования целевого показателя используется формулировка, отражающая основную суть наблюдаемого явления и однозначное понимание существа измеряемой характеристики. Формулировка целевого показателя не должна содержать в себе действие или ожидаемую тенденцию изменения его значения.
Выбор целевого показателя следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с учетом возможности получения его фактических значений к моменту формирования годового отчета о ходе реализации муниципальной программы.
Единица измерения целевого показателя определяется согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения и должна соответствовать наименованию целевого показателя.
В ходе реализации муниципальной программы недопустима корректировка наименования целевого показателя, которая может повлиять на его смысловое значение.
При формировании целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы), характеризующих достижение целей и решение задач, их значения должны быть запланированы на период действия соответствующих целей и задач. Не допускается исключение целевых показателей и их замена на другие в ходе достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы). Для целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) рекомендуется устанавливать относительные показатели.
При формировании целевых показателей эффективности реализации отдельного мероприятия муниципальной программы и (или) подпрограммы, проекта их значения должны быть согласованы (взаимоувязаны) с объемами финансирования, сроками реализации отдельного мероприятия, проекта и отражать результат реализации соответствующего отдельного мероприятия, проекта.
При включении в муниципальную программу отдельного мероприятия, предусматривающего только расходы на содержание администрации Унинского муниципального округа, отраслевых органов и структурных подразделений, целевой показатель по отражению результата его реализации не приводится.
4.2.6. В разделе указывается срок реализации муниципальной программы. Срок реализации подпрограммы, сформированной в составе муниципальной программы, не может быть более срока, который определен для реализации муниципальной программы.
4.3. Требования к разделу "Обобщенная характеристика отдельных мероприятий муниципальной программы"
В данном разделе приводится описание отдельных мероприятий, с указанием задач муниципальной программы, на решение которых они направлены.
При включении в муниципальную программу подпрограмм в разделе указывается их перечень. При этом в соответствующем разделе подпрограммы описание отдельных мероприятий, приводится с указанием задач подпрограммы, на решение которых они направлены.
Подпрограмма муниципальной программы должна включать в себя не менее двух отдельных мероприятий.
Расходы на содержание администрации Унинского муниципального района, отраслевых органов и структурных подразделений, являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями), включаются в ресурсное обеспечение соответствующей муниципальной программы в качестве отдельного мероприятия.
В отдельное мероприятие рекомендуется объединять мероприятия, включающие:
конкретные выплаты отдельным категориям граждан,
расходы на осуществление капитальных вложений в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, на приобретение объектов недвижимого имущества, объектов капитального строительства исходя из целевого назначения этих объектов,
расходы, имеющие одну целевую направленность, и т.п.
Наименования отдельного мероприятия и мероприятий в рамках его реализации должны отражать суть планируемых действий или содержать цель осуществления капитальных вложений в объекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества, на которые направлено воздействие.
Наименование мероприятия должно быть кратким и ясным, не должно дублировать наименования целей и задач муниципальной программы.
Наименование мероприятия не должно содержать указаний:
на наименования нормативных правовых актов Российской Федерации, Кировской области, Унинского муниципального округа, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Кировской области;
на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики.
Для обеспечения комплексного подхода к реализации мероприятий муниципальной программы за счет различных источников финансирования мероприятия должны быть направлены, в том числе на привлечение средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников.
Количество отдельных мероприятий должно быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы с учетом предусмотренных мер государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы.
Не допускаются идентичные (в том числе по содержанию) наименования мероприятий как внутри одной, так и нескольких муниципальных программ.
4.4. Требования к разделу "Ресурсное обеспечение муниципальной программы"
В данном разделе указываются сведения о финансовых ресурсах, необходимых для реализации муниципальной программы: средствах федерального бюджета, средствах областного бюджета, средствах местного бюджета, средствах внебюджетных источников (в том числе средствах государственных внебюджетных фондов, территориальных государственных внебюджетных фондов, средствах иных внебюджетных источников), а также направления финансирования мероприятий муниципальной программы (капитальные вложения, прочие расходы) по годам реализации муниципальной программы.
Заполнение раздела "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" осуществляется по форме согласно приложению N 3.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.6. Требования к разделу "Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками"
Данный раздел предусматривает качественную и (или) количественную оценки факторов риска (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы, негативно влияющих на сроки и результаты реализации муниципальной программы), предложения по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
К мерам управления рисками реализации муниципальной программы могут относиться мероприятия, направленные на своевременное обнаружение рисков, определение степени их влияния на недостижение результатов реализации муниципальной программы, а также на минимизацию негативного влияния рисков, включая меры правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.