1. Основные положения
1.1. Настоящее положение "О порядке проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ" (далее соответственно - "Положение" и "ПОА") разработано в соответствии:
1.1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", ст. 96.
1.1.2. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утверждено Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 03.07.2017).
1.1.3. Протокол заочного заседания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям N 19 от 27.04.2017.
1.2. Положение устанавливает процедурный порядок проведения ПОА, организацию ПОА, оформление и использование результатов ПОА.
1.3. Ответственная организация (юридическое лицо) за проведение ПОА - Торгово-промышленная палата Российской Федерации в лице Фонда развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, действующая на основании Устава, в части организации и координации процедур (далее - Аккредитующая организация).
1.4. Основные понятия ПОА:
1.4.1. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ) - возмездная услуга, представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной образовательной организации, отвечающие требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Сведения об имеющейся у образовательной организации ПОА представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации 1.
1.4.2. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
1.4.3. Аккредитующие организации - работодатели, их объединения, наделенные полномочиями на проведение ПОА в соответствии с действующим законодательством в сфере образования, а также уполномоченные ими организации, которые отвечают за проведение необходимых процедур при проведении ПОА.
1.4.4. Уполномоченная организация - юридическое лицо, которому Аккредитующая организация передает по договору следующие полномочия по проведению процедур ПОА:
- заключение договоров с образовательными организациями на проведение ПОА (полномочия агента),
- заключение договоров с экспертными организациями и специализированными экспертами ПОА (полномочия агента),
- проведение выездной проверки,
- проведение камеральной проверки;
за исключением полномочий по подведению итогов ПОА, созданию экспертной комиссии и созданию Аккредитационного комитета (совета).
1.4.5. Критерии - признаки, на основании которых проводится оценка соответствия образовательной программы требованиям профессиональных стандартов, иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля 2.
1.4.6. Чек-лист на проведение ПОА - перечень критериев с указанием пороговых значений, позволяющий принимать решение о результатах ПОА, заполняемый экспертами ПОА, специализированными экспертами ПОА в процессе камеральной и (или) выездной проверки (образец Чек-листа представлен в Приложении N 3).
1.4.7. Отчет по самообследованию образовательной программы - документ, заполняемый образовательной организацией, который содержит общую характеристику образовательной программы, самооценку образовательной программы по критериям Чек-листа и документы, подтверждающие заявленные в отчете факты, по каждой образовательной программе в отдельности (рекомендации по заполнению отчета по самообследованию предоставляются образовательной организации дополнительно).
1.4.8. Эксперт ПОА - физическое лицо, специалист, имеющий дополнительное профессиональное образование по методологии проведения ПОА и (или) имеющий опыт по проведению ПОА не менее пяти образовательных программ, привлекаемый к проведению аккредитационной экспертизы, работающий по устанавливаемым Аккредитующей организацией нормам, требованиям, критериям, на возмездной основе.
1.4.9. Специализированный эксперт ПОА - физическое лицо, специалист, привлекаемый к проведению аккредитационной экспертизы, работающий по устанавливаемым Аккредитующей организацией нормам, требованиям, критериям, на возмездной основе и имеющий:
- образование, соответствующее направленности (профилю) и уровню образовательных программ, в отношении которых проводится аккредитационная экспертиза,
- опыт работы по выполнению вида профессиональной деятельности, соответствующего направленности (профилю) образовательных программ, в отношении которых проводится аккредитационная экспертиза, не менее трех лет 3.
1.4.10. Экспертная организация - независимое юридическое лицо, которое не состоит в отношениях (не имеет конфликта интересов) с аккредитуемой образовательной организацией, работники которого отвечают требованиям к экспертам (специализированным экспертам) ПОА, и участвует на договорных условиях в процедуре ПОА.
1.4.11. Реестр экспертов ПОА - публичный перечень экспертов ПОА и специализированных экспертов ПОА, который составляет аккредитующая организация по своим утвержденным критериям и формам.
1.4.12. Экспертная комиссия - орган, создаваемый Аккредитующей организацией, состоящий из не менее трех экспертов ПОА на одну образовательную программу, включая специализированных экспертов ПОА. При этом включение в комиссию экспертов, местом работы которых является аккредитуемая образовательная организация, НЕ допускается.
1.4.13. Экспертные заключения - документы, подготавливаемые экспертами ПОА, специализированными экспертами ПОА по результатам проверки образовательных программ по соответствующим критериям.
1.4.14. Камеральная проверка - совокупность мероприятий по оценке соответствия образовательных программ установленным критериям, проводимых экспертами заочно.
1.4.15. Выездная проверка - совокупность мероприятий по оценке соответствия образовательных программ установленным критериям, проводимых экспертами очно, для анализа информации об аккредитуемых образовательных программах и проверки информации, представленной образовательной организацией в отчете по самообследованию.
1.4.16. Аккредитационная экспертиза - совокупность камеральной и выездной проверок.
1.4.17. Аккредитационный комитет (совет) - постоянно действующий на безвозмездной основе коллегиальный орган, созданный Аккредитующей организацией для принятия итогового решения по результатам проведения ПОА, в который входят представители профессиональных сообществ, работодателей и образовательных организаций, советов по профессиональным квалификациям.
1.4.18. Свидетельство о ПОА - итоговый документ, подписанный председателем Аккредитационного комитета (совета) о положительных результатах процедуры ПОА, выдаваемый на каждую образовательную программу в отдельности (образец свидетельства представлен в Приложении N 4).
1.5. ПОА проводится на добровольной основе по заявлениям образовательных организаций и на основании заключенного возмездного договора (образец заявления и договора представлен соответственно в Приложениях N 1 и N 2).
1.6. Сроки проведения, условия и стоимость проведения процедур ПОА определяются договором между Аккредитующей организацией (или уполномоченной организацией) и образовательной организацией.
1.7. ПОА проводится на основании аккредитационной экспертизы, выполняемой Аккредитующей организацией с привлечением экспертов ПОА, специализированных экспертов ПОА, экспертных организаций.
1.8. Аккредитующая организация несет ответственность за действия уполномоченной организации.
1.9. Аккредитующая организация на основе результатов ПОА может формировать рейтинги аккредитованных образовательных программ и образовательных организаций.
2. Порядок профессионально-общественной аккредитации образовательных программ
2.1. Образовательная организация подает в электронном виде и (или) почтовым отправлением в Аккредитующую организацию заявление на проведение процедуры ПОА, копию которого представляет в Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - Фонд РПК ТПП РФ).
2.2. Аккредитующая организация в лице Фонда РПК ТПП РФ рассматривает представленное заявление на проведение ПОА и информирует образовательную организацию в электронном виде о своем согласии на проведение ПОА или об отклонении заявления с указанием причины.
2.3. После принятия решения о проведении процедуры ПОА Фонд РПК ТПП РФ и образовательная организация согласовывают и подписывают договор на проведение ПОА (далее - Договор), который содержит перечень образовательных программ, стоимость услуг, график проведения камеральной и выездной проверок, срок проведения аккредитационной экспертизы, дату принятия итогового решения о ПОА.
2.4. После подписания Договора Фонд РПК ТПП РФ направляет в образовательную организацию Чек-лист и рекомендации по подготовке отчета по самообследованию образовательных программ и дополнительных материалов.
2.5. Фонд РПК ТПП РФ формирует экспертную комиссию и назначает руководителя комиссии.
2.6. Образовательная организация проводит самообследование, подготавливает отчет по самообследованию образовательных программ и другие требуемые дополнительные материалы в оговоренный Договором срок.
2.7. Образовательная организация передает Фонду РПК ТПП РФ Отчет по самообследованию образовательных программ в электронном виде в формате "Microsoft Word" и необходимые материалы к нему в электронном виде в формате "Portable Document Format (Adobe PDF)" в соответствии с представленными от Фонда РПК ТПП РФ рекомендациями в установленный Договором срок.
2.8. Образовательная организация готовит презентацию отчета по самообследованию образовательных программ в формате "Microsoft Office PowerPoint".
2.9. Образовательная организация оплачивает Фонду РПК ТПП РФ предоплату в указанном в Договоре размере и в указанные в Договоре сроки.
2.10. Фонд РПК ТПП РФ после получения отчета по самообследованию от образовательной организации начинает камеральную проверку по установленному Договором графику.
2.11. Фонд РПК ТПП РФ после получения предоплаты от образовательной организации направляет в образовательную организацию представителей экспертной комиссии для проведения выездной проверки по установленному Договором графику.
2.12. При проведении выездной проверки представители экспертной комиссии обязательно:
2.12.1. Проводят интервьюирование слушателей (студентов) аккредитуемой образовательной программы.
2.12.2. Проводят интервьюирование выпускников образовательной организации, освоивших аккредитуемую образовательную программу.
2.12.3. Проводят интервьюирование преподавательского состава аккредитуемой образовательной программы.
2.12.4. Проводят интервьюирование представителей работодателей, которые трудоустроили выпускников образовательной организации, освоивших аккредитуемую образовательную программу.
2.12.5. Проводят фотографирование образовательной и практической базы, на которых реализуется аккредитуемая образовательная программа.
2.12.6. Изучают и проверяют на месте все материалы и документы, относящиеся к аккредитуемой образовательной программе.
2.12.7. Заполняют Чек-лист по аккредитуемой образовательной программе.
2.13. Руководитель экспертной комиссии по завершению выездной проверки готовит отчет о ПОА.
2.14. Образовательная организация передает Фонду РПК ТПП РФ подготовленную согласно п. 2.8 презентацию.
2.15. Экспертная комиссия подготавливает экспертные заключения по каждой образовательной программе и сводный отчет о ПОА соответствующих образовательных программ, при аккредитации трех и более программ, экспертная комиссия дополнительно подготавливает краткое резюме.
2.16. Руководитель экспертной комиссии заполняет и подписывает Чек-лист на основании опроса экспертов ПОА, специализированных экспертов ПОА и на основании обобщения результатов камеральной и выездной проверок.
2.17. Руководитель экспертной комиссии направляет сводный отчет ПОА, а при необходимости и краткое резюме, в Аккредитационный комитет (совет).
2.18. Аккредитационный комитет (совет) в течение пяти рабочих дней принимает итоговое решение о ПОА.
2.19. В случае положительного решения о ПОА Аккредитующая организация выдает образовательной организации Свидетельство о ПОА на каждую аккредитуемую образовательную программу.
2.20. Аккредитующая организация направляет соответственно в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ПОА соответствующих образовательных программ, следующую информацию 4:
2.20.1. Наименование Аккредитующей организации.
2.20.2. Местонахождение Аккредитующей организации.
2.20.3. Контактные данные Аккредитующей организации.
2.20.4. Официальный сайт Аккредитующей организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.20.5. Перечень образовательных программ (с указанием профессий, специальностей и направлений подготовки, наименований дополнительных профессиональных программ), аккредитуемых Аккредитующей организацией.
2.21. Аккредитующая организация размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о принятом решении о ПОА соответствующих образовательных программ.
2.22. Свидетельство о ПОА программ высшего образования и программ среднего профессионального образования выдается образовательной организации сроком на три года.
2.23. Свидетельство о ПОА программ дополнительного профессионального образования и программ профессионального обучения выдается образовательной организации сроком на два года.
3. Принятие решения об аккредитации
3.1. Оценка критериев по Чек-листу носит экспертный характер и проводится председателем экспертной комиссии на основании опроса экспертов ПОА, специализированных экспертов ПОА и на основании обобщения результатов камеральной и выездной проверок.
3.2. Все группы критериев имеют суммарное максимальное фактическое значение = 1 балл (или 100%).
3.3. Каждый отдельный критерий оценивается от нуля до своего нормативного максимального значения, указанного рядом с критерием, с учетом примечаний к каждому критерию.
3.4. После определения реального значения каждого критерия, определяется сумма всех реальных значений критериев в своей группе в единицах и в процентах.
3.5. Далее определяется итоговое значение оценки соответствия образовательной программы критериям путем суммирования всех реальных значений критериев по всем группам в единицах и в процентах.
3.6. После определения итогового значения оценки соответствия образовательной программы критериям, подготавливается отчет экспертной комиссии.
3.7. Отчет экспертной комиссии представляет собой аналитический материал, содержащий описание основных положительных сторон, замечаний и предложений по улучшению образовательной программы.
3.8. В отчете экспертной комиссии содержатся:
3.8.1. Общая характеристика образовательной организации.
3.8.2. Общая характеристика аккредитуемой образовательной программы.
3.8.3. Оценка соответствия аккредитуемой образовательной программы по группам критериев.
3.8.4. Выводы и рекомендации экспертной комиссии по аккредитуемой образовательной программе.
3.9. Решение о ПОА принимает Аккредитационный комитет (совет) на основании отчета экспертной комиссии.
3.10. Положительное решение о ПОА принимается при условии, если итоговое значение оценки соответствия аккредитуемой образовательной программы критериям не ниже 55% из 100% возможных, при наличии в отчете экспертной комиссии следующей информации:
3.10.1. Аргументированных ответов экспертов.
3.10.2. Фактических данных по всем показателям.
4. Апелляция
4.1. Образовательная организация вправе направить в Аккредитующую организацию апелляционное заявление о своем несогласии с итогами ПОА в следующих случаях:
4.1.1. В случае несогласия с отчетом экспертной комиссии.
4.1.2. В случае несогласия с решением Аккредитационного комитета (совета).
4.1.3. В случае нарушения процедур проведения ПОА.
4.2. Апелляция должна быть составлена в письменной форме и подписана руководителем образовательной организации.
4.3. В апелляции должно быть указано, с чем именно не согласна образовательная организация со ссылкой на конкретное нарушение и (или) на выявленную ошибку, неточность, и т.п.
4.4. При получении апелляционной жалобы Аккредитующая организация формирует временную апелляционную комиссию в течение десяти рабочих дней для рассмотрения поступившего заявления.
4.5. Апелляционная комиссия должна состоять не менее чем из трех человек.
4.6. Срок рассмотрения апелляционной жалобы не должен превышать два месяца со дня получения жалобы Аккредитующей организацией.
4.7. В результате установления апелляционной комиссией случаев нарушения процедур проведения ПОА, подтверждения выявленных ошибок, неточностей и т.п., Аккредитующая организация пересматривает принятое ранее решение о ПОА в том же порядке.
5. Использование результатов профессионально-общественной аккредитации
5.1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают наличие ПОА при государственной аккредитации образовательной деятельности, при распределении контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также при принятии иных управленческих решений в отношении организаций, реализующих образовательные программы, прошедшие ПОА.
5.2. Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие ПОА, имеет право:
5.2.1. Размещать сведения о наличии ПОА у реализуемых образовательных программ на официальном сайте, на информационных стендах, в том числе при приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации, учебных пособиях, методических материалах по соответствующим образовательным программам.
5.2.2. Включать сведения о наличии ПОА в рекламные сообщения о деятельности организации, а также предоставлять указанные сведения иным лицам для размещения в информационных сообщениях.
5.2.3. Указывать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании и (или) о квалификации и (или) в иных документах, выдаваемых выпускникам, освоившим образовательные программы, прошедшие ПОА (в случае выдачи документов собственного образца).
------------------------------
1 Федеральный закон N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", ст. 96, п. 8.
2 В случае отсутствия утвержденных профессиональных стандартов - соответствие требованиям проектов профессиональных стандартов, различных утвержденных и действующих квалификационных справочников.
3 В случае отсутствия высшего или среднего специального образования по профилю аккредитуемой образовательной программы эксперт может предъявить документы, подтверждающие наличие дополнительного профессионального образования, соответствующего направленности (профилю) аккредитуемой образовательной программы, ученой степени в соответствующей области знаний и (или) опыта работы в области профессиональной деятельности соответствующей направленности и деловой репутации не менее пяти лет.
4Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2017 г. N 431 "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ".
5 В случае отсутствия утвержденных профессиональных стандартов необходимо учитывать проекты профессиональных стандартов (с указанием наименования первоисточника), различных утвержденных и действующих квалификационных справочников (с указанием наименования первоисточника).
6 В зависимости от срока давности реализации образовательной программы самообследование проводится за максимальный период пять лет.
7 В зависимости от срока давности реализации образовательной программы самообследование проводится за максимальный период пять лет.
8 В зависимости от срока давности реализации образовательной программы самообследование проводится за максимальный период пять лет.
9 Под профильными в данном случае понимаются учебные дисциплины, модули, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций у обучающихся по аккредитуемой образовательной программе.
10 В зависимости от срока давности реализации образовательной программы приводится статистика за максимальный период пять лет.
11 Критерии выбираются и оцениваются в соответствии с видом аккредитуемой программы - высшее образование, среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, программы профессионального обучения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение "О порядке проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ" (разработано Фондом развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты РФ) (согласовано Решением Совета по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности протокол N 14 от 9 сентября 2020 г.)
Текст положения опубликован не был