Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Орловской области
от 19 августа 2021 г. N 486
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее -контроль (надзор).
1.2. Предметом контроля (надзора) является соблюдение работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Орловской области (далее также -обязательные требования).
1.3. Организация и осуществление контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон).
1.4. Контроль (надзор) осуществляется Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области (далее -Департамент).
1.5. От имени Департамента контроль (надзор) осуществляют:
1) член Правительства Орловской области -руководитель Департамента (заместитель руководителя Департамента) (далее -руководитель (заместитель руководителя) Департамента);
2) должностное лицо Департамента, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее также -инспектор).
1.6. Должностным лицом Департамента, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель (заместитель руководителя) Департамента.
1.7. Контроль (надзор) осуществляется в отношении работодателей Орловской области, которым в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года N 726-ОЗ "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области" установлена квота для приема на работу инвалидов (далее также соответственно -контролируемые лица, квота).
1.8. Объектами контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в части:
а) создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отсутствия отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
б) представления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также -предусмотренная законом отчетность);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования в части:
а) создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отсутствия отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
б) представления предусмотренной законом отчетности.
1.9. Департаментом обеспечивается учет объектов контроля посредством использования:
1) предусмотренной законом отчетности;
2) информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия;
3) общедоступной информации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля (надзора)
2.1. Контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Департамент организует постоянный мониторинг сведений об объектах контроля, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) на основе:
1) предусмотренной законом отчетности;
2) сведений, полученных в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поступившей в Департамент информации о соблюдении обязательных требований;
4) иных сведений об объектах контроля.
2.3. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении контроля (надзора) Департамент относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее -категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
2.4. Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска осуществляется Департаментом на основе сопоставления его характеристик со следующими критериями отнесения объектов контроля к категориям риска (далее -категория риска):
N |
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска |
Категория риска |
1 |
Несоблюдение контролируемым лицом обязательных требований в части создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов |
Средний риск |
2 |
Несоблюдение контролируемым лицом обязательных требований в части представления предусмотренной законом отчетности |
Умеренный риск |
3 |
Соблюдение контролируемым лицом обязательных требований в части создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также в части представления предусмотренной законом отчетности |
Низкий риск |
2.5. Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска осуществляется ежегодно в период с 25 августа по 25 сентября и оформляется приказом Департамента.
2.6. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
2.7. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от отнесения объектов контроля к одной из категорий риска осуществляется со следующей периодичностью:
для объектов контроля, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, -1 раз в 6 лет;
для объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.8. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяется индикатор риска нарушения обязательных требований согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. При осуществлении контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.2. Организация и проведение профилактических мероприятий осуществляются в соответствии с Федеральным законом.
3.3. По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Департамента, один раз в год.
3.4. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента, утверждается приказом Департамента и размещается на официальном сайте Департамента в сети Интернет до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
3.5. Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения.
3.6. В возражениях указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика -контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.7. Возражения направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты.
3.8. Департамент рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в течение 30 календарных дней со дня получения возражения в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона.
3.9. Консультирование осуществляется должностным лицом Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.10. Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
1) соблюдение обязательных требований в части выполнения обязанности по созданию и (или) выделению рабочих мест в соответствии с установленной квотой, в том числе:
а) правильное исчисление квоты для приема на работу инвалидов в процентном соотношении к среднесписочной численности работников в соответствии с законодательством;
б) формирование локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
2) ежемесячное представление предусмотренной законом отчетности.
3.11. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется, за исключением случая направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.12. Срок устного консультирования не должен превышать 30 мин.
3.13. В случае поступления в Департамент 5 однотипных обращений от разных контролируемых лиц по вопросам, указанным в пункте 3.10 настоящего Положения, Департамент осуществляет консультирование посредством размещения на своем официальном сайте в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Департамента, в течение 10 рабочих дней со дня поступления 5-го однотипного обращения.
3.14. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3.15. Профилактический визит обязательно проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере строительства, здравоохранения, образования, в социальной сфере, сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, добычи полезных ископаемых, водоснабжения, водоотведения, жилищно-коммунальной сферы. Департамент проводит профилактический визит таким лицам не позднее чем в течение 1 года с момента начала их деятельности.
3.16. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
3.17. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
3.18. Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
3.19. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.20. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
4.1. При осуществлении контроля (надзора) проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) при взаимодействии с контролируемым лицом:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом -наблюдение за соблюдением обязательных требований (далее -контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия).
4.2. Документарная и выездная проверки проводятся на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором следующих контрольных (надзорных) действий:
1) получения письменных объяснений;
2) истребования документов.
4.3. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
4.4. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
4.5. В зависимости от основания проведения контрольного (надзорного) мероприятия проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
1) при наличии у Департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров: документарная проверка, выездная проверка;
2) при поручении Президента Российской Федерации, поручении Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц: документарная проверка, выездная проверка;
3) при требовании прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям: документарная проверка, выездная проверка;
4) при истечении срока исполнения решения Департамента об устранении выявленного нарушения обязательных требований: документарная проверка, выездная проверка.
4.6. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся инспектором посредством анализа предусмотренной законом отчетности.
4.7. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся инспектором на основании заданий руководителя Департамента.
4.8. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
4.9. Формы документов, используемых Департаментом при осуществлении государственного контроля (надзора), не утвержденные в порядке, установленном частью 2 статьи 21 Федерального закона, утверждаются приказом Департамента.
4.10. В случае исполнения надлежащим образом контролируемым лицом выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения не принимаются.
4.11. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя в Департамент, в случаях:
1) временной нетрудоспособности;
2) прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военные сборы или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе;
3) участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
4) вызова в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда или налогового органа в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
5) наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные обстоятельства);
6) противоправных действий третьих лиц, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
7) смерти близких родственников;
8) отсутствия по месту жительства в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения.
Индивидуальный предприниматель вместе с информацией о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия представляет в Департамент документы, подтверждающие наличие обстоятельств, послуживших поводом невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, перечисленных в подпунктах 1-8 настоящего пункта.
V. Досудебный порядок подачи жалобы
5.1. Контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона, имеет право на обжалование решений Департамента, действий (бездействия) инспекторов (далее -жалоба).
5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
3) действия (бездействие) инспекторов в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
5.3. Решения и действия (бездействие) руководителя Департамента могут быть обжалованы в Правительство Орловской области.
5.4. Решения и действия (бездействие) заместителя руководителя Департамента, инспекторов Департамента могут быть обжалованы руководителю Департамента.
5.5. Жалоба регистрируется в течение 1 рабочего дня со дня поступления.
5.6. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.7. Срок рассмотрения жалобы продлевается на 20 рабочих дней в следующих исключительных случаях:
а) проведение в отношении должностного лица Департамента, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
б) отсутствие должностного лица Департамента, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
5.8. Рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.