1. Общие положения
1.1. Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) является постоянно действующим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума). Комитет образуется на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций.
1.2. Порядок формирования и деятельности Комитета определяется статьями 19-29 Регламента Государственной Думы.
1.3. Вопросы ведения Комитета определяются настоящим Положением.
1.4. Деятельность Комитета основывается на принципах свободы обсуждения, гласности и коллегиальности при принятии решений.
На заседаниях комитета могут присутствовать представители средств массовой информации.
2. Основные задачи Комитета
2.1. Предварительное рассмотрение законопроектов по вопросам ведения Комитета и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой;
2.2. Внесение предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, проекта порядка работы Государственной Думы на очередное заседание, проекта плана международных связей Государственной Думы с парламентами других государств 2.3. Подготовка проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
2.4. Рассмотрение и исполнение поручений Государственной Думы и Совета Государственной Думы;
2.5. Подготовка заключения и предложений по соответствующим разделам проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
2.6. Участие в законодательном обеспечении реализации государственной политики в жилищной сфере и в сфере жилищно-коммунального хозяйства, во взаимодействии с профильными федеральными органами исполнительной власти участвует в проведении мониторинга правоприменения в Российской Федерации, проведении анализа практики применения законодательства по вопросам ведения;
2.7. Рассмотрение обращений граждан и организаций в соответствии с вопросами ведения;
2.8. Внесение предложений о проведении мероприятий в Государственной Думе по вопросам ведения, а также организация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний по вопросам ведения;
2.9. Решение вопросов организации своей деятельности, а также иных вопросов в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
3. Основные функции Комитета
3.1. Готовит и вносит на рассмотрение Государственной Думы материалы, необходимые при прохождении законопроектов на всех стадиях их рассмотрения, в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
3.2. Рассматривает законопроекты на предмет соответствия части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы.
3.3. Предлагает Совету Государственной Думы направить законопроект, по которому Комитет является ответственным, в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний, а также в Правовое управление Аппарата Государственной Думы на правовую и лингвистическую экспертизу;
3.4. Приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующих субъектов права законодательной инициативы и авторов поправок (или их официальных представителей), а также независимых экспертов и представителей иных организаций;
3.5. Взаимодействует с Общественной палатой Российской Федерации по результатам проведенной ею общественной экспертизы законопроектов;
3.6. Взаимодействует со Счетной палатой Российской Федерации по итогам проведенных ею контрольных мероприятий и по результатам заключений на законопроекты;
3.7. Создает самостоятельно или совместно с другими комитетами рабочие группы (при необходимости) по подготовке законопроектов или иным направлениям деятельности, относящимся к вопросам ведения Комитета;
3.8. Взаимодействует по вопросам своего ведения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями и их должностными лицами, а также со структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы;
3.9. Взаимодействует с Комиссией Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
3.10. Выполняет в соответствии с Регламентом Государственной Думы иные функции.
4. Вопросы ведения Комитета
4.1. Предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:
1) о государственной жилищной политике;
2) о государственной политике в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
3) о Жилищном кодексе Российской Федерации, о Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации";
4) о реализации приоритетного национального проекта "Жилье и городская среда" и государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
5) о федеральных законах, принимаемых в развитие Жилищного кодекса Российской Федерации и внесении в них изменений;
6) о Федеральном законе от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
7) о Законе РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
8) о Федеральном законе от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
9) о Федеральном законе от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
10) об обеспечении жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны и других льготных категорий граждан;
11) о государственных и федеральных целевых программах в сфере жилищных политики;
12) о законодательном регулировании видов и форм жилищного фонда в Российской Федерации;
13) о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части регулирования жилищных отношений;
14) о содействии развитию и доступности малоэтажного жилищного строительства;
15) о развитии жилищного фонда социального использования, в том числе строительстве наемных домов в целях предоставления жилых помещений гражданам с невысоким уровнем доходов по договору найма в жилищном фонде социального использования;
16) о реформировании и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации;
17) о статусе и деятельности государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
18) об устойчивом сокращении непригодного для проживания жилищного фонда, о предотвращении возникновения аварийного жилищного фонда, о реновации жилищного фонда;
19) о ценовой и тарифной политике в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса;
20) о регулировании деятельности субъектов естественных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
21) о саморегулировании и лицензировании деятельности в жилищной сфере;
22) о доступности жилых помещений для граждан Российской Федерации;
23) о реализации жилищных прав граждан Российской Федерации;
24) о предоставлении жилых помещений малоимущим гражданам, об обеспечении жилыми помещениями граждан, относящихся к социально-незащищенным группам населения;
25) о праве собственности на жилые помещения, о найме жилых помещений, в том числе социальном найме;
26) о законодательном регулировании механизма добровольного отказа граждан от права собственности на жилые помещения в пользу государства и муниципальных образований с возникновением иных оснований пользования этими жилыми помещениями;
27) об утрате права собственности на жилые помещения, иных прав по владению, распоряжению и пользованию жилыми помещениями, о выселении граждан из занимаемых жилых помещений;
28) о законодательном регулировании деятельности жилищных кооперативов;
29) о государственном жилищном контроле (надзоре) и муниципальном жилищном контроле;
30) о порядке эксплуатации объектов жилищного фонда, о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
31) о капитальном ремонте многоквартирных домов;
32) иные вопросы, относящиеся к компетенции Комитета.
4.2. Участие в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы с дачей обязательных для рассмотрения заключений по следующим вопросам:
1) о Гражданском кодексе Российской Федерации в части, касающейся регулирования жилищных отношений;
2) о Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся регулирования жилищных отношений;
3) о Градостроительном кодексе Российской Федерации и градостроительной деятельности в части, касающейся жилищного строительства;
4) о Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления в части управления жилищным фондом;
5) о Федеральном законе от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
6) о Федеральном законе от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7) о Федеральном законе от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
8) о Федеральном законе от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
9) о государственной инвестиционной политике в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства;
10) о деятельности в области жилищного строительства;
11) об индивидуальном жилищном строительстве;
12) о финансировании жилищного строительства;
13) о страховании в жилищной сфере, в области жилищно-коммунального хозяйства;
14) об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
15) о техническом регулировании и безопасности в сфере жилищного строительства и жилищных отношений;
16) о налогообложении в жилищной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства;
17) о создании и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
18) о предоставлении и использовании земельных участков под жилищное строительство;
19) о защите прав потребителей в жилищной сфере;
20) о правовом регулировании концессионных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
21) о государственной регистрации права собственности на жилые помещения;
22) о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
23) о законодательном регулировании отношений собственности в жилищной сфере и в жилищно-коммунальном хозяйстве.
4.3. Рассмотрение иных вопросов:
1) взаимодействие с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ведения Комитета;
2) участие в межпарламентской деятельности по вопросам регулирования жилищного законодательства;
3) взаимодействие с международными организациями по вопросам ведения Комитета;
4) мониторинг практики реализации жилищного законодательства в Российской Федерации.
5. Состав, структура и общий порядок деятельности Комитета
5.1. В состав Комитета входят депутаты Государственной Думы: председатель Комитета, первый заместитель председателя Комитета, заместители председателя Комитета, члены Комитета.
5.2. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
5.3. В целях осуществления своей деятельности Комитет проводит заседания. Информация о дате, месте и времени проведения которых, а также рассматриваемых вопросах и материалах к ним распространяется в установленном порядке. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
5.4. Член Комитета обязан присутствовать на заседаниях Комитета. О невозможности присутствовать на заседании Комитета по уважительной причине, член Комитета обязан информировать председателя Комитета заблаговременно.
5.5. Внеочередные заседания Комитета могут созываться председателем Комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов Комитета.
5.6. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с Регламентом Государственной Думы, планами работы Комитета, примерной программой законопроектной работы Государственной Думы, календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой на период сессии.
5.7. Комитет формирует экспертный совет, деятельность которого определяется Положением, утверждаемым решением Комитета.
5.8. Комитет вправе объявлять гражданам и организациям благодарность, в соответствии с Положением о Благодарности Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, утверждаемому решением Комитета.
5.9. Комитет вправе проводить совместные заседания и иные мероприятия с участием двух и более комитетов Государственной Думы, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами раздельно, а также проводить выездные мероприятия Комитета в порядке, установленном Положением о порядке проведения комитетами, комиссиями Государственной Думы выездных мероприятий.
5.10. Председатель Комитета представляет Комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной инициативы, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных государств, с международными организациями, а также с Председателем Государственной Думы и его заместителями, Советом Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.
Председатель Комитета направляет своим заместителя законопроекты и иные документы, а также материалы, поступившие в Комитет, для рассмотрения и подготовки предложений.
Председатель Комитета выполняет иные полномочия в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
Первый заместитель председателя комитета замещает председателя комитета в его отсутствие.
6. Порядок проведения заседаний Комитета, процедура принятия решений по законопроектам
6.1. Заседания Комитета проводятся открыто, за исключением случаев проведения в установленном порядке закрытых заседаний Комитета.
В случае необходимости принятия срочного решения Комитета по вопросу своего ведения предусматривается возможность проведения заседания Комитета путем опросного голосования.
Порядок проведения заседаний Комитета определяется Регламентом Государственной Думы и настоящим Положением. Заседание Комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комитета. Решение Комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании.
6.2. Председательствующий на заседании Комитета:
- следит за общим ходом проведения заседания, рассмотрением вопросов повестки заседания Комитета;
- выносит на голосование вопросы об утверждении проектов решений Комитета - "За", "Против", "Воздержался", а также иных решений по предложению членов Комитета.
6.3. В ходе предварительного рассмотрения законопроект по существу, как правило, не обсуждается. Назначение решением Комитета ответственного в работе над законопроектом члена Комитета происходит с его согласия либо по его инициативе.
6.4. При рассмотрении проекта федерального закона на стадии первого чтения председательствующий озвучивает информацию о законопроекте, а также иную информацию, поступившую в Комитет по законопроекту. После этого передает слово (не более 7 минут) субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, либо его представителю в случае присутствия на заседании Комитета. Далее право озвучить позицию (до 3 минут) или задать вопрос предоставляется представителю Правительства Российской Федерации и (или) федерального органа исполнительной власти, членам Комитета, в том числе с целью представления позиции фракции. Повторные выступления, мнения иных лиц, присутствующих на заседании Комитета, выражаются в случае необходимости, в том числе в письменной форме. После обмена мнениями председательствующий прекращает прения и ставит вопрос на голосование.
6.5. Комитет может предложить Совету Государственной Думы продлить установленный срок представления поправок к законопроекту.
6.6. Рассмотрение законопроекта ко второму чтению осуществляется в соответствии с Регламентом Государственной Думы по истечению срока, установленного Государственной Думой или Советом Государственной Думы для представления поправок, с приглашением авторов поправок. Отсутствие авторов поправок на заседании Комитета не препятствует их рассмотрению.
По предложению Комитета автор поправок вправе представлять поправки к законопроекту по отдельности (до 3 минут каждая) или одни докладом. Для рассмотрения поправок по существу, как правило, отводится не более 35 минут.
Повторное рассмотрение Комитетом законопроекта на стадии второго чтения может быть проведено путем опросного голосования.
Комитет вправе поручить председателю Комитета определить дату для включения законопроекта в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения во втором чтении.
6.7. По предложению докладчика от Комитета дата рассмотрения законопроекта в третьем чтении может быть определена Государственной Думой.
6.8. Председатель Комитета в случае несогласия с решением Комитета вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое прилагается к принятому решению.
7. Аппарат Комитета
7.1. Аппарат Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - аппарат Комитета) является самостоятельным структурным подразделением Аппарата Государственной Думы, созданным для обеспечения деятельности Комитета Государственной Думы жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
7.2. Аппарат Комитета осуществляет правовое, организационное, аналитическое, документационное, информационное обеспечение деятельности Комитета, действует на основании Положения об аппарате Комитета, утвержденного Руководителем Аппарата Государственной Думы.
7.3. В аппарате Комитета не могут создаваться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
7.4. Общее руководство деятельностью аппарата Комитета осуществляет председатель Комитета.
Руководитель аппарата Комитета возглавляет аппарат Комитета, осуществляет повседневное оперативное руководство его деятельностью и несет ответственность за результаты его деятельности.
7.5. Аппарат Комитета осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы, а также по вопросам, отнесенным к ведению Комитета, с соответствующими подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, аппаратов Совета Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также Аппаратом Общественной палаты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Комитете Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (утверждено решением Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 апреля 2019 г. N 138(5))
Текст положения опубликован не был