г.Калуга |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А36-9650/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 09 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Власова Л.А.Крыжской |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А.Байдиной |
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" - Недосейкина М.В., представитель по доверенности от 10.01.2020; Яковлев Д.А., представитель по доверенности от 29.01.2020;
от городского округа город Липецк Липецкой области Российской Федерации в лице администрации г. Липецка - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконферен-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.05.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2021 по делу N А36-9650/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" (далее - ООО "УК "Комфорт-Л", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к городскому округу город Липецк Липецкой области Российской Федерации в лице администрации г. Липецка (далее - ответчик, администрация) о взыскании 1 476 460 руб. в счет возмещения затрат на вывоз твердых коммунальных отходов за период с 01.04.2019 по 30.06.2020.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 05.05.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2021, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "УК "Комфорт - Л" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Комфорт-Л" является управляющей организацией по оказанию услуг, связанных с управлением многоквартирными жилыми домами.
Ссылаясь на то, что общество понесло затраты, связанные с вывозом листьев, веток, стволов деревьев от контейнерных площадок, образующихся при выполнении работ по содержанию придомовой территории многоквартирных жилых домов в надлежащем состоянии, и, полагая, что в обязанности управляющей компании не входит выполнение данных работ, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании понесенных расходов с муниципального образования - городской округ город Липецк.
В обоснование заявленных требований истец представил суду договора, заключенные с третьими лицами, на погрузку и вывоз вышеуказанных отходов, акты выполненных работ, платежные поручения на перечисление данным лицам денежных средств в размере 1 476 460 руб..
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), определено, что работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года включают в себя очистку крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистку придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистку придомовой территории от наледи и льда; очистку от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывку; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Согласно пункту 25 Минимального перечня работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя подметание и уборку придомовой территории; очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов; уборку и выкашивание газонов; прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистку металлической решетки и приямка.
Кроме того, к перечню работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пункт 26 (1) Минимального перечня).
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.
Учитывая вышеизложенные требования закона и перечисленных нормативных правовых актов, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что вывоз отходов, образующихся в связи с содержанием придомовой территории многоквартирных жилых домов, возлагается на управляющую организацию данными домами.
При таких обстоятельствах спора правовые основания для взыскания с органа местного самоуправления расходов, связанных с вывозом образующихся отходов на придомовой территории, отсутствуют.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, ссылается на то, что земельные участки, на которых расположены обслуживаемые обществом многоквартирные жилые, в установленном законом порядке не сформированы, а поэтому, по мнению последнего, земельные участки, на которых расположены придомовые территории многоквартирных жилых домов, относятся к землям, собственность на которые не разграничена. Обязанность по вывозу отходов, образующихся от содержания придомовых территорий, расположенных на землях, собственность на которые не разграничена, по мнению истца, возлагается на орган местного самоуправления. Изложенные обстоятельства, как считает истец, служат основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы ООО "УК "Комфорт-Л" в этой части являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и признаны ошибочными.
Учитывая вышеизложенные требования закона, судебная коллегия соглашается с указанными выводами арбитражного суда обеих инстанций.
Кроме того, судебная коллегия также учитывает, что согласно статье 36 ЖК РФ к общему имущества многоквартирного дома относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанной связи, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, включая земельный участок.
Соответственно, пользование общим имуществом многоквартирного дома обуславливает, с учетом избранного собственниками способа управления многоквартирным домом, возложение на управляющую организацию обязанности по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, включая содержание придомовых территорий, которое не ставится в зависимость от формирования земельного участка, подлежащего передаче в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирных домах.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Комфорт-Л" не представило суду доказательств, свидетельствующих о том, что спорные отходы образовались за счет содержания территории, находящейся за пределами земельных участков, необходимых для размещения и эксплуатации обслуживаемых обществом многоквартирных жилых домов.
Изложенные обстоятельства также служат основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 05.05.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2021 по делу N А36-9650/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 9 ноября 2021 г. N Ф10-4757/21 по делу N А36-9650/2020