Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 20 августа 2021 года N 452-рп
Основные направления
налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее также - основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2022 - 2024 годы) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При их подготовке учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации от 2012 года), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ N 68), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, Стратегии цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджетного прогноза Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2036 года, плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Целью разработки основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2022 - 2024 годы является определение на ближайший трехлетний период базовых принципов, условий и подходов, применяемых при формировании проектировок бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее также - автономный округ).
На 2022 - 2024 годы сохраняются основные ориентиры и приоритеты налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа, обеспечивающие сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы автономного округа, достижение национальных целей развития Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство, цифровую трансформацию, формирование и реализацию инвестиционной политики.
В основу разработки основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2022 - 2024 годы принят базовый вариант сценарных условий прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз социально-экономического развития автономного округа на 2022 - 2024 годы). Прогноз предусматривает развитие автономного округа в условиях сохраняющейся неопределенности траектории экономического роста как на кратко-, так и на среднесрочный период, который будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
I. Основные направления налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, основные подходы к ее формированию
Основные направления налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач.
Региональная налоговая политика является составным элементом экономической политики автономного округа, обеспечивающим формирование как региональных, так и местных бюджетов, способствующим развитию производства, малого и среднего предпринимательства, стимулирующим инвестиционную деятельность, что очень важно в условиях финансовой нестабильности.
Восстановление ключевых макроэкономических показателей на докризисный уровень является основой стабильного социально-экономического развития автономного округа. В качестве приоритетной цели налоговой политики в среднесрочной перспективе выступает создание условий для обеспечения сбалансированности бюджета автономного округа.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач в следующих направлениях:
совершенствование налогового законодательства автономного округа с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации;
создание оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности путем снижения совокупной налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов с целью приумножения в дальнейшем доходов автономного округа;
стимулирование инвестиционной деятельности через расширение применения инвестиционного налогового вычета для отдельных видов экономической деятельности по налогу на прибыль организаций;
поддержка малого бизнеса, как налогоплательщиков и источников рабочих мест путем формирования оптимальной налоговой нагрузки, направленной на смягчение негативных последствий ограничительных мер в экономике и развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории автономного округа, согласно предоставленных налоговых полномочий по специальным налоговым режимам;
реализация мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем активизации практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику;
продолжение работы по корреляции действующих налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам (налоговых расходов) с целями государственных программ автономного округа, структурных элементов государственных программ автономного округа и (или) целями социально-экономической политики автономного округа, не относящимися к государственным программам автономного округа;
оптимизация предоставляемых налоговых льгот и преференций.
Заканчивается переход к комплексной системе учета налоговых расходов. До конца 2021 года завершится формирование методологии оценки, позволяющей отражать весь объем государственной поддержки оказываемой отдельным категориям юридических и физических лиц при реализации государственных программ автономного округа.
На основании результатов оценки эффективности налоговых расходов по итогам 2020 года с учетом предложений кураторов налоговых расходов предлагается отменить с 2022 года невостребованные налоговые расходы по налогу на прибыль организациям, осуществляющим вид деятельности: "Добыча пьезокварца", "Добыча гранулированного кварца".
В целях смягчения негативных последствий в связи с введением ограничительных мер планируется представить дополнительные меры поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:
расширить периметр применения патентной системы налогообложения за счет введения дополнительных видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие патентной системы налогообложения;
расширить действие налоговой ставки в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей по упрощенной системе налогообложения за счет введения дополнительных видов деятельности, на которые распространяется данная ставка;
продлить действие пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения в связи с окончанием их срока действия 31 декабря 2021 года.
Планируется продлить на 1 год период действия льготы по налогу на имущество организаций, в отношении объектов социальной инфраструктуры, созданных в процессе реализации инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов в целях применения льготы по налогу на имущество организаций.
В целях создания оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности путем снижения совокупной налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов планируется предусмотреть:
уменьшение исчисленной суммы налога на имущество организаций (субъектов малого и среднего предпринимательства) на 50%, которые признаны социальными предприятиями;
освобождение от уплаты налога на имущество организаций для управляющих компаний технопарков на 5 лет с даты включения в реестр промышленных технопарков и управляющих компаний промышленных технопарков в соответствии с требованиями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1863 "О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков".
В целях стимулирования инвестиционной деятельности через расширение применения инвестиционного налогового вычета для отдельных видов экономической деятельности по налогу на прибыль организаций планируется:
заменить льготу по налогу на прибыль в виде пониженной ставки для владельцев лицензий на инвестиционный налоговый вычет; льгота для владельцев лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения углеводородного сырья, стимулирует недропользователей наращивать объемы инвестиций, позволяет им своевременно осваивать месторождения и реализовывать социальные проекты; в целях продолжения положительной практики и в связи с окончанием срока действия налоговой льготы в виде пониженной ставки по налогу на прибыль предлагается заменить ее на существующие альтернативные механизмы, одним из которых является инвестиционный налоговый вычет.
включить в перечень видов экономической деятельности, имеющих право применения инвестиционного налогового вычета, вид "Производство электроэнергии".
Ожидаемый результат от планируемого к предоставлению налогового расхода заключается в стимулировании инвестиционной активности организаций, осуществляющих производство электроэнергии в целях обновления и модернизации производственных мощностей, обеспечения безопасности на объектах электроэнергетики, внедрения энергосберегающих и природоохранных технологий.
II. Основные направления бюджетной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подходы к формированию характеристик проекта бюджета автономного округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В среднесрочной перспективе по-прежнему основными приоритетами в области доходов будут являться:
снижение зависимости региональных финансов от ценовой конъюнктуры;
поддержка инвестиционной активности, в том числе привлечение частных инвестиций в экономику автономного округа;
повышение предпринимательской активности;
укрепление доходной базы бюджета автономного округа.
При формировании проектировок бюджета автономного округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по доходам учтены новации бюджетного законодательства в части:
а) отказа от практики ежегодного пересмотра перечней главных администраторов доходов бюджета.
В целях совершенствования процедуры администрирования доходов перечень главных администраторов доходов бюджета автономного округа будет утверждаться Правительством автономного округа на постоянной основе с учетом осуществляемых государственными органами функций и общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
б) урегулирования механизма уточнения невыясненных платежей.
По истечении трехлетнего периода невыясненные платежи будут относиться к прочим неналоговым доходам бюджета.
в) урегулирования порядка подготовки и согласования изменений в методики прогнозирования поступлений доходов.
Конкретизируются роли участников разработки и согласования методик, а также уточняются подходы к их разработке.
г) зачисления в региональные бюджеты доходов от административных штрафов, установленных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, налагаемых федеральными судами за нарушения, выявленные контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
Продолжится работа по наполнению информацией перечня источников доходов бюджета автономного округа, представляющего собой единый информационный ресурс о доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, систематизирующий информацию о правовых основаниях возникновения источников доходов, порядках расчета (размеры, ставки, льготы) и иных характеристиках источников доходов бюджетов.
Для обеспечения финансовой стабильности и сбалансированности бюджета автономного округа будет продолжена работа по развитию доходного потенциала на основе постоянного мониторинга рисков развития экономики и улучшения качества администрирования доходов.
Ключевыми приоритетами бюджетной политики автономного округа в области расходов остаются обеспечение выполнения национальных целей и стратегических задач развития, определенных Указом N 474, положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, повышение доходов граждан (семьи), восстановление занятости населения, исполнение социально значимых обязательств, концентрация бюджетных инвестиционных ресурсов по приоритетным направлениям социально-экономического развития.
В целях совершенствования подходов к управлению государственными программами автономного округа и региональными проектами с 2022 года будет присваиваться обособленное направление расходов в целевой статье расходов бюджета автономного округа под каждый результат регионального проекта.
В целях оптимизации расходов бюджета автономного округа на содержание органов государственной власти автономного округа будет осуществлено ведение реестра функций (полномочий) исполнительных органов государственной власти автономного округа и проведение на постоянной основе мониторинга их функций (полномочий).
Ведение указанного реестра позволит своевременно реагировать на увеличение количества функций, приводящее к их дублированию.
Повышению эффективности бюджетных расходов будет способствовать реализуемая в автономном округе практика проведения обзоров расходов бюджета автономного округа, по результатам которых выявляемые внутренние резервы предлагаются к перераспределению на приоритетные направления расходов.
В качестве объектов обзоров расходов на 2022 год предлагаются расходы бюджета автономного округа, направляемые на реализацию государственной программы автономного округа "Развитие физической культуры и спорта", на организацию обеспечения питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также на функционирование Департамента труда и занятости автономного округа.
В целях создания условий для развития жилищного строительства, дальнейшего повышения уровня доступности жилья, комфортных и безопасных условий проживания с опережением на 1 год планируется завершить Адресную программу автономного округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории автономного округа, признанного до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в соответствии с региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" до 31 декабря 2023 года.
В сфере промышленности с целью создания благоприятных условий для формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной обрабатывающей промышленности в автономном округе продолжится оказание государственной поддержки развития технической базы промышленного комплекса автономного округа путем создания промышленных площадок - индустриальных парков, промышленных технопарков, особой экономической зоны промышленно-производственного типа; возмещение части затрат промышленных предприятий автономного округа, направленных на создание новых и модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующих производственных мощностей по приоритетным направлениям обрабатывающей промышленности.
В сфере сельского хозяйства в целях удовлетворения внутреннего спроса за счет производства высококачественной натуральной, экологически чистой продукции, развития отрасли молочной продукции и увеличения темпов вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения для развития собственной кормовой базы, а также создания новых комплексных производств сельскохозяйственной продукции будет продолжено оказание поддержки на реализацию проектов по развитию семейных животноводческих ферм и развитию материально-технической базы малых форм хозяйствования.
Для повышения качества окружающей среды и рационального природопользования и в целях развития устойчивой системы обращения с отходами, обеспечивающей сортировку и снижение объема отходов, направляемых на захоронение, продолжится реализация проектов по ликвидации и рекультивации объектов накопленного вреда и несанкционированных мест размещения отходов, реализация концессионных соглашений по созданию комплексных межмуниципальных объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Также в 2022 - 2024 годах через механизм концессионных соглашений планируется запуск проектов по созданию локальных объектов для размещения и обработки твердых коммунальных отходов.
В сфере информационных технологий и создания условий для цифрового развития будут реализованы направления по цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, по формированию информационного пространства на основе широкомасштабного использования цифровых технологий для повышения качества жизни граждан, улучшения условий деятельности организаций автономного округа и повышение уровня безопасности населения на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
Для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, продолжится реализация мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе, предусматривающих предоставление комплекса услуг (образовательных, финансовых и консультационных) начинающим и действующим субъектам малого и среднего предпринимательства, а также гражданам, желающим вести бизнес.
В сфере дорожного хозяйства для развития и сохранности сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, устранения транспортных, инфраструктурных ограничений в целях экономического развития автономного округа и увеличения пропускной способности начнется строительство мостового перехода через реку Обь в районе г. Сургута в составе формирующегося федерального автодорожного коридора "Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард".
Для формирования бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период в качестве "базовых" приняты расходы бюджета автономного округа на 2022 и 2023 годы, утвержденные Законом автономного округа от 26 ноября 2020 года N 106-оз "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в редакции от 19 апреля 2021 года) (далее также - закон N 106-оз) без учета федеральных средств и замены дотаций дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Расходы на 2024 год сформированы на уровне утвержденных законом N 106-оз на 2023 год.
Расходы на осуществление бюджетных инвестиций предусмотрены в проектировках на 2022 - 2023 годы в объемах, утвержденных законом N 106-оз, и на 2024 год - в объемах, предусмотренных на завершение ранее начатых строительством объектов, в том числе по принятым бюджетным обязательствам на создание объектов в соответствии с концессионными соглашениями.
В целях сохранения динамичных условий инвестиционного развития, повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов реализация новых инвестиционных проектов должна осуществляться при наличии ресурсов в пределах принятых бюджетных ассигнований на предстоящий трехлетний период, по отдельным проектам - на основе результатов проведенного ранжирования с использованием инфраструктурных бюджетных кредитов и инфраструктурных облигаций.
Базовые предельные объемы бюджетных проектировок на 2022 год уточнены на обеспечение индексации с 1 января 2022 года на 4%:
1) отдельных мер социальной поддержки, относящихся к публичным нормативным обязательствам;
2) расходов на приобретение средств реабилитации инвалидов;
3) расходов на питание, включая питание льготных категорий обучающихся и учащихся начальных классов в государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организациях, питание в пришкольных лагерях и в учреждениях социального обслуживания.
С 1 сентября 2022 года на 4% уточнены расходы стипендиального фонда обучающихся (студентов) в государственных учреждениях высшего и профессионального образования автономного округа.
С 1 октября 2022 года учтена индексация на 4% фонда оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации от 2012 года.
В расчете фонда оплаты труда по категориям работников, поименованных указами Президента Российской Федерации, учтено прогнозное значение показателя "среднемесячный доход от трудовой деятельности" в соответствии с прогнозом социально-экономического развития автономного округа на 2022 - 2024 годы.
Базовые бюджетные ассигнования на 2022 - 2024 годы также дополнительно уточнены на:
1) изменение численности контингента и получателей мер социальной поддержки;
2) изменение показателей, учитываемых в методиках предоставления субвенций местным бюджетам;
3) разницу в районном коэффициенте, предусмотренной в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, выплату педагогическим работникам за кураторство группами в образовательных учреждениях среднего профессионального звена;
4) увеличение расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с федеральной методикой и в связи с увеличением численности неработающего населения;
5) увеличение расходов на осуществление социальной доплаты к пенсии и ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего и последующего ребенка, в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионеров и детей, учитываемых для определения размера выплат.
В 2022 - 2024 годах будет продолжена бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений, направленная на поддержание устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, сохранение предсказуемости и повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, усиление ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа за проводимую бюджетную политику.
На предстоящий среднесрочный период сохранена индексация объемов выравнивающих межбюджетных трансфертов на уровень инфляции. Их распределение, как и прежде, будет осуществляться исходя из формализованных подходов, определенных бюджетным законодательством и законодательством автономного округа в сфере межбюджетных отношений при условии не снижения критерия выравнивания бюджетной обеспеченности (критерия финансовых возможностей) муниципальных образований автономного округа при определении общих объемов дотаций, а также объемов дотаций каждому муниципальному образованию автономного округа относительно утвержденных на плановый период в бюджете автономного округа на текущий финансовый год и плановый период.
В предстоящем трехлетнем периоде также будет продолжено предоставление муниципальным образованиям автономного округа дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. В составе указанной дотации предусматриваются бюджетные ассигнования для частичного обеспечения расходных обязательств муниципальных образований автономного округа, связанных с увеличением фонда оплаты труда, включая обеспечение соотношений в уровне оплаты труда отдельных категорий работников, а также индексации с 1 октября 2022 года на 4% фонда оплаты труда по иным категориям работникам, не подпадающим под действие указов Президента Российской Федерации от 2012 года.
В целях повышения предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований автономного округа продолжится распределение всех межбюджетных трансфертов законом о бюджете автономного округа на 2022 - 2024 годы (за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых на конкурсной основе, а также предоставление которых осуществляется за счет зарезервированных бюджетных ассигнований, распределяемых актами Правительства автономного округа).
С 2022 года с учетом новаций бюджетного законодательства, предусмотренных Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 246-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", предстоит внести изменения в законодательство автономного округа в сфере межбюджетных отношений.
Планируется законодательно установить предельный срок заключения соглашений о предоставлении субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа до 15 февраля очередного финансового года. При нарушении срока заключения указанных соглашений бюджетные ассигнования, предусмотренные на предоставление субсидий, будут направляться на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства автономного округа для оказания финансовой помощи местным бюджетам.
Аналогичные требования будут установлены и для иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета автономного округа в бюджеты муниципальных образований автономного округа.
На 2022 - 2024 годы сохранена грантовая поддержка муниципальных образований автономного округа, стимулирующая органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа к увеличению доходов местных бюджетов, повышению качества управления муниципальными финансами, эффективной управленческой деятельности.
Реализуя положения Стратегии цифровой трансформации автономного округа, в очередном финансовом году по ряду муниципальных образований автономного округа будет обеспечена оптимизация использования IT-ресурсов путем перехода муниципальных образований автономного округа на использование государственной информационной системы "Региональный электронный бюджет Югры" при планировании и исполнении бюджета.
Это позволит муниципальным образованиям автономного округа взаимодействовать с компонентами государственной информационной системы "Региональный электронный бюджет Югры" с любого рабочего места, оснащенного подключением к сети Интернет. Будет обеспечено снижение расходов местных бюджетов, повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологическая независимость информационно-технологической инфраструктуры от импортного программного обеспечения.
III. Основные направления долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Долговая политика автономного округа определяет основные направления деятельности Правительства автономного округа по управлению государственным долгом автономного округа в целях реализации ответственной долговой политики автономного округа и повышения ее эффективности. Основные направления долговой политики автономного округа сформированы с учетом положений пункта 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Итоги реализации долговой политики автономного округа в 2020 - 2021 годах
Долговая политика автономного округа предыдущих лет способствовала поддержанию уровня долговой нагрузки автономного округа на низком уровне.
Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2021 года сократился по сравнению с 1 января 2020 года на 1 800,0 млн. рублей и составил 11 200,0 млн. рублей или 4,8% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.
Государственный долг автономного округа в полном объеме состоит из государственных облигационных займов со сроком погашения до 2024 года.
Государственные заимствования в 2020 году не осуществлялись.
Расходы на обслуживание долговых обязательств автономного округа за 2020 год составили 1 078,1 млн. рублей или 0,5% от расходов бюджета автономного округа за исключением средств, предоставляемых из бюджета Российской Федерации.
Погашение и обслуживание долговых обязательств автономного округа осуществлялось в установленный срок и в полном объеме.
По итогам исполнения бюджета автономного округа за 2020 год ограничения по уровню государственного долга и расходов на его обслуживание, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, соблюдены.
По уровню долговой нагрузки по итогам 2020 года автономный округ поднялся на 6 место среди субъектов Российской Федерации, с 9 места по итогам 2019 года.
До конца текущего года планируется осуществление заимствований в соответствии с программой государственных внутренних заимствований автономного округа на 2021 год.
На конец 2021 года государственный долг автономного округа запланирован в размере порядка 15,0% от доходов бюджета автономного округа без учета безвозмездных поступлений.
В 2018 - 2021 годах Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг автономного округа наивысшего уровня по национальной шкале "ААА(RU)", прогноз "Стабильный", впервые присвоенный автономному округа в 2017 году.
Кредитный рейтинг облигационных выпусков автономного округа 2016 и 2017 годов соответствует кредитному рейтингу автономного округа.
Наивысший уровень кредитного рейтинга автономного округа обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета автономного округа и низкой долговой нагрузкой.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики автономного округа на 2022 - 2024 годы
Долговая политика автономного округа определяется текущими особенностями развития экономики автономного округа и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
В связи с формированием бюджета автономного округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов с дефицитом планируется для его финансирования привлечение заемных средств.
Приоритеты долговой политики автономного округа будут сохранены и направлены на:
поддержание объема государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 50% от общего годового объема доходов бюджета автономного округа без учета объема безвозмездных поступлений;
поддержание суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 13% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта автономного округа и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
поддержание объема расходов на обслуживание государственного долга автономного округа на уровне, не превышающем 5% от общего объема расходов бюджета автономного округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
сохранение финансовой устойчивости бюджета автономного округа;
сохранение репутации автономного округа как надежного заемщика безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства (поддержание высокого кредитного рейтинга);
обеспечение доступности информации о государственном долге автономного округа.
Цели и задачи долговой политики автономного округа на 2022 - 2024 годы
Долговая политика автономного округа в 2022 - 2024 годах, как и в предыдущем периоде, будет нацелена на поддержание долговой нагрузки на бюджет автономного округа на уровне, относящем автономный округ к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью.
Для достижения цели необходимо обеспечить:
эффективность осуществления государственных заимствований;
привлечение необходимого объема государственных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач развития автономного округа, не допустив при этом необоснованного роста государственного долга и повышения рисков неисполнения долговых обязательств;
взаимосвязь принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета автономного округа в заемных средствах;
контроль за объемом заимствований, прогнозируемом при среднесрочном планировании;
прозрачность процессов управления государственным долгом автономного округа;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных форм заимствований;
раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике;
оперативное управление долговыми обязательствами (корректировка сроков привлечения заимствований, сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения бюджета автономного округа).
Инструменты реализации долговой политики автономного округа в 2022 - 2024 годах
В качестве источника финансирования дефицита бюджета автономного округа впервые будет использован новый инструмент регионального развития - бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (инфраструктурные бюджетные кредиты), а также будут использоваться государственные ценные бумаги автономного округа и кредиты кредитных организаций.
Привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета сроком на 15 лет по процентной ставке 3% годовых позволит осуществить финансирование проектов в приоритетных инфраструктурных сегментах, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживание государственного долга.
В случае благоприятной конъюнктуры на финансовом рынке автономный округ планирует использование государственных ценных бумаг в качестве источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются возможность гибкого управления государственным долгом при размещении государственных ценных бумаг, связанное с установлением объемов и графиков платежей, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики автономного округа.
Привлечение кредитов от кредитных организаций планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры в основном в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае нехватки бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки.
Основными инструментами реализации долговой политики являются:
осуществление мониторинга конъюнктуры долгового рынка;
осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга автономного округа ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящей долговой политикой;
привлечение заимствований на среднесрочный и долгосрочный периоды на благоприятных для автономного округа условиях по срокам погашения и равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет;
использование государственных ценных бумаг автономного округа в качестве долгосрочного долгового инструмента планирования при благоприятной конъюнктуре финансового рынка.
Расходные обязательства автономного округа по обслуживанию государственного долга автономного округа в 2022 - 2024 годах будут определяться на основании действующих долговых обязательств, прогнозного уровня доходности государственных облигаций автономного округа и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.
Анализ рисков для бюджета автономного округа, возникающих в процессе управления государственным долгом автономного округа
Финансовые риски представляют собой возможность финансовых потерь бюджета автономного округа в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предопределены.
Для бюджета автономного округа возможны следующие финансовые риски:
рыночный риск - отрицательное влияние повышения процентных ставок на стоимость обслуживания государственного долга;
риск ликвидности - сложность выполнения обязательств в полном объеме;
операционный риск - технические сбои, чрезвычайные ситуации, обстоятельства непреодолимой силы.
Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по исключению или снижению отрицательных последствий их наступления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.