Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 22 апреля 2021 г. - Приказ министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 22 апреля 2021 г. N 68
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций
Краснодарского края
от 24.12.2020 г. N 309
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края
22 апреля 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан с учетом пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основание и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", от 5 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".
1.2. Субъектом внутреннего финансового аудита в министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - министерство) является главный консультант министерства, наделенный полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости, который подчиняется непосредственно и исключительно министру.
1.3. За организацию внутреннего финансового аудита в министерстве министр несет ответственность единолично.
2. Термины внутреннего финансового аудита
2.1. В целях реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита применяются термины в значениях, определенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
Субъект внутреннего финансового аудита - главный консультант министерства, наделенный полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, который подчиняется непосредственно и исключительно министру гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - министр).
Бюджетные процедуры - процедуры министерства, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента.
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и локальных актов министерства позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры.
Объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
Субъекты бюджетных процедур - первый заместитель министра, заместители министра, начальники управлений министерства, руководители структурных подразделений министерства и должностные лица (работники) структурных подразделений министерства, которые организуют и обеспечивают выполнение, выполняют бюджетные процедуры.
Аудиторское мероприятие - совокупность профессиональных действий главного консультанта министерства, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, выполняемых на основании программы аудиторского мероприятия, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Аудиторские доказательства - документы и фактические данные, информация, отраженные в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемые для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения указанного мероприятия.
Программа аудиторского мероприятия - документ, содержащий основание и сроки проведения, цели и задачи, методы аудиторского мероприятия, наименование объекта(ов) внутреннего финансового аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
План проведения аудиторских мероприятий - перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и время проведения мероприятия.
Метод внутреннего финансового аудита - прием, применяемый при проведении аудиторского мероприятия главным консультантом, наделенным полномочиями по осуществлению.! внутреннего финансового аудита, в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия).
К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового аудита.
Аналитические процедуры - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах.
Инспектирование - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Пересчет - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение главным консультантом, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, самостоятельных расчетов.
Запрос - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия.
Подтверждение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у главного консультанта, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита. Наблюдение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Внутренний финансовый контроль - внутренний процесс министерства, осуществляемый в целях соблюдения, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
Нарушение - несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры.
Недостаток - правомерная и не являющаяся нарушением операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры и (или) действие (бездействие) субъекта бюджетных процедур, которые оказывают негативное влияние на значения показателей качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, определяемое в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Результат выполнения бюджетной процедуры - сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены форма, требования к содержанию, сроки и порядок выполнения.
Рабочая документация аудиторского мероприятия - совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия (при выполнении аудиторских процедур), в том числе:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения.
Заключение - подписанный субъектом внутреннего финансового аудита документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита - информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Оценка бюджетного риска - осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Реестр бюджетных рисков - документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и содержащий следующую информацию:
выявленные бюджетные риски во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
причины и возможные последствия реализации бюджетного риска;
значимость (уровень) бюджетного риска;
владельцы бюджетного риска;
необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).
Актуализация реестра бюджетных рисков - регулярно (не реже одного раза в год) проводимая переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков.
Владелец бюджетного риска - субъект бюджетных процедур, ответственный за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственный за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска - конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия.
Коррупционно опасные операции - операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры:
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов, и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции органа государственной (муниципальной) власти, определенной в качестве коррупционно опасной.
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная или профессиональная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Риск искажения бюджетной отчетности - бюджетный риск, выражающийся в возможности допущения факта искажения бюджетной отчетности и (или) данных бюджетного учета, приводящих к искажению бюджетной отчетности.
Искажение бюджетной отчетности - отражение в бюджетной отчетности информации, которая содержит ошибки, приводящие к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате и допущенные в связи с нарушением единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной в соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности - осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) риска искажения бюджетной отчетности, влияющего на достоверность бюджетной отчетности, а также определение значимости (уровня) этого бюджетного риска с применением критериев существенности ошибки и вероятности допущения ошибки.
3. Принципы внутреннего финансового аудита
3.1. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
3.1.1. Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и приказы министерства.
3.1.2. Принцип функциональной независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
3.1.3. Принцип объективности выражается в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
3.1.4. Принцип компетентности выражается в применении субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
3.1.5. Принцип профессионального скептицизма подразумевает критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направлен на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
3.1.6. Принцип системности заключается в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам.
3.1.7. Принцип эффективности означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
3.1.8. Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед министром за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита.
3.1.9. Принцип стандартизации означает, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также приказами министерства, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
4. Задачи внутреннего финансового аудита
4.1. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в министерстве, а также подготовки предложений по его организации деятельность субъекта внутреннего финансового аудита направлена на решение следующих задач:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
в) изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий министерством, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
г) оценка степени соблюдения, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения министерством значений показателей качества финансового менеджмента.
4.2. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также приказам министерства деятельность субъекта внутреннего финансового аудита направлена на решение следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику министерства, а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
г) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной министерством, а также соблюдения министерством порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
д) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
4.3. В целях повышения качества финансового менеджмента деятельность субъекта внутреннего финансового аудита направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий министерства во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) оценка результатов исполнения, направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;
д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств министерством.
5. Права и обязанности должностного лица (работника)
субъекта внутреннего финансового аудита
5.1. Должностное лицо (работник) субъекта внутреннего финансового аудита (главный консультант министерства, наделенный полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) при проведении аудиторских мероприятий имеют право:
запрашивать и получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам автоматизации, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий министерства и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по организации (обеспечению выполнения), выполнению 'бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры (далее - операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры);
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами министерства к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам автоматизации, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия и его результатами, а также связанным с совершенствованием организации и осуществления внутреннего финансового контроля, повышением эффективности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие, предусмотренное законодательством Российской Федерации, путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
запрашивать и получать от юридических лиц, которым переданы отдельные полномочия, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам автоматизации в случае, если министерством переданы свои отдельные полномочия. Запрос и получение вышеуказанных сведений осуществляется в порядке взаимодействия между передающим отдельные полномочия и принимающим эти полномочия юридическим лицом в части предоставления информации об осуществлении переданных полномочий, установленных нормативно-правовым актом Краснодарского края;
руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор", Кодекса профессиональной этики аудиторов, в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации, федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также настоящим порядком;
подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;
подготавливать и представлять на согласование министру предложения по программе аудиторского мероприятия, в том числе по ее изменению;
привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) министерства;
по результатам проведенной оценки бюджетных рисков вносить изменения в программу аудиторского мероприятия;
обсуждать с министром вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
подготавливать и направлять министру предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений министерства, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении.
5.2. Должностное лицо (работник) субъекта внутреннего финансового аудита (главный консультант министерства, наделенный полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) обязано:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и приказы министерства;
соблюдать положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
своевременно сообщать министру о нарушениях должностным лицом (работником) субъекта внутреннего финансового аудита принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению министра выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
проводить предварительный анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
по результатам проведенной оценки бюджетных рисков осуществлять планирование аудиторского мероприятия и формировать программу аудиторского мероприятия, а также представлять ее на утверждение министру;
обеспечивать выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;
обеспечивать подготовку заключения;
направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений министерства, программу аудиторского мероприятия, а также проект заключения (заключение);
обеспечивать рассмотрение письменных возражений и предложений субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии), а также подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений.
планировать деятельность субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
представлять на утверждение министру план проведения аудиторских мероприятий;
обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий;
утверждать программы аудиторских мероприятий;
рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения министру;
подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
подготавливать предложения и рекомендации по совершенствованию правовых актов и иных документов министерства, устанавливающих требования
к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, а также по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
представлять министру годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год;
проводить мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мероприятий по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков;
представлять министру информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента;
принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, со стороны должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (членов аудиторской группы);
своевременно сообщать министру о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
6. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
6.1. Субъекты бюджетных процедур имеют право:
ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения у субъекта внутреннего финансового аудита по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
6.2. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования субъекта внутреннего финансового аудита;
по результатам проведения аудиторских мероприятий составлять и предоставлять субъекту внутреннего финансового аудита планы мероприятий и информацию по устранению нарушений (недостатков) и (или) реализации предложений и рекомендаций, внесенных в заключении по аудиторскому мероприятию (при необходимости);
осуществлять в присутствии субъекта внутреннего финансового аудита бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
7. Составление и утверждение
плана проведения аудиторских мероприятий
7.1. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляется субъектом внутреннего финансового аудита, утверждается приказом министра и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до начала очередного финансового года согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
7.2. При планировании плана аудиторских мероприятий учитываются:
степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц (работников) министерства;
необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
возможность совершенствования субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
7.3. В целях составления (ведения) плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:
информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и (или) операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
информация, поступившая в министерство и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
результаты мониторинга качества финансового менеджмента, а также достижение министерством целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
объем бюджетных полномочий, самостоятельно осуществляемых министерством и принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
решения министра о необходимости проведения аудиторских мероприятий;
результаты проведения аудиторских мероприятий, в том числе реализация субъектами бюджетных процедур меры по минимизации (устранению) выявленных нарушений и (или) недостатков.
7.4. План проведения аудиторских мероприятий должен включать не менее двух аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7.5. Утвержденный план проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год доводится до субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, в течение трех рабочих дней с момента его утверждения.
7.6. Изменения в план аудиторских мероприятий на очередной финансовый год вносятся по предложениям субъекта внутреннего финансового аудита и утверждаются министром.
7.7. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения министра, оформленные приказом министерства с указанием темы и даты проведения аудиторского мероприятия.
8. Формирование и утверждение
программы аудиторского мероприятия
8.1. Для проведения аудиторского мероприятия формируется программа аудиторского мероприятия, которая утверждается министром согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
8.2. Программа аудиторского мероприятия должна обеспечивать достижение целей аудиторского мероприятия. В целях составления программы аудиторского мероприятия проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами внутреннего финансового аудита.
8.3. При проведении аудиторского мероприятия субъекта внутреннего финансового аудита на основании полученной информации может прийти к выводу о необходимости переоценки значимости (уровня) бюджетных рисков, а также подготовить и представить на согласование министру предложения по изменению программы аудиторского мероприятия.
8.4. Копия утвержденной программы аудиторского мероприятия (изменения в программу аудиторского мероприятия) предоставляется для ознакомления субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений министерства с течение 5 рабочих дней с момента ее утверждения.
8.5. Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения его программы министром.
8.6. Датой окончания аудиторского мероприятия признается дата утверждения субъектом внутреннего финансового аудита заключения по результатам аудиторского мероприятия.
8.7. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков.
8.8. Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение субъектом внутреннего финансового аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
8.8.1. Аналитические процедуры используют:
а) при планировании аудиторских мероприятий - как метод изучения организации и характера бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторских мероприятий;
б) при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля министерства и подготовки предложений по его организации - как метод изучения выполняемых субъектами бюджетных процедур операций (действий) и их результатов, выявления избыточных операций (действий) при выполнении внутренних бюджетных процедур, изучения соразмерности контрольных действий бюджетным рискам, при изучении внутренних приказов министерства, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур, других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
в) при проведении аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности министерства и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также приказам министерства - как метод изучения взаимосвязанных показателей бюджетной отчетности на предмет их непротиворечивости и выявления рисков существенного искажения бюджетной отчетности, изучении приказов министерства, устанавливающих требования к организации и ведению бюджетного учета;
г) при проведении аудиторских мероприятий в целях повышения качества финансового менеджмента - как метод оценки исполнения бюджетных полномочий министерства во взаимосвязи с мониторингом показателей качества финансового менеджмента, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
8.8.2. Инспектирование как метод внутреннего финансового аудита используют:
а) при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля министерства и подготовки предложений по его организации - как метод изучения операций (действий) по выполнению внутренних бюджетных процедур, изучения наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств автоматизации и соблюдения ограничений таких прав, изучения контрольных действий, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
б) при проведении аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности министерства и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также приказам министерства - как метод изучения показателей бюджетной отчетности министерства, данных регистров бюджетного учета, первичных учетных документов, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
в) при проведении аудиторских мероприятий в целях повышения качества финансового менеджмента - как метод изучения воздействия прикладных программных средств автоматизации на результаты выполнения бюджетных процедур, на операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, при изучении результатов исполнения решений субъектов бюджетных процедур, направленных на повышение качества финансового менеджмента, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
г) при проведении мониторинга выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
8.8.3. Пересчет как метод внутреннего финансового аудита используют для проверки правильности формирования числовых показателей в документах, формируемых субъектами бюджетных процедур.
Если при формировании документов, содержащих числовые показатели, используют автоматизированные системы, то для проверки правильности формирования числовых показателей вместо пересчета может использоваться проверка используемых при их формировании формул (алгоритмов).
8.8.4. Запрос с целью получения информации (данных, документов), необходимой для проведения аудиторского мероприятия, а также подтверждения информации, должен быть связан с темой (объектами и целью) аудиторского мероприятия и содержать сроки, форму и адресат ответа.
8.8.5. Наблюдение за действиями субъектов бюджетных процедур как метод внутреннего финансового аудита используют с целью изучения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Наблюдение не должно создавать препятствий для выполнения операций (действий) субъектами бюджетных процедур. Наблюдаемые операции (действия) должны производиться субъектами внутренних бюджетных процедур в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей и не должны осуществляться исключительно с целью их проверки членами аудиторской группы.
8.8.6. Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля как метод внутреннего финансового аудита используется при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля министерства, а также подготовки предложений по его организации.
8.9. Продление установленного срока проведения аудиторского мероприятия оформляется приказом министерства на основании мотивированной докладной записки субъекта внутреннего финансового аудита министерства. Субъект внутреннего финансового аудита знакомит субъекта бюджетной процедуры с приказом министерства о продлении аудиторского мероприятия не позднее одного рабочего дня с момента его издания.
8.10. Основанием для приостановления аудиторского мероприятия является наличие обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия.
К таким обстоятельствам могут относится:
непредставление субъектами бюджетных процедур документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия;
несвоевременное представление субъектами бюджетных процедур документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия;
преставление неполного комплекта запрашиваемых субъектом внутреннего финансового аудита документов, материалов и информации;
воспрепятствование проведению аудиторской проверки (или) уклонение от проведения аудиторской проверки;
низкая степень обеспечения трудовыми ресурсами субъекта внутреннего финансового аудита;
длительность проверяемого периода;
объем проверяемых и анализируемых документов, материалов, информации;
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита на период восстановления (приведения в надлежащее состояние) субъектом бюджетной процедуры документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия.
Приостановление проверки оформляется приказом министерства на основании мотивированной докладной записки субъекта внутреннего финансового аудита, на срок обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторского мероприятия, с которым субъект внутреннего финансового аудита знакомит субъектов бюджетной процедуры не позднее одного дня с момента его издания.
После устранения причин приостановления проверки аудиторская группа возобновляет проведение проверки, расчет определения предельных сроков по которой осуществляется заново и устанавливается соответствующим приказом министерства.
8.11. Исходя из целей аудиторского мероприятия к его проведению может быть привлечено должностное лицо (работник) министерства.
8.12. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения и территории, занимаемые субъектами бюджетных процедур, так и помещения, занимаемые субъектом внутреннего финансового аудита. Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для осуществления отдельных пунктов программы аудиторского мероприятия осуществляет субъект внутреннего финансового аудита при составлении программы.
9. Проведение аудиторского мероприятия
9.1. Аудиторские доказательства представляют собой документы и фактические данные, информацию, полученную при выполнении аудиторских процедур в отношении объектов внутреннего финансового аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия.
Аудиторские доказательства могут также включать информацию, полученную при оценке бюджетных рисков, проведении предыдущих аудиторских мероприятий, а также мониторинга выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий в отношении тех же бюджетных процедур, которые являются объектами текущего аудиторского мероприятия, если после даты окончания предыдущих аудиторских мероприятий (мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий) не произошли какие-либо изменения, влияющие на уместность такой информации для целей текущего аудиторского мероприятия.
9.2. При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.
Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием методов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
9.3. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации может осуществляться сплошным или выборочным способом. Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
9.4. Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и используются для формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.
Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия регулярно оценивает степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
10. Документирование аудиторских мероприятий
10.1. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях (в зависимости от их объема).
10.2. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
а) объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой этого мероприятия;
б) при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов и рекомендаций, формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия;
10.3. Рабочие документы аудиторского мероприятия, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия и хранится у субъекта внутреннего финансового аудита.
10.4. При хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов, или их части, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
10.5. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита осуществляется с разрешения субъекта внутреннего финансового аудита.
11. Оценка бюджетных рисков
11.1. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков министерства согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
11.2. При оценке вероятности бюджетного риска оценивают степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по Выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента министерства.
Степень возможности наступления таких событий оценивается с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе с учетом информации о результатах:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля в министерстве;
б) мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг исполнения качества бюджетных полномочий министерства, а также качества управления активами, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
в) контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля.
11.3. Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
а) отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Краснодарского края осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд;
б) искажения бюджетной отчетности;
в) потенциальный ущерб публично правовому образованию;
г) отклонения от целевых значений государственных программ;
д) санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;
е) потенциальное негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию министерства.
11.4. Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.
12. Составление и представление заключения.
12.1. В ходе аудиторского мероприятия по решению субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
12.2. По окончании проведения аудиторского мероприятия составляется заключение согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
12.3. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
а) указанные в заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
б) указанная в заключении информация должна быть: точной, полной, объективной, ясной, краткой, конструктивной, своевременной;
в) в заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписью субъекта внутреннего финансового аудита и (или) лиц, подписывающих указанные документы;
г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.
Включение в Заключение предположений и сведений, не подтвержденных документами, не допускается.
12.4. Субъект внутреннего финансового аудита направляет проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений министерства, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
12.5. Субъекты бюджетных процедур рассматривают проект заключения в течение пяти рабочих дней с момента его получения и возвращают субъекту внутреннего финансового аудита с отметкой об ознакомлении, а также письменными возражениями и предложениями (при их наличии).
12.6. Субъект внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.
12.7. По окончанию проведения каждого аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита подписывает заключение. Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
12.8. Субъект внутреннего финансового аудита представляет заключение министру в течение трех рабочих дней с момента окончания аудиторского мероприятия.
12.9. По решению субъекта внутреннего финансового аудита к заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки, поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур по результатам проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения.
12.10. Субъект внутреннего финансового аудита направляет заключение тем субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений министерства, в отношении деятельности которых получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия.
12.11. По решению субъекта внутреннего финансового аудита документы, необходимые для разъяснения результатов аудиторского мероприятия, могут быть направлены субъектам бюджетных процедур.
Способ направления и объем этих документов определяются исходя из необходимости разъяснения субъектам бюджетных процедур предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента.
12.12. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия и после представления заключения министру, рассматриваются субъектом внутреннего финансового аудита и, при необходимости, учитываются, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
12.13. В случае, если в подписанном субъектом внутреннего финансового аудита заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания заключения субъект внутреннего финансового аудита получил информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то субъект внутреннего финансового аудита доводит исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения.
13. Решения, принимаемые министром
13.1. Министр рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, предусмотренных пунктом 17 ФСВФА "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", с указанием сроков их выполнения, а именно:
а) о реализации субъектами бюджетных процедур выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов министерства, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) министерства информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий министерства по выполнению бюджетных процедур, а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями министерства при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
и) о совершенствовании информационного взаимодействия между министерством и юридическими лицами, которым переданы отдельные полномочия министерства;
к) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) министерства обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
л) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;
м) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
н) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений министерства, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;
о) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;
п) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) министерства;
р) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;
с) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций) или поручением, оформляемым протоколом совещания.
13.2. Министр вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
Решения утверждаются письменным поручением в форме резолюции к заключению.
14. Мониторинг реализации мер по минимизации
(устранению) бюджетных рисков
14.1. Во исполнение принятых министром решений субъекты бюджетных процедур в течение пяти рабочих дней после даты принятия соответствующего решения направляют субъекту внутреннего финансового аудита план мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, по устранению выявленных нарушений (замечаний) либо причин их возникновения (приложение 6). Информацию о принятых мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, а также выполнении вышеуказанного плана мероприятий субъекты бюджетной процедуры представляют субъекту внутреннего финансового аудита в течении Двадцати рабочих дней с даты принятия министром решения по результатам каждого аудиторского мероприятия (приложение 7).
14.2. Информация о принятых министром решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается субъектом внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
14.3. Субъект внутреннего финансового аудита ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным, проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, которую ежеквартально направляет министру до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
14.4. Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений министра, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.
14.5. Субъект внутреннего финансового аудита проводит указанный мониторинг с использованием следующих способов:
а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений министерства, о ходе и (или) результатах выполнения мер по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;
б) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий.
14.6. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
15. Составление и представление годовой
отчетности о результатах деятельности
субъекта внутреннего финансового аудита
15.1. Должностное лицо (работник) субъекта внутреннего финансового аудита формирует и подписывает годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год.
15.2. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита представляется министру ежегодно до 31 января за отчетный год согласно приложению 5 к настоящему Порядку.
Министр |
С.А. Штриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.