Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 20.08.2021 N 464
Региональная программа Республики Бурятия "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия"
I. Общие положения
Региональная программа Республики Бурятия "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия" (далее - Программа) направлена на достижение национальных целей развития Республики Бурятия на период до 2030 года по снижению уровня бедности в Республики Бурятия в два раза по сравнению с показателем 2017 года и обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения. Региональная программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2030 года.
В Программе используются следующие термины и определения:
Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.
Малоимущие граждане - это те люди, которые имеют очень низкие доходы, не достигающие даже установленного в регионе прожиточного минимума. Прожиточный минимум в Республике Бурятия на 2021 год составляет 12810 рублей (Постановление Правительства РБ от 16.02.2021 N 49).
Денежные доходы населения - суммы денег, получаемые и аккумулируемые населением. Основными источниками денежных доходов населения являются оплата труда, доход от предпринимательской деятельности, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии)
Безработный - это человек в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.
Общее методическое руководство работы по реализации Программы осуществляет Министерство экономики Республики Бурятия и Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Координация деятельности соисполнителей, участвующих в реализации мероприятий, осуществляется в рамках деятельности Комиссии при Главе Республики Бурятия по достижению национальной цели - снижении бедности населения к 2030 году по решению вопросов и задач, направленных на снижение уровня бедности в Республике Бурятия (далее - Комиссия).
Механизм реализации Программы основан на принципах разграничения полномочий и ответственности всех заинтересованных участников.
Соисполнители Программы, ответственные за выполнение мероприятий и показателей реализации Плана мероприятий, представляют информацию по результатам мониторинга реализации программы за квартал и за год по форме согласно приложению N 2 к настоящему постановлению в Министерство экономики Республики Бурятия:
ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
II. Цели, задачи и направления Программы
Цель Программы: снижение уровня бедности на территории Республики Бурятия на основе обеспечения устойчивого роста реальных доходов населения и роста эффективной занятости.
Достижение цели Программы предусматривает решение следующих основных задач:
сокращение численности безработных граждан на основе создания новых и дополнительных рабочих мест в сфере индивидуального, малого и среднего предпринимательства;
повышение уровня доходов граждан темпами, опережающими рост инфляции;
дальнейшее развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам и системы социального контракта.
III. Анализ текущей ситуации
Численность населения Республики Бурятия по состоянию на 1 января 2020 года составила 985,9 тыс. человек, из них: 583,9 тыс. человек (59,2%) проживают в городской местности и 402,0 тыс. человек (40,8%) - в сельской местности. За последние 5 лет общее увеличение численности населения составило 3653 человек.
Естественный прирост в январе - ноябре 2020 года составил 1,4 человека в расчете на 1000 населения, или 82,4% к аналогичному периоду 2019 года.
В общей численности населения республики 55,7% составляют граждане трудоспособного возраста, 24,5% - лица, моложе трудоспособного возраста и 19,7% - граждане старше трудоспособного возраста.
За январь - октябрь 2020 года населением республики осуществлено 67051 миграционное передвижение (из них прибывших - 33354 человек, выбывших - 33697 человек). За 10 месяцев 2020 года наблюдается небольшой миграционный отток на 343 человека, хотя в 2019 году наблюдался миграционный прирост на 1037 человек, в 2018 году миграционный отток составлял 4 600 человек, в 2016 - 2017 годах по 3500 человек.
На рынке труда сохраняется ситуация с превышением в два раза численности зарегистрированных безработных граждан (21,01 тыс. человек на 31 декабря 2020 года), над количеством вакансий, предоставляемых работодателями (10,817 тыс. вакансий).
Существенным фактором асиметрией между спросом и предложением на рынке труда республики выступает профессионально-квалификационное предложение безработных, не в полной мере отвечающая перспективному спросу рынка труда.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Бурятия составило в 2017 год - 29 532,7 млн. рублей, в 2018 год - 34 069,8 млн. рублей (темп роста к предыдущему году составил 115,4%), в 2019 г - 37 126,9 млн. рублей (темп роста - 109,0%): в том числе на душу населения в 2017 году - 29 997,3 рублей, в 2018 году - 34 649,4 (темп роста к предыдущему периоду - 115,5%), в 2019 году - 37 656,5 рублей (темп роста - 108,7%).
Динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Бурятия за три года показывает стабильный рост, незначительное несоответствие темпа роста их поступлений к темпу роста на душу населения обуславливается увеличением численности населения в 2019 год на 0,3% на фоне его уменьшения в 2018 году на 0,1%.
Реальные денежные доходы населения Республики Бурятия за 2019 год составили 99,5%. Номинальные денежные доходы населения превысили уровень прошлого года на 3,8%. В связи с высоким уровнем инфляции (103,7%) в реальном выражении денежные доходы остались на уровне прошлого года. Динамика денежных доходов населения, начиная с 2016 года, показывает стабильное снижение.
Динамика денежных доходов населения
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % |
108,9% |
100,3% |
102,4% |
93,6% |
97,6% |
93,3% |
99,5% |
Темп роста номинальных располагаемых денежных доходов населения, % |
117,0% |
108,4% |
117,2% |
99,3% |
100,3% |
96,2% |
105,3% |
107,5% |
108,1% |
114,4% |
106,1% |
102,8% |
103,1% |
105,8% |
В 2016 и 2017 годах номинальные денежные доходы балансировали на уровне предыдущего 2015 год, а в 2018 год в номинале упали на 3,8% (до 96,2%).
Недостаточно высокий темп роста номинальных доходов населения и динамичный рост цен на потребительском рынке привели к тому, что в течение последних четырех лет реальные располагаемые денежные доходы населения непрерывно падают (на 15,2%).
При этом, в сравнении с общероссийской тенденцией в Республике Бурятия спад реальных располагаемых денежных доходов начался на два года позднее. Так, в России в целом доходы начали снижаться с 2014 год на 0,7%, но с 2018 реальные располагаемые денежные доходы выровнялись и составили 100,1% к уровню предыдущего года, в 2019 году - 101%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
РФ |
99,3 |
96,8 |
94,2 |
98,8 |
100,1 |
101 |
Республика Бурятия |
100,3 |
102,4 |
93,6 |
97,6 |
93,3 |
99,5 |
В Республике Бурятия реальные располагаемые денежные доходы начали снижаться в 2016 году (на 6,4%). В последующие годы падение продолжилось.
Анализ динамики величин прожиточных минимумов в регионах Дальневосточного федерального округа свидетельствует о высоких затратах проживания в этих регионах.
Динамика величин прожиточных минимумов в регионах ДФО
NN п/п |
Дальневосточный федеральный округ |
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения по регионам ДФО |
|||||||
1 кв. 2018 г. |
2 кв. 2018 г. |
3 кв. 2018 г. |
4 кв. 2018 г. |
1 кв. 2019 г. |
2 кв. 2019 г. |
3 кв. 2019 г. |
4 кв. 2019 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Республика Бурятия |
10 346 |
10 904 |
10 858 |
10 815 |
11 475 |
12 000 |
12 109 |
11 726 |
2 |
Забайкальский край |
11 396 |
11 714 |
11 691 |
11 751 |
12 335 |
12 798 |
13 003 |
12 828 |
3 |
Камчатский край |
20 394 |
20 399 |
20 275 |
20 093 |
20 177 |
20 295 |
21 679 |
21 635 |
4 |
Приморский край |
12 859 |
13 117 |
13 218 |
13 310 |
13 578 |
13 958 |
14 059 |
14 044 |
5 |
Хабаровский край |
13 779 |
14 134 |
14 228 |
14 330 |
14 973 |
15 260 |
15 328 |
15 328 |
6 |
Амурская область |
11 917 |
12 026 |
11 661 |
11 894 |
12 387 |
13 009 |
13 079 |
13 161 |
7 |
Магаданская область |
18 806 |
18 846 |
19 085 |
19 881 |
20 571 |
20 824 |
20 837 |
20 814 |
8 |
Сахалинская область |
14 054 |
14 261 |
14 551 |
14 790 |
15 250 |
15 807 |
16 050 |
15 854 |
9 |
Еврейская авт. область |
13 266 |
13 583 |
13 588 |
13 844 |
14 622 |
15 254 |
15 344 |
15 245 |
10 |
Чукотский авт. округ |
21 987 |
22 273 |
21 960 |
22 146 |
22 894 |
23 082 |
22 589 |
22 669 |
|
Российская Федерация |
10 842 |
11 280 |
11 310 |
11 069 |
11 653 |
12 130 |
11 942 |
11 510 |
Более того, рост цен на самые необходимые, базовые продукты, входящие в состав потребительской корзины, во многих регионах Дальневосточного федерального округа выше среднероссийского уровня. В Республике Бурятия темпы роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения по четырем кварталам 2019 год к аналогичным периодам прошлого года составили от 110,9% до 108,4% соответственно, аналогичные темпы роста по России составили от 107,5%, до 104%.
Темпы роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения
NN п/п |
Дальневосточный федеральный округ |
Темп роста прожиточного минимума, % |
|||
1 кв. 2019 г. |
2 кв. 2019 г. |
3 кв. 2019 г. |
4 кв. 2019 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Республика Бурятия |
110,9% |
110,0% |
111,5% |
108,4% |
2 |
Забайкальский край |
108,2% |
109,3% |
111,2% |
109,2% |
3 |
Камчатский край |
98,9% |
99,5% |
106,9% |
107,7% |
4 |
Приморский край |
105,6% |
106,4% |
106,4% |
105,5% |
5 |
Хабаровский край |
108,7% |
108,0% |
107,7% |
107,0% |
6 |
Амурская область |
103,9% |
108,2% |
112,2% |
110,7% |
7 |
Магаданская область |
109,4% |
110,5% |
109,2% |
104,7% |
8 |
Сахалинская область |
108,5% |
110,8% |
110,3% |
107,2% |
9 |
Еврейская авт. область |
110,2% |
112,3% |
112,9% |
110,1% |
10 |
Чукотский авт. округ |
104,1% |
103,6% |
102,9% |
102,4% |
|
Российская Федерация |
107,5% |
107,5% |
105,6% |
104,0% |
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Бурятия за 4 кв. 2019 года в рейтинге регионов Дальневосточного федерального округа занимает десятое место.
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Бурятия
NN п/п |
Дальневосточный федеральный округ |
ПМ трудоспособного населения |
|
4 кв. 2019 г. |
рейтинг |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Республика Бурятия |
11 726 |
10 |
2 |
Забайкальский край |
12 828 |
9 |
3 |
Камчатский край |
21 635 |
2 |
4 |
Приморский край |
14 044 |
7 |
5 |
Хабаровский край |
15 328 |
5 |
6 |
Амурская область |
13 161 |
8 |
7 |
Магаданская область |
20 814 |
3 |
8 |
Сахалинская область |
15 854 |
4 |
9 |
Еврейская авт. область |
15 245 |
6 |
10 |
Чукотский авт. округ |
22 669 |
1 |
При этом среднее значение заработной платы в Республике Бурятия остается самым низким среди регионов Дальневосточного федерального округа и существенно ниже среднероссийского уровня. Так, заработная плата в Республике на 30,6% ниже средней по Дальневосточному федеральному округу и на 18,3% ниже среднероссийского значения.
Заработная плата по регионам ДФО
NN п/п |
Регионы Дальневосточного федерального округа |
Заработная плата по регионам Дальневосточного федерального округа за 2019 г., руб. |
Рейтинг |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Республика Бурятия |
39115 |
11 |
2 |
Республика Саха (Якутия) |
73402 |
5 |
3 |
Забайкальский край |
43896 |
9 |
4 |
Камчатский край |
80448 |
4 |
5 |
Приморский край |
46867 |
8 |
6 |
Хабаровский край |
50213 |
6 |
7 |
Амурская область |
47234 |
7 |
8 |
Магаданская область |
94856 |
2 |
9 |
Сахалинская область |
87418 |
3 |
10 |
Еврейская авт. область |
42400 |
10 |
11 |
Чукотский авт. округ |
107107 |
1 |
|
по Дальневосточному федеральному округу |
56 437 |
|
|
по Российской Федерации |
47 867 |
|
Темпы роста заработной платы в Республике Бурятия на 0,7 процентного пункта ниже динамики показателя регионов Дальневосточного федерального округа. Так, темп роста заработной платы в регионах округа в первые три месяца 2020 год достигал 112% к соответствующему месяцу предыдущего года.
Темпы роста заработной платы в Республике Бурятия
NN п/п |
Регионы Дальневосточного федерального округа |
Темп роста заработной платы за 2019 год, рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Республика Бурятия |
108,5% |
2 |
Республика Саха (Якутия) |
106,6% |
3 |
Забайкальский край |
107,7% |
4 |
Камчатский край |
108,9% |
5 |
Приморский край |
111,1% |
6 |
Хабаровский край |
106,5% |
7 |
Амурская область |
111,6% |
8 |
Магаданская область |
110,8% |
9 |
Сахалинская область |
112,8% |
10 |
Еврейская авт. область |
108,0% |
11 |
Чукотский авт. округ |
108,3% |
|
в среднем по Дальневосточному федеральному округу |
109,2% |
|
в среднем по Российской Федерации |
109,5% |
Динамика изменения величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Бурятия за 2019 г. (от 110,9%, до 108,4%), отражающая рост цен на жизненно необходимые продукты, недостаточно компенсируется темпами роста заработной платы. При этом уровень заработной платы в Республике Бурятия является самым низким среди 10 регионов Дальневосточного федерального округа.
IV. Результаты социологического опроса, характеризующие уровень бедности в Республике Бурятия
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Бурятия по данным за 2018 год составляет 176,5 тыс. человек (17,9% ко всей численности населения республики).
В 2019 год Министерством экономики Республики Бурятия организовано и проведено социологическое исследование по реальному уровню и структуре бедности населения силами специализированной организации. Было опрошено около 100 тыс. человек во всех 23 муниципальных образованиях Республики Бурятия.
По результатам социологического исследования выявлено, что у 24,1% населения среднедушевой доход ниже уровня прожиточного минимума. При этом 20,8% населения оценивают свой среднедушевой доход в диапазоне 11,3 - 15 тыс. рублей, т.е. фактически балансируют на границе бедности. К среднему классу по уровню дохода можно отнести 42% населения. И только 13,3% оценивают свой среднедушевой доход в размере выше 30 тыс. рублей.
Структура выборочной совокупности респондентов по социальным группам
1 |
рабочие (кроме сельскохозяйственных рабочих) |
10,47% |
2 |
сельскохозяйственные рабочие, фермеры |
2,34% |
3 |
служащие |
21,61% |
4 |
инженерно-технические работники |
5,31% |
5 |
социально-гуманитарная интеллигенция |
8,89% |
6 |
руководители предприятий (организаций) и их отделов |
2,4% |
7 |
предприниматели |
5,22% |
8 |
военнослужащие |
1,27% |
9 |
безработные |
25,07% |
10 |
пенсионеры |
8,35% |
11 |
инвалиды |
4,24% |
12 |
домохозяйки |
2,34% |
13 |
студенты |
2,49% |
Большой процент респондентов при исследовании составили безработные - 25,07%, служащие - 21,61%, рабочие - 10,47%, пенсионеры - 8,35%. Остальные респонденты распределены достаточно равномерно в диапазоне от 8,89% до 1,27%.
Возрастная структура выборки:
18-24 года - 21,7%
25-34 года - 25,7%
35-44 года - 25,2%
45-54 года - 13,7%
55 и старше - 13, 7%
Уровень образования респондентов
1 |
неполное среднее |
8,63% |
2 |
среднее общее |
3,2% |
3 |
специальное и профессиональное |
20,65% |
4 |
высшее, незаконченное высшее |
67,52% |
В основном количество работающих и получающих заработную плату в семье составляют 2 человека - 32,52% от всего количества опрошенных, также высокий процент семьи, где работает лишь один человек (29,83%).
Источники дохода семьи
1 |
Заработная плата (в организации или государственном учреждении) |
44,69% |
2 |
Заработная плата (в среднем или малом бизнесе) |
11,34% |
3 |
Пенсия |
7,31% |
4 |
Социальные выплаты |
2,19% |
5 |
Предпринимательская деятельность |
3,49% |
6 |
Доходы в естественном виде (огород и т.д.) |
2,57% |
7 |
Другое |
33,85% |
В рамках обследования, большая часть респондентов источником дохода указывает заработную плату в организации или государственном учреждении (44,69%). 33,85% респондентов указали иные источники получения денежных средств. К ним относятся: алименты, дополнительная подработка по найму, огород, пенсия, зарплата в совокупности, доходы в натуральном виде, пенсия ребенка и т.д.
Оценка материального положения семьи
1 |
Бедственное |
7,57% |
2 |
Плохое |
22,27% |
3 |
Удовлетворительное |
52,94% |
4 |
Хорошее |
14,54% |
5 |
Отличное |
2,68% |
Большинство опрошенных жителей (52,9%) оценили уровень материального положения своей семьи как удовлетворительное. Как бедственный уровень положения семьи оценили 7,75%. В большинстве случаев это жители сельских районов республики.
Оценка населением основных проблем Республики Бурятия
NN п/п |
Наименование |
Очень большую |
Довольно большую |
Небольшую |
Никакой проблемы |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Снижение уровня жизни |
31,15% |
28,72% |
12,75% |
8,17% |
19,21% |
2 |
Безработица |
34,15% |
38,7% |
7,62% |
3,15% |
16,38% |
3 |
Отсутствие перспектив для молодежи |
25,4% |
37,19% |
5,14% |
5,27% |
27% |
4 |
Безопасность граждан |
12,6% |
15,78% |
37,62% |
31,54% |
2,46% |
5 |
Низкое качество здравоохранения |
15,73% |
30,07% |
25,43% |
3,19% |
25,58% |
6 |
Низкое качество получаемого среднего образования |
21,23% |
45,16% |
14,87% |
12,11% |
26,63% |
7 |
Низкое качество получаемого высшего образования |
4,52% |
17,83% |
28,54% |
18,55% |
30,56% |
8 |
Плохая экология |
18,79% |
28,90% |
7,56% |
5,41% |
39,34% |
9 |
Земельная проблема: оформление собственности, недопущение захвата, передела земли |
21,43% |
25,7% |
16,7% |
4,31% |
31,86% |
По совокупности двух вариантов ответов достаточно большими проблемами жители Республики Бурятия считают безработицу - 72,85%, низкое качество получаемого среднего образования - 66,39%, отсутствие перспектив для молодежи - 62,59%, снижение уровня жизни - 59,87%, плохую экологию - 47,69%, земельную проблему: оформление собственности, недопущение захвата, передела земли - 47,13%, низкое качество здравоохранения - 45,8%, безопасность граждан - 28,38%, низкое качество получаемого высшего образования - 22,35%.
Величина среднедушевого дохода в семье (на одного члена семьи)
1 |
До 11 250 рублей |
24,14% |
2 |
11 250 - 15 тыс. рублей |
20,75% |
3 |
15-20 тыс. рублей |
17,22% |
4 |
20-25 тыс. рублей |
14,85% |
5 |
25-30 тыс. рублей |
9,72% |
6 |
Свыше 30 тыс. рублей |
13,32% |
70,41% из общего числа опрошенных респондентов указали на бедственное положение семьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.