Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 20.08.2021 N 464
Региональная программа Республики Бурятия "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия"
I. Общие положения
Региональная программа Республики Бурятия "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия" (далее - Программа) направлена на достижение национальных целей развития Республики Бурятия на период до 2030 года по снижению уровня бедности в Республики Бурятия в два раза по сравнению с показателем 2017 года и обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения. Региональная программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2030 года.
В Программе используются следующие термины и определения:
Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.
Малоимущие граждане - это те люди, которые имеют очень низкие доходы, не достигающие даже установленного в регионе прожиточного минимума. Прожиточный минимум в Республике Бурятия на 2021 год составляет 12810 рублей (Постановление Правительства РБ от 16.02.2021 N 49).
Денежные доходы населения - суммы денег, получаемые и аккумулируемые населением. Основными источниками денежных доходов населения являются оплата труда, доход от предпринимательской деятельности, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии)
Безработный - это человек в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.
Общее методическое руководство работы по реализации Программы осуществляет Министерство экономики Республики Бурятия и Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Координация деятельности соисполнителей, участвующих в реализации мероприятий, осуществляется в рамках деятельности Комиссии при Главе Республики Бурятия по достижению национальной цели - снижении бедности населения к 2030 году по решению вопросов и задач, направленных на снижение уровня бедности в Республике Бурятия (далее - Комиссия).
Механизм реализации Программы основан на принципах разграничения полномочий и ответственности всех заинтересованных участников.
Соисполнители Программы, ответственные за выполнение мероприятий и показателей реализации Плана мероприятий, представляют информацию по результатам мониторинга реализации программы за квартал и за год по форме согласно приложению N 2 к настоящему постановлению в Министерство экономики Республики Бурятия:
ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
II. Цели, задачи и направления Программы
Цель Программы: снижение уровня бедности на территории Республики Бурятия на основе обеспечения устойчивого роста реальных доходов населения и роста эффективной занятости.
Достижение цели Программы предусматривает решение следующих основных задач:
сокращение численности безработных граждан на основе создания новых и дополнительных рабочих мест в сфере индивидуального, малого и среднего предпринимательства;
повышение уровня доходов граждан темпами, опережающими рост инфляции;
дальнейшее развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам и системы социального контракта.
III. Анализ текущей ситуации
Численность населения Республики Бурятия по состоянию на 1 января 2020 года составила 985,9 тыс. человек, из них: 583,9 тыс. человек (59,2%) проживают в городской местности и 402,0 тыс. человек (40,8%) - в сельской местности. За последние 5 лет общее увеличение численности населения составило 3653 человек.
Естественный прирост в январе - ноябре 2020 года составил 1,4 человека в расчете на 1000 населения, или 82,4% к аналогичному периоду 2019 года.
В общей численности населения республики 55,7% составляют граждане трудоспособного возраста, 24,5% - лица, моложе трудоспособного возраста и 19,7% - граждане старше трудоспособного возраста.
За январь - октябрь 2020 года населением республики осуществлено 67051 миграционное передвижение (из них прибывших - 33354 человек, выбывших - 33697 человек). За 10 месяцев 2020 года наблюдается небольшой миграционный отток на 343 человека, хотя в 2019 году наблюдался миграционный прирост на 1037 человек, в 2018 году миграционный отток составлял 4 600 человек, в 2016 - 2017 годах по 3500 человек.
На рынке труда сохраняется ситуация с превышением в два раза численности зарегистрированных безработных граждан (21,01 тыс. человек на 31 декабря 2020 года), над количеством вакансий, предоставляемых работодателями (10,817 тыс. вакансий).
Существенным фактором асиметрией между спросом и предложением на рынке труда республики выступает профессионально-квалификационное предложение безработных, не в полной мере отвечающая перспективному спросу рынка труда.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Бурятия составило в 2017 год - 29 532,7 млн. рублей, в 2018 год - 34 069,8 млн. рублей (темп роста к предыдущему году составил 115,4%), в 2019 г - 37 126,9 млн. рублей (темп роста - 109,0%): в том числе на душу населения в 2017 году - 29 997,3 рублей, в 2018 году - 34 649,4 (темп роста к предыдущему периоду - 115,5%), в 2019 году - 37 656,5 рублей (темп роста - 108,7%).
Динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Бурятия за три года показывает стабильный рост, незначительное несоответствие темпа роста их поступлений к темпу роста на душу населения обуславливается увеличением численности населения в 2019 год на 0,3% на фоне его уменьшения в 2018 году на 0,1%.
Реальные денежные доходы населения Республики Бурятия за 2019 год составили 99,5%. Номинальные денежные доходы населения превысили уровень прошлого года на 3,8%. В связи с высоким уровнем инфляции (103,7%) в реальном выражении денежные доходы остались на уровне прошлого года. Динамика денежных доходов населения, начиная с 2016 года, показывает стабильное снижение.
Динамика денежных доходов населения
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % |
108,9% |
100,3% |
102,4% |
93,6% |
97,6% |
93,3% |
99,5% |
Темп роста номинальных располагаемых денежных доходов населения, % |
117,0% |
108,4% |
117,2% |
99,3% |
100,3% |
96,2% |
105,3% |
107,5% |
108,1% |
114,4% |
106,1% |
102,8% |
103,1% |
105,8% |
В 2016 и 2017 годах номинальные денежные доходы балансировали на уровне предыдущего 2015 год, а в 2018 год в номинале упали на 3,8% (до 96,2%).
Недостаточно высокий темп роста номинальных доходов населения и динамичный рост цен на потребительском рынке привели к тому, что в течение последних четырех лет реальные располагаемые денежные доходы населения непрерывно падают (на 15,2%).
При этом, в сравнении с общероссийской тенденцией в Республике Бурятия спад реальных располагаемых денежных доходов начался на два года позднее. Так, в России в целом доходы начали снижаться с 2014 год на 0,7%, но с 2018 реальные располагаемые денежные доходы выровнялись и составили 100,1% к уровню предыдущего года, в 2019 году - 101%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
РФ |
99,3 |
96,8 |
94,2 |
98,8 |
100,1 |
101 |
Республика Бурятия |
100,3 |
102,4 |
93,6 |
97,6 |
93,3 |
99,5 |
В Республике Бурятия реальные располагаемые денежные доходы начали снижаться в 2016 году (на 6,4%). В последующие годы падение продолжилось.
Анализ динамики величин прожиточных минимумов в регионах Дальневосточного федерального округа свидетельствует о высоких затратах проживания в этих регионах.
Динамика величин прожиточных минимумов в регионах ДФО
NN п/п |
Дальневосточный федеральный округ |
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения по регионам ДФО |
|||||||
1 кв. 2018 г. |
2 кв. 2018 г. |
3 кв. 2018 г. |
4 кв. 2018 г. |
1 кв. 2019 г. |
2 кв. 2019 г. |
3 кв. 2019 г. |
4 кв. 2019 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Республика Бурятия |
10 346 |
10 904 |
10 858 |
10 815 |
11 475 |
12 000 |
12 109 |
11 726 |
2 |
Забайкальский край |
11 396 |
11 714 |
11 691 |
11 751 |
12 335 |
12 798 |
13 003 |
12 828 |
3 |
Камчатский край |
20 394 |
20 399 |
20 275 |
20 093 |
20 177 |
20 295 |
21 679 |
21 635 |
4 |
Приморский край |
12 859 |
13 117 |
13 218 |
13 310 |
13 578 |
13 958 |
14 059 |
14 044 |
5 |
Хабаровский край |
13 779 |
14 134 |
14 228 |
14 330 |
14 973 |
15 260 |
15 328 |
15 328 |
6 |
Амурская область |
11 917 |
12 026 |
11 661 |
11 894 |
12 387 |
13 009 |
13 079 |
13 161 |
7 |
Магаданская область |
18 806 |
18 846 |
19 085 |
19 881 |
20 571 |
20 824 |
20 837 |
20 814 |
8 |
Сахалинская область |
14 054 |
14 261 |
14 551 |
14 790 |
15 250 |
15 807 |
16 050 |
15 854 |
9 |
Еврейская авт. область |
13 266 |
13 583 |
13 588 |
13 844 |
14 622 |
15 254 |
15 344 |
15 245 |
10 |
Чукотский авт. округ |
21 987 |
22 273 |
21 960 |
22 146 |
22 894 |
23 082 |
22 589 |
22 669 |
|
Российская Федерация |
10 842 |
11 280 |
11 310 |
11 069 |
11 653 |
12 130 |
11 942 |
11 510 |
Более того, рост цен на самые необходимые, базовые продукты, входящие в состав потребительской корзины, во многих регионах Дальневосточного федерального округа выше среднероссийского уровня. В Республике Бурятия темпы роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения по четырем кварталам 2019 год к аналогичным периодам прошлого года составили от 110,9% до 108,4% соответственно, аналогичные темпы роста по России составили от 107,5%, до 104%.
Темпы роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения
NN п/п |
Дальневосточный федеральный округ |
Темп роста прожиточного минимума, % |
|||
1 кв. 2019 г. |
2 кв. 2019 г. |
3 кв. 2019 г. |
4 кв. 2019 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Республика Бурятия |
110,9% |
110,0% |
111,5% |
108,4% |
2 |
Забайкальский край |
108,2% |
109,3% |
111,2% |
109,2% |
3 |
Камчатский край |
98,9% |
99,5% |
106,9% |
107,7% |
4 |
Приморский край |
105,6% |
106,4% |
106,4% |
105,5% |
5 |
Хабаровский край |
108,7% |
108,0% |
107,7% |
107,0% |
6 |
Амурская область |
103,9% |
108,2% |
112,2% |
110,7% |
7 |
Магаданская область |
109,4% |
110,5% |
109,2% |
104,7% |
8 |
Сахалинская область |
108,5% |
110,8% |
110,3% |
107,2% |
9 |
Еврейская авт. область |
110,2% |
112,3% |
112,9% |
110,1% |
10 |
Чукотский авт. округ |
104,1% |
103,6% |
102,9% |
102,4% |
|
Российская Федерация |
107,5% |
107,5% |
105,6% |
104,0% |
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Бурятия за 4 кв. 2019 года в рейтинге регионов Дальневосточного федерального округа занимает десятое место.
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Бурятия
NN п/п |
Дальневосточный федеральный округ |
ПМ трудоспособного населения |
|
4 кв. 2019 г. |
рейтинг |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Республика Бурятия |
11 726 |
10 |
2 |
Забайкальский край |
12 828 |
9 |
3 |
Камчатский край |
21 635 |
2 |
4 |
Приморский край |
14 044 |
7 |
5 |
Хабаровский край |
15 328 |
5 |
6 |
Амурская область |
13 161 |
8 |
7 |
Магаданская область |
20 814 |
3 |
8 |
Сахалинская область |
15 854 |
4 |
9 |
Еврейская авт. область |
15 245 |
6 |
10 |
Чукотский авт. округ |
22 669 |
1 |
При этом среднее значение заработной платы в Республике Бурятия остается самым низким среди регионов Дальневосточного федерального округа и существенно ниже среднероссийского уровня. Так, заработная плата в Республике на 30,6% ниже средней по Дальневосточному федеральному округу и на 18,3% ниже среднероссийского значения.
Заработная плата по регионам ДФО
NN п/п |
Регионы Дальневосточного федерального округа |
Заработная плата по регионам Дальневосточного федерального округа за 2019 г., руб. |
Рейтинг |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Республика Бурятия |
39115 |
11 |
2 |
Республика Саха (Якутия) |
73402 |
5 |
3 |
Забайкальский край |
43896 |
9 |
4 |
Камчатский край |
80448 |
4 |
5 |
Приморский край |
46867 |
8 |
6 |
Хабаровский край |
50213 |
6 |
7 |
Амурская область |
47234 |
7 |
8 |
Магаданская область |
94856 |
2 |
9 |
Сахалинская область |
87418 |
3 |
10 |
Еврейская авт. область |
42400 |
10 |
11 |
Чукотский авт. округ |
107107 |
1 |
|
по Дальневосточному федеральному округу |
56 437 |
|
|
по Российской Федерации |
47 867 |
|
Темпы роста заработной платы в Республике Бурятия на 0,7 процентного пункта ниже динамики показателя регионов Дальневосточного федерального округа. Так, темп роста заработной платы в регионах округа в первые три месяца 2020 год достигал 112% к соответствующему месяцу предыдущего года.
Темпы роста заработной платы в Республике Бурятия
NN п/п |
Регионы Дальневосточного федерального округа |
Темп роста заработной платы за 2019 год, рублей |
1 |
2 |
3 |
1 |
Республика Бурятия |
108,5% |
2 |
Республика Саха (Якутия) |
106,6% |
3 |
Забайкальский край |
107,7% |
4 |
Камчатский край |
108,9% |
5 |
Приморский край |
111,1% |
6 |
Хабаровский край |
106,5% |
7 |
Амурская область |
111,6% |
8 |
Магаданская область |
110,8% |
9 |
Сахалинская область |
112,8% |
10 |
Еврейская авт. область |
108,0% |
11 |
Чукотский авт. округ |
108,3% |
|
в среднем по Дальневосточному федеральному округу |
109,2% |
|
в среднем по Российской Федерации |
109,5% |
Динамика изменения величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Бурятия за 2019 г. (от 110,9%, до 108,4%), отражающая рост цен на жизненно необходимые продукты, недостаточно компенсируется темпами роста заработной платы. При этом уровень заработной платы в Республике Бурятия является самым низким среди 10 регионов Дальневосточного федерального округа.
IV. Результаты социологического опроса, характеризующие уровень бедности в Республике Бурятия
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в Республике Бурятия по данным за 2018 год составляет 176,5 тыс. человек (17,9% ко всей численности населения республики).
В 2019 год Министерством экономики Республики Бурятия организовано и проведено социологическое исследование по реальному уровню и структуре бедности населения силами специализированной организации. Было опрошено около 100 тыс. человек во всех 23 муниципальных образованиях Республики Бурятия.
По результатам социологического исследования выявлено, что у 24,1% населения среднедушевой доход ниже уровня прожиточного минимума. При этом 20,8% населения оценивают свой среднедушевой доход в диапазоне 11,3 - 15 тыс. рублей, т.е. фактически балансируют на границе бедности. К среднему классу по уровню дохода можно отнести 42% населения. И только 13,3% оценивают свой среднедушевой доход в размере выше 30 тыс. рублей.
Структура выборочной совокупности респондентов по социальным группам
1 |
рабочие (кроме сельскохозяйственных рабочих) |
10,47% |
2 |
сельскохозяйственные рабочие, фермеры |
2,34% |
3 |
служащие |
21,61% |
4 |
инженерно-технические работники |
5,31% |
5 |
социально-гуманитарная интеллигенция |
8,89% |
6 |
руководители предприятий (организаций) и их отделов |
2,4% |
7 |
предприниматели |
5,22% |
8 |
военнослужащие |
1,27% |
9 |
безработные |
25,07% |
10 |
пенсионеры |
8,35% |
11 |
инвалиды |
4,24% |
12 |
домохозяйки |
2,34% |
13 |
студенты |
2,49% |
Большой процент респондентов при исследовании составили безработные - 25,07%, служащие - 21,61%, рабочие - 10,47%, пенсионеры - 8,35%. Остальные респонденты распределены достаточно равномерно в диапазоне от 8,89% до 1,27%.
Возрастная структура выборки:
18-24 года - 21,7%
25-34 года - 25,7%
35-44 года - 25,2%
45-54 года - 13,7%
55 и старше - 13, 7%
Уровень образования респондентов
1 |
неполное среднее |
8,63% |
2 |
среднее общее |
3,2% |
3 |
специальное и профессиональное |
20,65% |
4 |
высшее, незаконченное высшее |
67,52% |
В основном количество работающих и получающих заработную плату в семье составляют 2 человека - 32,52% от всего количества опрошенных, также высокий процент семьи, где работает лишь один человек (29,83%).
Источники дохода семьи
1 |
Заработная плата (в организации или государственном учреждении) |
44,69% |
2 |
Заработная плата (в среднем или малом бизнесе) |
11,34% |
3 |
Пенсия |
7,31% |
4 |
Социальные выплаты |
2,19% |
5 |
Предпринимательская деятельность |
3,49% |
6 |
Доходы в естественном виде (огород и т.д.) |
2,57% |
7 |
Другое |
33,85% |
В рамках обследования, большая часть респондентов источником дохода указывает заработную плату в организации или государственном учреждении (44,69%). 33,85% респондентов указали иные источники получения денежных средств. К ним относятся: алименты, дополнительная подработка по найму, огород, пенсия, зарплата в совокупности, доходы в натуральном виде, пенсия ребенка и т.д.
Оценка материального положения семьи
1 |
Бедственное |
7,57% |
2 |
Плохое |
22,27% |
3 |
Удовлетворительное |
52,94% |
4 |
Хорошее |
14,54% |
5 |
Отличное |
2,68% |
Большинство опрошенных жителей (52,9%) оценили уровень материального положения своей семьи как удовлетворительное. Как бедственный уровень положения семьи оценили 7,75%. В большинстве случаев это жители сельских районов республики.
Оценка населением основных проблем Республики Бурятия
NN п/п |
Наименование |
Очень большую |
Довольно большую |
Небольшую |
Никакой проблемы |
Затрудняюсь ответить |
1 |
Снижение уровня жизни |
31,15% |
28,72% |
12,75% |
8,17% |
19,21% |
2 |
Безработица |
34,15% |
38,7% |
7,62% |
3,15% |
16,38% |
3 |
Отсутствие перспектив для молодежи |
25,4% |
37,19% |
5,14% |
5,27% |
27% |
4 |
Безопасность граждан |
12,6% |
15,78% |
37,62% |
31,54% |
2,46% |
5 |
Низкое качество здравоохранения |
15,73% |
30,07% |
25,43% |
3,19% |
25,58% |
6 |
Низкое качество получаемого среднего образования |
21,23% |
45,16% |
14,87% |
12,11% |
26,63% |
7 |
Низкое качество получаемого высшего образования |
4,52% |
17,83% |
28,54% |
18,55% |
30,56% |
8 |
Плохая экология |
18,79% |
28,90% |
7,56% |
5,41% |
39,34% |
9 |
Земельная проблема: оформление собственности, недопущение захвата, передела земли |
21,43% |
25,7% |
16,7% |
4,31% |
31,86% |
По совокупности двух вариантов ответов достаточно большими проблемами жители Республики Бурятия считают безработицу - 72,85%, низкое качество получаемого среднего образования - 66,39%, отсутствие перспектив для молодежи - 62,59%, снижение уровня жизни - 59,87%, плохую экологию - 47,69%, земельную проблему: оформление собственности, недопущение захвата, передела земли - 47,13%, низкое качество здравоохранения - 45,8%, безопасность граждан - 28,38%, низкое качество получаемого высшего образования - 22,35%.
Величина среднедушевого дохода в семье (на одного члена семьи)
1 |
До 11 250 рублей |
24,14% |
2 |
11 250 - 15 тыс. рублей |
20,75% |
3 |
15-20 тыс. рублей |
17,22% |
4 |
20-25 тыс. рублей |
14,85% |
5 |
25-30 тыс. рублей |
9,72% |
6 |
Свыше 30 тыс. рублей |
13,32% |
70,41% из общего числа опрошенных респондентов указали на бедственное положение семьи, из них в течение небольшого промежутка времени находится 20,1%. Лишь 5,11% респондентов говорят о том, что семья постоянно находится в состоянии бедственного положения.
При исследовании фактически все респонденты указали, что собственное подсобное хозяйство является средством обеспечения жизни для большинства жителей Республики Бурятия. Среди них полностью обеспечивают свое проживание - 12,76%, частично - 22,45%, дополнительный доход с подсобного хозяйства получают одна пятая часть населения - 20,78%.
Семьи, получающие меры социальной поддержки
1 |
Да |
10,57% |
2 |
Нет |
46,7% |
3 |
должны получать, но не получают |
3,4% |
5 |
затрудняюсь ответить |
3,35% |
На данный вопрос ответили только 64% респондентов. 11% жителей республики получают меры социальной поддержки. Это пособия по уходу за ребенком или за инвалидом, пособия по безработице и по потере кормильца. Также респонденты отнесли сюда различного рода компенсации, льготы, а для студентов - стипендии.
22,63% опрошенных жителей указали, что меры социальной поддержки позволяют повысить уровень доходов до величины прожиточного минимума. Остальные считают, что они не увеличивают уровень дохода в расчете на каждого члена семьи.
Согласно социологического исследования выявлены основные причины бедности населения:
- низкая заработная плата;
- отсутствие или недостаточное количество рабочих мест с заработной платой, обеспечивающей достойный уровень жизни себе и своей семье;
- низкий размер социальных пособий.
V. Меры социальной поддержки населения Республики Бурятия
В Республике Бурятия сформирована система мер социальной поддержки, способствующая повышению уровня жизни семей с детьми, рождению и воспитанию ребенка, включающая выплаты, установленные как на федеральном, так и на региональном уровне.
Численность малоимущих семей в Республике Бурятия в 2017 году - 49535, в 2018 году - 50434, в 2019 году - 52033.
Детей инвалидов в 2017 году - 7379 человек, в 2018 году - 5698 человек, в 2019 году - 6121 человек.
Количество многодетных семей в 2017 году - 21864, в 2018 году - 23190, в 2019 году - 24816.
В целях улучшения материального положения семей с детьми на территории республики предоставляются 67 видов мер социальной поддержки. Мерами социальной поддержки населения охвачено порядка 325 тыс. человек.
На финансирование мер социальной поддержки семей с детьми в консолидированном бюджете ежегодно предусматривается более 10 млрд. рублей.
В настоящее время, благодаря государственным и региональным программам, гражданам оказывается социальная помощь в виде пособий, компенсаций и иных социальных выплат; начиная с периода беременности женщины, продолжается по случаю рождения детей и сопровождает период их развития, осуществления ухода и воспитания - вплоть до наступления совершеннолетия.
Все выплаты, реализуемые в регионе, носят адресный характер и направлены для конкретной категории граждан (беременные женщины, кормящие и одинокие матери, многодетные семьи, студенты и т.д.).
Одним из действенных механизмов социальной помощи малоимущим семьям является "Социальный контракт". Такая помощь оказывается в целях стимулирования активности малоимущих семей по преодолению трудной жизненной ситуации, повышения уровня и качества их жизни.
Социальная помощь в виде денежных средств предоставляется с 2016 год на развитие личного подсобного хозяйства, организацию самозанятости, обеспечение пожарной безопасности жилого помещения. Сумма выплаты составляет до 50 тыс. рублей.
Мероприятия, осуществляемые в рамках социального контракта - постановка на учет в Центры занятости населения трудоспособных безработных членов семьи (заявителя):
- поиск работы, прохождение профессиональной подготовки (переподготовки), трудоустройство трудоспособных безработных членов семьи;
- ведение здорового образа жизни;
- занятость участников социального контракта в общественных работах;
- вовлечение семьи в общественные мероприятия, проводимые в городе, районе, селе;
- развитие личного подсобного хозяйства, реализация с/х продукции.
Из года в год растет число заключенных социальных контрактов: 2017 год - 367, 2018 год - 273, 2019 год - 398.
Для Республики Бурятия на 2021 и плановый период 2022 - 2023 гг. на цели оказания государственной социальной помощи на реализацию мероприятий по социальному контракту предусмотрено софинансирование из федерального бюджета в объеме 250 744,9 тыс. рублей, в бюджете республики запланировано 16 004,9 тыс. рублей ежегодно.
На условиях софинансирования из федерального бюджета с 2021 г. реализуются мероприятия:
- поиск работы;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- ведение личного подсобного хозяйства;
- осуществление иных мероприятий в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
За счет средств республиканского бюджета финансируется мероприятие "Обеспечение пожарной безопасности жилого помещения". На эти цели в 2021 году предусмотрено 7,1 млн. рублей. В рамках данного мероприятия граждане имеют возможность произвести замену или ремонт электропроводки, ремонт или демонтаж отопительной печи или дымохода, кладку новой отопительной печи. При этом гражданин обязан предпринять активные действия по выполнению мероприятий программы социальной адаптации, приложить собственные усилия для выхода из сложной жизненной ситуации.
VI. Финансовое обеспечение реализации Программы
Финансовое обеспечение мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Бурятия в рамках реализации действующих национальных проектов и государственных программ Республики Бурятия. Финансовые показатели определены в соответствии с республиканским бюджетом. Решение задач по снижению бедности будет осуществляться посредством реализации государственных программ Республики Бурятия: "Содействие занятости населения", "Социальная поддержка граждан", "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли" и других в сфере экономического и инвестиционного развития.
VII. Целевые показатели и индикаторы реализации Программы
Для достижения цели снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на территории Республики Бурятия к 2030 году до 10,5% от общей численности населения программой установлены целевые показатели.
Для обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан разработаны мероприятия по повышению реальных денежных доходов населения, заработной платы работников организаций, увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, снижения уровня общей безработицы, увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет, увеличения объемов инвестиций в основной капитал на душу населения, обеспечение занятости населения.
В целях снижения в два раза уровня бедности в Республике Бурятия будут реализованы мероприятия по увеличению численности населения с денежными доходами выше величины прожиточного минимума от общей численности населения; предоставлению социальной помощи на основании социального контракта, увеличения числа граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию.
Реализация Программы и всех предусмотренных мероприятий должна способствовать повышению благосостояния населения республики и созданию предпосылок для его дальнейшего роста.
Мониторинг выполнения Программы осуществляется в соответствии с целевыми показателями реализации согласно приложению N 1 к настоящей Программе и на основании Плана мероприятий согласно приложению N 2 к настоящей Программе.
VIII. Сроки реализации и результаты достижения Программы
Реализация Программы разделена на 3 этапа:
- I этап 2021 - 2023 годы;
- II этап 2024 - 2026 годы;
- III этап 2027 - 2030 годы
По окончании реализации 1 этапа (2021 - 2023 гг.) должны быть достигнуты промежуточные значения целевых показателей и индикаторов программы.
Мероприятия и ресурсное обеспечение Программы будут корректироваться с учетом дополнительных исследований уровня жизни населения, разработки новых социальных программ и принятия законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.