г. Калуга |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А14-713/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Шильненковой М.В. |
при ведении протокола судебного заседания |
помощником судьи Алешиной М.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца: ПАО "ТНС энерго Воронеж" |
Иванникова В.С. (доверенность от 20.07.2021 N 11-06/1038), |
от ответчика: ООО "УК Полёт" |
представитель не явился, извещен, |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А14-713/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Воронеж" (далее - истец, ПАО "ТНС энерго Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Полет" (далее - ответчик, ООО "УК Полет") о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию за сентябрь, октябрь 2019 года в сумме 193 196 руб.30 коп., пени за просрочку оплаты потребленной электрической энергии за период с 16.10.2019 по 05.04.2020 в размере 9 618,76 руб. (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 30.01.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 23.03.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.06.2020 исковые требования ПАО "ТНС энерго Воронеж" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 (с учетом определения Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021) решение суда от 15.06.2020 изменено.
С ООО "УК Полет" в пользу ООО "ТНС энерго Воронеж" взыскано 129 601 руб. 24 коп. основного долга за сентябрь, октябрь 2019 года, 4 634 руб. 40 коп. пени за период с 16.10.2019 по 05.04.2020. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ПАО "ТНС энерго Воронеж" просило отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что апелляционным судом сделан необоснованный вывод об исключении из расчета площади общего имущества собственников многоквартирного жилого дома (МКД) площади балконов, лоджий, террас при расчете стоимости электрической энергии, поставленной в сентябре, октябре 2019 года в спорные дома на общедомовые нужды (ОДН), поскольку в соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктом 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, балкон является частью несущей горизонтальной плиты МКД и общим имуществом собственников МКД, ввиду чего отсутствует правовое основание для исключения площадей балконов, лоджий и т.д. из расчета площади мест общего пользования для целей расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, поставленную на ОДН.
Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.01.2017 между ПАО "ТНС энерго Воронеж" (гарантирующий поставщик) и ООО "УК Полет" (покупатель) заключен договор энергоснабжения (для целей исполнителя коммунальных услуг на приобретение коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме) N 14102, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязунтся оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п. 2.1 договора).
Порядок определения объема поставляемой энергии, цена и порядок расчетов определены сторонами в разделах 6, 7 договора.
В соответствии с пунктом 6.12 договора объем электрической энергии, поставляемый за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле: VД = VП + Vсред + Vн +Vрасч + Vкр + Vнодн, где VП - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; Vсред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; Vн - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; Vрасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; Vкр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения; Vнодн - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6.13 договора в случае отсутствия индивидуального прибора учета в жилом доме объем поставленной энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 7.1 договора оплата энергии производится покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также актами уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов, действующих на момент оплаты, в сроки, предусмотренные п. 7.6 договора.
Расчетным периодом для оплаты поставленной покупателю энергии по настоящему договору является один календарный месяц. Сроком платежа является дата, до которой должна быть осуществлена оплата за потребленную электрическую энергию (пункт 7.2 договора).
В соответствии с п. 7.6 договора платежи, поступившие покупателю от потребителей, подлежат перечислению в пользу гарантирующего поставщика не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей покупателю. Окончательный расчет за энергию производится покупателем до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.
Во исполнение своих обязательств по договору в период с 01.09.2019 по 31.10.2019 истец поставил в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, электрическую энергию в сентябре 2019 в количестве 28414 кВт/ч стоимостью 104 315, 50 руб., в октябре 2019 - в количестве 24241 кВт/ч стоимостью 88 880, 80 руб., что подтверждается ведомостями объема переданной электроэнергии юридическим лицам за сентябрь, октябрь 2019 года, актами приема-передачи электроэнергии от 30.09.2019 N 5001/33271/01, от 31.10.2019 N 5001/39301/01, и на основании указанных актов предъявил к оплате счета-фактуры от 30.09.2019 N 5001/33271/01, от 31.10.2019 N 5001/39301/01.
Пунктом 8.1 договора установлена ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 8.2 договора предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 60 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 60 календарных дней после установленного срока оплаты, если в 60-тидневный срок оплата не произведена. Начиная с 610-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после наступления установленного срока оплаты, если в 90-дневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с 91-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В п. 10.1 договора стороны предусмотрели, что договор вступил в силу 01.01.2017, действует до 31.12.2017 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия покупатель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
ООО "УК Полет" не подписало акты приема-передачи электроэнергии со стороны потребителя и не произвело оплату за полученную в сентябре, октябре 2019 года электрическую энергию в установленный срок.
28.11.2019 истец направил в адрес ответчика претензию от 26.11.2019 N 6733 с требованием оплаты задолженности за потребленную электрическую энергию в размере 1 001 162, 71 руб. и пени в размере 78 353,21 руб. в течение 30 календарных дней с момента направления настоящей претензии.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ПАО "ТНС энерго Воронеж" в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия в спорных домах общедомовых приборов учета и необходимости учета в составе площади общего имущества собственников МКД площади балконов, лоджий, террас при расчете стоимости электрической энергии, поставленной в спорные дома на общедомовые нужды (ОДН) в силу пункта 5 статьти 15 и пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Повторно рассмотрев дело в порядке части 1 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд не согласился с выводами суда области, изменив решение суда области и частично удовлетворив исковые требования.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом установлено, что приборы учета в домах по адресам: п. Стрелица, ул. Победы, д. 18а, п. Стрелица, ул. Гагарина, д. 29, г. Семилуки, пер. Крупской, д. 7, г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, д. 122, установлены в трансформаторных подстанциях и учитывают не только весь поступающий в многоквартирный дом объем ресурса, но и потери, возникающие в сетях до ввода в многоквартирный дом, следовательно не могут рассматриваться в качестве общедомовых.
При этом доказательств принятия собственниками решений о включении спорных сетей в состав общего имущества домов истцом в материалы дела не представлено.
Между тем, точка поставки электрической энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы электроснабжения с внешними электрическими сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на электрические сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери электрической энергии в этих сетях.
Само по себе наличие подписанных сторонами актов разграничения балансовой принадлежности, согласно которым участки электросетей, находящиеся за пределами стен многоквартирного дома, отнесены к балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности исполнителя коммунальных услуг, не дает оснований полагать, что жильцы многоквартирного дома стали собственниками этих участков сетей.
Таким образом, показания приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности сетей (за пределами многоквартирного дома), не могут быть использованы для определения объема электрической энергии, потребленной многоквартирными домами, при непредставлении решения общего собрания собственников многоквартирного дома, принятого в порядке, предусмотренном подпунктом "ж" п. 2 и п. 8 Правил N 491.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, размер платы применительно к коммунальным ресурсам за содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется в зависимости от наличия/отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета.
При отсутствии установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета расчет объема электрической энергии, подлежащий оплате на ОДН, необходимо осуществлять расчетным методом, по нормативу потребления.
Судом установлено, что у сторон отсутствуют разногласия относительно применяемого норматива потребления электроэнергии - 1,19 кВт/ч, установленного приказом УРТ Воронежской области от 31.05.2017 N 21/1 с 01.06.2017.
Вместе с тем у сторон имеются разногласия относительно размера площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (далее - МОП), указанных истцом в качестве расчетных. Спорными являются площади МОП по дому по адресу: г. Семилуки, пер. Крупской, д. 7, истец ее считает следующим образом: 18172 (общая площадь дома) - 11319,8 (площадь жилых помещений) - 1160,9 (площадь нежилых помещений) = 5691,5 кв. м, а также по дому по адресу: г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, д. 122: 3648,5 (общая площадь дома) - 2743 (площадь жилых помещений) - 449,2 (площадь нежилых помещений) = 456,3 кв. м.
Истец считает необходимым использовать в расчете площади жилых помещений (квартир) без учета балконов, лоджий, веранд и террас, ответчик - с учетом, поскольку за счет исключения указанных помещений, предназначенных для обслуживания отдельных квартир, необоснованно увеличивается площадь МОП.
В соответствии с положениями пунктов 40, 42(1) Правил N 354 и подпунктом "в(1)" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета расчет энергопотребления производится по утвержденным нормативам.
Условия договоров, заключаемых между исполнителями коммунальных услуг и теплоснабжающими организациями, не должны противоречить указанным правилам.
Пунктом 37 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306) утверждена формула расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - формула 34 (в которой суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт/ч) соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, является делимым, а общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, - делителем), а также перечень групп оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, по которым рассчитывается расход электрической энергии, к которым относятся: осветительные установки; силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт; системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса. При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении электрической энергии используются следующие показатели: кВт/час на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 7.1 Правил N 306).
Между тем доказательств, подтверждающих, что на балконах, расположенных в спорных МКД, расположено какое-либо энергопринимающее оборудование, а также того, что в расчет общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, при определении норматива потребления на ОДН использовалась площадь балконов и лоджий, то есть иная площадь, истцом в материалы дела не представлено.
Согласно п. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 определено, что в состав общего имущества включены, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и т.д.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры и т.д.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Исходя из правового смысла пункта 5 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 Правил N 491, указанные нормы права направлены на регулирование правоотношений, касающихся содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе проведения ремонта общего имущества. Учитывая, что предметом настоящего спора является задолженность по оплате поставленного по договору энергоснабжения коммунального ресурса, указанные нормы к спорным обязательственным правоотношениям применению не подлежат.
Из представленных в материалы дела разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и технических паспортов домов, расположенных по адресам: г. Семилуки, пер. Крупской, д. 7 и г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, д. 122 следует, что балконы, лоджии относятся к индивидуальным жилым помещениям (квартирам). В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию на дом по адресу: г. Семилуки, пер. Крупской, д. 7, указаны фактическая площадь жилых помещений (без учета балконов, лоджий, веранд и террас) - 11319,8 кв. м и фактическая площадь жилых помещений (с учетом балконов, лоджий, веранд и террас) - 12698,5 кв. м. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию на дом по адресу: г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, д. 122 - фактическая площадь жилых помещений (без учета балконов, лоджий, веранд и террас) - 2743 кв. м и фактическая площадь жилых помещений (с учетом балконов, лоджий, веранд и террас) - 2837,54 кв. м.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание данные о площади МОП в технической документации на вышеуказанные дома, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что площадь балконов, лоджий, веранд и террас не подлежит включению в расчет площади мест общего пользования в целях исчисления стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, поскольку балконы, лоджии, веранды и террасы не предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме.
Установив, что стоимость объема электроэнергии на содержание общего имущества за месяц по дому, расположенному по адресу: г. Семилуки, пер. Крупской, д. 7, составила 9 879, 55 руб., а по дому, расположенному по адресу: г. Семилуки, ул. 25 лет Октября, д. 122, - 1 567,40 руб., суд апелляционной инстанции частично удовлетворил исковые требования о взыскании долга.
Оснований считать оценку указанных доводов истца, данную судом апелляционной инстанции, несоответствующей представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства, у суда кассационной инстанции не имеется.
В отношении домов по адресам: п. Стрелица, ул. Победы, д. 18а и п. Стрелица, ул. Гагарина, д. 29, ответчик согласился с площадью МОП, определенной истцом для расчета.
Вместе с тем ответчик оспаривал правомерность примененного истцом тарифа в отношении указанных домов, полагая, что поскольку п. Стрелица является сельским поселением, должен применяться тариф 2,70 руб., а не 3,85 руб.
Отклоняя указанный довод ответчика, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона Воронежской области от 27.10.2006 N 87-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения", а также Реестром "Административно-территориальное устройство Воронежской области", являющимся приложением к названному Закону, правомерно указал, что п. Стрелица не является сельским поселением, в связи с чем к домам указанного населенного пункта подлежит применению тариф 3,85 руб., установленный п. 1 приказа УРТ Воронежской области от 18.12.2018 N 54/1.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Ответственность потребителя за нарушение сроков платежей в виде взыскания неустойки установлена сторонами в пункте 8.2 договора.
Установив факт и период просрочки ответчиком исполнения обязательств по оплате поставленной в сентябре, октябре 2019 года электроэнергии в указанные дома, проверив представленный истцом расчет неустойки, признав расчет истца не соответствующим требованиям действующего законодательства, с учетом разъяснений, изложенных в ответе на вопрос N 3 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных правовых оснований для взыскания с ответчика неустойки за период с 16.10.2019 по 05.04.2020 в размере 4 634, 40 руб.
Законных оснований для переоценки указанных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, кассационная инстанции не усматривает законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А14-713/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г. Сладкопевцева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2021 г. N Ф10-4579/21 по делу N А14-713/2020