Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением администрации
Костромской области
от "23" августа 2021 г. N 374-а
Положение
о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области
21 марта 2022 г.
1. Настоящее Положение определяет порядок организации, состав органов управления, сил и средств, а также порядок деятельности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Костромской области (далее - территориальная подсистема).
2. Территориальная подсистема объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях выполнения задач, предусмотренных действующим законодательством, на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
3. Территориальная подсистема создана для предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения безопасности людей на водных объектах, организации тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) в пределах территории Костромской области и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Костромской области.
4. Территориальная подсистема состоит из органов управления, сил и средств, резервов финансовых и материальных ресурсов, систем связи и оповещения органов управления и сил территориальной подсистемы, системы оповещения населения о ЧС и системы информирования населения о ЧС.
5. Органы управления территориальной подсистемы создаются для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, организаций в области защиты населения и территорий от ЧС и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Органы управления территориальной подсистемы создаются на каждом уровне функционирования и включают в себя координационные органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.
6. Координационным органами территориальной подсистемы являются:
1) на региональном уровне (в пределах территории Костромской области) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Костромской области;
2) на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Костромской области;
3) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
7. Образование, реорганизация и упразднение координационных органов территориальной подсистемы, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляется администрацией Костромской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организациями соответственно.
8. Полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них, утверждаемых нормативными правовыми актами администрации Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и распорядительными документами организаций.
Пункт 9 изменен с 22 марта 2022 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 г. N 98-а
9. Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Костромской области возглавляет губернатор Костромской области.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований Костромской области возглавляют главы местных администраций.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.
Для оценки обстановки, координации сил территориальной подсистемы в зонах ЧС, подготовки проектов решений, направленных на ликвидацию ЧС межмуниципального и регионального характера, при комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Костромской области создается постоянно действующий оперативный штаб.
Постоянно действующий оперативный штаб возглавляет начальник Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области.
Состав постоянно действующего оперативного штаба, его полномочия и порядок работы определяются распоряжением председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Костромской области.
10. Постоянно действующими органами управления территориальной подсистемы являются:
1) на региональном уровне - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области (далее - Главное управление МЧС России по Костромской области);
2) на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления муниципальных образований Костромской области органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
3) на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Полномочия постоянно действующих органов управления территориальной подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
11. Органами повседневного управления территориальной подсистемы являются:
1) на региональном уровне - Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Костромской области, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Костромской области и организации (подразделения) исполнительных органов государственной власти Костромской области, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
2) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Костромской области, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС;
3) на объектовом уровне - подразделения организаций на территории Костромской области, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС.
Полномочия органов повседневного управления территориальной подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
12. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами территориальной подсистемы, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны осуществляют:
1) на региональном уровне - Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Костромской области;
2) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований Костромской области.
13. К силам и средствам территориальной подсистемы относятся специально подготовленные силы и средства исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, организаций и общественных объединений, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС на территории Костромской области.
14. В состав сил и средств регионального, муниципального и объектового уровней территориальной подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их исполнительные органы государственной власти Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
15. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее трех суток.
16. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Костромской области осуществляет Главное управление МЧС России по Костромской области.
17. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых МЧС России, Главным управлением МЧС России по Костромской области, органами государственного надзора и контроля, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организациями, создающими указанные службы и формирования.
18. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:
1) в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС регионального, муниципального и объектового уровней территориальной подсистемы;
2) установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
3) по решению уполномоченных на то должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия, на основе запроса территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, организаций, на территории которых сложились ЧС, или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных ЧС, на основе запроса руководителей ликвидации ЧС либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации ЧС.
19. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации и действуют под руководством соответствующих органов управления территориальной подсистемы.
20. Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований воинских частей Костромского гарнизона к ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
21. Организация, состав сил и средств муниципальных (городских) звеньев территориальной подсистемы на территориях муниципальных образований Костромской области, а также порядок их деятельности определяются соответствующими положениями, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области.
22. Подготовка должностных лиц органов управления, сил и средств территориальной подсистемы организуется в порядке, установленном федеральным законодательством.
Методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС осуществляет Главное управление МЧС России по Костромской области.
23. Для ликвидации ЧС заблаговременно в установленном порядке создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливается создающим их органом.
24. Управление территориальной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил территориальной подсистемы.
25. Для приема сообщений о ландшафтных (природных) пожарах (за исключением лесных пожарах и других ландшафтных (природных) пожарах на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, тушение которых осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) и ЧС используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и телефонный номер приема сообщений о пожарах и ЧС, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
26. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организациями в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Костромской области.
27. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках территориальной подсистемы осуществляется на основе планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории Костромской области, муниципальных образований Костромской области, а также планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций.
Методическое руководство планированием действий в рамках территориальной подсистемы осуществляет Главное управление МЧС России по Костромской области.
28. Органы управления и силы территориальной подсистемы функционируют в режимах:
1) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
2) повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
Подпункт 3 изменен с 22 марта 2022 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 г. N 98-а
3) ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
Порядок организации деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы, а также основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или ЧС, определяются Правительством Российской Федерации.
Пункт 29 изменен с 22 марта 2022 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 г. N 98-а
29. При введении режима повышенной готовности или ЧС в зависимости от классификации ЧС, а также других факторах, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
1) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации ЧС силами и средствами организации, оказавшейся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории такой организации;
2) местный уровень реагирования:
решением главы администрации городского поселения при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию одного городского поселения;
решением главы администрации муниципального района при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона ЧС находится в пределах территории одного муниципального района;
решением главы городского округа, муниципального округа при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, оказавшихся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории городского округа, муниципального округа;
3) региональный уровень реагирования - решением губернатора Костромской области при ликвидации ЧС регионального или межмуниципального характера силами и средствами организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и исполнительных органов государственной власти Костромской области, оказавшихся в зоне ЧС в пределах территории Костромской области.
30. Руководители исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организаций информируют население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на территории (объекте) соответствующих режимов функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, руководители исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы.
31. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами территориальной подсистемы, определяются законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Костромской области и включают в себя:
Подпункт 1 изменен с 22 марта 2022 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 г. N 98-а
1) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
разработку и реализацию целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил территориальной подсистемы, организацию подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовку населения Костромской области к действиям в ЧС, в том числе при получении сигналов экстренного оповещения;
пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, осуществление надзора и контроля в области защиты населения Костромской области и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения Костромской области, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению в безопасных районах и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также по жизнеобеспечению населения Костромской области в ЧС;
ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработку мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
Подпункт 2 изменен с 22 марта 2022 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 г. N 98-а
2) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению ЧС, прогнозирование ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
оповещение губернатора Костромской области - председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Костромской области, а при необходимости - сбор членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Костромской области и заинтересованных руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, исполнительных органов государственной власти Костромской области;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил территориальной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработку и передачу органам управления и силам территориальной подсистемы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о ЧС;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
приведение при необходимости сил и средств территориальной подсистемы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организацию их выдвижения в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резерва материальных ресурсов, созданного для ликвидации ЧС;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
Подпункт 3 изменен с 22 марта 2022 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 г. N 98-а
3) в режиме ЧС:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших ЧС, а также оценка их социально-экономических последствий;
оповещение губернатора Костромской области - председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Костромской области;
оповещение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Костромской области, а также населения о возникших ЧС;
создание оперативного штаба ликвидации ЧС; проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств территориальной подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения Костромской области к ликвидации возникших ЧС;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и ходе проведения работ по ее ликвидации;
организацию и поддержание непрерывного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, исполнительных органов государственной власти в Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения Костромской области в ЧС;
информирование населения о ЧС, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне ЧС, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате ЧС документов.
32. Ликвидация ЧС:
1) локального характера - осуществляется силами и средствами организаций;
2) муниципального характера - осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области;
3) межмуниципального и регионального характера - осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, исполнительных органов государственной власти Костромской области, оказавшихся в зоне ЧС.
Пункт 33 изменен с 22 марта 2022 г. - Постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 г. N 98-а
33. Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС.
Руководители ликвидации ЧС по согласованию с исполнительными органами государственной власти Костромской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области и организаций Костромской области устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
34. Финансовое обеспечение функционирования территориальной подсистемы и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.