Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации
ЗАТО г. Островной
от 19 августа 2021 г. N 163
Положение
о системе оповещения муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
- Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";
- постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время";
- приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 29.08.2016 N 461/494/521 "О комиссиях по координации деятельности при создании и организации эксплуатации современных технических средств информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации";
- приказом МЧС России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
- Законом Мурманской области от 29.12.2004 N 585-01-ЗМО "О защите населения и территорий Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- постановлением Правительства Мурманской области от 20.04.2021 N 209-ПП "Об утверждении Положения о системах оповещения населения Мурманской области".
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
1.4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее также - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. Резерв технических средств оповещения - специализированная упорядоченная совокупность изделий средств оповещения, в том числе оборудования, запасных частей, сменяемых узлов, типовых элементов замены, территориально распределенная и размещенная как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и на договорной основе на объектах операторов связи, базах и складах промышленных и иных предприятий и организаций, с которых возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
2. Состав, назначение и основные задачи систем оповещения муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области
2.1. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС Мурманской области:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Мурманской области (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения муниципального образования Мурманской области (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Муниципальную систему оповещения на территории муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области создают органы местного самоуправления.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - опасные производственные объекты).
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
2.2. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
2.3. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения ЗАТО г. Островной Мурманской области является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления ЗАТО г. Островной Мурманской области, Муниципальным казенным учреждением "Аварийно-спасательное формирование закрытого административно-территориального образования город Островной Мурманской области" (далее - МКУ "АСФ ЗАТО г. Островной") и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.4. Основной задачей муниципальной системы оповещения муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и Островнинского звена Мурманской территориальной подсистемы РСЧС (далее - Островнинское звено МТП РСЧС);
- специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области;
- дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области.
2.5. Основной задачей локальной системы оповещения является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области (далее - ЕДДС);
- руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
2.6. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
3. Порядок задействования систем оповещения муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области
3.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Оперативные дежурные ЕДДС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей высших исполнительных органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления ЗАТО г. Островной Мурманской области, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Решение на задействование систем оповещения принимается:
- муниципальной системы оповещения муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области - главой муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области с немедленным уведомлением Губернатора Мурманской области;
- локальной (объектовой) системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей данный объект, с немедленным уведомлением главы муниципального образования ЗАТО г. Островной.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления ЗАТО г. Островной Мурманской области и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора Мурманской области - председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области, главы муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области, руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления Островнинского звена МТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с заключенными договорами (соглашениями);
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных ЕДДС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
3.6. Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения (далее - тексты речевых сообщений) населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях МКУ "АСФ ЗАТО г. Островной" разрабатывает и организует их запись на магнитные и иные носители информации.
Тексты речевых сообщений разрабатываются на каждый сигнал гражданской обороны и возможные типы техногенных чрезвычайных ситуаций в организациях муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области.
Тексты речевых сообщений о возможных техногенных чрезвычайных ситуациях муниципального характера на химически опасных и (или) радиационно опасных объектах утверждаются главой муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области.
3.7. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.8. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения в составе муниципальной системы оповещения муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области используются:
- комплексы технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы оповещения (далее - МАСЦО) муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- технические средства оповещения МКУ "АСФ ЗАТО г. Островной";
- комплексы технических средств оповещения локальных и объектовых систем оповещения, сопряженных с МАСЦО;
- комплексы технических средств передачи информации организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории муниципального образования ЗАТО г. Островной Мурманской области.
3.9. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) соответствующего уровня.
3.10. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Островнинского звена МТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и др
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.