В соответствии с федеральными законами от 31 июля 2020 года N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" и от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Внести в Стратегию развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2017 N 900-ПП "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года" ("Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), 2017, 8 декабря, N 15607) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 N 615-ПП, следующие изменения:
1) подпункт 1 части пятой раздела 1 изложить в следующей редакции:
"1) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;";
2) в части тридцать четвертой раздела 2 число "30" заменить числом "35";
3) подпункт 4 раздела 4 изложить в следующей редакции:
"4) Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";";
4) подпункты 8, 17, 20, 22 и 25 раздела 4 признать утратившими силу;
5) подпункт 14 раздела 4 изложить в следующей редакции:
"14) Закон Свердловской области от 29 октября 2013 года N 113-ОЗ "О реализации молодежной политики на территории Свердловской области";";
6) подпункт 19 раздела 4 изложить в следующей редакции:
"19) государственная программа Свердловской области "Развитие физической культуры и спорта до 2024 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года";";
7) подпункт 21 раздела 4 изложить в следующей редакции:
"21) Стратегия молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2019 N 761-ПП "Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года";";
8) подпункт 24 раздела 4 изложить в следующей редакции:
"24) государственная программа Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года", утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года";";
9) раздел 6 изложить в следующей редакции:
"Раздел 6. Стратегические направления развития системы воспитания
Стратегическими направлениями развития системы воспитания являются:
1) развитие семейного воспитания;
2) развитие воспитания в системе образования;
3) расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
4) поддержка общественных объединений в сфере воспитания (в том числе Российского движения школьников);
5) гражданское воспитание;
6) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
7) духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
8) приобщение детей к культурному наследию;
9) популяризация научных знаний среди детей;
10) физическое развитие и формирование культуры здоровья;
11) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
12) экологическое воспитание.
Системообразующим звеном в реализации Стратегии и регионального плана мероприятий является система образования в Свердловской области, условием реализации - межведомственное взаимодействие.
Направление 1. Развитие семейного воспитания.
Поддержка семейного воспитания включает:
1) содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
2) повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
3) содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
4) популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
5) возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
6) создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
7) расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
8) поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
9) создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Направление 2. Развитие воспитания в системе образования.
Развитие воспитания в системе образования предполагает:
1) обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов, а также рабочих программ воспитания;
2) полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
3) содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
4) развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
5) использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
6) совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
7) развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
8) создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
9) знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Направление 3. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
1) создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
2) информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
3) содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
4) воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
5) обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
6) разработку и поддержку информационных ресурсов Свердловской области по вопросам воспитания и социализации.
Направление 4. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания (в том числе Российского движения школьников).
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:
1) улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и иных сферах;
2) поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
3) поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;
4) привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, волонтерском движении;
5) расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Направление 5. Гражданское воспитание.
Гражданское воспитание включает:
1) создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
2) развитие культуры межнационального общения;
3) формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
4) воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
5) развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
6) развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
7) формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
8) разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Направление 6. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Патриотическое воспитание детей и молодежи на региональном уровне предусматривает:
1) создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;
2) формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
3) повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
4) развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, государственным символам Свердловской области, историческим символам и памятникам Отечества и малой родины;
5) развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Направление 7. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
Духовно-нравственное развитие осуществляется за счет:
1) развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
2) формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
3) развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
4) расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
5) содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
6) оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Направление 8. Приобщение детей к культурному наследию.
Приобщение детей к культурному наследию малой и большой родины предполагает:
1) эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
2) создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
3) воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов Российской Федерации;
4) увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
5) создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
6) развитие музейной и театральной педагогики;
7) поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
8) создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
9) повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
10) создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Направление 9. Популяризация научных знаний среди детей.
Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:
1) содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
2) создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Направление 10. Физическое развитие и формирование культуры здоровья.
Физическое развитие и формирование культуры здоровья детей на региональном уровне предполагает:
1) формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
2) формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
3) создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
4) развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
5) предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физической культурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
6) использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
7) содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Направление 11. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение детей и молодежи на региональном уровне предполагают:
1) воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
2) формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
3) развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
4) содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Направление 12. Экологическое воспитание.
Экологическое воспитание включает:
1) развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам Урала, России и мира;
2) воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.".
2. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 26 августа 2021 г. N 529-ПП "О внесении изменений в Стратегию развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2017 N 900-ПП"
Вступает в силу с 3 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 26 августа 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) опубликование от 30 августа 2021 г. N 6600202108300024