Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2021 г. N 304
"Об утверждении Примерного положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (района, городского округа) Республики Саха (Якутия)"
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (района, городского округа) Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия):
1) привести положения о ЕДДС в соответствие с Примерным положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (района, городского округа) Республики Саха (Якутия) (далее - Положение о ЕДДС);
2) провести организационные мероприятия, в том числе предусмотреть с 1 января 2022 года новые расходные обязательства в местных бюджетах на содержание ЕДДС, в соответствии с Положением о ЕДДС.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2011 г. N 1427-р "О единой дежурно-диспетчерской службе в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия)".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Садовникова Д.Д.
6. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства |
А. Тарасенко |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 августа 2021 г. N 304
Примерное положение
о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования (района, городского округа) Республики Саха (Якутия)
1. Термины, определения и сокращения
1.1. В настоящем Положении о ЕДДС применены следующие термины с соответствующими определениями:
1) автоматизированная система (АС) - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
2) аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (АПК "Безопасный город") - совокупность комплексов средств автоматизации (КСА) объектовых и муниципальных автоматизированных систем, региональных и федеральных автоматизированных систем (подсистем) на местном уровне, других технических систем, предназначенных для обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры на всех уровнях управления, обеспечивающей совместное согласованное функционирование этих КСА и их сопряжение с взаимодействующими муниципальными и государственными автоматизированными системами;
3) вызов (сообщение о происшествии) - информация об угрозе возникновения, возникновении ЧС (происшествии), поступившая в ЕДДС по различным каналам связи;
4) вышестоящие органы управления ЕДДС - органы управления РСЧС федерального и регионального уровня;
5) единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) - орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
6) дежурно-диспетчерская служба (ДДС) - дежурный или диспетчерский орган службы, входящий в территориальную подсистему РСЧС муниципального уровня и обеспечивающий деятельность служб (организаций) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий);
7) зал оперативной дежурной смены ЕДДС - помещение, предоставляемое органом местного самоуправления и предназначенное для выполнения функциональных обязанностей дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС и операторского персонала системы-112, оснащенное необходимыми программно-техническими средствами, автоматизированными рабочими местами специалистов, системами связи и оповещения, видео-конференц-связи; отображения информации, мониторинга, резервного электроснабжения;
8) комплекс средств автоматизации автоматизированной системы (КСА АС) - совокупность всех компонентов АС, за исключением людей;
9) происшествие - событие, не являющееся чрезвычайной ситуацией, возникновение которого несет в себе угрозы здоровью или жизни человека, материальные потери, нанесение вреда окружающей среде, к реагированию на которое требуется привлечение сил и средств РСЧС и других заинтересованных организаций;
10) силы и средства РСЧС на муниципальном уровне - силы и средства наблюдения и контроля, действующие на муниципальном уровне силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций относят подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории муниципального образования (в том числе ДДС экстренных оперативных служб), а также организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера независимо от форм собственности;
11) узел связи ЕДДС (УС ЕДДС) - организационно-техническое объединение сил и средств связи, обеспечивающих обмен информацией в интересах ЕДДС и органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны при органе местного самоуправления;
12) центр обработки вызовов системы-112 на базе ЕДДС (ЦОВ ЕДДС) - элемент программно-аппаратного комплекса системы-112, установленный в ЕДДС муниципального образования, обеспечивающий прием и обработку вызовов и сообщений о происшествиях по единому номеру "112" с территории соответствующего муниципального образования;
13) чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
1.2. В настоящем Положении о ЕДДС применены следующие сокращения:
АИУС РСЧС - автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ГУ - Главное управление;
ДО - дежурный оперативный;
ЗНЕДДС - заместитель начальника (руководителя) единой дежурно-диспетчерской службы;
КСА ЕЦОР - комплекс средств автоматизации единого центра оперативного реагирования, создаваемый в рамках АПК "Безопасный город";
КЧС ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
НЕДДС - начальник (руководитель) единой дежурно-диспетчерской службы;
РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
СДО - старший дежурный оперативный;
СТП - специалист службы технической поддержки;
ЦОВ - центр обработки вызовов;
ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях.
2. Основные положения
2.1. Настоящее Положение о ЕДДС определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (района, городского округа) Республики Саха (Якутия) с учетом построения (внедрения) развития и эксплуатации на территории муниципального образования аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (система-112).
2.2. Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
2.3. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории муниципального образования, по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия.
2.4. Прием в ЕДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) от населения, организаций и ДДС производится по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и номеру "112", а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технических систем. Использование единого номера вызова экстренных оперативных служб "112" не отменяет ранее принятого порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам 101, 102, 103, 104 и др.).
3. Основные задачи ЕДДС
3.1. ЕДДС выполняет следующие основные задачи:
прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроля их исполнения;
сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга и распространение между ДДС, действующих на территории муниципального образования, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий);
обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава сил, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах полномочий, установленных вышестоящими органами);
доведение до глав муниципальных образований, ДДС и организаций экстренных предупреждений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
оповещение руководящего состава органа местного самоуправления, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС, действующих на территории муниципального образования, об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
информирование ДДС, руководителей сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
доведение задач, поставленных органами вышестоящего уровня, до ДДС, сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, мерах и способах защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов с вышестоящим органом управления по подчиненности;
предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;
уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112";
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с территории муниципального образования.
Дополнительно, при создании на базе ЕДДС центра обработки вызовов системы-112 осуществляет:
прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112";
анализ и ввод в базу данных системы-112 информации, полученной по результатам реагирования.
Дополнительно, при создании на базе ЕДДС комплекса средств автоматизации единого центра оперативного реагирования (КСА ЕЦОР) АПК "Безопасный город" осуществляет:
автоматизированный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и происшествий и причинах их возникновения на муниципальном и межмуниципальном уровнях;
прогнозирование возможного сценария развития оперативной обстановки и моделирование их (с детализацией муниципального (межмуниципального) уровня, населенного пункта, объекта), организации проведения превентивных мероприятий силами и средствами РСЧС, направленных на минимизацию последствий возможного ущерба;
управление рисками чрезвычайных ситуаций и оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (происшествий) и снижение негативных последствий при их возникновении;
мониторинг оперативной обстановки с использованием имеющихся на вооружении информационных систем и ресурсов (в том числе ресурсов органов управления функциональных и территориальной подсистемы РСЧС), разработка моделей развития обстановки с учетом метеорологического прогноза и расчетных задач (программ);
оценка уже сложившейся и возможной обстановки на основе сопоставления и анализа всей имеющейся информации, в том числе, результатов прогнозирования с реальными данными, полученными от автоматических (автоматизированных) систем мониторинга, а также от вышестоящих, взаимодействующих и подчиненных организаций;
подготовка вариантов решений по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) и планирование их реализации, представление вышестоящему органу местного самоуправления подготовленных предложений;
доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;
контроль исполнения принятых решений.
4. Состав и структура ЕДДС
4.1. ЕДДС муниципального образования включает в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС и автоматизированные рабочие места специалистов ЕДДС.
ЕДДС создается на штатной основе. Категория ЕДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории:
I категория: более 1 млн человек;
II категория: от 250 тыс. до 1 млн человек;
III категория: от 100 до 250 тыс. человек;
IV категория: от 50 до 100 тыс. человек;
V категория: до 50 тыс. человек.
Численность специалистов в составе оперативной дежурной смены зависит от категории ЕДДС и должна составлять:
I категория: 20 человек;
II категория: 15 человек;
III категория: 10 человек;
IV категория: 3 человека;
V категория: 2 человека.
4.2. ЕДДС создается в виде муниципального казенного учреждения или в виде самостоятельного структурного подразделения администрации муниципального образования за счет ее штатной численности.
4.3. Организационная структура ЕДДС и численность персонала, в соответствии с категорией ЕДДС, определяются распорядительным актом главы муниципального образования (председателем КЧС и ОПБ).
Состав специалистов ЕДДС согласуется с Главным управлением МЧС России по Республике Саха (Якутия).
4.3.1. Организационная (штатная) структура ЕДДС I-III категорий должна включать следующих специалистов:
начальник ЕДДС;
заместитель начальника ЕДДС;
старший дежурный оперативный;
дежурные оперативные;
помощники дежурного оперативного - операторы-112 (при вводе системы-112 в постоянную эксплуатацию);
аналитик;
специалист службы технической поддержки.
4.3.2. Организационная (штатная) структура ЕДДС IV-V категорий должна включать следующих специалистов:
начальник ЕДДС;
заместитель начальника ЕДДС - старший дежурный оперативный;
дежурные оперативные;
помощники дежурного оперативного - операторы-112 (при вводе системы-112 в постоянную эксплуатацию).
Для выполнения функциональных обязанностей аналитика и специалиста службы технической поддержки ЕДДС IV-V категорий рекомендуется привлекать специалистов данных должностей, входящих в состав штатной структуры администрации главы муниципального образования.
4.4. Общая численность сотрудников ЕДДС зависит от категории ЕДДС, характеристик муниципального образования (наличия потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, наличия других рисков на территории и т.п.). Пример организационно-штатной структуры ЕДДС приведен в таблице.
Таблица
Пример организационно-штатной структуры ЕДДС I-V категорий
Категория ЕДДС |
Наименование должности |
Количество человек |
|||||||
НЕДДС |
ЗНЕДДС |
СДО |
ДО |
Оператор-112 |
Аналитик |
СТП |
По штату |
В оперативной дежурной смене |
|
I категория: более 1 млн человек |
1 |
2 |
5/1 |
36/8 |
32/7 |
9/2 |
9/2 |
94 |
20 |
II категория: от 250 тыс. до 1 млн человек |
1 |
2 |
5/1 |
27/6 |
27/6 |
5/1 |
5/1 |
72 |
15 |
III категория: от 100 до 250 тыс. человек |
1 |
1 |
5/1 |
18/4 |
14/3 |
5/1 |
5/1 |
49 |
10 |
IV категория: от 50 до 100 тыс. человек |
1 |
1 |
9/2 |
5/1 |
- |
- |
16 |
3 |
|
V категория: до 50 тыс. человек (муниципальный район) |
1 |
1 |
4/1 |
5/1 |
|
|
11 |
2 |
где НЕДДС - начальник (руководитель) единой дежурно-диспетчерской службы; ЗНЕДДС - заместитель начальника (руководителя) единой дежурно-диспетчерской службы; СДО - старший дежурный оперативный; ДО - дежурный оперативный; СТП - специалист службы технической поддержки.
4.5. ЕДДС муниципального образования включает в себя: руководство ЕДДС и дежурно-диспетчерский персонал.
В состав руководства ЕДДС I-II категорий входят начальник ЕДДС и его заместители: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
В состав руководства ЕДДС III категории входит 1 заместитель начальника ЕДДС.
В состав руководства ЕДДС IV-V категорий входят начальник ЕДДС и заместитель начальника ЕДДС - старший дежурный оперативный.
4.6. Организационная структура и штатное расписание ЕДДС должны предусматривать формирование оперативных дежурных смен из расчета несения круглосуточного дежурства (четырех-пятисменного дежурства).
4.6.1. В повседневном режиме функционирования численность специалистов в составе оперативной дежурной смены определяется в соответствии с пунктами 4.1 и 4.4 настоящего Положения о ЕДДС (в состав оперативной дежурной смены ЕДДС V категории в обязательном порядке должны быть включены минимум 2 сотрудника: дежурный оперативный и помощник дежурного оперативного - оператор-112).
4.6.2. При переводе ЕДДС в режим чрезвычайной ситуации состав оперативной дежурной смены усиливается штатными специалистами.
4.7. При дислокации ЕДДС II-III категорий в одном муниципальном образовании (районе, городском округе) с региональной службой 112, в организационно-штатную структуру ЕДДС не включаются помощники дежурного оперативного - операторы-112.
4.8. На обучение и повышение квалификации специалисты ЕДДС направляются решением руководителя ЕДДС. Обучение и повышение квалификации специалистов ЕДДС проводят в учебно-методических центрах по ГО и ЧС, курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности; стажировки - на рабочем месте. Специалисты ЕДДС должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. По результатам обучения/повышения квалификации специалисты проходят оценку подготовленности и допускаются к работе.
В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, совершенствования их практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками, руководство ЕДДС организовывает подготовку дежурно-диспетчерского персонала по специально разработанной МЧС России программе.
Занятия по подготовке дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводятся в рабочее время. Время и порядок проведения занятий определяются руководителем единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования.
В целях повышения эффективности принятия управленческих решений дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС участвует в установленном порядке в проведении совместных тренировок с органами повседневного управления, силами и средствами РСЧС, расположенными на территории Республики Саха (Якутия), под руководством ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия).
5. Требования к помещениям ЕДДС
Зал оперативной дежурной смены ЕДДС должен обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве оперативной дежурной смены, а также главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ), заместителя председателя КЧС и ОПБ, старшего оперативного дежурного (для ЕДДС V категории должны быть предусмотрены минимум 5 автоматизированных рабочих мест).
Расчет потребностей в площадях, планировке зала оперативной дежурной смены ЕДДС муниципального образования производят в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и норм.
В зале оперативной дежурной смены должно быть предусмотрено место хранения документации. Минимальный перечень документации ЕДДС должен содержать: нормативные правовые акты по вопросам создания и функционирования ЕДДС на федеральном уровне; порядок создания и организации деятельности ЕДДС муниципального образования на региональном и муниципальном уровне; документы, определяющие повседневную деятельность (документация по организации оперативного дежурства, инструкции и др.); документацию дежурного оперативного (журналы дежурства, инструкции по обмену информацией и др.); документы по организации оповещения (схемы и списки оповещения и др.); паспорта безопасности; планы взаимодействия ЕДДС муниципального образования с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС (происшествий); аварийные и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы.
6. Требования к составу и оборудованию ЕДДС
6.1. Перед заступлением на дежурство должен проводиться инструктаж дежурного персонала согласно утвержденному плану проведения инструктажа. В ходе инструктажа до дежурно-диспетчерского персонала доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, изменения в режимах работы средств связи, оповещения, оборудования ЕДДС, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их повторение.
6.2. Каждый сотрудник ЕДДС обязан носить специальную форму во время исполнения служебных обязанностей.
6.3. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством, доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, включающая:
комплекс средств автоматизации ЕДДС, включая: систему хранения, обработки и передачи данных; систему видео-конференц-связи; систему отображения информации (в т. ч. видеокамера с функцией зума и поворота, выносной микрофон); систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств, АРМ специалистов; метеостанцию;
систему связи и оповещения, включая: систему телефонной связи; средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента; систему радиосвязи; систему оповещения населения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения и оповещения должностных лиц; систему внутренней связи; систему приема сигналов оповещения и боевого управления;
систему резервного электроснабжения;
иное специализированное программное обеспечение, позволяющее оперативной дежурной смене ЕДДС выполнять задачи по предназначению;
автоматизированные рабочие места специалистов.
6.3.1. Комплекс средств автоматизации ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих функций:
своевременного представления главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования;
оперативной подготовки дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о городе (муниципальном районе), городских (районных) органах управления (в том числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
сбор и передачу данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
мониторинг, анализ, прогнозирование, оценку и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;
подготовку данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображение на электронной (цифровой) карте территории муниципального образования;
представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
6.3.1.1. КСА ЕДДС должен сопрягаться:
с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций;
системами оповещения и информирования;
системой-112;
системами мониторинга, включая системы: видеонаблюдения, фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные (ГЛОНАСС/GPS), мониторинга объектов жилищно-коммунального хозяйства, экомониторинга и т.п.;
системами лабораторного контроля;
информационно-аналитическими системами;
АИУС РСЧС;
АПК "Безопасный город";
другими существующими и перспективными системами.
6.3.1.2. КСА ЕДДС должен включать технически взаимосвязанные: систему хранения, обработки и передачи данных; систему видео-конференц-связи; систему отображения информации (в т.ч. видеокамера с функцией зума и поворота, выносной микрофон); систему мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств, АРМ специалистов; метеостанцию.
6.3.2. Система хранения, обработки и передачи данных должна состоять из следующих элементов: оборудование локальной вычислительной сети. оборудование хранения и обработки данных, автоматизированные рабочие места, оргтехника.
6.3.3. Система видео-конференц-связи должна обеспечивать участие оперативных дежурных ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
Система видео-конференц-связи должна состоять из следующих основных элементов: видеокодек, видеокамера, микрофонное оборудование, оборудование звукоусиления.
6.3.4. Система отображения информации (видеостена) должна обеспечивать вывод информации с автоматизированных рабочих мест, а также с оборудования видео-конференц-связи.
6.3.5. Система мониторинга стационарных объектов и подвижных транспортных средств должна обеспечивать прием данных от объектов мониторинга, отображение объектов мониторинга, а также транспортных средств, оснащаемых аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации, на территории соответствующего городского округа, муниципального района.
В составе оборудования наблюдения в ЕДДС должны быть предусмотрены станции радиационного контроля и средства гидрометеорологии.
6.3.6. Для обеспечения приема вызовов и сообщений о происшествиях по единому номеру "112", поступающих с территории муниципального образования, на базе ЕДДС может быть создан центр обработки вызовов системы-112. Необходимость развертывания ЦОВ ЕДДС, его организационная структура, должностные обязанности персонала, состав программно-аппаратных средств определяются техническим проектом на создание системы-112 в Республике Саха (Якутия).
Для обеспечения эффективного и незамедлительного взаимодействия всех служб и ведомств, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, на базе ЕДДС может быть создан КСА ЕЦОР АПК "Безопасный город". Необходимость развертывания КСА ЕЦОР АПК "Безопасный город", его организационная структура, должностные обязанности персонала, состав программно - аппаратных средств определяются техническим проектом на создание АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования.
6.3.6.1. ЦОВ ЕДДС должен обеспечивать:
прием по единому номеру "112" вызовов (сообщений о происшествиях) от абонентов фиксированной и мобильной связи с территории муниципального образования;
получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по единому номеру "112", и/или абонентского устройства, с которого был осуществлен вызов (сообщение о происшествии), а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии);
проведение анализа поступающей информации о происшествиях;
направление информации о происшествиях, в том числе вызовов (сообщений о происшествиях), в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по единому номеру "112";
автоматизированное восстановление соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по единому номеру "112", в случае внезапного прерывания соединения;
регистрацию всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру "112";
ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях);
возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на иностранных языках.
6.3.6.2. КСА ЕЦОР АПК "Безопасный город" должен обеспечивать:
своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и другим заинтересованным органам местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) на территории муниципального образования, оперативную подготовку и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий);
включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий) на муниципальном уровне;
улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, многовариантности и оптимизации выбора рационального варианта;
многократность использования первичной информации, упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;
повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации;
организационно-методическую, информационно-лингвистическую и программно-техническую совместимости сегментов, подсистем и компонентов АПК "Безопасный город".
6.3.7. Система телефонной связи должна состоять из следующих элементов: мини-АТС, телефонные аппараты, система записи телефонных переговоров. Система связи должна обеспечивать:
прием и передачу сигналов управления, обмен всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством;
организацию связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления и силами;
организацию связи с подвижными объектами при их передвижении на любом виде транспорта, оборудованного средствами связи.
6.3.7.1. Должны быть обеспечены прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), ЕДДС соседних муниципальных образований, а также с ДДС, действующими на территории муниципального образования.
6.3.7.2. Для обеспечения приема информации одновременно от нескольких абонентов в ЕДДС АТС должна реализовать функцию многоканального телефонного номера.
6.3.8. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи. Система радиосвязи должна состоять из следующих основных элементов: УКВ-радиостанция, КВ-радиостанция.
Для организации радиосетей должны быть получены разрешения на частоты в Радиочастотной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
6.3.9. Система оповещения должностных лиц должна обеспечивать оповещение руководящего состава органа местного самоуправления, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, действующих на территории муниципального образования. Система оповещения персонала может быть реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий. Количество телефонных линий должно определяться исходя из количества оповещаемых абонентов и требуемого времени оповещения. Сигналы оповещения и экстренная информация дежурно-диспетчерским службам и подразделениям постоянной готовности могут передаваться по всем имеющимся средствам связи и каналам связи.
6.3.10. Система оповещения населения должна обеспечивать своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения на территории муниципального образования о возникновении или угрозе возникновения ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
сеть электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сеть проводного радиовещания;
сеть уличной радиофикации;
сеть кабельного телерадиовещания;
сеть эфирного телерадиовещания;
сеть подвижной радиотелефонной связи;
сеть местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Задействование средств системы оповещения должно осуществляться дежурным оперативным (старшим дежурным оперативным) по указанию главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) или самостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим докладом.
6.3.11. Система внутренней связи должна обеспечивать оповещение лиц, находящихся в ЕДДС, посредством задействования оборудования звукоусиления, установленного в помещениях ЕДДС. Система внутренней связи должна состоять из следующих основных элементов: микрофон дежурного оперативного, усилитель мощности, акустические системы.
6.3.12. Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой, а для населенных пунктов с населением свыше 500 тыс. человек - первой категории особой группы.
6.3.12.1. Система резервного электроснабжения должна обеспечивать работоспособность телекоммуникационного оборудования в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания. К системе резервного электроснабжения должны быть подключены: система телефонной связи, система хранения, обработки и передачи данных, система видео-конференц-связи; система отображения информации, система оповещения персонала, система мониторинга транспортных средств, система внутренней связи.
6.3.12.2. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.
В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т. п.
7. Режимы функционирования ЕДДС
7.1. ЕДДС муниципального образования функционирует круглосуточно и при этом должна:
обеспечить оповещение руководящего состава и сил РСЧС, в том числе ДДС экстренных оперативных служб, ДДС организаций (объектов), привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
обеспечить взаимодействие с руководителями соответствующих служб с целью немедленного направления к месту ЧС (происшествия) сил и средств РСЧС;
обеспечить координацию действий сил и средств РСЧС, ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций по предотвращению и/или ликвидации ЧС (происшествий);
обеспечить по решению главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;
самостоятельно принимать необходимые решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.
7.2. ЕДДС, как орган повседневного управления РСЧС муниципального уровня, функционирует в режимах: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
7.2.1. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет:
прием от населения, организаций и ДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности;
обобщение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
поддержание в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС, систем связи и оповещения;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ, руководителю органа, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС муниципального образования, в ДДС экстренных оперативных служб, которые необходимо направить к месту ЧС (происшествия), в ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия);
по решению главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) с пульта управления ЕДДС или ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) производит информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, о порядке действий;
получение и анализ данных от систем мониторинга, систем наблюдения и контроля за обстановкой в муниципальном образовании, состоянием потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, а также за состоянием окружающей среды, в том числе от аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
разработку, корректировку и согласование с ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций регламентов и соглашений о реагировании на ЧС (происшествия) и информационном взаимодействии;
контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения муниципального образования;
уточнение и корректировку действий ДДС, привлеченных к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112";
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с территории муниципального образования.
7.2.1.1. Дополнительно, при создании на базе ЕДДС центра обработки вызовов системы-112, осуществляет прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112" с территории муниципального образования, а также анализ и ввод в базу данных системы-112 информации, полученной по результатам реагирования.
Дополнительно, при создании на базе ЕДДС КСА ЕЦОР АПК "Безопасный город", обеспечивает эффективное и незамедлительное взаимодействие всех служб и ведомств, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
7.2.1.2. ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями, заключенными с ЕДДС соглашениями о взаимодействии, и своевременно представляют в ЕДДС оперативную информацию о текущей обстановке, об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), а также о ходе и об окончании проведения работ по ликвидации ЧС (происшествия).
7.2.1.3. Сообщения, поступившие в ДДС и идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС. Сообщения о чрезвычайных ситуациях (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.
7.2.2. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций переводятся при угрозе возникновения ЧС. В режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и ДДС муниципального образования переводятся решением главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ). В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно осуществляет:
взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств РСЧС, ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций к действиям в случае возникновения ЧС;
оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ОПБ, органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ, руководителю органа, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС муниципального образования, в ДДС экстренных оперативных служб, которые необходимо направить к месту ЧС (происшествия), в ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия);
получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории муниципального образования, на потенциально опасных объектах, опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, сил и средств РСЧС;
корректировку планов реагирования ЕДДС на угрозу возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, силами и средствами РСЧС, действующими на территории муниципального образования в целях предотвращения ЧС;
координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, сил и средств РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий;
информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
по решению главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) с пульта управления ЕДДС или ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) производит оповещение населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, информирует о принимаемых мерах и порядке действий;
обобщение и анализ информации о чрезвычайных ситуациях (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов вышестоящим органам управления по подчиненности;
представление докладов вышестоящим органам управления по подчиненности в соответствии с установленной формой.
В режиме повышенной готовности ЕДДС действуют в соответствии с положением о местной подсистеме РСЧС, положениями о ЕДДС муниципального образования и соглашениями (регламентами) об информационном взаимодействии.
7.2.3. При возникновении чрезвычайной ситуации муниципального, межмуниципального или более масштабного характера старший дежурный оперативный (дежурный оперативный) ЕДДС немедленно оповещает главу муниципального образования, (председателя КЧС и ОПБ), старшего оперативного дежурного ЦУКС ГУ МЧС по Республике Саха (Якутия), начальника ЕДДС, осуществляет вызов членов КЧС и ОПБ, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по ликвидации ЧС. До прибытия главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) старший дежурный оперативный (дежурный оперативный) ЕДДС осуществляет оповещение и выдвижение сил и средств муниципального звена РСЧС к месту ЧС (происшествия). По решению главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) на территории может быть введен режим чрезвычайной ситуации. Решение о введении на территории муниципального образования режима ЧС доводится до органов управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, привлекаемых к реагированию и ликвидации ЧС и других заинтересованных организаций, ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия).
7.2.4. В режиме чрезвычайной ситуации ЕДДС дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
организует немедленное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их усилий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
осуществляет сбор, обработку и представление собранной информации, производит оценку обстановки, дополнительное привлечение к реагированию ДДС экстренных оперативных служб и ДДС организаций, действующих на территории муниципального образования, производит оповещение старост населенных пунктов и глав сельских поселений в соответствии со схемой оповещения;
по решению главы муниципального образования (председателя КЧС и ОПБ) с пульта управления ЕДДС или ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) производят оповещение населения о чрезвычайной ситуации, информируют о сложившейся ситуации, принимаемых мерах и порядке действий;
осуществляет сбор, обработку уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также оперативное управление действиями ДДС экстренных оперативных служб, ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств РСЧС;
осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, главой муниципального образования, (председателем КЧС и ОПБ), оперативной дежурной сменой ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), оперативным штабом ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров, ДДС экстренных оперативных служб, ДДС организаций, а также со старостами населенных пунктов и главами сельских поселений о ходе реагирования на ЧС и ходе ведения аварийно-восстановительных работ;
осуществляет привлечение аварийно-восстановительных служб, нештатных аварийно-спасательных формирований и иных организаций к мероприятиям по проведению аварийно-восстановительных работ в зоне ЧС, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления;
осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
готовит и представляет в вышестоящие органы управления по подчиненности доклады и донесения о ЧС в соответствии с установленной формой.
В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС муниципального образования. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.