Постановление Правительства Хабаровского края от 26 августа 2021 г. N 383-пр
"Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Хабаровского края"
В целях реализации Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365, Правительство края постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Хабаровского края.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2009 г. N 290-пр "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Хабаровского края";
пункты 3, 4 постановления Правительства Хабаровского края от 5 ноября 2013 г. N 370-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края и признании утратившим силу постановления Правительства Хабаровского края от 29 ноября 2006 г. N 184-пр "О порядке реализации вопросов обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края";
постановление Правительства Хабаровского края от 13 августа 2015 г. N 247-пр "О внесении изменений в Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2009 г. N 290-пр";
постановление Правительства Хабаровского края от 30 мая 2017 г. N 217-пр "О внесении изменений в Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2009 г. N 290-пр";
постановление Правительства Хабаровского края от 29 сентября 2017 г. N 393-пр "О внесении изменения в Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2009 г. N 290-пр".
Врио Губернатора, Председателя |
М.В. Дегтярев |
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Хабаровского края
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 26 августа 2021 г. N 383-пр)
1. Общие положения
1.1. Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Хабаровского края (далее - РАСЦО) разработано в соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 (далее - Положение N 578/365).
1.2. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к РАСЦО, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. РАСЦО включается в систему управления гражданской обороной (далее также - ГО) Хабаровского края и Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - краевая подсистема РСЧС), обеспечивающей доведение до населения Хабаровского края (далее также - край), органов управления и сил ГО края и краевой подсистемы РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из комплекса программно-технических средств, средств комплексной системы экстренного оповещения населения Хабаровского края об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН), а также обеспечивающих ее функционирование каналов линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.4. В состав РАСЦО входит КСЭОН, представляющая собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления краевой подсистемы РСЧС и до населения края в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
1.5. Системы оповещения населения Хабаровского края создаются на следующих уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- на региональном уровне - РАСЦО;
- на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Границами зоны действия РАСЦО являются административные границы Хабаровского края.
1.6. КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения края.
1.7. Создание и поддержание РАСЦО в постоянной готовности к применению является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Правительством края, администрациями городских округов, муниципальных районов края в пределах своих полномочий по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РАСЦО может быть задействована как в мирное, так и в военное время.
1.8. В целях обеспечения устойчивого функционирования РАСЦО предусматривается доведение информации оповещения в соответствии с задачами РАСЦО с двух территориально разнесенных краевых пунктов управления, укомплектованных необходимой аппаратурой оповещения, радиовещания и средствами связи.
1.9. РАСЦО должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению N 578/365.
1.10. На РАСЦО оформляется паспорт в соответствии с приложением N 2 к Положению N 578/365.
2. Назначение и основные задачи РАСЦО
2.1. Система РАСЦО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения края, органов управления и сил ГО края и краевой подсистемы РСЧС.
2.2. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО края и краевой подсистемы РСЧС;
- комитета Правительства края по гражданской защите;
- Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований края;
- сил ГО края и краевой подсистемы РСЧС;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
- людей, находящихся на территории Хабаровского края.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также до дежурно-диспетчерской службы Правительства края, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов края и организаций, на территории которых действует КСЭОН.
3. Порядок задействования РАСЦО
3.1. Задействование по предназначению РАСЦО планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения края, планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций края.
3.2. Оперативный дежурный дежурно-диспетчерской службы Правительства Хабаровского края (далее - ДДС Правительства края), получив в системе управления ГО края и краевой подсистеме РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Губернатора, Председателя Правительства края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО края и краевой подсистемы РСЧС.
3.3. Решение на задействование РАСЦО принимается Правительством края.
Руководитель ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливает границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимает решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Правительства края, руководителя органа местного самоуправления муниципального образования края, организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), на территории которого действует КСЭОН.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования РАСЦО.
В автоматическом режиме функционирование КСЭОН включается (запускается) от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия дежурных ДДС Правительства края, единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований края (далее - ЕДДС муниципального образования) и дежурных организаций, ответственных за включение (запуск) КСЭОН.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) РАСЦО и КСЭОН осуществляется дежурными ДДС Правительства края, ЕДДС муниципального образования, дежурными организациями, на территории которых действует КСЭОН, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- дежурные ДДС Правительства края, ЕДДС муниципальных образований осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования РАСЦО - автоматизированный.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется в соответствии с требованиями пункта 20 Положения N 578/365.
3.6. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения края и определении способов и сроков оповещения населения края осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Хабаровского края.
3.7. Порядок действий дежурных ДДС Правительства края, операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Хабаровского края, заключенными соглашениями.
3.8. Комитет Правительства края по гражданской защите, органы местного самоуправления муниципальных образований края и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления краевой подсистемы РСЧС, ДДС Правительства края, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
О случаях несанкционированного задействования РАСЦО и КСЭОН организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления краевой подсистемы РСЧС через уполномоченное должностное лицо.
4. Поддержание в готовности РАСЦО
4.1. Поддержание РАСЦО и КСЭОН в готовности организуется и осуществляется комитетом Правительства края по гражданской защите и краевым государственным казенным учреждением "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края" в соответствии с пунктом 26 Положения N 578/365.
4.2. В целях контроля за поддержанием в готовности РАСЦО организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности РАСЦО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию РАСЦО без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности РАСЦО задействуются муниципальные системы оповещения населения и КСЭОН.
Комплексная проверка готовности РАСЦО проводится два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления краевой подсистемы РСЧС и ДДС Правительства края, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории Хабаровского края, муниципального образования края), задействуемых при оповещении населения края, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения края осуществляются в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Хабаровского края могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности РАСЦО, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки РАСЦО возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссии по комплексной проверке готовности РАСЦО проверяется выполнение всех требований настоящего Положения и Положения N 578/365.
По результатам комплексной проверки готовности РАСЦО оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности РАСЦО, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению N 578/365, а также уточняется паспорт РАСЦО и КСЭОН.
Технические проверки готовности к задействованию РАСЦО и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными ДДС Правительства края путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производятся.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий в целях исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении Губернатора, Председателя Правительства края, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок РАСЦО не допускается.
4.3. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных РАСЦО, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливаются комитетом Правительства края по гражданской защите совместно с краевым государственным казенным учреждением "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края".
5. Порядок хранения информации документирования
Документирование выполнения техническими средствами РАСЦО действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе технических проверок готовности РАСЦО, комплексных проверок готовности РАСЦО осуществляется в электронном виде на жестком диске.
6. Порядок создания, содержания и совершенствования РАСЦО
Порядок создания, содержания и совершенствования РАСЦО осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершении ее модернизации (реконструкции) и при вводе в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 26 августа 2021 г. N 383-пр "Об утверждении Положения о системе оповещения населения Хабаровского края"
Вступает в силу с 28 августа 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 27 августа 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 августа 2021 г. N 2700202108270004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2023 г. N 579-пр
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2022 г. N 659-пр
Изменения вступают в силу с 14 декабря 2022 г.