г. Калуга |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А36-10920/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2021года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Леоновой Л.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Модный Мир" (г. Липецк, проезд Универсальный, влд 14, корпус П8, помещение 12, ОГРН 1154827020039, ИНН 4825114140): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Байбаева Вадима Александровича (ОГРНИП 311481331300047, ИНН 380119922876): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" (г. Липецк, ул. Гагарина, д. 60А, ОГРН 1054800204073, ИНН 4826045274): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модный мир" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28 декабря 2020 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года по делу N А36-10920/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Модный Мир" (далее - ООО "Модный Мир", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (далее - Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 17.09.2019 N 1359, от 24.09.2019 N 1377, о признании незаконными предписаний от 12.08.2019 "О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда", от 19.08.2019 "Об устранении нарушений требований технических регламентов", от 19.08.2019 "О приостановке реализации продукции", от 19.08.2019 "О приостановлении действия декларации о соответствии".
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Байбаева Вадима Александровича (далее - ИП Байбаев В.А.), Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области").
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28 декабря 2020 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 30.12.2020), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года, оспариваемые постановления от 17.09.2019 N 1359, от 24.09.2019 N 1377 признаны незаконными и отменены; в удовлетворении требований признании незаконными предписаний от 12.08.2019 "О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда", от 19.08.2019 "Об устранении нарушений требований технических регламентов", от 19.08.2019 "О приостановке реализации продукции", от 19.08.2019 "О приостановлении действия декларации о соответствии" отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, Управление просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Несмотря на то, что заявитель кассационной жалобы оспаривает только постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу, суд кассационной инстанции проверяет законность, в том числе, и решения суда первой инстанции, поскольку постановлением суда апелляционной инстанции от 20.08.2021 решение суда первой инстанции от 28.12.2020 оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения управления от 13.06.2019 N 518/06 проведена плановая выездная проверка в отношении ИП Байбаева В.А., в ходе которой в помещении магазина ИП Байбаева В.А. "Лель" по адресу: г. Липецк, пр. Победы, д. 103, изъяты образцы товара: распашонка трикотаж 100 % хлопок, размер 18/рост 56, артикул 2430, дата изготовления 2019 г., производитель ООО "Модный мир", масса образца - 3 единицы, масса партии - 14 единиц; футболка "Африка" кулиска, размер 44-68, состав 100 % хлопок, артикул 421596, производитель ИП Пащенко С.Н., дата изготовления - 2019 г., масса образца - 3 единицы, масса партии - 15 единиц, что зафиксировано в протоколе взятия образцов (проб) товаров для проведения экспертизы от 03.07.2019.
Согласно протоколу лабораторных исследований, испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" от 11.07.2019 N 168 и заключению по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований (испытаний) к протоколу от 11.07.2019 N 168 распашонка трикотаж 100 % хлопок, размер 18/рост 56, артикул 2430, дата изготовления 2019 г., производитель ООО "Модный мир", не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" по показателю гигроскопичность.
По результатам проверки составлен акт от 26.07.2019 N 70/26.
Определением управления от 31.07.2019 N 99 в отношении ООО "Модный мир" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования в помещении ООО "Модный Мир" по адресу: г. Липецк, Универсальный проезд, д. 14, корпус П8, помещение 12, изъяты образцы товара - распашонка трикотаж 100 % хлопок, размер 20/рост 62, артикул 2430, дата изготовления 2019 г., производитель ООО "Модный мир", масса образца - 3 единицы, масса партии - 3 единицы, что зафиксировано в протоколе взятия образцов (проб) товаров для проведения экспертизы от 31.07.2019.
Согласно протоколу лабораторных исследований, испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" от 06.08.2019 N 181, экспертному заключению от 06.08.2019 N 1687 распашонка трикотаж 100 % хлопок, размер 20/рост 62, артикул 2430, дата изготовления 2019 г., производитель ООО "Модный Мир", не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" по показателю гигроскопичность.
15.08.2019 управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 1275, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением управления по делу об административном правонарушении от 17.09.2019 N 1359 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе административного расследования административным органом обнаружено, что на маркировочном ярлыке одежды первого слоя для новорожденных: распашонка трикотаж 100 % хлопок, размер 18/рост 56, артикул 2430, дата изготовления 2019 г., изготовитель ООО "Модный Мир", изъятого на основании протокола взятия образцов (проб) товара от 31.07.2019, отсутствует информация о дате изготовления (месяц), чем нарушены требования пункта 2 статьи 9 ТР ТС007/2011.
12.09.2019 управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 1426, в котором действия общества квалифицированы по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением управления по делу об административном правонарушении от 24.09.2019 N 1377 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Помимо этого, управлением обществу выданы следующие предписания:
- предписание от 12.08.2019 "О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда", которым обществу предписано в течение 30 дней с момента получения предписания разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, в течение 20 дней с момента разработки представить документированную информацию о ее разработке, в течение 20 дней с момента выполнения программы представить документированную информацию о ее выполнении;
- предписание от 19.08.2019 "Об устранении нарушений требований технических регламентов", которым обществу предписано в срок до 20.11.2019 обеспечить производство и реализацию продукции, предназначенной для детей и подростков - одежда первого слоя новорожденных: распашонка трикотаж 100 % хлопок, артикул 2430, в строгом соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" по показателю гигроскопичность и представить Управлению программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и документированную информацию об устранении выявленных нарушений;
- предписание от 19.08.2019 "О приостановке реализации продукции", которым обществу предписано незамедлительно принять меры по приостановке реализации продукции: одежда первого слоя новорожденных: распашонка трикотаж 100 % хлопок, артикул 2430, дата изготовления 2019 г., изготовитель ООО "Модный Мир", маркированной единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС);
- предписание от 19.08.2019 "О приостановлении действия декларации о соответствии", регистрационный номер ЕАЭС N RU Д-RU.МН33.В.00351, принятой ООО "Модный Мир" в отношении продукции (распашонка трикотаж 100 % хлопок, артикул 2430).
Не согласившись с указанными постановлениями и предписаниями управления, общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями.
Признавая незаконными постановления о привлечении к административной ответственности, суды двух инстанций признали доказанным факт совершения правонарушений, однако в связи с наличием существенных нарушений управлением установленного порядка привлечения к административной ответственности, признали их незаконными и отменили. Отказывая в части удовлетворении требований о признании незаконными предписаний, суды исходили из того, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415, суды двух инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.43 КоАП РФ, однако в связи с допущенными административным органом существенными нарушениями процедуры привлечения к административной ответственности признали оспариваемые постановления незаконными и отменили их.
Выводы судов заявителем жалобы не опровергнуты.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что на основании положений данного Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
Органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации (пункт 1 статьи 39 Закона N 184-ФЗ).
Проведение проверок не является единственной формой государственного контроля (надзора); для вынесения соответствующего предписания в силу его ускоренного защитного и обеспечительного характера и при условии достаточности сведений (документов), полученных управлением в ведомственном порядке, проведение проверки деятельности общества не носит обязательного характера.
Данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.04.2019 N 307-КГ18-22209 по делу N А33-16286/2016.
Факты несоответствия подвергшихся лабораторным исследованиям товаров требованиям технических регламентов получены в рамках законных процедур, что исключает необходимость для проведения дополнительной проверки деятельности юридического лица для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона N 184-ФЗ при признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
В связи с установлением несоответствия продукции ООО "Модный Мир" требованиям ТР ТС 007/2011 управлением правомерно выданы предписания о предписания о разработке изготовителем программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и об устранении нарушений требований технических регламентов.
Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 184-ФЗ в случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции, либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации этой продукции.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесений предписания) органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
Учитывая, что выявленное управлением нарушение требований технического регламента создавало угрозу причинения вреда здоровью детей, суды пришли к выводу о наличии у управления законных оснований для выдачи предписаний о приостановке реализации продукции и приостановлении действия декларации соответствия.
На основании изложенного, установив, что оспариваемые предписания от 12.08.2019 "О разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда", от 19.08.2019 "Об устранении нарушений требований технических регламентов", от 19.08.2019 "О приостановке реализации продукции", от 19.08.2019 "О приостановлении действия декларации о соответствии" не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суды отказали обществу в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
В кассационной жалобе общество не указывает конкретные нормы материального или процессуального права, которые нарушены или неправильно применены судами, не приводит доводов, опровергающих выводы судов, а несогласие общества с оспариваемыми судебными актами не является самостоятельным основанием для их отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 28 декабря 2020 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года по делу N А36-10920/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона N 184-ФЗ при признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.
...
Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 184-ФЗ в случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции, либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации этой продукции.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесений предписания) органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 декабря 2021 г. N Ф10-5923/21 по делу N А36-10920/2019