Приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 25 августа 2021 г. N 963-ОД
"О внесении изменений в некоторые приказы комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2020 г. N 1796 "Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01 декабря 2020 г. N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду", Положением о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 г. N 693-п, приказываю:
1. Внести в приказы комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области следующие изменения:
1.1. В административном регламенте комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Волгоградской области, утвержденном приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30 июня 2017 г. N 1058 "Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Волгоградской области":
1) пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
"1.3. Заявителями при предоставлении государственной услуги являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели либо уполномоченные представители юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги (далее - Заявитель).
Уполномоченные представители юридических лиц, представляющие их интересы, могут действовать на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и подписанной лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, либо нотариально заверенной копии такой доверенности.
Уполномоченные представители физических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляющие их интересы, могут действовать на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и подписанной физическим лицом или индивидуальным предпринимателем соответственно, либо нотариально заверенной копии такой доверенности.
В целях удостоверения личности Заявителя, а также его уполномоченного представителя, представление документа, удостоверяющего личность, либо копии такого документа, заверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательно.
При предоставлении государственной услуги правами и обязанностями Заявителя обладают следующие лица:
в отношении объектов, указанных в подпункте 1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" - лица, наделенные правами и обязанностями по разработке проектов нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
в отношении объектов, указанных в подпункте 2 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" - лица, наделенные правами и обязанностями по разработке проектов региональных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.";
2) в абзаце втором пункта 1.4 слова "кабинет 324" заменить словами "кабинет 302";
3) пункт 1.5 исключить;
4) в пункте 2.2 абзацы четвертый-тринадцатый исключить;
5) пункт 2.3 изложить в следующей редакции:
"2.3. Результатом предоставления государственной услуги является выдача заключения государственной экологической экспертизы (далее - Заключение), отвечающего требованиям статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе", утвержденного приказом Комитета.";
6) пункт 2.4 изложить в следующей редакции:
"2.4. Срок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом комитета об организации и проведении государственной экологической экспертизы (далее - Приказ об организации государственной экологической экспертизы) и не должен превышать два месяца с даты начала ее проведения.
Срок выдачи Заключения Заявителю - 5 календарных дней со дня его утверждения.
Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен приказом Комитета на срок не более месяца, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об экологической экспертизе".";
Подпункт 7 пункта 1.1 настоящего приказа вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
7) абзац тринадцатый пункта 2.5 изложить в следующей редакции:
"приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 декабря 2020 г. N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.04.2021);
8) абзац восьмой пункта 2.6 дополнить новым первым предложением следующего содержания: "Материалы, указанные в абзацах третьем, седьмом настоящего пункта, представляются Заявителем самостоятельно."
9) пункт 2.7 изложить в следующей редакции:
"2.7. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Основаниями для отказа в приеме документов являются:
Заявителем, представителем Заявителя не представлен документ, удостоверяющий личность, либо не представлена доверенность, оформленная в соответствии с пунктом 1.3 Регламента;
представленные документы не поддаются прочтению;
в Заявлении отсутствуют фамилия, имя, отчество лица, представившего документы, наименование организации, почтовый адрес, реквизиты, указанные в приложении 1 к Регламенту.";
10) пункт 2.8 изложить в следующей редакции:
"2.8. Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
Основанием для приостановлении предоставления государственной услуги до 30 рабочих дней является направление Заявителю уведомления:
о соответствии материалов установленным требованиям и необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми к уведомлению сметой и счетом на ее оплату в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления;
о некомплектности документов с указанием недостающих документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также о необходимости представления указанных документов в полном объеме в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
отсутствие подтверждения действительности усиленной квалифицированной электронной подписи и статуса (действительности) сертификата открытого ключа в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
несоответствие документации перечню объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенному статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
утрата объектом в период предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы регионального уровня соответствия перечню объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенному статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", вследствие изменений требований законодательства Российской Федерации, в случае, если иное не предусмотрено федеральными законами;
отсутствие оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня направления уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы в форме электронного документа (со дня направления почтового заказного отправления - в случае направления уведомления почтой);
непредставление запрашиваемых материалов в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня направления уведомления о необходимости представления материалов в полном объеме;
письменный запрос Заявителя о возвращении заявительных документов, зарегистрированный в Комитете, не позднее дня, следующего за датой проведения заключительного заседания экспертной комиссии.";
11) пункт 2.9 изложить в следующей редакции:
"2.9. При предоставлении государственной услуги получение иных услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственной услуги, а также участие иных организаций в предоставлении государственной услуги не требуется.";
12) пункт 2.10 дополнить новым абзацем следующего содержания:
"При предоставлении государственной услуги возврат денежных средств в полном объеме либо частично не предусмотрен.";
13) Раздел III. "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к их выполнению, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг" изложить в новой редакции:
"Раздел III. "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к их выполнению, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг
3.1. Состав административных процедур.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрация заявительных документов;
рассмотрение заявительных документов;
формирование и направление межведомственных запросов;
подготовка и издание Приказа об организации государственной экологической экспертизы;
проведение государственной экологической экспертизы;
продление срока проведения государственной экологической экспертизы;
выдача результата предоставления государственной услуги;
исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
3.2. Прием и регистрация заявительных документов.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в Комитет заявительных документов, предусмотренных пунктом 2.6 Регламента.
Специалист Комитета, ответственный за прием и регистрацию заявительных документов, регистрирует их в день поступления. В случае поступления заявительных документов в нерабочее время, регистрация осуществляется на следующий рабочий день.
При поступлении заявительных документов в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), Специалист Комитета, ответственный за прием и регистрацию заявительных документов, осуществляет их регистрацию в течение рабочего дня. В случае поступления заявительных документов в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), в нерабочее время, их регистрация осуществляется на следующий рабочий день.
При представлении заявительных документов непосредственно Заявителем специалист Комитета, ответственный за прием и регистрацию документов, выполняет следующие административные действия:
- проверяет соответствие представленных заявительных документов прилагаемой к заявлению описи;
- проставляет отметку на копии Заявления о приеме заявительных документов с указанием даты и времени приема;
- изготавливает и выдает Заявителю копию Заявления и описи с отметкой о принятии;
- регистрирует поступившие заявительные документы;
- передает поступившие заявительные документы председателю Комитета, заместителю председателя Комитета для назначения ответственного исполнителя.
Максимальный срок выполнения каждого административного действия - 5 минут.
В случае подачи в Комитет заявления непосредственно Заявителем либо его представителем, копия Заявления и описи с отметкой о принятии вручается в день приема.
Результатом административной процедуры является регистрация заявительных документов.
3.3. Рассмотрение заявительных документов
Основанием для начала административной процедуры является поступление заявительных документов в Отдел в срок не более одного рабочего дня после регистрации и передачи поступивших заявительных документов председателю Комитета, заместителю председателя Комитета для назначения ответственного исполнителя. Заявительные документы поступают в Отдел с отметкой о регистрации и визой председателя Комитета, заместителя председателя Комитета. В течение одного рабочего дня начальник Отдела принимает решение о назначении ответственного исполнителя из числа штатных сотрудников Отдела с учетом их должностных обязанностей, о чем ставит резолюцию на зарегистрированном Заявлении.
При поступлении заявительных документов, необходимых для получения государственной услуги, в электронной форме ответственный исполнитель в течение одного рабочего дня после дня назначения ответственного исполнителя осуществляет проверку заявительных документов на соответствие требованиям Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В случае соответствия электронной подписи установленным требованиям информация о начале рассмотрения заявительных документов в течение одного рабочего дня, следующего за днем их поступления в Отдел, ответственным исполнителем направляется Заявителю в виде электронного сообщения по указанному им адресу электронной почты.
В случае отсутствия подтверждения действительности усиленной квалифицированной электронной подписи и статуса (действительности) сертификата открытого ключа в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", ответственным исполнителем направляется уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в течение 3 дней со дня завершения проверки. Уведомление подписывается усиленной квалифицированной подписью председателя Комитета, заместителя председателя Комитета.
Заявитель вправе обратиться повторно, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в рассмотрении заявительных документов.
Ответственный исполнитель в течение 7 рабочих дней со дня регистрации осуществляет проверку принадлежности заявительных документов к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня, комплектность заявительных документов и по результатам проверки направляет Заявителю уведомление:
при соответствии заявительных документов установленным пунктом 3.3 Регламента требованиям - о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми к уведомлению сметой и счетом на ее оплату в течение 30 рабочих дней со дня направления уведомления. Смета расходов на проведение государственной экологической экспертизы составляется в соответствии с приказами Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 404 "Об утверждении Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы", от 12 мая 2014 г. N 405 "Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы";
при несоответствии заявительных документов требованиям, установленным пунктом 2.6 Регламента, - о некомплектности документов с указанием недостающих документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, а также о необходимости представления указанных документов в полном объеме в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
При отсутствии оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня направления уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы в форме электронного документа (со дня направления почтового заказного отправления - в случае направления уведомления почтой) или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых документов государственная экологическая экспертиза не проводится и заявительные документы возвращаются заявителю не позднее 3 рабочих дней со дня истечения установленного срока.
Об установлении комплектности заявительных документов и их соответствия объекту экспертизы ответственный исполнитель докладывает начальнику Отдела, которым принимается решение об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
Результатом административной процедуры является принятие начальником Отдела решения об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
3.4. Формирование и направление межведомственных запросов.
Основанием для начала административной процедуры является непредставление Заявителем по собственной инициативе документов, указанных в пункте 2.6 Регламента.
Формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 210-ФЗ.
Формирование и направление межведомственных запросов осуществляется ответственным исполнителем в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня регистрации заявительных документов.
Результатом предоставления государственной услуги является формирование и направление межведомственных запросов.
3.5. Подготовка и издание приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
Основанием для начала административной процедуры является оплата проведения государственной экологической экспертизы в срок, определенный пунктом 2.8 Регламента.
Приказ об организации государственной экологической экспертизы издается не позднее, чем через 15 календарных дней после оплаты проведения государственной экологической экспертизы.
В течение срока с момента оплаты проведения государственной экологической экспертизы до момента издания приказа об организации государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель в рамках подготовки проекта Приказа об организации государственной экологической экспертизы подготавливает предложения начальнику Отдела по кандидатурам руководителя, ответственного секретаря и членов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее - экспертная комиссия) согласно приложению N 3 к Регламенту и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы по форме согласно приложению 4 к Регламенту.
Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным.
К проекту Приказа об организации государственной экологической экспертизы должно быть приложено согласие внештатных экспертов, планируемых к привлечению в рамках предоставления государственной услуги, оформленное документально.
Согласие должно содержать информацию об отсутствии ограничений и запретов, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Ответственный секретарь экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее - ответственный секретарь) назначается начальником Отдела из числа штатных сотрудников Отдела.
Формируемый ответственным секретарем проект состава экспертной комиссии должен содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (при наличии) эксперта и рассматриваемом экспертом вопросе.
Ответственный секретарь подготавливает проект Приказа об организации государственной экологической экспертизы, определяющего состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), срок проведения государственной экологической экспертизы, задание на проведение государственной экологической экспертизы.
Комитет образует экспертные комиссии по каждому конкретному объекту государственной экологической экспертизы из внештатных экспертов (по согласованию с ними) и штатных сотрудников Комитета.
Ответственный секретарь в течение 3 рабочих дней со дня издания Приказа об организации государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение, осуществляющее размещение информации на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области, уведомление о начале работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, содержащего информацию о сроке ее проведения, дате, месте и форме проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее - организационное заседание).
Ответственный секретарь в течение 3 рабочих дней со дня издания Приказа об организации государственной экологической экспертизы уведомляет Заявителя письмом о начале проведения государственной экологической экспертизы, направленным посредством заказного почтового отправления либо путем вручения непосредственно Заявителю.
Ответственным секретарем формируется дело государственной экологической экспертизы в отношении конкретного объекта государственной экологической экспертизы регионального уровня.
Уничтожение, а также исправление и (или) изъятие находящихся в делах государственной экологической экспертизы документов не допускаются.
Дело государственной экологической экспертизы формируется в электронном виде при предоставлении документов в электронной форме с приложением описи в электронном виде, при предоставлении документов на бумажном носителе - в бумажном виде.
Каждому делу государственной экологической экспертизы присваивается номенклатурный номер в порядке, определенном приказом Комитета.
Дело государственной экологической экспертизы содержит:
заявление, содержащее информацию о наименовании объекта государственной экологической экспертизы, с приложением подробной описи документов, представляемых на государственную экологическую экспертизу;
материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, включая публикации в официальных изданиях, протокол, иные документы (при наличии);
заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами, заключения и (или) документы по результатам согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке (при необходимости);
документацию, являющуюся объектом и прошедшую государственную экологическую экспертизу, в бумажном виде или на электронном носителе, предназначенную для последующей передачи на архивное хранение;
копию письма-уведомления в адрес Заявителя о некомплектности заявительных документов (при наличии);
копии межведомственных запросов о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги (при наличии), и полученные ответы;
письмо Заявителя о направлении дополнительных документов по запросу о некомплектности заявительных документов (при наличии);
копию письма-уведомления в адрес Заявителя о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы с приложением счета на оплату проведения государственной экологической экспертизы, а также сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
копию платежного поручения об оплате государственной экологической экспертизы;
проект состава экспертной комиссии (с приложением согласия внештатных экспертов);
копию Приказа об организации государственной экологической экспертизы;
копию письма-уведомления в адрес Заявителя о направлении представителей для участия в организационном заседании;
протокол организационного заседания с приложением явочного листа, содержащего подписи участников заседания;
календарный план работы экспертной комиссии;
заявления экспертов о необходимости представления дополнительной информации по объекту государственной экологической экспертизы (при наличии), направляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
копию письма-уведомления о необходимости предоставления дополнительной информации об объекте государственной экологической экспертизы с приложением перечня необходимой дополнительной информации, сформированного на основании заявлений экспертов;
письмо Заявителя о предоставлении дополнительных документов с приложением описи и документов (для последующей передачи на архивное хранение);
протоколы рабочих заседаний с приложением явочных листов, содержащих подписи участников заседаний (в случае проведения заседания в очной форме). В случае проведения заседания в режиме видео-конференц-связи протокол подписывается ответственным секретарем;
индивидуальные (групповые) экспертные заключения, содержащие в том числе описание и перечень рассмотренной документации, оценку выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации, оценку достаточности предусмотренных мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, рекомендации (замечания), а также мотивированные выводы, основанные на требованиях законодательства Российской Федерации;
письмо Заявителя о продлении государственной экологической экспертизы (при наличии);
календарный план работы экспертной комиссии, содержащий откорректированные сроки работы экспертной комиссии с учетом продления срока проведения государственной экологической экспертизы;
копию приказа о продлении сроков проведения государственной экологической экспертизы с приложением копии уведомления, содержащего информацию о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы, направленного в адрес Заявителя;
копию приказа о внесении изменений в части состава комиссии (при наличии);
копию письма-уведомления в адрес Заявителя о направлении представителей для участия в заключительном заседании экспертной комиссии;
протокол заключительного заседания с приложением явочного листа с подписями участников заседания;
заключение общественной экологической экспертизы в случае ее проведения в порядке, предусмотренном требованиями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;
копию приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы;
копию заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
копию письма-уведомления о завершении государственной экологической экспертизы;
копию приказа о внесении изменений в приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы (при наличии);
копию уведомления Комитета о наличии ошибки (опечатки), подтверждающего наличие опечатки (ошибки) и содержащего редакцию измененной части заключения государственной экологической экспертизы (при наличии).
Результатом административной процедуры является подготовка и издание приказа об организации государственной экологической экспертизы.
3.5. Проведение государственной экологической экспертизы.
Продление срока проведения государственной экологической экспертизы.
Основанием для начала административной процедуры является утверждение Комитетом Приказа об организации государственной экологической экспертизы.
Работа экспертной комиссии начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют руководитель экспертной комиссии, ответственный секретарь, члены экспертной комиссии, а также могут присутствовать Заявитель (его представители), представители иных заинтересованных органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, общественных организаций.
При согласии экспертной комиссии и наличии технической возможности члены экспертной комиссии, а также Заявитель, его представители, представители заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций могут участвовать в заседаниях экспертной комиссии путем использования систем видео-конференц-связи.
В случае проведения заседаний экспертной комиссии путем использования систем видео-конференц-связи решения, принятые по итогам заседания, отражаются в протоколе без оформления и подписания явочных листов. Ответственным секретарем в протокол вносится запись об участии в заседании членов экспертной комиссии, Заявителя, уполномоченных представителей Заявителя, с указанием должности, фамилии и инициалов участвующих, а также реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей Заявителя. Протокол, оформленный по итогам проведения заседания в режиме видео-конференц-связи, подписывается ответственным секретарем.
Организационное заседание экспертной комиссии проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня утверждения Приказа об организации государственной экологической экспертизы. Ответственный секретарь уведомляет Заявителя о дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии посредством заказного почтового отправления либо вручается непосредственно Заявителю, либо направляется в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Представители заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций уведомляются о дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии при наличии запроса об участии в заседании.
В ходе организационного заседания:
1) Ответственный секретарь сообщает о сроках и составе экспертной комиссии, определенных Приказом об организации государственной экологической экспертизы.
2) Руководитель экспертной комиссии (в его отсутствие - ответственный секретарь) информирует о порядке проведения государственной экологической экспертизы.
3) Заявитель или его представители, в случае их присутствия, докладывают о характере намечаемой деятельности.
4) Руководителем экспертной комиссии и членами экспертной комиссии (за исключением штатных сотрудников Комитета) подписываются контракты с Комитетом в соответствии с Приказом об организации государственной экологической экспертизы по конкретному объекту на основании пункта 2 Порядка оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 404.
В случае неподписания на организационном заседании вследствие отсутствия эксперта или руководителя указанные договоры (контракты) должны быть подписаны в срок не позднее 10 рабочих дней после его проведения.
5) Ответственным секретарем по согласованию с руководителем экспертной комиссии выдаются задания экспертам по форме согласно приложению 5 к Регламенту, формируется календарный план работы экспертной комиссии с указанием последовательности и сроков работы экспертов и (или) экспертных групп (при их создании) по форме согласно приложению 6 к Регламенту.
В календарном плане в том числе:
определяются сроки подготовки групповых (при наличии экспертных групп) и индивидуальных экспертных заключений;
определяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии;
указываются иные сроки (проведения рабочих заседаний экспертной комиссии (в случае необходимости), направления заявлений экспертов о необходимости представления дополнительной информации по объекту государственной экологической экспертизы, ответов Заявителя на вопросы экспертной комиссии), регламентирующие работу экспертной комиссии.
Календарный план подписывается руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.
Дата проведения заключительного заседания экспертной комиссии должна быть назначена не позднее 5 рабочих дней до истечения срока, определенного Приказом об организации государственной экологической экспертизы.
6) Ответственным секретарем осуществляется передача членам экспертной комиссии документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.
В процессе проведения государственной экологической экспертизы экспертная комиссия определяет:
соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;
полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности.
В ходе проведения государственной экологической экспертизы в экспертную комиссию направляются поступившие в Комитет документы, отражающие общественное мнение по объекту экспертизы, и заключения общественных экологических экспертиз в отношении этого объекта экспертизы, проведенных в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти экспертизы были проведены до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Для получения дополнительной информации об объекте государственной экологической экспертизы с целью его всесторонней и объективной оценки на основании заявлений экспертов государственной экологической экспертизы Комитетом в адрес Заявителя направляется соответствующее уведомление, которое также может быть направлено посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Уведомление о необходимости представления дополнительной информации об объекте государственной экологической экспертизы подписывается председателем Комитета, заместителем председателя Комитета.
Уведомление о необходимости представления дополнительной информации об объекте государственной экологической экспертизы направляется Заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления соответствующих заявлений экспертов государственной экологической экспертизы.
Дополнительная информация, поступившая от Заявителя, регистрируется в порядке регистрации заявительных документов и передается ответственным секретарем для использования в работе экспертной комиссии. В случае непредставления Заявителем дополнительной информации документация, являющаяся объектом государственной экологической экспертизы, рассматривается экспертами в исходном объеме.
В случае необходимости получения дополнительной информации об объекте государственной экологической экспертизы может быть организован выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В процессе работы экспертной комиссии:
проводятся заседания экспертной комиссии, включающие, помимо организационного и заключительного, иные рабочие заседания, проводимые с участием Заявителя (уполномоченных представителей Заявителя), в том числе по инициативе Заявителя, в целях реализации прав Заявителя, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 26 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
обращения Заявителя, содержащие информацию о возможности проведения заседаний, помимо организационного, рассматривается в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ;
подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения по форме согласно приложению 7 к Регламенту, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии для последующего рассмотрения на заседаниях экспертных комиссий;
руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии составляется проект заключения экспертной комиссии по форме согласно приложению 8 к Регламенту, оформленный на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений.
Индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения должны содержать мотивированные, основанные на требованиях законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и нормах, установленных техническими регламентами, выводы:
о соответствии в рассматриваемой экспертом части документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
о несоответствии в рассматриваемой экспертом части документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Результаты заседаний экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем экспертной комиссии и ответственным секретарем с приложением явочных листов с подписями участников заседаний.
На заключительном заседании экспертной комиссии могут присутствовать Заявитель (его представители), а также представители иных заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Ответственный секретарь при наличии запроса от Заявителя уведомляет Заявителя о дате и месте проведения заключительного заседания экспертной комиссии посредством заказного почтового отправления либо путем вручения уведомления непосредственно Заявителю, либо направления уведомления в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Представители иных заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций уведомляются о дате и месте проведения заключительного заседания экспертной комиссии при наличии запроса об участии в заседании.
В ходе заключительного заседания:
обсуждается проект заключения экспертной комиссии;
руководитель экспертной комиссии (в его отсутствие - ответственный секретарь) докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта сводного заключения;
проект заключения подписывается руководителем экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии;
руководитель экспертной комиссии и члены экспертной комиссии (за исключением штатных сотрудников Комитета) подписывают акты приемки по договорам (контрактам) с Комитетом.
Заседания экспертной комиссии могут проходить как в очной форме, так и с использованием средств дистанционного взаимодействия.
В случае неподписания на заключительном заседании вследствие отсутствия эксперта или руководителя, акты приемки оказанных по договорам (контрактам) услуг должны быть подписаны в срок не позднее 10 рабочих дней после его проведения.
При одобрении проекта заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем экспертной комиссии и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе.
В случае невозможности подписания членом комиссии подготовленного экспертной комиссией проекта заключения по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, нахождение за пределами региона), руководитель экспертной комиссии (в его отсутствие - ответственный секретарь) делает отметку о причине отсутствия подписи члена комиссии. Документ, содержащий сведения об уважительности причин невозможности подписания отдельными членами комиссии подготовленного экспертной комиссией проекта заключения, подшивается в дело государственной экологической экспертизы по конкретному объекту.
Проект заключения после подписания членами экспертной комиссии в полном составе является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
Внесение любых исправлений, в том числе исправление допущенных опечаток и ошибок в заключении допускается исключительно в случае наличия согласия лиц, его подписавших, с отражением соответствующего решения в протоколе по итогам заседания экспертной комиссии.
При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с выводами заключения, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение".
Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия (соответствия) представленных на экспертизу документов экологическим требованиям и нормам, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды по форме согласно приложению 9 к Регламенту.
Основаниями для продления срока проведения государственной экологической экспертизы являются:
заявление, поданное Заявителем не позднее дня, следующего за днем заключительного заседания, определенного Приказом об организации государственной экологической экспертизы;
неподписание Заключения квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании Заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава экспертной комиссии.
При наличии заявления, поданного Заявителем, ответственный секретарь готовит проект приказа о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы на срок не более месяца.
Приказ о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы подписывается председателем Комитета, заместителем председателя Комитета.
После утверждения приказа о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы ответственным секретарем и экспертной комиссией:
о принятом решении в течение 3 рабочих дней с даты подписания приказа о продлении срока уведомляется Заявитель путем направления письма заказным почтовым отправлением, на адрес электронной почты либо направлением уведомления в форме электронного документа посредством ведомственного программного ресурса;
составляется откорректированный календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп (при их создании) и экспертов;
изменяются сроки подготовки групповых (при наличии экспертных групп) и индивидуальных экспертных заключений;
изменяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии;
назначаются даты проведения заседаний экспертной комиссии с целью обсуждения вопросов экспертной комиссий, требующих непосредственного участия Заявителя (при необходимости), а также для обсуждения разногласий в случае несогласия более одной трети членов списочного состава экспертной комиссии с выводами проекта заключения.
Заключение по объекту государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным.
Положительное Заключение должно содержать обоснованный вывод о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Отрицательное Заключение должно содержать:
обоснованный вывод о несоответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
вывод о необходимости доработки представленных документов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией.
Заключение, подготовленное в двух экземплярах, с приложением особых мнений экспертов (при наличии) и протокола заключительного заседания экспертной комиссии, является основанием для подготовки проекта приказа об утверждении заключения.
Датой оформления Заключения является дата подписания Заключения членами экспертной комиссии.
В случае неподписания Заключения квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании Заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава экспертной комиссии, руководитель экспертной комиссии совместно с начальником Отдела докладывает председателю Комитета, заместителю председателя Комитета о невозможности принятия экспертной комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, необходимости продления срока ее проведения и дополнительном включении экспертов в состав экспертной комиссии, на основании чего вносятся соответствующие изменения в Приказ об организации государственной экологической экспертизы.
Подготовленный ответственным секретарем проект приказа об утверждении Заключения экспертной комиссии направляется на подпись председателю Комитета, заместителю председателя Комитета.
К проекту приказа Комитета об утверждении Заключения экспертной комиссии прикладывается справка о соблюдении установленных требований к проведению государственной экологической экспертизы материалов по форме согласно приложению 10 к Регламенту.
Приказ об утверждении Заключения подписывается председателем Комитета, заместителем председателя Комитета и регистрируется в срок, не превышающий срок проведения государственной экологической экспертизы, установленный Приказом об организации государственной экологической экспертизы.
Приказ об утверждении положительного Заключения, подготовленного экспертной комиссией, должен содержать срок действия указанного Заключения.
Срок действия положительного Заключения устанавливается приказом Комитета об утверждении Заключения (до наступления случаев, при которых положительное Заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу):
по объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня (за исключением проектной документации объектов капитального строительства) - с учетом срока реализации объекта экспертизы;
по объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня (в части проектной документации объектов капитального строительства) - с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения приказом Комитета приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза считается завершенной с момента утверждения приказом Комитета Заключения, подготовленного экспертной комиссией.
Результатом административной процедуры является утверждение приказом Комитета заключения государственной экологической экспертизы.
3.6. Выдача результата предоставления государственной услуги.
Основанием для начала административной процедуры является утверждение приказом Комитета Заключения.
После утверждения приказом Комитета Заключения ответственный секретарь готовит и направляет в адрес Заявителя уведомление о завершении государственной экологической экспертизы и направлении Заключения.
Уведомление подписывается председателем Комитета, заместителем председателя Комитета.
Уведомление направляется Заявителю посредством заказного почтового отправления (в случае направления им заявительных документов по почте), либо вручается непосредственно Заявителю, либо направляется в электронной форме с использованием в течение 5 календарных дней со дня утверждения Заключения.
По результатам предоставления государственной услуги Заявителю предлагается ответить на вопросы о качестве предоставления государственной услуги в случае подачи заявления в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Информация о результатах проведения государственной экологической экспертизы, включая дату и номер приказа об утверждении Заключения, а также об установлении соответствия (несоответствия) документации экологическим требованиям, в течение 10 рабочих дней со дня издания приказа Комитета направляется ответственным секретарем в адрес заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Ответственный секретарь в течение 5 календарных дней со дня издания приказа об утверждении Заключения подготавливает и обеспечивает направление в подразделение, осуществляющее размещение информации на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области, уведомление о результатах проведения государственной экологической экспертизы, содержащее информацию о дате и номере приказа об утверждении Заключения, а также об установлении соответствия (несоответствия) документации экологическим требованиям.
Уведомление о результатах проведения государственной экологической экспертизы размещается на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области в срок не более 7 рабочих дней со дня издания приказа об утверждении Заключения.
В случае утраты Заключения Заявитель, ранее получивший результат предоставления государственной услуги, вправе получить в Комитете дубликат этого Заключения.
Выдача дубликата осуществляется ответственным исполнителем, назначенным начальником Отдела, бесплатно в течение 10 рабочих дней с даты получения Комитетом письменного обращения Заявителя посредством заказного почтового отправления (в случае направления им запроса по почте), либо вручается непосредственно Заявителю, либо направляется в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или с использованием ведомственного программного ресурса.
Документация, представленная на государственную экологическую экспертизу, после ее завершения передается на хранение в архив Комитета в составе сформированного дела государственной экологической экспертизы.
Документация, представленная на государственную экологическую экспертизу, возврату не подлежит.
Комитет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ведет реестр выданных заключений государственной экологической экспертизы, в котором указывается:
наименование объекта государственной экологической экспертизы;
сведения о Заявителе;
сведения о Приказе об организации государственной экологической экспертизы (с указанием реквизитов и срока работы экспертной комиссии);
сведения о приказе об утверждении заключения государственной экологической экспертизы (с указанием реквизитов и срока действия);
сведения о результате государственной экологической экспертизы (с указанием срока действия положительного заключения).
Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений государственной экологической экспертизы, в части наименования объекта, а также сведений о результате (без указания срока действия в случае утверждения положительного заключения государственной экологической экспертизы) и реквизитах приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы ежеквартально, в срок, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, передается ответственным исполнителем в подразделение, осуществляющее размещение информации на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области.
Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений государственной экологической экспертизы публикуется на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области в разделе "Открытые данные" в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Результатом административной процедуры является выдача результата предоставления государственной услуги.
3.7. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо отказе в приеме документов.
Основанием начала выполнения административной процедуры, связанной с исправлением ошибок и опечаток в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в уведомлении об отказе в приеме документов, являются:
Обращение Заявителя, получившего заключение государственной экологической экспертизы либо отказ в приеме документов, об исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных документах.
Выявление Комитетом допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в уведомлении об отказе в приеме документов.
Исправления в приказе Комитета об утверждении заключения государственной экологической экспертизы, заключениях государственной экологической экспертизы срока действия заключения государственной экологической экспертизы не допускается.
В случае, если опечатки (ошибки) в приказе Комитета об утверждении заключения государственной экологической экспертизы выявлены Заявителем, Комитетом в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обращения Заявителя либо со дня выявления допущенных опечаток (ошибок) готовится приказ о внесении изменений в приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы. Копия приказа в течение 3 рабочих дней с момента его утверждения направляется (вручается) Заявителю.
В случае, если по результатам рассмотрения обращения Заявителя в приказе Комитета об утверждении заключения государственной экологической экспертизы опечаток (ошибок) не выявлено, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обращения соответствующее письмо с уведомлением Заявителя об отсутствии опечаток (ошибок) в приказе Комитета направляется (вручается) Заявителю.
В случае, если опечатки (ошибки) выявлены в заключении государственной экологической экспертизы Комитета, Комитет в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обращения Заявителя либо со дня выявления Комитетом допущенных опечаток (ошибок) при наличии согласия лиц, подписавших заключение государственной экологической экспертизы, оформленного документально путем подписания листа, содержащего вносимые изменения, направляет (вручает) Заявителю соответствующее письмо с уведомлением Заявителя, подтверждающее наличие опечатки (ошибки) и содержащее редакцию измененной части заключения государственной экологической экспертизы.
В случае, если по результатам рассмотрения обращения Заявителя в заключении государственной экологической экспертизы Комитета опечаток (ошибок) не выявлено, в адрес Заявителя в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обращения соответствующее письмо с уведомлением Заявителя об отсутствии опечаток (ошибок) в заключении государственной экологической экспертизы Комитета направляется (вручается) Заявителю.
В случае, если опечатки (ошибки) выявлены в уведомлении об отказе в приеме документов, Комитетом в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обращения Заявителя либо со дня выявления Комитетом допущенных опечаток (ошибок) готовится исправленное уведомление, которое в течение 3 рабочих дней с момента его подписания направляется (вручается) Заявителю.
В случае, если по результатам рассмотрения обращения Заявителя в уведомлении об отказе в приеме документов опечаток (ошибок) не выявлено, в адрес Заявителя в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обращения соответствующее письмо с уведомлением Заявителя об отсутствии в уведомлении об отказе в приеме документов опечаток (ошибок) направляется (вручается) Заявителю.
Приказ о внесении изменений в приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы, письмо с уведомлением Заявителя, подтверждающее наличие опечаток (ошибок) и содержащее редакцию измененной части заключения государственной экологической экспертизы, исправленное письмо с уведомлением об отказе в приеме документов подписывается председателем Комитета, заместителем председателя Комитета и направляется Заявителю посредством заказного почтового отправления (в случае направления им обращения по почте), либо вручается непосредственно Заявителю, либо направляется в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или с использованием ведомственного программного ресурса.
Результатом административной процедуры является исправление допущенных опечаток (ошибок) в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо направление в адрес Заявителя ответа с информацией об отсутствии опечаток (ошибок) в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.";
14) Приложение 1 к административному регламенту изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
1.2. В административном регламенте комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по утверждению заключения общественной экологической экспертизы объектов регионального уровня, утвержденный приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 11 сентября 2019 г. N 2370 "Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по утверждению заключения общественной экологической экспертизы объектов регионального уровня":
1) в абзаце первом подпункта 1.4.3 слова "кабинет 324" заменить словами "кабинет 302";
Подпункт 2 пункта 1.2 настоящего приказа вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
2) абзац тринадцатый пункта 2.5 изложить в следующей редакции:
"приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 декабря 2020 г. N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.04.2021);
3) в абзаце втором пункта 2.10 слово "краевого" заменить словом "регионального".
2. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, за исключением подпункта 7 пункта 1.1, подпункта 2 пункта 1.2 приказа, которые вступают в силу с 01 сентября 2021 г. и действуют до 01 сентября 2027 г.
Председатель комитета |
В.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 25 августа 2021 г. N 963-ОД "О внесении изменений в некоторые приказы комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области"
Вступает в силу с 7 сентября 2021 г., за исключением подпункта 7 пункта 1.1, подпункта 2 пункта 1.2 настоящего приказа, которые вступают в силу с 1 сентября 2021 г. и действуют до 1 сентября 2027 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 августа 2021 г. N 3401202108270014, в сетевом издании "Волгоград.Ру" (www.pravo.volgograd.ru) 27 августа 2021 г., в газете "Волгоградская правда" от 10 сентября 2021 г. N 105
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 21 мая 2024 г. N 698-ОД
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 г.