Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Комитета
по образованию
от 23 июля 2021 г. N 2116-р
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга (далее - Положение, РСНМС, система научно-методического сопровождения) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Санкт-Петербурга.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования Системы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2014 N 453 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Санкт-Петербурга N 453 следует читать как "4 июня 2014 г."
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04.02.2021 N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2021 N 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Комитета по образованию от 12.02.2021 N 343-р "Об утверждений типового Положения и перечня показателей эффективности деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников";
национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа".
1.3. Понятия, используемые в положении о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Санкт-Петербурга, приведены в приложении к Положению.
2. Цель, задачи и принципы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2.1. Целью РСНМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального и районного уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи РСНМС:
формирование единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (далее - ЦНППМ);
обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - ФР ДПП) программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленных на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами РСНМС для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", проектов и программ отрасли "Образование" Санкт-Петербурга в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
соответствие реализуемых в Санкт-Петербурге мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
консолидация ресурсов системы образования Санкт-Петербурга, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
3.1. Система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального и районного уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в системе образования Санкт-Петербурга на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РСНМС, представлен следующими субъектами:
3.2.1. Комитет по образованию:
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
разрабатывает и утверждает паспорт РСНМС (далее - паспорт ДППО) и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
обеспечивает финансирование региональной системы.
3.2.2. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (далее - СПб АППО):
обеспечивает разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ дефицитов педагогических работников;
обеспечивает федеральный реестр образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (далее - ФРОП ДППО) программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
предоставляет данные о реализуемых дополнительных профессиональных программах для формирования паспорта РСНМС;
обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в РСНМС;
осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в Комитет по образованию;
выполняет иные задачи и функции, возложенные Комитетом по образованию.
3.2.3. ЦНППМ;
Обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
обеспечивает формирование и заполнение паспорта ДППО в цифровой экосистеме ДПО;
определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из ФРОП ДППО);
обеспечивает обучение работников районных методических служб;
организует адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
выявляет, систематизирует, отбирает и распространяет новые рациональные и эффективные педагогические (управленческие) практики;
координирует направления методического сопровождения субъектами РСНМС;
координирует функционирование Аналитической информационной системы "Конструктор индивидуальной траектории профессионального роста" (далее - АИС);
организует информационное и методическое сопровождение деятельности инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
обеспечивает ведение реестра работников районных методических служб, работников методических служб образовательных организаций Санкт-Петербурга;
проводит сбор и анализ информации о результатах деятельности субъектов РСНМС по ключевым показателям эффективности с последующим Представлением Комитету по образованию, федеральному оператору;
осуществляет отбор стажировочных площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.3. Структурный компонент районного уровня РСНМС представляют субъекты:
3.3.1 Информационно-методические центры администраций районов Санкт-Петербурга:
осуществляют деятельность во взаимодействии с ЦНППМ как субъекты распределенной сети методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров;
создают условия для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов посредством наполнения АИС информацией о проводимых образовательных событиях и реализуемых дополнительных профессиональных программах;
обеспечивают повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных ЦНППМ профессиональных дефицитов;
проводят образовательные события, направленные на повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных дефицитов, в том числе во взаимодействий с ЦНППМ;
обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
изучают, обобщают и распространяют эффективный опыт педагогической и управленческой деятельности, направленный на достижение приоритетных задач в сфере образования;
организуют работу по предоставлению информации ЦНППМ о педагогических работниках и управленческих кадрах, планирующих пройти обучение по программам ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России", с последующим сопровождением "контрольных точек" освоения программ;
организуют работу по сбору, обобщению и предоставлению в ЦНППМ информации о районной системе дополнительного профессионального образования для заполнения паспорта РСНМС;
обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам и управленческим кадрам;
координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру районной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
проводят сбор и анализ информации о результатах своей деятельности по ключевым показателям эффективности в рамках функционирования РСНМС.
Работники Информационно-методических центров администраций районов Санкт-Петербурга проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.3.2. Районные и городские методические объединения педагогических работников и управленческих кадров:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания во взаимодействии с ЦНППМ;
создают среду для мотиваций педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию во взаимодействии с ЦНППМ;
организуют и сопровождают деятельность профессиональных объединений педагогических работников, управленческих кадров, в том числе создают в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника.
3.3.3. Методические объединения педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций Санкт-Петербурга:
обеспечивают взаимодействие с Информационно-методическими центрами администраций районов Санкт-Петербурга и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников, управленческих кадров в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
осуществляют методическую поддержку педагогических работников, управленческих кадров на местах;
организуют внедрение системы наставничества;
развивают профессиональную и личностную мотивацию педагогических работников посредством организации работы с молодыми педагогами, вовлечения педагогов в профессиональные конкурсы и программы, образовательные события;
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, управленческих кадров, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников, на основе обмена опытом;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
4. Основные механизмы формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РСНМС:
распорядительные акты Комитета по образованию утверждающие:
положение о создании и функционировании РСНМС;
показатели эффективности функционирования РСНМС;
комплекс мер ("дорожная карта") по формированию и функционированию РСНМС.
4.2. Формирование и ведение паспорта ДПГТО.
4.3. Обеспечение ФР ДПП программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.4. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования и АИС для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Санкт-Петербурга.
5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС является:
разработка программ ДПО для включения в ФР ДПП;
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических: объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
цифровая экосистема ДПО;
АИС;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учтены показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования Санкт-Петербурга в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
7. Показатели эффективности РСНМС
N п/п |
Наименование показателя |
Минимальное значение, в год |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
1. |
Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ, % |
10 |
20 |
30 |
40 |
2. |
Доля педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций, для которых были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе выявленных профессиональных дефицитов через ЛИС "Конструктор", % |
10 |
20 |
30 |
40 |
3. |
Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации в ЦНППМ, по образовательным программам ДПО включенным в ФРОП ДППО, с учетом диагностики профессиональных дефицитов, % |
10 |
20 |
30 |
40 |
4. |
Доля педагогических работников образовательных организаций (за исключением общеобразовательных организаций), прошедших повышение квалификации в ЦНППМ, по образовательным программам ДПО включенным в ФРОП ДППО, с учетом диагностики профессиональных дефицитов, % |
5 |
10 |
15 |
20 |
5. |
Доля педагогов-психологов, прошедших повышение квалификации по образовательным программам ДПО в области профилактики и коррекции девиантного поведения, диагностики рисков формирования суицидального поведения, развития социально-эмоциональных навыков у обучающихся, оказания экстренной психологической помощи, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью, % |
7 |
10 |
15 |
20 |
6. |
Доля сотрудников ЦНППМ, прошедших обучение на базе ФГАОУДПО "Академия Минпросвещения России", % |
50 |
100 |
100 |
100 |
7. |
Количество проведенных мероприятий регионального уровня в рамках функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, ед. |
2 |
4 |
4 |
4 |
8. |
Количество мероприятий регионального уровня, проведенных районными методическими объединениями в рамках функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, ед. |
1 |
2 |
2 |
2 |
9. |
Количество образовательных организаций, принявших участие в программах повышения квалификации управленческих команд (руководителей и заместителей руководителей), % |
10 |
20 |
30 |
40 |
10. |
Доля школ, реализующих целевую модель наставничества педагогических работников, % |
10 |
20 |
30 |
40 |
11. |
Доля школ, управленческие команды которых вовлечены в систему менторства, % |
10 |
20 |
30 |
40 |
12. |
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы, % |
75 |
90 |
100 |
100 |
13. |
Доля программ ДПО, размещенных в ФРОП ДППО, в общем количестве программ ДПО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования, % |
8 |
10 |
12 |
15 |
8. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные АИС;
данные официальных сайтов исполнительных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций и иных информационных ресурсов Санкт-Петербурга;
изучение нормативных правовых документов исполнительных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций.
Мониторинг эффективности деятельности PCHMG проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.