Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Комитета по образованию
от 18 января 2021 г. N 03-28-63/21-0-0
Мониторинговое исследование
эффективности руководителей образовательных организаций Санкт-Петербурга
Обеспечение качественного образования обучающихся во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией. Ключевой фигурой данного процесса выступает руководитель образовательной организации, который в соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является единоличным исполнительным органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью образовательной организации, и в соответствии с частью 8 статьи 51 того же Федерального закона несёт ответственность За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1 марта 2018 года отмечена особая роль директоров школ. Обращено внимание на то, что необходимо выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ.
В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" предложены основные принципы проведения мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений, как части национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 2580-р
В рамках данного документа в системе образования Санкт-Петербурга разработан ряд организационно-методических документов и проводятся мероприятия, направленные на совершенствование аттестации руководителей общеобразовательных организаций, в том числе с учетом положений проекта профессионального стандарта руководителя общеобразовательной организации.
Проведение мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций Санкт-Петербурга позволяет определять общие тенденции, выявлять потенциал улучшения деятельности данной категории управленческих работников, определять проблемы и вырабатывать решения по осуществлению соответствующих корректирующих и предупреждающих действий.
Обобщенно цель мониторинга состоит в получении своевременной, валидной и достоверной информации об эффективности механизмов обеспечения образовательных организаций квалифицированными кадрами и формирования резерва управленческих кадров, реализации программ и комплекса мероприятий, направленных на формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций, качестве их управленческой деятельности в аспектах создания условий осуществления образовательной деятельности и обеспечения качества подготовки обучающихся.
Данная цель конкретизируется в виде целого ряда частных целевых установок:
1. Формирование профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций. Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций направлена на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным характеристикам руководителя образовательной организации и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя с целью обеспечения эффективности работы образовательной организаций. Поэтому эффективность руководителя образовательной организации, с одной стороны, определяется его профессиональной компетентностью как совокупностью знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение своих профессиональных функций, с другой стороны реальными результатами деятельности образовательной организации.
Проведение мониторинга эффективности руководителей образовательных учреждений является обязательным условием обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства руководителей посредством актуализации приоритетов их профессиональной деятельности и выявления профессиональных дефицитов.
2. Обеспечение качества подготовки обучающихся. Эффективность руководителей образовательных учреждений рассматривается как один из ключевых факторов обеспечения высокого качество образовательных результатов. На решение данных задач направлены основные трудовые функции руководителя образовательной организации в соответствии с профессиональным стандартом "Руководитель образовательной организации":
- управление образовательной деятельностью общеобразовательной организации;
- управление развитием общеобразовательной организации;
- администрирование деятельностью общеобразовательной организации;
- управление взаимодействием общеобразовательной организации с участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами.
Таким образом, эффективный руководитель, обеспечивающий устойчивое функционирование, и развитие образовательной организации, напрямую влияет на качество образовательного процесса и качество подготовки обучающихся.
3. Обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами. Данная целевая установка, прежде всего, ориентирует на совершенствование механизма отбора, назначения на должности, аттестации на соответствие занимаемой должности и управления эффективностью деятельности руководителей образовательных организаций за счет применения эффективного контракта, регулярного обучения и стажировок руководителей по инновационным направлениям деятельности (в том числе в составе административных команд) на основе выявленных профессиональных дефицитов и установленных потребностей, вовлечения руководителей в инновационную и конкурсную деятельность, принятия, в случае необходимости, адресных мер, направленных на реализацию антикризисных программ развития образовательной организации.
4. Формирование резерва управленческих кадров. Предполагает Комплекс мер по выявлению и организации учета административно-управленческих работников, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, необходимым для включения в резерв и назначения, в последующем, на должности руководителей образовательных организаций. Целевая установка также ориентирует на установление в ходе мониторингового исследования совершенства подходов на территориальном уровне к работе с кадровым резервом, включая наставничество, обучение, стажировки, проектную, опытно-экспериментальную, конкурсную деятельность лиц, входящих в кадровый резерв.
5. Создание условий осуществления образовательной деятельности. В контексте данной целевой установки приоритетными являются вопросы эффективности руководителей образовательных организаций в аспектах всех видов обеспечения образовательной деятельности (материально-технического, финансового, информационно-методического).
6. Повышение качества управленческой деятельности. Предполагает и учитывает вопросы качества реализации основных функций управления, реализуемых в рамках своих полномочий руководителем образовательной организации. О полноте и качестве реализации таких функций могут свидетельствовать показатели ведомственной статистики, данные официального сайта, включая отчет о самообследовании образовательной организации.
Указанные выше обобщенная цель и декомпозированные целевые установки мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций Санкт-Петербурга могут быть представлены и оценены с помощью соответствующей критериальной модели. Такая модель выстраивается на основе применения целого ряда критериев и показателей, в своей совокупности отражающих вышеуказанные приоритеты профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций.
В системе мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций Санкт-Петербурга, таким образом, был использован комплекс показателей, в числе которых ключевыми являются показатели, определенные Методическими рекомендациями Рособрнадзора по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации:
учета административно-управленческих работников, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки;
достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами;
обеспечения образовательных организаций квалифицированными кадрами;
формирования резерва управленческих кадров;
условий осуществления образовательной деятельности;
учета нагрузки педагогических работников.
Иные показатели эффективности руководителей образовательных организаций, дополняющие, детализирующие и конкретизирующие выше указанные показатели применительно к системе образования Санкт-Петербурга:
показатели сформированности профессиональных компетенций руководителя образовательной организации;
показатели качества управленческой деятельности руководителя образовательной организации;
показатели включенности руководителей образовательных организаций в образовательные программы, проектную, экспертную, конкурсную и инновационную деятельность;
показатели эффективности реализации образовательных программ с использованием сетевой формы, дистанционных образовательных технологий;
показатели аттестации кандидатов на должности руководителей государственных образовательных организаций;
показатели управления кадровыми ресурсами;
показатели диагностики профессиональных дефицитов руководителей образовательных организаций.
Методами сбора и источниками получения информации по перечисленным выше направлениям и указанным группам показателей являются следующие:
данные, формируемые в региональной Автоматизированной информационной системе "Параграф";
данные по итогам проведения мониторинговых и социологических исследований;
данные, формируемые в ходе процедур аттестации руководящих и педагогических работников;
данные ежегодно публикуемых рейтингов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга;
данные федерального ресурса bus.gov.ru о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности;
данные, содержащиеся в годовых отчетах о проведении самообследования образовательными организациями;
данные обязательной ведомственной статистики, в том числе ежегодно отражаемой в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
Методы обработки информации: методы сравнения, факторного анализа, и прогнозирования (качественные и количественные методы).
Данные и результаты анализа мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций системы образования Санкт-Петербурга используются для принятия мер и управленческих решений, связанных с:
- разработкой новых, обновлением существующих дополнительных профессиональных программ для управленческих работников;
- внесением корректив, изменений и дополнений в мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций, в том числе, проводимого на районном уровне;
- внесением корректив, изменений и дополнений в систему аттестации, работы с кадровым резервом, эффективного контракта, конкурсное движение, систему наставничества;
- выявлением лучших управленческих практик и их диссеминацией;
- организацией и проведением адресных мероприятий, направленных на непрерывный профессиональный рост руководителей образовательных организаций, ликвидацию профессиональных дефицитов;
- изменением форм отчетности;
- внедрением инновационных инструментов, методик и технологий при реализации ДПП, осуществлении методической поддержки руководителей образовательных организаций, включая современные информационные технологии и ресурсы.
Критериальная модель
для проведения мониторингового исследования эффективности руководителей образовательных организаций Санкт-Петербурга
N |
Критерии, показатели |
Единица измерения, оценочная шкала |
1. Сформированность профессиональных компетенций руководителя образовательной организации | ||
1.1 |
Суммарное значение объема часов повышения квалификации руководителя 00 за последние 3 года |
часов |
0 - менее 16 час. | ||
0 -16-48 час. | ||
0 - 48 и более | ||
1.2 |
Результат выполнения формализованных заданий управленческой направленности в ходе процедур аттестации на соответствие занимаемой должности, отбора для включения в кадровый резерв, подтвержденный актом, протоколом испытания |
% выполнения |
0 - менее 65% | ||
0 - 65-75% | ||
0 - свыше 75% | ||
2. Качество управленческой деятельности руководителя образовательной организации | ||
2.1 |
Выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за истекший календарный год |
0 - менее 98% |
0 -98-100% | ||
2-100% | ||
2.2 |
Выполнение требований действующего законодательства, исполнительской дисциплины (отсутствие предписаний надзорных органов и подтвердившихся жалоб граждан) |
Не достигнут - 0 баллов |
Достигнут частично - 1 балл | ||
Достигнут в полном объеме - 2 балла | ||
0 - наличие предписаний и жалоб | ||
0 - наличие исполненных в установленные сроки предписаний | ||
0 отсутствие предписаний и жалоб | ||
2.3 |
Соблюдение сроков и полноты исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности; 100% выполнение кассового плана; своевременность размещения и внесения изменений, обоснованность изменений в план ФХД; своевременность и полнота публикаций (размещения) документов на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru; отклонение объема расходов учреждения в 4 квартале от среднего объема расходов за 1 - 3 кварталы) |
Не достигнут - 0 баллов |
Достигнут частично - 1 балл | ||
Достигнут в полном объеме - 2 балла | ||
2 - выполнение 5 условий; | ||
1 - выполнение 3 - 4 условий; | ||
0 - выполнение 2 и менее условий | ||
2.4 |
Выполнение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения (своевременное планирование закупок и своевременное обеспечение исполнения плана закупок и плана-графика; своевременность предоставления месячных, квартальных и годовых отчетов, планов закупок, планов графиков учреждения, других сведений и их качество; отсутствие предписаний Федеральной антимонопольной службы и обоснованных жалоб от участников закупок; положительная динамика проведения конкурентных закупок) |
Не достигнут - 0 баллов |
Достигнут частично - 1 балл | ||
Достигнут в полном объеме 2 балла | ||
2 - выполнение 4 условий; | ||
1 - выполнение 2-3 условий; | ||
0 - выполнение 1 и менее условий | ||
2.5 |
Мероприятия по обеспечению комплексной безопасности, энергосбережению, готовности образовательного учреждения к новому учебному году, правовых документов (обеспечение требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательного учреждения; своевременность подачи декларации на сайт государственной информационной системы "Энергоэффективность") |
Не достигнут - 0 баллов |
Достигнут частично - 1 балл | ||
Достигнут в полном объеме - 2 балла | ||
2 - выполнение 2 условий; | ||
1 - выполнение 1 условия; | ||
0 - невыполнение условий | ||
2.6 |
Управление структурными (инфраструктурными) подразделениями образовательного учреждения. Наличие особых условий осуществления функций структурного подразделения (наличие 2-х и более зданий; наличие собственной системы питания (столовая на балансе учреждения); наличие структурных подразделений дополнительного образования; наличие загородной базы) |
Не достигнут - 0 баллов |
Достигнут частично - 1 балл | ||
Достигнут в полном объеме - 2 балла | ||
2 - выполнение 4 условий; | ||
1 - выполнение 2-3 условий; | ||
0 - выполнение 1 и менее условий | ||
2.7 |
Организация эффективной работы по предотвращению травматизма среди обучающихся |
Не достигнут - 0 баллов |
Достигнут частично - 1 балл | ||
Достигнут в полном объеме - 2 балла | ||
2 - отсутствие случаев травматизма; | ||
0 - наличие случаев травматизма | ||
2.8 |
Организация воспитательной работы в образовательном учреждении (деятельность совета обучающихся; социально-психологическая диагностика потребления наркотических, ПАВ; профилактика асоциального поведения; деятельность детских общественных объединений - Юнармия, РДШ, др.; вовлечение обучающихся в волонтерское движение; организация работы по Культурному нормативу школьника; наличие портала по работе с родителями) |
Не достигнут - 0 баллов |
Достигнут частично - 1 балл | ||
Достигнут в полном объеме - 2 балла | ||
2 выполнение 6-7 условий; | ||
1 - выполнение 4-5 условий; | ||
0 - выполнение 3 и менее условий | ||
2.9 |
Информационная обеспеченность образовательного процесса (соответствие сайта требованиям законодательства; своевременность предоставления и полнота данных, передаваемых образовательной организацией в подсистемы КАИС КРО: "Параграф" и "Электронный дневник"; использование электронного обучения и дистанционных технологий в реализации образовательных программ; соответствие информационно-образовательной среды образовательного учреждения требованиям ФГОС; внедрение современных цифровых технологий в процесс реализации основных общеобразовательных программ; обучение базовым навыкам программирования; обеспечение кибербезопасности; информационно-библиотечные центры; электронный документооборот, использование цифровых технологий в управлении школой и ОП) |
Не достигнут - 0 баллов |
Достигнут частично - 1 балл | ||
Достигнут в полном объеме - 2 балла | ||
2 - выполнение 7-9 условий; | ||
1 - выполнение 4-6 условий; | ||
0 - выполнение 3 и менее условий | ||
3. Обеспечение качества образования обучающихся | ||
3.1 |
Уровень базовой подготовки обучающихся |
Отсутствие учащихся, не получивших аттестат об основном общем /среднем общем образовании - 2 балла; Наличие учащихся, не получивших аттестат об основном общем образовании -1 балл; Наличие учащихся, не подучивших аттестат о среднем общем образовании - 0 баллов. |
3.2 |
Результативность подготовки обучающихся высокого уровня |
Доля учащихся школы, принявших участие в олимпиадном движении и конкурсах превышает средний показатель по региону - 2 балла; Доля учащихся школы, принявших участие в олимпиадном движении и конкурсах соответствует среднему показателю по региону - 1 балл; Доля учащихся школы, принявших участие в олимпиадном движении и конкурсах ниже среднего показателя по региону - 0 баллов. |
3.3 |
Уровень получения образования обучающимися с ОВЗ Реализация адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ |
Полная реализация адаптированных основных образовательных программ - 2 балла; Частичная реализация адаптированных основных образовательных программ -1 балл; Отсутствие в образовательной организации адаптированных основных образовательных программ -0 баллов. |
3.4 |
Соответствие внешних и внутренних результатов оценки качества образования |
100% соответствие внешних и внутренних результатов оценки качества образования - 2 балла; 70-90% соответствия внешних и внутренних результатов оценки качества образования - 1 балл; до 70% соответствия внешних и внутренних результатов оценки качества образования - 0 баллов. |
3.5 |
Качество условий осуществления образовательной деятельности |
Качество условий осуществления образовательной деятельности полностью соответствующих требованиям ФГОС - 2 балла; Качество условий осуществления образовательной деятельности частично соответствующих требованиям ФГОС - 1 балл; Качество условий осуществления образовательной деятельности не соответствует требованиям ФГОС - 0 баллов. |
3.6 |
Результативность организации профессиональной ориентации и дополнительного образования |
Доля учащихся занятых в системе дополнительного образования и использующих возможности ИУП с учетом рекомендаций программ "Проектория", "Уроки настоящего и проекта "Билет в будущее превышает среднее значение по региону - 2 балла; Доля учащихся занятых в системе дополнительного образования и использующих возможности ИУП с учетом рекомендаций программ "Проектория", "Уроки настоящего и проекта "Билет в будущее соответствует среднему значению по региону -1 балл; Доля учащихся занятых в системе дополнительного образования и использующих возможности ИУП с учетом рекомендаций программ "Проектория", "Уроки настоящего и проекта "Билет в будущее ниже среднего значения по региону - 0 баллов. |
4. Управление кадровыми ресурсами | ||
4.1 |
Динамика обеспечения образовательной организации квалифицированными кадрами |
Соотношение количества педагогических работников, имеющих высшую и первую категорию к общему количеству педагогических работников более 80% - 2 балла; Соотношение количества педагогических работников, имеющих высшую и первую категорию к общему количеству педагогических работников - от 50 до 80% - 1 балл; Соотношение количества педагогических работников, имеющих высшую и первую категорию к общему количеству педагогических работников - менее 50% - 0 баллов. |
4.2 |
Создание условий для организации дополнительного профессионального образования работников образовательного учреждения (наличие программ встроенного и корпоративного обучения; обучение в составе школьной педагогической команды; индивидуальные стажировки для педагогических работников; повышение квалификации в дистанционном формате) |
2 - выполнение 4 условий; 1 - выполнение 2-3 условий; 0 - выполнение 1 и менее условий |
4.3 |
Результативность формирования резерва руководящих кадров |
15% и более педагогических работников образовательной организации являются руководителями проектных команд по развитию школы - 2 балла; До 15% педагогических работников образовательной организации являются руководителями проектных команд по развитию школы - 1 балл; Управление развитием образовательной организации осуществляет исключительно администрация -0 баллов. |
4.4 |
Участие в конкурсах профессионального мастерства руководителей образовательных организаций |
Победа руководителя в конкурсах профессионального мастерства федерального и регионального уровня 2 балла; Участие руководителя в конкурсах профессионального мастерства федерального и регионального уровня -1 балл; Отсутствие участия руководителя в конкурсах профессионального мастерства - 0 баллов. |
4.5 |
Участие в сетевых и экспертных сообществах |
Участие руководителя в экспертных сообществах регионального уровня - 2 балла; Участие руководителя в экспертных сообществах районного уровня - 1 балл; Отсутствие участия руководителя в экспертных сообществах - 0 баллов. |
<< Назад |
||
Содержание Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 18 января 2021 г. N 03-28-63/21-0-0 "О проведении в первом полугодии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.