В целях реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Сахалинской области в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области (далее - Концепция) (прилагается).
2. Внести изменение в Комплекс мер ("дорожную карту") по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Сахалинской области, утвержденный постановлением Правительства Сахалинской области от 05.07.2019 N 291, изложив пункт 9 в следующей редакции:
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
9. |
Утверждена Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области |
Министерство образования Сахалинской области |
Постановление Правительства Сахалинской области |
до 30 августа 2021 года |
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Сахалинской области от 24.05.2021 N 230-р "Об утверждении Концепции персонифицированного дополнительного образования детей Сахалинской области".
4. Министерству образования Сахалинской области обеспечить внедрение персонифицированного дополнительного образования детей в муниципальных образованиях Сахалинской области.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области внедрить в соответствии с Концепцией персонифицированное финансирование дополнительного образования детей в муниципальных образованиях в сроки, указанные в приложении к настоящему постановлению.
6. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
7. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Председатель Правительства Сахалинской области |
А.В. Белик |
Утверждена
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 27 августа 2021 г. N 347
Концепция
персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области
В системе дополнительного образования Сахалинской области созданы определенные условия для удовлетворения запросов и потребностей детей, а именно:
- используются разнообразные виды детских творческих объединений;
- расширяется возрастной диапазон программ;
- увеличивается доля дополнительных образовательных программ, рассчитанных на реализацию от 3-х лет и более;
- расширяется спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- активно осваиваются различные образовательные технологии.
Наряду с этим произошли качественные изменения в деятельности государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, направленные на совершенствование управления в данной сфере.
Между тем быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования и обозначают ряд существующих проблем:
- недостаточная эффективность бюджетных расходов в связи с отсутствием возможностей контроля за фактом получения ребенком образовательной услуги;
- низкая эффективность управленческих решений в связи с невозможностью точного определения реального, а не рассчитанного по количеству услуг охвата детей дополнительным образованием;
- низкий уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на интересы детей и решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач муниципальных образований Сахалинской области.
В этой связи возникает потребность в разработке и внедрении иных, социально-ориентированных финансово-экономических механизмов реализации принципов государственной политики для развития системы дополнительного образования детей в Сахалинской области.
1. Общие положения
1.1. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области (далее - Концепция) разработана в целях формирования и внедрения в Сахалинской области системы получения услуг дополнительного образования на основе выбора детьми в соответствии с их индивидуальными потребностями в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании дополнительных общеобразовательных программ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных услуг) и последующего финансирования поставщиков образовательных услуг.
1.2. Целью реализации Концепции является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию за счет закрепления за ним возможности оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств.
1.3. Реализация Концепции направлена на:
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг, независимо от их правового статуса и формы собственности;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Сахалинской области;
- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
- формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития территорий.
1.4. Концепция реализуется через механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и персонифицированного учёта детей, охваченных дополнительным образованием, программами спортивной подготовки посредством предоставления детям сертификатов дополнительного образования.
1.5. Реализация Концепции обеспечивается:
- на региональном уровне посредством принятия правил, регламентирующих правоотношения участников системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
- на муниципальном уровне посредством создания нормативной правовой базы, регламентирующей порядок формирования и ведения персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием и программами спортивной подготовки, а также персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
1.6. Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием, программами спортивной подготовки и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, удостоверяющая возможность получения ребенком услуги дополнительного образования, которая будет на основании сделанного ребенком выбора оплачена (полностью или частично) в пределах доведенных бюджетных ассигнований.
1.7. Общий объем обеспечения сертификатов дополнительного образования в рамках механизма персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, объем обеспечения сертификатов в часах в неделю (норматив обеспечения сертификата) определяются руководством органа местного самоуправления муниципального образования в пределах доведенных бюджетных средств.
1.8. Реализация Концепции не предусматривает увеличение бюджетных ассигнований на выполнение полномочий органов местного самоуправления, определенных пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а направлена на изменения способов финансового обеспечения организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
2. Порядок реализации Концепции
2.1. Реализация Концепции на территории Сахалинской области осуществляется министерством образования Сахалинской области, министерством спорта Сахалинской области и органами местного самоуправления посредством формирования и использования организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, с использованием информационной системы, созданной с целью автоматизации процедур (портал АИС Персонифицированное дополнительное образование).
2.2. В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования региональным оператором персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (на базе регионального модельного центра) и органами местного самоуправления осуществляется ведение следующих реестров образовательных программ:
2.2.1. Реестры образовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг:
2.2.1.1. Реестр значимых программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных средств, признаваемые важными для социально-экономического развития муниципального образования и Сахалинской области.
2.2.1.2. Реестр иных образовательных программ, в который включаются дополнительные общеразвивающие программы, не вошедшие в реестр значимых программ, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными общеобразовательными организациями; иные дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными образовательными организациями, освоение которых продолжается детьми, зачисленными на обучение в учебном году, предшествующем году формирования реестров программ.
2.2.2. Реестр образовательных программ, финансовое обеспечение которых предусматривается после персонифицированного выбора детьми, родителями (законными представителями) дополнительной общеобразовательной программы посредством передачи средств, закрепленных за ребенком (его сертификатом), в счет оплаты указанных услуг:
2.2.2.1. Реестр сертифицированных образовательных программ, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые государственными (муниципальными) поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности, поставщиками образовательных услуг, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, а также прошедшие сертификацию в соответствии с Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Сахалинской области, утвержденными приказом министерства образования Сахалинской области от 28.12.2020 N 3.12-42 (далее - Правила).
В реестр сертифицированных образовательных программ включаются дополнительные общеобразовательные программы, прошедшие в порядке, устанавливаемом Правилами, добровольную сертификацию, осуществляемую региональным оператором персонифицированного финансирования, определяемым министерством образования Сахалинской области.
2.2.3. Реестр программ спортивной подготовки, реализуемых государственными и муниципальными спортивными школами, спортивными школами олимпийского резерва, предусматривающих отбор детей для зачисления по указанным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг.
2.3. В реестры образовательных программ, указанные в подпункте 2.2.1 настоящей Концепции, включаются дополнительные предпрофессиональные программы, предусматривающие отбор детей для зачисления на обучение по указанным программам.
2.4. В случае выбора ребенком, его родителями (законными представителями) образовательной программы, включенной в реестры образовательных программ, указанные в подпункте 2.2.2 настоящей Концепции, объем затрат исполнителя образовательных услуг, осуществляемых при оказании указанной услуги, полностью или частично возмещается за счет средств соответствующего бюджета на оплату образовательных услуг, оказываемых по сертификатам.
2.5. В целях формирования реестров предпрофессиональных программ, значимых программ, иных образовательных программ на уровне органа местного самоуправления муниципального образования проводится оценка образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг.
2.5.1. Оценка программ проводится комиссией по формированию реестров программ дополнительного образования (далее - Комиссия), в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования. Состав комиссии ежегодно утверждается органом местного самоуправления муниципального образования.
2.5.2. По результатам указанной оценки по каждой образовательной программе принимается решение о ее включении в соответствующий реестр образовательных программ, максимальном числе обучающихся по соответствующей программе за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (далее - Решение).
2.5.3. На основании оценки Комиссии органом местного самоуправления муниципального образования, осуществляющего функции и полномочия учредителя, формируется и утверждается государственное (муниципальное) задание бюджетным и автономным учреждениям.
2.5.4. При включении образовательной программы в реестр значимых программ учитывается соответствие данной программы критериям значимости, утверждаемым органом местного самоуправления муниципального образования.
2.6. Все образовательные программы, реализуемые государственными поставщиками образовательных услуг за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на оказание государственных услуг, автоматически включаются в реестр значимых программ (по территориальному признаку расположения образовательной организации).
2.7. Сертификат дополнительного образования может использоваться для получения ребенком дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным программам, включенным в реестры образовательных программ, в том числе для получения образования одновременно по нескольким программам в пределах установленного нормативом обеспечения еженедельного числа часов учебной нагрузки. Зачисление в организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, программы по спортивной подготовке, осуществляется с соблюдением требований локальных актов образовательных организаций.
2.8. В целях осуществления персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием, зачисление на обучение осуществляется поставщиком образовательных услуг после установления возможности обучения по выбранной дополнительной общеобразовательной программе за счет имеющегося у ребенка сертификата дополнительного образования.
2.9. В целях осуществления персонифицированного учета детей, охваченных программами спортивной подготовки, зачисление на программы осуществляется поставщиком образовательных услуг без учета норматива обеспечения сертификата дополнительного образования. Зачисление в организации, реализующие программы спортивной подготовки осуществляется с соблюдением требований локальных актов данных организаций.
2.10. Для установления возможности обучения по выбранной дополнительной общеобразовательной программе поставщик образовательных услуг направляет в орган местного самоуправления муниципального образования, предоставивший ребенку сертификат дополнительного образования, информацию о поступившей заявке на обучение.
2.11. Решение о зачислении принимается по результатам оценки органом местного самоуправления муниципального образования возможности зачисления ребенка на обучение по дополнительной общеобразовательной программе в соответствии с установленным органом местного самоуправления муниципального образования порядком использования сертификата дополнительного образования с учетом объема часов недельной учебной нагрузки ребенка по сертификату дополнительного образования на момент получения запроса.
2.12. Зачисление ребенка на обучение за счет бюджетных средств для освоения образовательной программы, включенной в реестр предпрофессиональных, значимых и (или) иных образовательных программ, допускается в случае, если после начала освоения указанной программы число часов учебной нагрузки, приходящееся на ребенка по сертификату, не превысит норматив обеспечения сертификата.
В целях поддержки получения детьми дополнительного образования по программам, включенным в реестр предпрофессиональных и (или) значимых программ, органом местного самоуправления муниципального образования увеличивается объем обеспечения сертификата при выборе по нему программ, включенных в указанные реестры, на устанавливаемое органом местного самоуправления муниципального образования число дополнительных часов.
2.13. При выборе с помощью сертификата дополнительного образования для освоения образовательной программы, включенной в реестр сертифицированных программ, зачисление ребенка осуществляется при наличии доступного остатка на сертификате дополнительного образования в объеме не менее 0,5 часа в неделю. В случае если учебная нагрузка по выбранной программе превышает доступный остаток сертификата, договор об образовании предусматривает софинансирование со стороны заказчика по договору, объем которого определяется Правилами.
2.14. Порядок использования сертификата дополнительного образования, в том числе порядок использования дополнительных часов, предусматриваемых для программ, включенных в реестры предпрофессиональных и (или) значимых программ, устанавливается органом местного самоуправления муниципального образования.
2.15. Порядок использования сертификата дополнительного образования для обучения по дополнительным общеобразовательным программам, включенным в реестр сертифицированных образовательных программ, определяется Правилами и правовыми актами органа местного самоуправления муниципального образования.
3. Этапы реализации Концепции
3.1. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей реализуется в три этапа:
I этап - 2021 год;
II этап - 2022 год;
III этап - 2023 год.
3.2. На первом этапе в 2021 году на территории всей Сахалинской области будет осуществлено внедрение персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием.
В девяти муниципальных образованиях с 01 сентября 2021 года будет внедрено персонифицированное финансирование системы дополнительного образования детей с возможностью использования сертификатов дополнительного образования для выбора программ из реестра сертифицированных образовательных программ.
3.3. На втором этапе в 2022 году не менее чем 75% муниципальных образований перейдут на персонифицированное финансирование дополнительного образования детей с возможностью использования сертификатов дополнительного образования для выбора программ из реестра сертифицированных образовательных программ.
3.4. На третьем этапе персонифицированное финансирование дополнительного образования детей с возможностью использования сертификата дополнительного образования для выбора дополнительных общеобразовательных программ, включенных в любой из реестров образовательных программ, будет распространено во всех муниципальных образованиях Сахалинской области.
3.5. Начиная с I этапа министерством образования Сахалинской области, министерством спорта Сахалинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
4. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечит достижение следующих результатов:
4.1. К 31 декабря 2021 года:
- персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, внедрен в систему дополнительного образования детей на территории всей Сахалинской области;
- в девяти муниципальных образованиях Сахалинской области будет предусмотрена возможность использования сертификата дополнительного образования для выбора дополнительных общеобразовательных программ, включенных в любой из реестров образовательных программ;
- не менее 25% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Сахалинской области, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
4.2. К 31 декабря 2022 года:
- не менее чем в 75% муниципальных образований Сахалинской области будет предусмотрена возможность использования сертификата дополнительного образования для выбора дополнительных общеобразовательных программ, включенных в любой из реестров образовательных программ;
- не менее 35% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Сахалинской области, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
4.3. К 31 декабря 2023 года:
- во всех муниципальных образованиях будет предусмотрена возможность использования сертификата дополнительного образования для выбора дополнительных общеобразовательных программ, включенных в любой из реестров образовательных программ;
- не менее 40% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Сахалинской области, получат возможность обучаться с использованием сертификатов дополнительного образования детей в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция персонифицированного дополнительного образования детей разработана в целях формирования и внедрения системы получения услуг дополнительного образования на основе выбора детьми общеобразовательных программ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей и последующего финансирования поставщиков образовательных услуг.
Реализация концепции направлена на:
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка;
- обновление содержания дополнительного образования детей;
- формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.
Срок реализации концепции - 2021 - 2023 г.г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 27 августа 2021 г. N 347 "Об утверждении Концепции персонифицированного дополнительного образования детей Сахалинской области и внесении изменения в постановление Правительства Сахалинской области от 05.07.2019 N 291 "О мероприятиях по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Сахалинской области в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Вступает в силу с 27 августа 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (http://sakhalin.gov.ru) 27 августа 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 августа 2021 г. N 6500202108300001, в газете "Губернские ведомости" от 15 сентября 2021 г. N 106