Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Каменска-Уральского городского округа
от 27 августа 2021 г. N 696
Прогноз социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа на 2022 - 2024 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет 2020 год |
Оценка 2021 год |
Прогноз |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
I. Финансы | ||||||
1. Доходы, всего (стр. 1.12 + стр. 1.13) |
млн. руб. |
9 514,8 |
9 261,2 |
9 102,5 |
9 625,3 |
10 094,6 |
1.1. Прибыль прибыльных организаций |
млн. руб. |
7 092,0 |
7 098,2 |
8 994,2 |
10 190,6 |
11 604,2 |
1.1.1. сальдо прибылей и убытков (справочно) |
млн. руб. |
- 11,4 |
6 967,3 |
7 233,1 |
9 876,6 |
11 067,0 |
1.2. Амортизационные отчисления |
млн. руб. |
5 770,2 |
3 550,3 |
3 839,9 |
4 058,5 |
4 110,3 |
1.3. Налог на доходы физических лиц (поступления в консолидированный бюджет Свердловской области) |
млн. руб. |
3 842,6 |
4 054,1 |
4 772,8 |
5 178,6 |
5 618,9 |
1.4. Единый налог на вмененный доход |
млн. руб. |
70,9 |
18,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4.1. налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода) |
млн. руб. |
141,0 |
141,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.5. Налог с патентной системы налогообложения |
млн. руб. |
17,7 |
18,7 |
23,1 |
24,0 |
24,9 |
1.6. Земельный налог |
млн. руб. |
116,1 |
104,4 |
103,6 |
103,6 |
103,6 |
1.7. Единый сельскохозяйственный налог |
млн. руб. |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.7.1. налоговая база |
млн. руб. |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1.8. Налог на имущество физических лиц |
млн. руб. |
54,8 |
58,4 |
78,4 |
83,4 |
88,7 |
1.9. Прочие налоги и сборы |
млн. руб. |
121,5 |
206,1 |
212,1 |
226,0 |
241,0 |
1.10. Неналоговые доходы |
млн. руб. |
193,2 |
243,1 |
236,2 |
243,4 |
250,8 |
1.11. Прочие доходы |
млн. руб. |
50,1 |
56,2 |
55,5 |
55,9 |
56,3 |
1.12. Итого доходов (сумма строк 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11) |
млн. руб. |
4 466,9 |
4 759,6 |
5 481,7 |
5 914,9 |
6 384,2 |
1.13. Средства, получаемые от вышестоящих уровней власти |
млн. руб. |
5 047,9 |
4 501,6 |
3 620,8 |
3 710,4 |
3 710,4 |
2. Финансирование муниципальных программ за счет бюджетных средств (справочно), |
млн. руб. |
7 114,5 |
6 775,6 |
5 512,3 |
5 675,5 |
5 675,5 |
2.1. в том числе за счет средств местного бюджета |
млн. руб. |
2 927,9 |
2 947,7 |
2 506,3 |
2 543,6 |
2 645,3 |
3. Недополученные доходы муниципального образования от предоставления налоговых преференций, предусмотренных решениями органов местного самоуправления: |
млн. руб. |
95,8 |
95,8 |
95,8 |
95,8 |
95,8 |
3.1. Земельный налог |
млн. руб. |
95,8 |
95,8 |
95,8 |
95,8 |
95,8 |
3.2. Налог на имущество физических лиц |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
II. Производственная деятельность | ||||||
1. Оборот организаций (по полному кругу) по видам экономической деятельности, всего |
млн. руб. |
200 166,5 |
240 800,3 |
254 525,9 |
269 288,4 |
284 368,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Обрабатывающие производства |
млн. руб. |
117 660,8 |
145 075,8 |
153 490,1 |
162 392,6 |
171 486,6 |
1.2. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование |
млн. руб. |
3 061,0 |
3 336,4 |
3 413,2 |
3 505,3 |
3 603,5 |
1.3. Строительство |
млн. руб. |
568,7 |
571,6 |
584,7 |
600,5 |
619,7 |
1.4. Оптовая и розничная торговля |
млн. руб. |
67 371,0 |
71 750,1 |
73 400,4 |
75 308,8 |
77 643,4 |
1.5. Транспортировка и хранение |
млн. руб. |
579,9 |
515,0 |
538,2 |
562,4 |
587,7 |
1.6. Деятельность в области информации и связи |
млн. руб. |
10,1 |
10,2 |
10,3 |
10,4 |
10,5 |
III. Инвестиционная деятельность | ||||||
1. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, всего |
млн. руб. |
6 857,7 |
5 568,9 |
5 658,1 |
5 793,9 |
5 979,3 |
из них по отраслям экономики: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Обрабатывающие производства |
млн. руб. |
3 740,0 |
3 480,6 |
3 536,3 |
3 621,2 |
3 737,1 |
1.2. Обеспечение электрической энергией, газом и паром |
млн. руб. |
159,4 |
111,4 |
113,2 |
115,9 |
119,6 |
1.3. Строительство |
млн. руб. |
20,6 |
16,7 |
17,0 |
17,4 |
17,9 |
1.4. Оптовая и розничная торговля, сфера услуг и развлечений |
млн. руб. |
83,6 |
167,1 |
169,7 |
173,8 |
179,4 |
1.5. Транспортировка и хранение |
млн. руб. |
198,3 |
55,7 |
56,6 |
57,9 |
59,8 |
IV. Денежные доходы населения | ||||||
1. Доходы населения муниципального образования, всего |
млн. руб. |
49 285,0 |
50 757,9 |
52 183,7 |
53 958,0 |
55 468,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Доходы от предпринимательской деятельности |
млн. руб. |
2 253,7 |
2 325,8 |
2 400,2 |
2 477,1 |
2 556,3 |
1.2. Оплата труда |
млн. руб. |
31 909,1 |
32 962,1 |
34 346,5 |
35 720,4 |
37 184,9 |
1.3. Социальные выплаты |
млн. руб. |
15 122,2 |
15 470,0 |
15 918,6 |
16 428,0 |
16 953,7 |
2. Среднедушевые денежные доходы (в месяц) |
руб./чел. |
24 609,0 |
25 520,0 |
26 311,0 |
27 390,0 |
28 348,0 |
3. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций |
руб/месяц |
42 868,3 |
44 797,4 |
47 619,6 |
50 810,1 |
54 214,4 |
V. Потребительский рынок | ||||||
1. Оборот розничной торговли в ценах соответствующего периода |
млн. руб. |
16 999,8 |
17 764,8 |
18 653,0 |
19 660,3 |
20 702,3 |
2. Оборот общественного питания |
млн. руб. |
228,6 |
240,0 |
250,4 |
261,4 |
273,1 |
VI. Демографические показатели | ||||||
1. Численность и состав населения: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Численность постоянного населения муниципального образования (на начало года) |
чел. |
167 846 |
165 729 |
164 900 |
163 800 |
162 700 |
1.2. Среднегодовая численность населения муниципального образования |
чел. |
166 788 |
165 315 |
164 350 |
163 250 |
162 150 |
1.3. Численность детей в возрасте 3-7 лет (дошкольного возраста) |
чел. |
11 297 |
10 870 |
10 246 |
9 523 |
9 093 |
1.4. Численность детей и подростков в возрасте 8-17 лет (школьного возраста) |
чел. |
19 263 |
19 846 |
20 354 |
20 779 |
21 134 |
1.5. Численность населения в трудоспособном возрасте |
чел. |
86 694 |
86 044 |
85 694 |
85 624 |
85 724 |
1.6. Численность населения старше трудоспособного возраста |
чел. |
48 957 |
48 511 |
48 215 |
47 892 |
47 570 |
2. Естественное движение населения: |
|
|
|
|
|
|
2.1. Число родившихся |
чел. |
1 493 |
1 510 |
1 528 |
1 547 |
1 565 |
2.2. Число умерших |
чел. |
3 087 |
2 615 |
2 576 |
2 537 |
2 499 |
VII. Развитие социальной сферы | ||||||
1. Количество учащихся общеобразовательных учреждений, обучающихся во вторую и третью смены |
чел. |
1 367 |
1 450 |
1 450 |
1 450 |
1 450 |
2. Обеспеченность населения врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
единиц на 10 тыс. чел. населения |
6,0 |
6,0 |
6,2 |
6,3 |
6,5 |
3. Обеспеченность средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях медицинским персоналом |
единиц на 10 тыс. чел. населения |
63,8 |
64,0 |
64,7 |
65,5 |
65,8 |
4. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием |
% |
38,0 |
38,5 |
39,0 |
39,5 |
40,0 |
5. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
VIII. Трудовые ресурсы | ||||||
1. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций |
чел. |
50 528 |
50 427 |
50 276 |
50 125 |
49 975 |
2. Потребность организаций в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих по уровням образования в рамках программ развития организаций и инвестиционных проектов: |
чел. |
241 |
303 |
276 |
277 |
275 |
2.1. среднее профессиональное образование, |
чел. |
192 |
246 |
223 |
224 |
224 |
2.1.1. в том числе технического профиля |
чел. |
192 |
246 |
223 |
224 |
224 |
2.2. высшее образование, |
чел. |
49 |
57 |
53 |
53 |
51 |
2.2.1. в том числе инженерно-технического профиля |
чел. |
47 |
55 |
51 |
51 |
50 |
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа на 2022 - 2024 годы
Прогноз социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа на среднесрочную перспективу 2022 - 2024 годов сформирован в соответствии с действующим Порядком разработки прогноза социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа на среднесрочный период.
Расчёт прогнозных оценок проведён с учётом фактически достигнутых итогов социально-экономического развития Каменск-Уральского городского округа (далее - муниципальное образование, городской округ, город) за 2020 год, тенденций, складывающихся в 2021 году, сценарных условий для разработки муниципальными образованиями Свердловской области прогноза социально-экономического развития на 2022 - 2024 годы и предполагает восстановительный рост экономики, повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Все стоимостные показатели рассчитаны в ценах текущих лет.
Раздел I. Финансы
В данном разделе прогноза отражены все доходы и поступления, формируемые в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории городского округа.
Доходы включают средства организаций (прибыль, амортизационные отчисления), средства бюджета городского округа (поступления по местным налогам и неналоговым доходам, прочие поступления). Сумма этих показателей представляет собой размер финансовых ресурсов, которыми располагает городской округ для целей социально-экономического развития.
Учитывая, что 2020 год стал трудным для большинства отраслей и предприятий городского округа из-за введения ограничительных мер в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и в связи с наличием у ОАО "КУМЗ" по итогам года убытков, образование которых связано с курсовыми разницами, сальдированный результат финансово-хозяйственной деятельности (прибыль с учетом убытков) по кругу отчитывающихся организаций за 2020 год стал отрицательным, получены убытки в сумме 11,4 млн. руб., суммарная прибыль организаций без учета убытков составила 7 092,0 млн. руб. По итогам 2019 года сальдированный результат финансово-хозяйственной деятельности составлял прибыль в сумме 5 723,3 млн. руб.
Учитывая складывающуюся общую экономическую ситуацию в стране и принятые меры по восстановлению экономики, а также полученные результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций за январь-апрель текущего года (прибыль в сумме 3 374,9 млн. руб.), по итогам 2021 года ожидается получение прибыли с учетом убытков в сумме 6 967,3 млн. руб. В дальнейшем прогнозируется ее ежегодное увеличение до 11 067,0 млн. руб. к концу 2024 года.
В связи с продолжением в 2020 году рядом организаций мероприятий по реализации инвестиционных проектов, модернизации действующего технологического оборудования амортизационные отчисления по итогам 2020 года превысили уровень 2019 года на 6,5% и составили 5 770,2 млн. руб. В связи с завершением реализации крупных инвестиционных проектов по итогам 2021 года ожидается объем амортизационных отчислений в сумме 3 550,3 млн. руб., в прогнозном периоде - незначительный рост до 4 110,3 млн. руб. по итогам 2024 года.
В целом доходы бюджета городского округа в 2020 году увеличилась к уровню 2019 года на 597,3 млн. руб. или на 8,9%. По собственным доходам исполнение составило 2 238,3 млн. руб. В объеме собственных доходов налоговые поступления в целом (в сопоставимых показателях) увеличились на 76,0 млн. руб. по отношению к 2019 году.
Рост поступлений отмечен по следующим налогам: налогу на доходы физических лиц (в сопоставимых показателях), налогу с применением упрощенной системы налогообложения, налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, земельному налогу, государственной пошлине. В тоже время отмечено снижение по единому сельскохозяйственному налогу, единому налогу на вмененный доход, акцизам.
Большая часть налоговых перечислений в 2020 году обеспечена за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц, что связано с заменой субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 26% к нормативу, установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации, 16%. Таким образом, в 2020 году НДФЛ зачислялся в местный бюджет по нормативу 42% (2019 год - 35%, 2018 год -32%). Фактический рост налога в сопоставимых показателях 2020 года составил 105,4% при запланированном в бюджете 104,4%.
Поступления по земельному налогу в 2020 году составили 116,1 млн. руб., что выше уровня поступлений 2019 года на 1,5% или на 1,7 млн. руб.
Поступления по единому налогу на вмененный доход в 2020 году составили 70,9 млн. руб., что ниже уровня 2019 года 77,7 млн. руб. в связи с ограничением и приостановкой деятельности рядом субъектов предпринимательской деятельности в результате пандемии. В 2021 году прогнозируется снижение поступлений ЕНВД до 18,5 млн. руб. в связи прекращением действия с 01 января 2021 года главы 26.3 "Единый налог на вмененный доход" Налогового кодекса Российской Федерации и уплатой в 1 квартале 2021 года платежей за 4 квартал 2020 года. Субъекты предпринимательской деятельности, ранее применявшие ЕНВД, с 2021 года сменили систему налогообложения на патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения или специальный налоговый режим для самозанятых граждан налог на профессиональный доход.
Поступления по патентной системе налогообложения увеличились с 14,3 млн. руб. по итогам 2019 года до 17,7 млн. руб. по итогам 2020 года. В связи с увеличением количества плательщиков по патентной системе налогообложения планируется увеличение поступлений налога в 2021 году до 18,7 млн. руб., к 2024 году - до 24,9 млн. руб.
Прочие налоги и сборы включают в себя поступления налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на совокупный доход, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование водными ресурсами, государственных пошлин, поступления в счет погашения задолженности и по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам, зачисляемым в доходы местного бюджета. Поступления по прочим налогам и сборам увеличились с 112,3 млн. руб. по итогам 2019 года до 121,5 млн. руб. по итогам 2020 года и прогнозируются в сумме 206,1 млн. руб. по итогам 2021 года и 241,0 млн. руб. по итогам 2024 года.
Неналоговые поступления в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизились на 37,7 млн. руб. и составили 193,2 млн. руб., что связано с введением ограничительных мер и приостановкой деятельности ряда субъектов предпринимательской деятельности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. По итогам 2021 года неналоговые доходы прогнозируются в сумме 243,1 млн. руб., в дальнейшем прогнозируется их увеличение до 250,8 млн. руб. по итогам 2024 года.
Поступления прочих доходов по итогам 2020 года составили 50,1 млн. руб. и остались на уровне 2019 года (50,7 млн. руб.), в 2021 году ожидаются в сумме 56,2 млн. руб., к концу 2024 года рост поступлений прогнозируется до 56,3 млн. руб.
В целом доходы городского округа, полученные в 2020 году, возросли к уровню 2019 года на 464,2 млн. руб. и составили 9 514,8 млн. руб.
Объем средств, получаемых от вышестоящих уровней власти, представляет собой сумму средств, поступающих в бюджет городского округа из областного бюджета в виде дотаций, субвенций, субсидий, межбюджетных трансфертов. По итогам 2020 года эти поступления составили 5 047,9 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2019 годом на 298,2 млн. руб. (2019 год - 4 749,7 млн. руб.), по итогам 2021 года ожидаются в сумме 4 501,6 млн. руб., снижение связано с завершением мероприятий по строительству ряда объектов социальной и коммунальной инфраструктуры (первого этапа второго подающего водовода от водозаборных сооружений на Нижне-Сысертском водохранилище, участка дороги, школы, двух детских садов).
Раздел II. Производственная деятельность
Ведущее положение в экономике городского округа занимает промышленный комплекс. Минувший год выдался трудным для большинства отраслей и предприятий городского округа. Достигнутые результаты по основным социально-экономическим показателям за 2020 год под влиянием введения ограничительных мер в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции свидетельствуют о замедлении темпов роста.
Оборот по полному кругу отчитывающихся организаций в 2020 году составил 200 166,5 млн. руб. или 105,7% к уровню 2019 года, в том числе по разделам: "Обрабатывающие производства" - 117 660,8 млн. руб. (96,4%), "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование" - 3 061,0 млн. руб. (99,9%).
За январь-июнь текущего года оборот по полному кругу организаций составил 144 912,4 млн. руб., что в 1,5 раза больше уровня аналогичного периода 2020 года, в том числе обрабатывающих производств - 89 388,9 млн. руб., что в 1,5 раза больше уровня аналогичного периода 2020 года, предприятий, оказывающих услуги по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию - 1 886,2 млн. руб. или 117,3% к уровню аналогичного периода 2020 года.
Учитывая складывающуюся экономическую ситуацию и тенденции по восстановлению экономики, руководствуясь прогнозными оценками организаций, по итогам 2021 года ожидается рост показателей производственной деятельности. Оборот по полному кругу отчитывающихся организаций по итогам 2021 года ожидается на уровне 240 800,3 млн. руб., что на 20,3% выше уровня 2020 года, в том числе по предприятиям обрабатывающих производств ожидается рост на 23,4% до 145 075,8 млн. руб. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейший рост оборота по полному кругу отчитывающихся организаций с 254 525,9 млн. руб. по итогам 2022 года до 284 368,6 млн. руб. по итогам 2024 года, в том числе за счет увеличения оборота обрабатывающих производств со 153 490,1 млн. руб. по итогам 2022 года до 171 486,6 млн. руб. по итогам 2024 года.
Раздел III. Инвестиционная деятельность
С целью обеспечения занятости населения и пополнения местного бюджета одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления является привлечение инвестиций в экономику городского округа.
В период с 2010 по 2016 годы в городском округе отмечен стабильный ежегодный рост инвестиционной активности. Максимальный уровень инвестиционных вложений отмечен в 2016 году - 25 648,6 млн. руб. В связи с завершением реализации ряда крупных инвестиционных проектов, в том числе ОАО "КУМЗ", АО "УПКБ "Деталь", с 2017 года отмечается тенденция снижения объема инвестиций по городскому округу. По итогам 2020 года объем инвестиций составил 6 857,7 млн. руб., что ниже уровня 2019 года на 11,2%.
На ряде крупных предприятий городского округа: АО "СинТЗ", ОАО "КУМЗ", РУСАЛ Каменск-Уральский, АО "КУЛЗ", ПАО "КУЗОЦМ", АО УПКБ "Деталь", ЗАО "Уралэлектромаш" в 2020 году продолжалась реализация утвержденных инвестиционных программ.
За счет бюджетного финансирования в 2020 году завершено строительство и введены в эксплуатацию два детских сада (детский сад на 300 мест по бул. Комсомольский, 32А в жилом районе Южный, в том числе 100 мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и детский сад на 250 мест по ул. Октябрьская, 43Б, в том числе 90 мест для детей от 1,5 до 3 лет.), первый этап второго подающего водовода от водозаборных сооружений на Нижне-Сысертском водохранилище, участок улицы Кутузова от ул. Каменская до ул. 4-й Пятилетки, горнолыжный комплекс "Богатырек", начато строительство Центра гребного спорта на лыжно-лодочной базе "Металлист".
Пусковой программой строительства и ввода жилья в 2020 году запланирован ввод 25,0 тыс. м жилья. Введено 30,5 тыс. м
жилья, в том числе ИЖС
11,7 тыс. м
, юридическими лицами введено в эксплуатацию два многоквартирных дома общей площадью 18,8 тыс. м
: 12-этажный дом по пр. Победы, 88 (застройщик ООО "УКС "Каменскстрой") и 11-этажный дом по ул. Кутузова, 24А (застройщик ООО "Новый дом", г. Челябинск).
В настоящее время ведётся строительство 5-этажного жилого дома по ул. Титова, 8-этажного жилого дома по ул. Сибирская, 10-этажного жилого дома по бул. Комсомольский.
В 2021 году планируется ввод 25,0 тыс. жилья, в том числе двух многоквартирных домов площадью 17,36 тыс.
, индивидуальных жилых домов площадью 7,64 тыс. м
.
По итогам 1 квартала 2021 года объем инвестиций по городскому округу составил 1 042,2 млн. руб., что на 4,2% больше, чем за аналогичный период 2020 года. По прогнозным оценкам, в 2021 году объем инвестиций по городскому округу составит 5 568,9 млн. руб., в том числе за счет реализации инвестиционных программ развития промышленными предприятиями АО "СинТЗ", АО "УПКБ "Деталь", АО "КУЛЗ", ОАО "КУМЗ", ПАО "КУЗОЦМ", инвестирования средств на поддержку действующих производственных мощностей "РУСАЛ Каменск-Уральский", ЗАО "Уралэлектромаш", жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры. За счет бюджетных средств в 2021 году продолжается строительство объектов, начатых в 2020 году, а также начато строительство улицы Героев Отечества на участке от ул. Каменской до ул. Октябрьской, Сливной станции жидких бытовых отходов по ул. Заводская, Центра развития бокса в жилом районе Южный.
В прогнозном периоде с 2022 по 2024 годы ожидается ежегодный умеренный рост инвестиций в размере от 1,6% до 3,2%. По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал по городскому округу прогнозируется в сумме 5 979,3 млн. руб.
Раздел IV. Денежные доходы населения
Состояние экономики городского округа определило динамику основных показателей уровня жизни населения. Одним из важнейших факторов, определяющих уровень жизни населения и в конечном итоге в значительной степени качество жизни, являются доходы населения. За 2020 год номинальные денежные доходы горожан возросли по сравнению с уровнем 2019 года на 2,1% и составили 49 285,0 млн. руб. В среднесрочном периоде прогнозируется их постепенный рост с 50 757,9 млн. руб. в 2021 году до 55 468,8 млн. руб. в 2024 году.
Наибольшая доля денежных доходов горожан приходится на оплату труда и составляет 64,7%. По итогам 2020 года среднемесячная начисленная заработная плата одного работающего в городском округе выросла по отношению к 2019 году на 6,1% и составила 42 868 руб., в реальном выражении (заработная плата, скорректированная на индекс потребительских цен) - на 2,97% (наилучший результат за последние 7 лет зафиксирован по итогам 2018 года - 5,4%). Максимальный уровень заработной платы, по данным статистической отчетности, отмечен по следующим видам экономической деятельности: деятельность финансовая и страховая - 56 962 руб., рост на 9,1%, деятельность профессиональная, научная и техническая - 54 159 руб. (113,2%), предоставление прочих видов услуг - 51 936 руб. (112,9%), транспортировка и хранение - 50 656 руб. (103,2%), обрабатывающие производства - 44 159 руб. (104,9%). На протяжении последних лет ниже среднего уровня остается уровень заработной платы по следующим видам деятельности: деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 24 845 руб. (93,5% к аналогичному периоду прошлого года), деятельность в области информации и связи - 32 247 руб. (103,4%); строительство - 32 680 руб. (105,9%), операции с недвижимым имуществом - 32 682 руб. (104,5%). Уровень оплаты труда по городскому округу, по-прежнему, отстает от среднего областного и среднего российского уровней.
По итогам января-марта 2021 года среднемесячная заработная плата по городскому округу составила 43 270 руб., что на 4,7% выше аналогичного периода 2020 года, в том числе в промышленности - 45 375 руб. (рост на 4,2%).
Средний размер назначенной пенсии пенсионеров в 2020 году увеличился к уровню предыдущего года на 5,7% и составил 16 396 руб.
По итогам 2020 года среднедушевые доходы жителей городского округа выросли по отношению к 2019 году на 2,9%, составив 24 609,0 руб. в месяц. В среднесрочном периоде прогнозируется рост доходов с 25 520,0 руб. в месяц в 2021 году до 28 348,0 руб. в 2024 году.
Раздел V. Потребительский рынок
Потребительский рынок является одним из важных индикаторов социального развития городской инфраструктуры. С точки зрения технологий и качества оказываемых услуг он становится все более современным и привлекательным для горожан. На сегодняшний день решена одна из основных задач - обеспечена доступность потребительского рынка для абсолютного большинства горожан.
Общее число предприятий розничной торговли на 01 января 2021 года составляло 1 006 ед. (на начало 2020 года - 998 ед.). В структуре объектов розничной торговли - 766 магазинов, 30 торговых и торгово-развлекательных центров, 262 объекта нестационарной торговой сети (129 киосков, 81 павильон, 52 прочих объекта), что превышает минимальный норматив в 1,9 раза.
В связи с изменением методики подсчета оборота розничной торговли и общественного питания Федеральной службой государственной статистики (до 2020 года оборот розничной торговли и общественного питания по муниципальным образованиям рассчитывался с учетом досчёта, с 2020 года - рассчитывается без досчета, без учета оборота субъектов малого предпринимательства) сравнение достигнутых уровней оборота розничной торговли и оборота общественного питания по городскому округу за 2020 года с уровнем 2019 года не корректно.
По итогам 2020 года по данным статистической отчетности оборот розничной торговли в текущих ценах составил 16 999,8 млн. руб. В 2021 году ожидается рост оборота розничной торговли на 4,5% до уровня 17 764,8 млн. руб. В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост оборота розничной торговли, в том числе к концу 2024 года - до 20 702,3 млн. руб.
Оборот общественного питания в 2020 году составил 228,6 млн. руб. по данным статистической отчетности. В 2021 году ожидается рост объемов оборота общественного питания на 4,9% по отношению к уровню 2020 года до 240,0 млн. руб., с последующим постепенным ежегодным ростом показателей до 273,1 млн. руб. к концу 2024 года.
Раздел VI. Демографические показатели
Данный раздел содержит сведения о численности и составе населения, анализ динамики которых позволяет выявить основные тенденции, возможные диспропорции в структуре населения и угрозы социально-экономического развития городского округа.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, по состоянию на 01 января 2021 года численность постоянного населения, проживающего на территории городского округа, снизилась до 165 729 чел. Снижение численности населения по-прежнему обусловлено естественной убылью горожан и отрицательным миграционным сальдо. Ухудшению демографической ситуации способствовала пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению медико-демографической ситуации в 2020 году смертность превысила рождаемость, родилось 1 493 чел., умерло 3 087 чел. Миграция сохранилась отрицательной, в 2020 году прибыло 2 528 чел., выбыло 3 025 чел.
Учитывая складывающиеся демографические тенденции, в среднесрочном периоде 2022 - 2024 годов сохранится тенденция снижения численности населения. Основной причиной снижения численности населения является общая российская тенденция снижения рождаемости, вызванная вступлением в детородный возраст поколения 90-ых годов прошлого века, рожденного в период демографического спада, а также сохранение отрицательного миграционного сальдо ввиду близости Каменск-Уральского городского округа, в первую очередь, к Екатеринбургу. В результате прогнозируется постепенное снижение численности населения со 165 729 чел. на 01 января 2021 года до 162 700 чел. на 01 января 2024 года.
На фоне снижения общей численности населения сохранится тенденция снижения численности детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). По итогам 2019 года численность детей в возрасте от 3 до 7 лет составляла 11 419 чел. и снизилась по итогам 2020 года до 11 297 чел. В среднесрочном периоде с 2022 по 2024 годы прогнозируется дальнейшее снижение численности детей данной возрастной категории с 10 246 чел. в 2022 году до 9 093 чел. в 2024 году.
При этом сохранится тенденция увеличения численности детей школьного возраста (от 8 до 17 лет). Численность детей в возрасте от 8 до 17 лет по итогам 2019 года составляла 18 539 чел. и увеличилась по итогам 2020 года до 19 263 чел. В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейший рост численности детей данного возраста до 21 134 чел. в 2024 году.
По итогам 2020 года численность населения в трудоспособном возрасте снизилась по сравнению с 2019 годом на 1 004 чел. и составила 86 694 чел. и к 2024 году снизится до 85 724 чел.
Численность населения старше трудоспособного возраста сохранилась на уровне 2019 года и составила 48 957 чел., в среднесрочной перспективе по итогам 2024 года численность данной возрастной категории незначительно снизится до 47 570 чел.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одной из первоочередных национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года определено обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет). С целью реализации поставленных целей и задач утверждено и реализуется 13 приоритетных национальных проектов, в том числе национальный проект "Демография". В 2020 и 2021 годах на федеральном уровне приняты и предоставлялись новые меры поддержки семей с детьми (ежемесячные выплаты на первых и вторых детей, выплаты на детей от 3 до 7 лет, выплаты материнского капитала на первого и второго ребенка в семье, увеличен размер материнского капитала на второго ребенка).
Органами местного самоуправления городского округа будет продолжена реализация мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, улучшение условий предоставления медицинских услуг, формирование здорового образа жизни, повышение социального статуса семьи.
Раздел VII. Развитие социальной сферы
Данный раздел позволяет провести анализ социальной сферы, динамики нагрузки на социальные объекты городского округа в зависимости от демографической ситуации.
Администрацией Каменск-Уральского городского округа и органом местного самоуправления "Управление образования Каменск-Уральского городского округа" создаются все требуемые условия для обеспечения конституционных прав граждан на получение общедоступного дошкольного и общего образования. Созданные в городском округе кадровые, содержательные условия, а также существующая сеть образовательных учреждений, в целом, достаточны для реализации законодательных гарантий в области образования.
В 2020 - 2021 учебном году сохранилась тенденция увеличения общего количества обучающихся, на 01.09.2019 г. она составляла 18 917 обучающихся, на 01.09.2020 г. - 19 196 обучающихся, что на 279 чел. больше. Последние семь лет наблюдается положительная динамика роста контингента обучающихся.
В первом полугодии 2020 - 2021 учебного года во вторую смену обучалось 1 697 чел. (8,8% от всех обучающихся), в предыдущем учебном году на 1 сентября - 1 367 чел. (7,2% от всех обучающихся).
В 2020 году муниципальным образованием пройден отбор на предоставление субсидий на создание современной образовательной среды для школьников в рамках программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы Средней школе N 35. Объём финансирования составил 29,86 млн. руб., в том числе на капитальный ремонт здания 11,15 млн. руб., оснащение учебно-методическим оборудованием 18,71 млн. руб., из них средства областного бюджета - 20,90 млн. руб., местного бюджета - 8,96 млн. руб. В результате введено 96 новых учебных мест для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что позволило сократить количество обучающихся во вторую смену в указанной школе и создать для обучающихся данной категории максимально комфортные условия.
В 2020 году численность детей в возрасте от 5 до 18 лет составляла 27 595 чел, в том числе получающих услуги по дополнительному образованию - 10 368 чел., из них в сфере образования - 6 975 чел., в сфере искусств - 3 393 чел. Соответственно, доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, по итогам 2020 года составила 38,0% и снизилась по сравнению с 2019 годом на 3,8% (2019 год - 41,8%). Снижение связано с введением ограничительных мер из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции и проведением дистанционного обучения, а также введением системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ранее один ребенок мог посещать несколько организаций одновременно и заниматься в них по нескольким программам дополнительного образования, теперь двойной счет исключен). В 2021 году долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, планируется увеличить до 38,5% и довести к 2024 году до 40%.
В 2020 году в рамках национального проекта "Демография" построены два детских сада на 550 мест (в жилом районе Южный по бул. Комсомольский, 32А на 300 мест и по ул. Октябрьская, 43Б на 250 мест). Кроме того, в результате мероприятий по перепрофилированию, разукомплектованию, регулированию предельной численности детей в группах ДОУ дополнительно введено 47 мест. Таким образом, удалось обеспечить 100% доступность дошкольного образования жителям Каменск-Уральского городского округа. На 01.02.2021 г. в электронной очереди были зарегистрированы только дети в возрасте от 1,5 до 7 лет, которые претендовали на получение места в детских садах в 2021 - 2022 учебном году, и дети, стоящие в очереди на перевод из одного детского сада в другой.
В сфере здравоохранения доступность и качество медицинской помощи в значительной степени зависят от укомплектованности медицинских учреждений компетентными врачами и средним медицинским персоналом. Укомплектованность врачебными кадрами, особенно амбулаторной службы, остается недостаточной.
По итогам 2020 года уровень обеспеченности врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по городскому округу составил 6,0 чел. на 10 тыс. населения, что ниже уровня 2019 года (8,7 чел. на 10 тыс. населения), в среднесрочной перспективе планируется повысить достигнутый уровень обеспеченности до 6,5 чел. на 10 тыс. населения по итогам 2024 года.
С целью привлечения на территорию городского округа молодых специалистов - врачей, Администрацией Каменск-Уральского городского округа принимаются меры по обеспечению врачей служебным жильем, приоритетным предоставлением мест их детям в дошкольных образовательных организациях. С мая 2017 года в целях привлечения врачебных кадров реализуется муниципальная подпрограмма по обеспечение жильем молодых специалистов.
Уровень обеспеченности средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях медицинским персоналом, по городскому округу снизился с 80,7 чел. на 10 тыс. населения по итогам 2019 года до 63,8 чел. на 10 тыс. населения по итогам 2020 года. В среднесрочном периоде к концу 2024 года планируется увеличить уровень обеспеченности средними медицинскими работниками до 65,8 чел. на 10 тыс. населения.
Раздел VIII. Трудовые ресурсы
Данный раздел содержит показатели, характеризующие изменения в численном составе трудовых ресурсов, потребность организаций в квалифицированных специалистах.
Ежегодное снижение численности населения городского округа, проводимые хозяйствующими субъектами мероприятия по модернизации действующих производств и введению новых современных мощностей, ежегодно приводили к снижению численности занятых работников организаций.
По итогам 2020 года среднесписочная численность работников по полному кругу организаций составила 50 528 чел., что на 2,5% меньше чем в 2019 году. В прогнозируемом периоде ожидается незначительное снижение общей среднесписочной численности работников организаций до 49 975 чел. к концу 2024 года.
Потребность организаций в квалифицированных специалистах, в первую очередь специалистов технического профиля, с каждым годом возрастает. Не смотря на то, что организации городского округа ежегодно направляют значительные средства на подготовку и переподготовку специалистов, по итогам 2020 года потребность организаций в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих составляла 241 чел., в том числе специалистов со средним профессиональным образованием технического профиля 192 чел. К концу 2024 года потребность в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих прогнозируется в количестве 275 чел.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Каменск-Уральского городского округа Свердловской области от 27 августа 2021 г. N 696 "О прогнозе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.