г.Калуга |
|
27 декабря 2021 г. |
Дело N А62-10349/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
В.И. Смирнова
Шабалиным И.А. |
||
при участии в заседании от истца: акционерного общества "СпецАТХ"
от ответчика: индивидуального предпринимателя Боханова Дмитрия Алексеевича |
Стефаненкова Н.В. - представитель по доверенности от 13.10.2021 N 213;
Шаповалов М.В. - представитель по доверенности от 06.11.2019; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведённом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Боханова Дмитрия Алексеевича на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А62-10349/2020,
УСТАНОВИЛ:
АО "СпецАТХ" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к ИП Боханову Д.А. (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в размере 17 656 рублей 70 копеек.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 17.02.2021 (дата составления мотивированного решения в связи с поступлением апелляционной жалобы истца) в удовлетворении исковых требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2021 отменено. Исковые требования удовлетворены, суд взыскал с ИП Боханова Д.А. в пользу АО "Спецавтохозяйство" 17 656 рублей 70 копеек долга и 5 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с постановлением ИП Боханов Д.А. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанцией норм материального права, поскольку нормативы по сбору отходов были признаны недействительными, услуги истцом не оказывались.
АО "СпецАТХ" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 07.09.2021 жалоба принята к производству в порядке статьи 288.23 АПК РФ, с рассмотрением судьей единолично.
Определением от 01.11.2021 в силу пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" с учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее суд округа, на основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ, суд округа вызвал лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В судебном заседании 16.12.2021 представители ответчика и истца поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на неё.
В порядке статьи 163 АПК РФ, в судебном заседании 16.12.2021 объявлялся перерыв до 21.12.2021.
После перерыва стороны по делу в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, отзыве на неё, до перерыва выслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 01.01.2019 организация деятельности по обращению с ТКО на территории Смоленской области обеспечивается региональным оператором - АО "СпецАТХ".
ИП Боханов Д.А. осуществляет деятельность по продаже товаров в промтоварном магазине, расположенном по адресу: Смоленская область, г.Смоленск, ул.Кирова, д.24, общей площадью 87,8 м. Из пояснений истца также следует, что ответчику принадлежит на праве собственности одна треть указанного помещения, то есть 29,27 кв.м.
23.10.2019 от ИП Боханова Д.А. поступила заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ранее у регионального оператора отсутствовали сведения об осуществлении по вышеуказанному адресу ответчиком предпринимательской деятельности.
Региональным оператором был направлен для подписания в адрес предпринимателя проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем - юридическим лицом - по нормативу накопления от 31.10.2019 N 671905142.
С 01.11.2019 ответчику начисляется месячная плата за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 456 рублей 23 копеек в соответствии с объёмом накопления контейнеров, указанным в заявке предпринимателя.
При этом за спорный период январь-октябрь 2019 года ежемесячная плата за услуги по расчёту истца составила 1 765 рублей 67 копеек с НДС по нормативу накопления и с учётом условий типового договора.
При этом в расчёте истца использованы следующие показатели: площадь магазина - 29,27 м, норматив накопления для промтоварных магазинов 1,19 м, тариф с НДС 506 рублей 92 копейки.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции пришел к выводу, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.09.2019 по нормативу накопления не был направлен истцом в адрес ответчика согласно его заявке от 23.10.2019 о количестве и объеме контейнеров. Помимо этого суд первой инстанции сослался на решение Смоленского областного суда от 26.11.2020 по делу N 3а-79/2020, которым норматив накопления ТКО для промтоварных магазинов в размере 1,19 м/год на 1 м? общей площади признан недействующим с 01.01.2019.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования истца суд апелляционной инстанции указал, что поскольку место накопления ТКО создано органом местного самоуправления. ИП Боханов Д.А. с заявкой о включении в реестр предложенных им мест накопления ТКО в орган местного самоуправления в спорный период не обращался, следовательно, в спорный период договор считается заключенным на условиях типового договора согласно действующему законодательству Российской Федерации, а оказываемые потребителю услуги подлежат оплате с 01.01.2019, исходя из нормативов накопления ТКО.
АО "СпецАТХ" оказало ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 общей стоимостью 17 656 рублей 70 копеек с общедоступного места накопления ТКО. Ответчик денежное обязательство не исполнил, подписанные в соответствии с условиями договора акты некачественного оказания услуг в материалы дела не представил, следовательно, услуга по обращению с ТКО оказана в полном объеме надлежащим образом.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.02.2021 отменено. Исковые требования удовлетворены, суд взыскал с ИП Боханова Д.А. в пользу АО "Спецавтохозяйство" 17 656 рублей 70 копеек долга и 5 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с постановлением ИП Боханов Д.А. обратился с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы, с учётом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 утверждены "Правила обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила).
Согласно пунктам 8(1), 8(4), 8(5), 8(10), 8(12), 8(17) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, поскольку заявка ответчика на заключение договора со сведениями об объёме отходов направлена им в адрес истца только 23.10.2019, судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод о том, что с 01.01.2019 по октябрь 2019 года правоотношения между истцом и ответчиком были регламентированы типовым договором.
Суд округа не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что услуги истцом в спорном периоде оказаны не были. Как правомерно указано судом апелляционной инстанции исходя из условий типового договора, подписанные в соответствии с условиями договора акты некачественного оказания услуг в материалы дела не представлены, следовательно, услуга по обращению с ТКО считается оказанной в полном объеме надлежащим образом.
Довод кассационной жалобы о том, что в спорном периоде истцом не верно определён объём оказанных услуг, подлежит отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами N 505.
В указанных целях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
Как указано в пункте 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, а нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которой акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению.
В связи с отсутствием у ответчика собственных контейнеров в спорном периоде, так как заявка, подтверждающая их наличие представлена предпринимателем только 23.10.2019, расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по Правилам N 505 исходя из норматива накопления ТКО.
В этой формуле постоянными величинами являются тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной - количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от вида их деятельности.
В пункте 5 "Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО" (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156), условия которого обязательны для сторон, содержится аналогичное правило о том, что под расчетным периодом по договору понимается один месяц.
Нормативы накопления ТКО выражаются в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу.
Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов недвижимого имущества.
Довод предпринимателя о том, что размер платы за предоставляемую Обществом услугу по вывозу ТКО, рассчитанный по указанной формуле исходя из нормативов ТКО, не учитывает реальный объем вырабатываемых ответчиком ТКО и выше фактических затрат оператора, не может быть принят во внимание, поскольку приведенные тарифы и формула расчета платы за услугу по обращению с ТКО обязательны для применения региональным оператором и потребителями его услуг.
Пунктом 8(18) Правил предусмотрен последующий перерасчет в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Однако в данном случае, ответчик не согласен с объёмом оказанных услуг, но не с ценой их оказания. Возможность пересчёта объёма оказанных услуг до подачи заявки на заключение договора Правилами прямо не предусмотрена. Условие о распространении действия договора на период до 01.11.2019 сторонами не согласовано.
Суд округа отмечает, что процесс образования ТКО является закономерным и объективным процессом, связанным с жизнедеятельностью потребителей. Доказательств того, что до настоящего момента ответчик осуществлял самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ, в материалы дела не предоставлено.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Ответчиком, в силу статьи 65 АПК РФ, документального подтверждения, опровергающих, данные об объемах, стоимости и качестве оказанных истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период в материалы дела не представлены.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика сумму задолженности.
В соответствии с пунктом 1 приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11.01.2021 N 0003/0103 при расчёте платы за услугу регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019 по 31.10.2019 в отношении промтоварных магазинов подлежит применению норматив накопления ТКО в размере 1,2 куб.м/год с 1 кв.м общей площади.
Таким образом, с учётом разъяснений пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" применение норматива 1,19 мi/год с 1 мI общей площади со стороны истца в спорный период являлось правомерным.
С учетом изложенного доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход приказного производства и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов участвующих в деле лиц.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции, правомерно отменил решение суда первой инстанции, а исковые требования удовлетворил.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Само по себе несогласие кассатора с результатами оценки арбитражным судом имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А62-10349/2020 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
...
В соответствии с пунктом 1 приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 11.01.2021 N 0003/0103 при расчёте платы за услугу регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019 по 31.10.2019 в отношении промтоварных магазинов подлежит применению норматив накопления ТКО в размере 1,2 куб.м/год с 1 кв.м общей площади.
Таким образом, с учётом разъяснений пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" применение норматива 1,19 мi/год с 1 мI общей площади со стороны истца в спорный период являлось правомерным."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 декабря 2021 г. N Ф10-4556/21 по делу N А62-10349/2020