Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Правительства Орловской области
от 27 августа 2021 г. N 512
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания в Орловской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Орловской области (далее - контроль (надзор).
1.2. Предметом контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Орловской области, регулирующими правоотношения в сфере социального обслуживания (далее также - обязательные требования).
1.3. Организация и осуществление контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
1.4. Контроль (надзор) осуществляется Департаментом социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области (далее - Департамент).
1.5. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является член Правительства Орловской области - руководитель Департамента (заместитель руководителя Департамента) (далее - руководитель (заместитель руководителя) Департамента).
1.6. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), являются:
1) руководитель (заместитель руководителя) Департамента;
2) должностное лицо Департамента, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
1.7. Департамент осуществляет контроль (надзор) в отношении негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание на территории Орловской области (далее - контролируемые лица).
1.8. Объектами контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
1.9. Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона в рамках осуществления контроля (надзора) обеспечивается учет объектов контроля (надзора), указанных в пункте 1.8 настоящего Положения, путем ведения перечня контролируемых лиц.
Перечень объектов контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лиц содержит следующие сведения:
1) полное наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование объекта контроля (надзора);
4) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска);
5) сведения о проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях;
6) сведения о количестве получателей социальных услуг по формам социального обслуживания.
1.10. Информация об объектах контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.
1.11. При осуществлении учета объектов контроля (надзора) на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по предоставлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
1.12. Контролируемые лица при осуществлении в отношении них контроля (надзора) пользуются правами, выполняют обязанности и несут ответственность в соответствии с Федеральным законом.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении контроля (надзора)
2.1. При осуществлении контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Департамент при осуществлении регионального контроля (надзора) относит объекты контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
2.3. Критериями отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:
1) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
2) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
2.4. Объект контроля (надзора) относится к категории высокого риска при наличии следующих условий:
1) в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
2) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
2.5. Объект контроля (надзора) относится к категории среднего риска при наличии следующих условий:
1) в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
2) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
2.6. При отсутствии факта, указанного в подпункте 2 пункта 2.3 настоящего Положения, объект контроля (надзора) относится к категории низкого риска.
2.7. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц осуществляется со следующей периодичностью:
1) в отношении объектов контроля (надзора), которые отнесены к категории высокого риска, проводится документарная проверка или выездная проверка один раз в 2 года;
2) в отношении объектов контроля (надзора), которые отнесены к категории среднего риска, проводится документарная проверка или выездная проверка один раз в 3 года;
3) в отношении объектов контроля (надзора), которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона ежегодно до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков).
3.2. Департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.3. Департаментом осуществляется информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона.
3.4. По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Департамента, один раз в год.
3.5. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента, утверждается приказом Департамента и размещается на официальном сайте Департамента в сети Интернет до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
3.6. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7. Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
3.8. В возражениях указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.9. Возражения направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты.
3.10. Департамент рассматривает возражения и по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона.
3.11. Консультирование осуществляется должностным лицом Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.12. Должностные лица Департамента осуществляют консультирование по следующим вопросам:
1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
2) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
3) порядок осуществления контроля (надзора);
4) порядок обжалования решений Департамента.
3.13. Должностные лица Департамента осуществляют письменное консультирование по вопросам, предусмотренным пунктом 3.12 настоящего Положения, при обращении контролируемых лиц в письменной форме или в форме электронного документа.
3.14. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется, за исключением случая направления контролируемым лицом запроса о представлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.15. Личный прием осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования. Срок устного консультирования не должен превышать 30 мин.
3.16. В случае поступления в Департамент 5 однотипных обращений от разных контролируемых лиц по вопросам, указанным в пункте 3.12 настоящего Положения, Департамент осуществляет консультирование посредством размещения на своем официальном сайте в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Департамента, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации 5-го однотипного обращения.
3.17. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, либо к принадлежащим ему объектам контроля (надзора), их соответствии категориям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (надзора) исходя из отнесения его к соответствующей категории риска.
3.18. В ходе профилактического визита должностным лицом Департамента может осуществляться консультирование контролируемого лица и сбор сведений, необходимых для отнесения контролируемого лица к категориям риска.
3.19. Профилактический визит обязательно проводится Департаментом в отношении:
1) объектов контроля (надзора), отнесенных к категории высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания. Департамент осуществляет проведение профилактического визита таким лицам не позднее чем в течение одного года с момента начала их деятельности.
3.20. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
3.21. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
3.22. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.23. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо, уполномоченное на осуществление контроля (надзора), незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) Департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Департаментом на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Департаментом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
4.2. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
4.3. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия Департаментом принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и подписывается уполномоченным должностным лицом, указанным в пункте 1.5 настоящего Положения.
4.4. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона, а также содержится перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении контроля (надзора).
4.5. Контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарной проверки;
2) выездной проверки;
3) наблюдения за соблюдением обязательных требований.
4.6. При проведении плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий Департаментом применяются проверочные листы. Проверочные листы утверждаются приказом руководителя Департамента.
4.7. В ходе документарной проверки должностными лицами Департамента могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
4.8. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
4.9. Документарные проверки проводятся при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
4.10. В ходе выездной проверки должностными лицами Департамента могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
4.11. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
4.12. Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
4.13. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.14. При проведении выездной проверки должностными лицами Департамента заполняются проверочные листы, указанные в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.15. Должностными лицами Департамента производится наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в соответствии со статьей 74 Федерального закона.
4.16. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Департаментом могут быть приняты следующие решения:
1) о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона;
2) об объявлении предостережения.
4.17. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
4.18. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия с указанием срока, необходимого для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в следующих случаях:
1) временной нетрудоспособности;
2) участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
3) вызова в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда или налогового органа в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
4) наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
5) смерти близких родственников.
Индивидуальный предприниматель вместе с информацией о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия представляет в Департамент документы, подтверждающие наличие обстоятельств, послуживших поводом невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, перечисленных в подпунктах 1-5 настоящего пункта.
В случае поступления в Департамент информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, указанный в обращении, о чем индивидуальный предприниматель уведомляется в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о переносе срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
V. Досудебный порядок подачи жалобы
5.1. Подача жалобы в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьей 40 Федерального закона.
5.2. Контролируемое лицо, в отношении которого в ходе осуществления контроля (надзора) проводились контрольные (надзорные) мероприятия, имеет право на обжалование решений Департамента, действий (бездействия) должностных лиц, указанных в пункте 1.6 настоящего Положения (далее - жалоба).
5.3. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
3) действия (бездействие) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
5.4. Решения и действия (бездействие) руководителя Департамента могут быть обжалованы в Правительство Орловской области.
5.5. Решения и действия (бездействие) заместителя руководителя Департамента, должностных лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1.6 настоящего Положения, могут быть обжалованы руководителю Департамента.
5.6. Жалоба регистрируется в течение 1 рабочего дня со дня поступления в Департамент.
5.7. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.8. Срок рассмотрения жалобы продлевается на 20 рабочих дней в следующих исключительных случаях:
1) проведения в отношении должностного лица Департамента, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствия должностного лица Департамента, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
5.9. Рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.