Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением
администрации муниципального
образования город Новороссийск
от 23 августа 2021 г. N 5111
Паспорт
муниципальной программы "Поддержка малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы в муниципальном образовании город Новороссийск на 2020 - 2024 годы"
Координатор муниципальной программы |
Отдел по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации муниципального образования город Новороссийск; |
||
Координатор подпрограмм |
Отдел по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации муниципального образования город Новороссийск; Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск |
||
Участники муниципальной программы |
Отдел по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации муниципального образования город Новороссийск; Отдел сельского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск; Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск Управление торговли и потребительского рынка Субъекты малого и среднего предпринимательства муниципального образования город Новороссийск; Субъекты малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" |
||
Подпрограммы муниципальной программы |
"Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"; "Совершенствование внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства"; "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства". |
||
Проекты в составе муниципальной программы |
"Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края; "Кооперация и экспорт в муниципальном образовании город Новороссийск". |
||
Ведомственные программы |
Не предусмотрены программой |
||
Цель муниципальной программы |
Обеспечение устойчивого экономического развития малого и среднего предпринимательства и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе |
||
Задачи муниципальной программы |
Распространение передового российского опыта в сфере развития малого и среднего предпринимательства; - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; - увеличение объемов инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства; - увеличение численности населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве; - развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; - упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к использованию объектов муниципального имущества; - упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам; |
||
Перечень целевых показателей муниципальной программы |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 ООО человек населения муниципального района, городского округа; Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий Реализация муниципального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы в муниципальном образовании город Новороссийск" |
||
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2020 - 2024 годы Реализация Программы не предусматривает отдельных этапов |
||
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы |
Итого по программе: 2020 год - 10 224,0 тыс. руб. 2021 год - 9 934,9 тыс. руб. 2022 год - 12 134,9 тыс. руб. 2023 год - 12 134,9 тыс. руб. 2024 год - 10 819,0 тыс. руб. Из них: 2020 год - 8 029,0 тыс. руб. средства местного бюджета; 2 195,0 тыс. руб. средства краевого бюджета. 2021 год - 8 619,0 тыс. руб. средства местного бюджета; 1 315,9 тыс. руб. средства краевого бюджета. 2022 год - 10 819,0 тыс. руб. средства местного бюджета; 1 315,9 тыс. руб. средства краевого бюджета. 2023 год - 10 819,0 тыс. руб. средства местного бюджета; 1 315,9 тыс. руб. средства краевого бюджета. 2024 год - 10 819,0 тыс. руб. средства местного бюджета; 0 тыс. руб. средства краевого бюджета. |
||
Контроль за выполнением муниципальной программы |
Отдел по взаимодействию с малым и средним бизнесом |
1. Характеристика текущего состояния и прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы
Настоящая муниципальная программа определяет систему мер, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Новороссийск, в том числе социального предпринимательства, производства, цифровых технологий, сельского хозяйства, реализованных в рамках Национального проекта "Поддержка малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы".
Нормативной правовой базой для разработки программы является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 04.04.2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае", Федеральным законом от 29.12.2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Законом Краснодарского края от 28.01.2009 года N 1690-КЗ "О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае".
В муниципальном образовании город Новороссийск свою деятельность в сфере малого и среднего бизнеса осуществляют более 45 тысяч человек. По предварительной оценке 2021 года количество действующих малых предприятий (юридических лиц) составит 15 638 единиц.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год составил около 142 091,9 млн. руб., по предварительной оценке за 2021 год составит 145 158,8 млн. руб.
Достаточно высока инвестиционная активность предпринимательства муниципального образования. Объем инвестиции в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году составил 2 174,1 млн. рублей, что составило рост к 2019 году 110,8%. По предварительной оценке в 2021 году составит 2 210,8 млн. руб.
Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск в течение последних лет характеризуется преобладанием позитивных тенденций. В 2019 году число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось более чем на 20%. И это результат не только того, что население становится более экономически активным, но и тех мер поддержки малого и среднего предпринимательства, которые проводят городские власти.
Муниципальное образование город Новороссийск занимает лидирующие позиции по основным экономическим показателям развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае: количеству субъектов малого предпринимательства, численности работающих, обороту и объему реализации продукции. Кроме того, город Новороссийск - это муниципальное образование, в котором представлены все основные отрасли экономики: промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, торговля и сфера услуг. Малое и среднее предпринимательство составляет 84,8% от общего количества хозяйствующих субъектов города.
Высокие темпы роста в развитии малого бизнеса на территории муниципального образования город Новороссийск достигнуты благодаря эффективному выполнению мероприятий муниципальной программы поддержки и развития малого предпринимательства в городе Новороссийске. Вместе с тем, следует отметить, что реальный экономический потенциал не исчерпан, еще надо решить немало проблем, имеющихся в малом и среднем бизнесе.
Вместе с тем уровень развития в регионе малого и среднего бизнеса, связанного с материальным производством и другими неторговыми отраслями, невысок. В сфере торговли занято более 80% от общего количества субъектов предпринимательства. Производственные издержки при организации торгового процесса значительно ниже, чем в промышленности, поэтому формирование бизнеса в этой сфере требует относительно небольших средств и остается более привлекательным.
Существует проблема дефицита собственных средств, необходимых для развития бизнеса. Возникает потребность привлечения заемных и иных источников финансирования.
Основными проблемами, которые препятствуют переходу предпринимательства муниципального образования на более качественный уровень развития является:
- дефицит персонала требуемой квалификации на рынке труда. Недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий;
- сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его устойчивого функционирования. Несмотря на увеличение на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним субъектов малого и среднего предпринимательства. Особенно актуальна эта проблема для инновационного бизнеса, что существенно снижает восприимчивость малого бизнеса к модернизационным процессам;
- ограниченная доступность производственных и офисных помещений, обусловленная высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы;
- низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования в силу отсутствия собственных средств создает сложности в приобретении производственного оборудования, высокотехнологичного оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства;
- недостаточное развитие интеграционных отношений малых и средних предприятий с крупным бизнесом.
- недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий в условиях растущего давления со стороны импортных товаров.
Указанные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Поэтому необходим комплексный подход к их решению как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
В Краснодарском крае сформирована база системной государственной поддержки малого и среднего бизнеса. На территории региона представлены элементы разной направленности - финансовые, имущественные, информационные, консультационные и другие.
Решение обозначенных проблем требует совершенствования существующих механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационно и социально активных. Наиболее эффективным является предоставление бизнесу различного рода субсидий на погашение издержек, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, предоставление грантов для начинающих предпринимателей.
Увеличения численности субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства, роста объемов продукции, произведенной предприятиями малого и среднего предпринимательства во всех отраслях экономики муниципального образования город Новороссийск можно достичь только путем активизации механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, в связи с чем возникает необходимость принятия муниципальной целевой программы поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск с обязательным финансированием части затрат.
2. Цели, задачи и целевые показатели, сроки и этапы реализации муниципальной программы
Основной целью муниципальной программы является обеспечение устойчивого экономического развития малого и среднего предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий).
Задачи муниципальной программы определяются ее конечной целью:
- распространение передового российского опыта в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение объемов инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение численности населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к использованию объектов муниципального имущества;
- упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам;
По-прежнему одним из самых динамично развивающихся секторов экономики является малый и средний бизнес, который обеспечивает трудовой занятостью большую часть населения города. Значительное влияние малое и среднее предпринимательство оказывает на формирование налогового потенциала города.
Сравнительный анализ основных показателей малого и среднего предпринимательства за последние годы указывает на стабильно положительную динамику, однако, в городе сохраняется актуальность формирования благоприятной среды для его развития.
Создание предпосылок для занятия собственным бизнесом и последующая комплексная и системная поддержка являются необходимыми условиями для решения основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в городе.
При этом развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из факторов экономического роста, являющийся главным регулятором занятости экономически активного населения и оказывающим положительное влияние на рост денежных доходов населения и его социально-психологическое состояние.
Продолжение последовательной политики в вопросе поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является необходимой составляющей для его устойчивого развития и увеличения вклада в экономику города.
В соответствии с долгосрочными приоритетами экономического развития, а также с учетом текущего состояния экономики города определены цели и задачи Программы.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
- создание экономических, правовых и организационных условий для развития предпринимательской деятельности на территории города Новороссийска;
- обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Целевые индикаторы:
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения муниципального района, городского округа;
2. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
3. Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий.
4. Реализация муниципального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы в муниципальном образовании город Новороссийск".
Выстроенная в рамках настоящей Программы система целевых ориентиров (цель, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с решением конкретных задач.
Общий срок реализации настоящей Программы рассчитан на период 2020 - 2024 годы.
Реализация Программы не предусматривает разделения на этапы.
С учетом происходящих в экономике процессов мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.
3. Перечень и краткое описание подпрограмм
Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач в рамках настоящей Программы предусмотрена реализация четырех подпрограмм:
3.1. Подпрограмма N 1. "Развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе".
3.2. Подпрограмма N 2. "Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства".
3.3. Подпрограммы N 3. "Совершенствование внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства".
3.4. Подпрограмма N 4. "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства"
Предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм системы целей, задач и мероприятий в комплексе наиболее полным образом охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений экономического развития и в максимальной степени будут способствовать решению поставленных задач и достижению конечных результатов настоящей Программы.
Каждая из подпрограмм имеет собственную систему целевых ориентиров, согласующихся с задачами настоящей Программы и подкрепленных конкретными комплексами мероприятий, реализуемых в рамках системы мероприятий Программы.
4. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы
Мероприятия подпрограммы финансируются за счет средств бюджетов всех уровней и в пределах лимитов, установленных на очередной финансовый год.
Порядок предоставления государственной поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов устанавливаются Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края и постановлениями главы муниципального образования город Новороссийск.
Главным распорядителем бюджетных средств является отдел по взаимодействию с малым и средним бизнесом и отдел сельского хозяйства администрации муниципального образования город Новороссийск.
Мероприятия, объемы и источники их финансирования могут корректироваться на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей местного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий Программы могут быть скорректированы в процессе реализации мероприятий, исходя из возможности бюджета на очередной финансовый год и фактических затрат.
Объем бюджетных ассигнований на 2020 - 2024 годы представлен в соответствии с решением Городской Думы муниципального образования город Новороссийск.
5. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
5.1. Общие положения
5.1.1. Оценка эффективности реализации муниципальной программы муниципального образования город Новороссийск (далее - муниципальная программа) производится ежегодно. Результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы представляются ее координатором в управление по муниципальным программам и проектам - проектный офис администрации муниципального образования город Новороссийск до 20 февраля.
5.1.2. Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется в два этапа.
5.1.2.1. На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации каждой из подпрограмм, отдельных мероприятий, включенных в муниципальную программу, и включает:
оценку степени реализации мероприятий подпрограмм, отдельных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации;
оценку степени соответствия запланированному уровню расходов;
оценку эффективности использования средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Новороссийск) (далее - местный бюджет);
оценку степени достижения целей и решения задач подпрограмм, отдельных мероприятий, входящих в муниципальную программу (далее - оценка степени реализации подпрограммы, отдельного мероприятия).
5.1.2.2. На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации муниципальной программы в целом, включая оценку степени достижения целей и решения задач муниципальной программы.
5.2. Оценка степени реализации мероприятий подпрограмм, отдельных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации
5.2.1. Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы, основного мероприятия как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СРм = Мв / М, где:
СРм - степень реализации мероприятий;
Мв - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
5.2.2. Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
5.2.2.1. Мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателя непосредственного результата реализации мероприятия (далее - результат), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое его значение составляет не менее 95% от запланированного.
В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей, для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах.
5.2.2.2. По иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата.
5.3. Оценка степени соответствия запланированному уровню расходов
5.3.1. Степень соответствия запланированному уровню расходов оценивается для каждой подпрограммы, отдельного мероприятия, как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на их реализацию к плановым значениям, по следующей формуле:
ССуз = Зф / Зп, где:
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию подпрограммы, отдельного мероприятия в отчетном году;
Зп - объемы бюджетных ассигнований, предусмотренные на реализацию соответствующей подпрограммы, программы, отдельного мероприятия в местном бюджете на отчетный год в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности реализации редакцией муниципальной программы.
5.3.2. В методике оценки эффективности реализации муниципальной программы предусматриваются в составе показателя "степень соответствия запланированному уровню расходов" только бюджетные расходы.
5.4. Оценка эффективности использования средств местного бюджета
5.4.1. Эффективность использования бюджетных средств рассчитывается для каждой подпрограммы, отдельного мероприятия, как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств местного бюджета, по следующей формуле:
Эис = СРм / ССуз, где:
Эис - эффективность использования средств местного бюджета;
СРм - степень реализации мероприятий, финансируемых из средств местного бюджета;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств местного бюджета.
5.5. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограммы
5.5.1. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) подпрограммы, отдельного мероприятия определяется степень достижения плановых значений каждого целевого показателя, характеризующего цели и задачи подпрограммы, отдельного мероприятия.
5.5.2. Степень достижения планового значения целевого показателя рассчитывается по следующей формуле:
СДп/ппз = ЗПп/пф / ЗПп/пп;
СДп/ппз - степень достижения планового значения целевого показателя подпрограммы, отдельного мероприятия;
ЗПп/пф - значение целевого показателя подпрограммы, отдельного мероприятия, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗПп/пп - плановое значение целевого показателя подпрограммы, отдельного мероприятия.
5.5.3. Степень реализации подпрограммы, отдельного мероприятия рассчитывается по формуле:
, где;
СРп/п - степень реализации подпрограммы, отдельного мероприятия;
СДп/ппз - степень достижения планового значения целевого показателя подпрограммы, отдельного мероприятия;
N - число целевых показателей подпрограммы, отдельного мероприятия.
При использовании данной формулы в случаях, если СДп/ппз > 1, значение СДп/ппз принимается равным 1.
При оценке степени реализации подпрограммы, отдельного мероприятия координатором муниципальной программы могут определяться коэффициенты значимости отдельных целевых показателей.
5.6. Оценка эффективности реализации подпрограммы, отдельного мероприятия
5.6.1. Эффективность реализации подпрограммы, отдельного мероприятия оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы, отдельного мероприятия и оценки эффективности использования средств местного бюджета по следующей формуле:
ЭРп/п = СРп/п х Эис, где:
ЭРп/п - эффективность реализации подпрограммы, отдельного мероприятия;
СРп/п - степень реализации подпрограммы, отдельного мероприятия; Эис - эффективность использования бюджетных средств.
5.6.2. Эффективность реализации подпрограммы, отдельного мероприятия признается высокой в случае, если значение ЭРп/п составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы, отдельного мероприятия признается средней в случае, если значение ЭРп/п составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы, отдельного мероприятия признается удовлетворительной в случае, если значение ЭРп/п составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы, отдельного мероприятия признается неудовлетворительной.
5.7. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы
5.7.1. Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) муниципальной программы определяется степ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.