Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 25.08.2021 N 205
Региональная программа
"Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2021 - 2023 годы"
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Региональная программа "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2021 - 2023 годы" |
Основные разработчики и координаторы Программы |
Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители Программы |
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Участники Программы |
Отделение - Национальный банк по Карачаево-Черкесской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию); Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию); Региональное отделение по Карачаево-Черкесской Республике Общероссийской общественной организации потребителей "Союз защиты прав потребителей финансовых услуг" (по согласованию) |
Подпрограммы Программы |
|
Основания создания и реализации Программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р, Соглашение о сотрудничестве в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2019 N 01-01-06/17-281 |
Цель Программы |
Содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи Программы |
1. Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка. 2. Разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения Карачаево-Черкесской Республики. 3. Увеличение охвата и повышение качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий. 4. Реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения Карачаево-Черкесской Республики |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2023 годы |
Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам |
Объемы финансового обеспечения Программы за счет средств республиканского бюджета, в том числе по годам: 2021 год - 000,0 тыс. рублей 2022 год - 400,0 тыс. рублей 2023 год - 400,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) |
Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит к 2023 году достичь следующих показателей: увеличение доли представителей целевых групп населения, прошедшего обучение по программам повышения финансовой грамотности, до 15%; увеличение доли представителей целевых групп населения, понимающих соотношение "риск - доходность" при выборе финансовых продуктов, до 15%; увеличение доли представителей целевых групп населения, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, до 15%; увеличение доли представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке и знающих о том, какие действия административного и юридического характера необходимо предпринимать в случае нарушения их прав, до 15% |
1. Общие положения
Программа разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р, а также в соответствии с методическими рекомендациями по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым, Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной, 26.12.2019.
Финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния. К основным знаниям и навыкам относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченную жизнь в зрелом возрасте. Вместе с тем финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства.
Недостаточный уровень финансовой грамотности приводит к негативным последствиям для потребителей финансовых услуг, сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и в целом к государственной политике в этой сфере, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджет, приводит к снижению темпов экономического роста.
Вместе с тем регионы, реализующие программы повышения финансовой грамотности населения, демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской, что подтверждается результатами исследований, проведенных в 2013, 2015, 2019 годах. Так, по регионам наблюдался опережающий рост доли опрошенных, верно понимающих соотношение "риск - доходность", и населения, откладывающего некоторую сумму на непредвиденные расходы. Увеличилась доля тех, кто перед оформлением кредитной услуги сравнивает условия в разных организациях, а также возросла доля граждан, знающих, куда обращаться при нарушении их прав в кредитных организациях или страховых компаниях.
Степень финансовой грамотности жителей субъектов Российской Федерации во многом определяется тремя важнейшими факторами - уровнем развития экономики и благосостоянием населения, возможностями региональной системы образования и уровнем развития финансового рынка региона.
В целях реализации Соглашения о сотрудничестве в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2019 N 01-01-06/17-281 утверждена Программа. Основным органом-исполнителем, координатором Программы выступило Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики при участии профильных органов исполнительной власти республики, а также территориальных представителей федеральных структур, входящих в состав Межведомственной рабочей группы по повышению финансовой грамотности населения Карачаево-Черкесской Республики.
2. Основные цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы. Индикаторы оценки результатов Программы
Цель Программы - содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимых условий повышения уровня и качества жизни населения Карачаево-Черкесской Республики.
Для достижения цели в Программе поставлены следующие задачи:
разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка;
разработка и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения Карачаево-Черкесской Республики;
увеличение охвата и повышение качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
реализация информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р, оценка результатов реализации Программы будет осуществляться на основе индикаторов, позволяющих оценить следующие показатели:
увеличение доли представителей целевых групп населения, прошедшего обучение по программам повышения финансовой грамотности;
увеличение доли представителей целевых групп населения, понимающих соотношение "риск - доходность" при выборе финансовых продуктов;
увеличение доли представителей целевых групп населения, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
увеличение доли представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке и знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав.
Общие данные о Карачаево-Черкесской Республике и сведения о целевых показателях (индикаторах) региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2021 - 2023 годы" приведены в приложении 1 к Программе.
Значения для показателей изменения уровня финансовой грамотности населения в результате реализации Программы, приведенные в таблице 1, определяются по итогам социологических исследований, проводимых в рамках реализации Программы.
Таблица 1
Показатели изменения уровня финансовой грамотности населения в результате реализации Программы
(процентов) | ||||
N |
Наименование показателя |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
1 |
Доля представителей целевых групп населения, прошедших обучение по программам повышения финансовой грамотности |
10 |
12 |
15 |
2 |
Доля представителей целевых групп населения, понимающих соотношение "риск - доходность" при выборе финансовых продуктов |
10 |
12 |
15 |
3 |
Доля представителей целевых групп населения, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций |
10 |
12 |
15 |
4 |
Доля представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке и знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав |
10 |
12 |
15 |
Цель, задачи, индикаторы, оценки результатов и финансирование по мероприятиям региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2021 - 2023 годы" представлены в приложении 2 к Программе.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объемы бюджетных ассигнований Программы из республиканского бюджета составят 800 тыс. рублей, из них средства республиканского бюджета - 800 тыс. рублей.
4. Механизм реализации Программы
Основным органом - исполнителем и координатором реализации мероприятий Программы является Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики.
Соисполнителями Программы выступают Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики. Участники Программы: Отделение - Национальный банк по Карачаево-Черкесской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение - НБ по Карачаево-Черкесской Республике), Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, Управление Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесской Республике, региональное отделение по Карачаево-Черкесской Республике Общероссийской общественной организации потребителей "Союз защиты прав потребителей финансовых услуг".
Реализация Программы на территории Карачаево-Черкесской Республики будет осуществляться при контроле со стороны Межведомственной рабочей группы по повышению финансовой грамотности населения Карачаево-Черкесской Республики.
Исполнители, соисполнители и участники Программы в целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий Программы:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;
разрабатывают конкретные предложения по повышению эффективности реализации мероприятий Программы и максимальному достижению целевых индикаторов Программы;
содействуют внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также созданию необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
реализуют программы и проводят мероприятия по повышению финансовой грамотности и развитию у населения, субъектов малого и среднего предпринимательства навыков использования знаний;
повышают уровень доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах;
способствуют развитию кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей Карачаево-Черкесской Республики;
участвуют и (или) поддерживают мероприятия в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
обеспечивают информирование населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, информационную поддержку реализации Программы;
организуют работу по реализации Программы в структурных подразделениях и подведомственных организациях, обеспечивают взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по вопросам реализации Программы;
осуществляют взаимодействие и поддержку волонтеров финансового просвещения, волонтерских центров, в том числе работающих на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования;
организуют мониторинг уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения;
по запросу Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики представляют отчетные сведения о реализации мероприятий Программы.
5. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации Программы
На реализацию Программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные показатели роста уровня повышения финансовой грамотности населения Карачаево-Черкесской Республики.
К внешним рискам относятся риски, воздействующие на конечные результаты Программы:
ситуация с распространением коронавирусной инфекции, а также введение ограничительных мер по проведению массовых мероприятий;
неблагоприятные экономические условия, рост социальной напряженности;
системные сбои на рынке кредитно-финансовых услуг;
нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации Программы.
Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым нововведениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации, в том числе:
непонимание и невосприятие тематики Программы целевыми группами;
низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности;
недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий Программы.
Минимизация перечисленных рисков возможна за счет:
учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Программы;
презентации Программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференциях, семинарах, выставках);
широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач, механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения, в том числе с привлечением средств массовой информации, о ходе и результатах реализации Программы.
К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию Программы:
недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы;
слабая мотивация участников реализации Программы по выполнению задач Программы;
недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий Программы;
слабая координация деятельности между исполнителями Программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части обеспечения методической поддержки;
отставание от сроков реализации мероприятий.
Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет:
привлечения широкого круга участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей Программы;
использования лучших практик (в том числе разработанных в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (интернет-ресурс https://www.vashifinancy.ru), а также разработанных Банком России (интернет-ресурс https://www.fincult.info) и другими участниками реализации мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы) и поддержки частных и общественных инициатив по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации Программы, а также корректировки Программы на основе данных мониторинга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.