Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Кадошкинского муниципального района
Республики Мордовия
от 16 августа 2021 г. N 273-П
Стратегия
развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на период до 2025 года
1. Общие положения
1.1. Настоящая стратегия развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет направления организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на период до 2025 года, цель, задачи, принципы, основные направления, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
1.2. Стратегия разработана в соответствии с ориентирами государственной политики в сфере воспитания, определенными Стратегией развития воспитания обучающихся в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, и учитывает требования, установленные федеральным и региональным законодательством в сфере образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных правовых актов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
1.3. Стратегия обеспечивает достижение целей и задач федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Социальная активность", "Патриотическое воспитание", "Цифровая образовательная среда", "Молодые профессионалы" и учитывает основные требования по организации воспитания и социализации обучающихся как механизма управления качеством образования при проведении мониторинга системы образования в субъектах Российской Федерации.
1.4. Положения Стратегии обеспечивают единство концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области воспитания и социализации в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, в том числе с учетом региональных, социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовии как субъекта Российской Федерации, с развитыми аграрной и промышленной отраслями, имеющей многонациональный состав жителей.
1.5. Стратегия направлена на:
1) развитие в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия механизмов, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", в обеспечении воспитания как неотъемлемой части образования, связанной с воспитанием;
2) создание условий для реализации в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия комплекса воспитательных мероприятий с опорой на систему духовно-нравственных ценностей и традиций, сложившихся в процессе культурного развития России и Республики Мордовия, с учетом особенностей современных детей, социальный и психологический контекст их развития, при консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений;
3) совершенствование системы образования как социального института воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия на основе оптимального сочетания отечественных традиций и современного опыта;
4) координацию действий педагогических коллективов как основных субъектов, обеспечивающих достижение целей личностного развития и воспитания обучающихся в рамках реализации образовательных программ, участие различных групп общественности в воспитательной деятельности, организацию межведомственного взаимодействия в процессе воспитания.
2. Анализ системы воспитания и социализации обучающихся
Система воспитания обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - воспитание), развивается в соответствии со стратегическими ориентирами воспитания детей и молодежи, сформулированными в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, и рассматривается как неотъемлемая часть образования, взаимосвязанная с обучением, но осуществляемая также в форме самостоятельной деятельности.
Управление по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района (далее - Управление) является муниципальным координатором деятельности по реализации в Кадошкинском муниципальном районе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.
Распоряжением администрации Кадошкинского муниципального района утвержден План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах в Кадошкинском муниципальном район Стратегии развития воспитания в Кадошкинском муниципальном районе на период до 2025 года.
Внедрение новых рабочих программ воспитания в образовательные организации стало ответом на изменения, внесенные 24 июля 2020 года в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказом Министерства образования Республики Мордовия от 12.11.2020 утверждены Методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания в государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия. Данные методические рекомендации рекомендованы к использованию в работе муниципальных образовательных организациях.
Разрабатываемая программа воспитания представляет собой целостную систему возможных форм и способов работы с детьми в процессе реализации ФГОС в конкретной образовательной организации.
Программа включает в себя четыре основных раздела:
1. "Особенности организуемого в школе воспитательного процесса", в котором описывается специфика деятельности в сфере воспитания, особенности конкретной школы, уникальность расположения, статуса, контингента учащихся, квалификации педагогического состава.
2. "Цели и задачи воспитания", в котором формулируются цели воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для их достижения.
3. "Виды, формы и содержание деятельности", в котором находят отражение инвариантные и вариативные модули, нацеленные на конкретную реализацию поставленных целей и задач воспитания.
4. "Анализ воспитательного процесса", в котором обозначаются инструменты, используемые при самоанализе организуемого в школе воспитательного процесса.
С 1 сентября 2021 года патриотическая работа будет реализовываться в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в рамках национального проекта "Образование", и именно к этому времени всем образовательным организациям необходимо разработать и утвердить программы воспитания.
Управлением по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района, отделом культуры, национальной политики и туризма администрации Кадошкинского муниципального района, Спортивной школой, инспектором молодежной политики Республики Мордовия, образовательными организациями Кадошкинского муниципального района в 2020 году организовано и проведено более 100 мероприятий патриотической, спортивной и творческой направленности: классные часы, уроки мужества, семинары в режиме видео-трансляции, школьные, муниципальные этапы и республиканские финалы конкурсов и соревнований. Все мероприятия освещаются в муниципальных и республиканских средствах массовой информации.
В рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" образовательные организации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия активно присоединились к реализуемым проектам на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Информация о реализуемых мероприятиях своевременно размещается на официальных сайтах образовательных организаций и аккаунтах в сети Интернет.
Для создания условий включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность и развития высоконравственной личности в Кадошкинском муниципальном районе Республике Мордовия ежегодно утверждается календарь массовых мероприятий с обучающимися, в котором отражены мероприятия по всем направлениям дополнительного образования детей. Мероприятия проводятся поэтапно: школьный, муниципальный с целью тщательного отбора участников на зональный региональный уровни. Мероприятия проводятся совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. Организация работы с талантливыми детьми и молодежью, на решение которой направлена Муниципальная программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Мордовия на 2021 - 2025 годы (постановление администрации Кадошкинского муниципального района от 10.08.2021 N 264-П).
Одной из самых массовых и эффективных форм работы по выявлению одарённых детей остается олимпиадное движение.
В 2020 - 2021 учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняло участие 79 школьников, из них победителей - 45 чел. (57%), призеров 22 чел. (28%).
Количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников - 16 чел., из них: победителей - 3 чел. (19%); призеров - 7 чел. (44%).
В рамках реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" в 2020 - 2021 учебном году было открыто 5 новых объединений, 2 кружка технической, 2 спортивной, и 1 естественнонаучной направленности. Создано 60 новых мест.
В 2021 - 2022 учебном году в районе появится современная площадка самого трендового направления дополнительного образования. Появится кабинет робототехники с самым современным оборудованием и техникой. И 95 детей смогут познакомиться с конструированием и программированием роботов!
Согласно приказу "Об утверждении регионального Ресурсного центра Российского движения школьников" N 19/III от 21 мая 2018 года на базе ГБУ МРМЦ действует Региональный ресурсный центр Российского движения школьников, который осуществляет системную работу с местными и первичными отделениями. Ресурсный центр является "точкой кристаллизации" ресурсно-методического сопровождения деятельности первичных, местных и регионального отделения РДШ.
В 2020 в Кадошкинском муниципальном районе году создано 1 местное отделение и 4 первичных отделений в каждой общеобразовательной организации. На сайте рдш.рф на данный момент зарегистрировано 60 участников, принимающих участие в различных проектах и конкурсах.
Управлением по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия большое внимание уделяется проведению профилактической работы по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В 2020 году во всех образовательных организациях района использовался контент-фильтр, отвечающий требованиям надежности и ограничивающий доступ к информационным ресурсам, противоречащим целям и задачам образовательного процесса.
До родителей и законных представителей детей доведена информация о возможностях использования функции "Родительский контроль", также до родителей (законных представителей) доведена информация о способах направления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия информации о выявленных интернет-ресурсах, публично пропагандирующих террористическое, суицидальное поведение, призывающих к противоправным действиям, для проведения экспертизы и дальнейшей блокировки контента.
Для обучающихся с ОВЗ разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
На базе ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру" создана Региональная служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей и желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Специалистами Службы осуществляется своевременная психологическая, квалифицированная психолого-педагогическая, методическая помощь.
На безвозмездной основе родители получают данную услугу в виде очной, дистанционной или выездной консультации. В 2020 году такую услугу получила одна семья.
В течение 2020 года органом опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия проделана соответствующая работа по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, выдаче разрешений на трудоустройство и др.
Результаты: выявлен 1 ребенок, оставшийся без попечения родителей, устроен под предварительную опеку в семью, предоставлено 1 жилое помещение, исключен из списка 2 (1 - в связи со смертью; 1 - предоставление жилого помещения).
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) - 5 чел; в приемных семьях - 9 чел. Всего под опекой (попечительством), в приемных семьях - 14 чел;, усыновленных - 2 ребенка; под добровольной опекой - 13 чел.
Выдано разрешений на трудоустройство несовершеннолетних - 66; разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних - 8 направлено информаций об ограничении (лишении) родительских прав, об отобрании ребенка, отмене решения суда об усыновлении в Пенсионный фонд РФ - 42; в социальную защиту населения - 32.
Обследовано 12 жилых помещений. Посещено 10 семей, состоящих на различных видах учета, опекунских (приемных) семей - 11.
В 2020 году в Кадошкинском муниципальном районе вел свою работу консультационный центр по оказанию психолого-педагогической и методической помощи родителям, имеющим детей. Более 25 родителей получили 27 профессиональные психологические консультации в области воспитания детей.
В 2020 г. органами и учреждениями по работе с детьми и молодежью организовано более 200 мероприятий. Патриотическое воспитание остается приоритетным направлением в основе воспитательных систем образовательных учреждений района. Основными целями и задачами патриотического воспитания являются развитие у детей гражданственности и патриотизма, важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование качеств защитников Отечества, воспитание ответственности конституционному и воинскому долгу. В районе организованы и работают 5 волонтерских отрядов, которые объединили около 100 ребят. Волонтеры участвуют в различных мероприятиях. Большая работа проводится по социальному и гражданско-патриотическому направлению. Ребята помогают ветеранам ВОВ, труженикам тыла, ветеранам труда.
Общий охват детей и молодежи, принявшей участие в проведенных мероприятиях, составил около 500 человек, из которых 6 человек - это подростки, состоящие на профилактическом учете в органах системы профилактики.
3. Ключевые принципы, цели и задачи Концепции
3.1. Внедрение, функционирование и развитие системы организации воспитания и социализации в системе образования Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия основывается на следующих принципах:
- опоры на духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов Российской Федерации, народов, проживающих на территории Республики Мордовия и района;
- консолидации - объединения целей, усилий различных институтов гражданского общества, укрепления межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях по организации воспитания и социализации обучающихся;
- преемственности - организации воспитательных мероприятий на всех уровнях образования, интеграции программ духовно-нравственного воспитания;
- ориентации на действительность - достижение результатов процесса воспитания и социализации обучающихся, в основе которых актуальные социальные и культурные компетенции как основа настоящей и будущей успешности обучающихся, приобретение и последующего совершенствования у них навыков XXI века.
3.2. Целями Стратегии являются:
1) создание условий для повышения качества системы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, включая деятельность по поддержке семейного воспитания; гражданскому и патриотическому воспитанию детей; формированию российской идентичности и духовно-нравственному воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей; приобщению детей к культурному наследию; популяризации среди детей научных знаний; физическому воспитанию и формированию культуры здоровья; трудовому воспитанию детей и их профессиональному самоопределению; экологическому воспитанию и развитию добровольчества (волонтерства) среди обучающихся как приоритетов российской государственной политики в сфере образования;
2) совершенствование воспитательной деятельности в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности детей и подростков; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; подготовку и переподготовку кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей; осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для организационно-методического обеспечения воспитательной работы; психолого-педагогической поддержку воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся, повышение педагогической культуры родителей (законных представителей), организацию работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях, поддержку общественных объединений в сфере воспитания;
3) учет муниципальных и региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Кадошкинского муниципального района и Республики Мордовия при создании единой воспитательной среды, организации процесса воспитания и социализации в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
3.3. Основными задачами, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, являются:
1) создание условий для консолидации усилий всех субъектов образовательной деятельности по воспитанию подрастающего поколения в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия, совершенствование ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и усиление социальной ответственности за ее результаты;
2) формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
3) создание условий для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
4) осуществление поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в сложной жизненной ситуации, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
5) обеспечение условий для информирования родителей о ходе воспитательной работы и повышения у них социальной, коммуникативной и педагогической компетентности, обеспечение их участия в разных формах данной деятельности.
4. Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся
4.1. Развитие социальных институтов воспитания как основного направления организации и социализации обучающихся предполагает:
4.1.1 поддержку семейного воспитания - содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; возрождение значимости больших много поколенных семей, профессиональных династий; создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми; расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время; поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
4.1.2. развитие воспитания в системе образования - обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации; знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;
4.1.3. расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов - создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
4.1.4. поддержку общественных объединений в сфере воспитания - улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей;
4.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций включает гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, экологическое, физическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, популяризацию научных знаний, развитие добровольчества (волонтерства).
4.3. Гражданское воспитание, как создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, развитие культуры межнационального общения, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности, развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности, формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Муниципальной особенностью организации процесса воспитания и социализации обучающихся в сфере гражданского воспитания является проведение акций, праздников, творческих конкурсов и других мероприятий,
посвященных памятные датам истории России и Республики Мордовии, посещение выставок, музеев и памятных мест в регионе. Особое значение для формирования гражданственности у обучающихся образовательных организаций Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия имеют воспитательные мероприятия, связанные с историей мордовского народа и Республики Мордовия.
4.4. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России предусматривает развитие программ патриотического и военно-патриотического воспитания детей, повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества, развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. В качестве актуальных форм в воспитательную работу со школьниками по патриотическому воспитанию включаются классные часы, уроки мужества, школьные, муниципальные и республиканские конкурсы и соревнования, спортивные соревнования, посвященные именам наших соотечественников, отдавших жизни на полях боевых действий, викторины, экскурсии, развитие волонтерского движения и детских общественных объединений.
4.5. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе, к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Муниципальной особенностью духовно-нравственного воспитания детей Кадошкинского муниципального района является проведение мероприятий с участием родителей с опорой на национальные традиции; организация активного участия обучающихся в работе общественных организаций, в мероприятиях по оказанию помощи различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - детям, больным, людям пожилого возраста. Особому развитию данное направление подлежит в период летних каникул и другое каникулярное время.
4.6. Приобщение детей к культурному наследию предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы, создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики, поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей, создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей, повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий, создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Муниципальной особенностью приобщения детей к культурному наследию является посещение музеев, театров, знакомство с фондами Национальной библиотеки имени А.С. Пушкина Республики Мордовия, изучение наследия поэтов и писателей, оставивших след в истории Республики Мордовия, а также участие обучающихся в культурно-массовых мероприятий, проводимых в республике и районе.
4.7. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Муниципальной особенностью популяризации научных знаний в Кадошкинском муниципальном районе является проведение воспитательных мероприятий, обучение детей школьного возраста по программам дополнительного образования, в том числе в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", а также при участии Республиканского Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Мира" и высших учебных заведений, расположенных на территории Республики Мордовия (ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва", ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева").
4.8. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания, создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек, предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей, использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения, содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Муниципальной особенностью организации воспитательной работы с детьми по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья в Кадошкинском муниципальном районе является вовлечение детей в различные виды спорта при наличии в районе МБУ ДО "Спортивная школа"; участия обучающихся в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в Кадошкинском муниципальном районе и Республике Мордовия.
4.9. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством воспитания у детей уважения к труду и трудящимся, трудовым достижениям, формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Муниципальной особенностью организации воспитательной работы с детьми по трудовому воспитанию и профессиональному самоопределению является трудоустройство школьников в каникулярное время по профессиям и специальностям на базе предприятиях реального сектора экономики Кадошкинского муниципального района. Также в систему трудового воспитания и профессионального самоопределения включается реализация программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, организация на базе общеобразовательных организаций лагерей труда и отдыха.
4.10. Экологическое воспитание включает развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Муниципальной особенностью экологического воспитания обучающихся Кадошкинского муниципального района является проведение мероприятий с акцентом на территориальное расположение района, особенностями животного и растительного мира, природных ресурсов Республики Мордовия и Кадошкинского муниципального района, полезных ископаемых. Экологическое воспитание строится на принципах политики сбережения природных ресурсов и природной среды.
4.11. Развитие добровольчества (волонтерства) обучающихся предполагает улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования и в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах, поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях, привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Муниципальной особенностью развития добровольчества (волонтерства) обучающихся в Кадошкинском муниципальном районе является повсеместная в образовательных организациях активная проектная деятельность обучающихся в составе проектных команд, разработка и реализация социально-значимых проектов, участие в республиканских и межрегиональных и конкурсах.
4.12. Все указанные направления реализуются в тесном взаимодействии между собой посредством различных форм и мероприятий и предусматривают опосредованное или непосредственное участие родителей (законных представителей), участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности, достижения (или имеющие внутренние предпосылки для таких достижений) и высокий уровень мотивации в познании в той или иной деятельности.
5. Механизмы реализации Стратегии
5.1. В целях реализации Стратегии применяются нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
5.2. Нормативно-правовое регулирование в сфере воспитания включает:
1) развитие и совершенствование муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии, в том числе для осуществления сетевого и межведомственного взаимодействия, организационно-методического обеспечения воспитательной работы.
5.3. Организационно-управленческими механизмами являются:
1) внедрение рабочих программ воспитания в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района;
2) реализация и анализ программы развития воспитания и плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Кадошкинском муниципальном районе на период до 2025 года;
3) развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей;
4) обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания;
5) разработка и внедрение системы мотивации обучающихся образовательных организаций;
6) проведение мониторинга внедрения рабочей программы воспитания в образовательных организациях;
7) совершенствование деятельности психологической службы в образовательных организациях, в том числе оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей;
8) мониторинг деятельности образовательных организаций по выявлению и предупреждению девиантных и антиобщественных проявлений у детей и молодежи.
5.4. Развитие кадрового потенциала как средства воспитательной работы предполагает:
1) выявление лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания;
2) развитие системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих непосредственную организацию воспитательного процесса;
3) информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в сфере выявления и предупреждения девиантных и антиобщественных проявлений у детей.
5.5. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания включает:
1) проведение мониторинга потребителей и поведенческих особенностей молодежной аудитории в российском сегменте в информационно-коммуникационной системе "Интернет" в целях повышения уровня информированности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере воспитания, о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения;
2) проведение муниципальных конференций, семинаров по актуальным вопросам воспитания;
3)методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию воспитательной работы в образовательных организациях.
5.6. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания предполагает:
1) организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации;
2) оказание консультативной помощи родителям (законным представителем) несовершеннолетних и педагогическим работникам по вопросам организации воспитания и социализации обучающихся.
6. Требования к порядку проведения мониторинга реализации Стратегии
6.1 Мониторинг реализации Стратегии проводится с целью управления качеством воспитательной работы в соответствии с положениями Стратегии, анализа практики ее реализации, оказания своевременной качественной методической помощи родителям, муниципальными органами управления образованием, руководителем образовательных организаций и педагогическим работникам.
6.2. Объектами мониторинга реализации Стратегии являются муниципальные образовательные организации.
6.3. Предметом мониторинга выступает система организации воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях.
6.4. Оператором проведения мониторинга реализации Стратегии выступает МКУ "ЦИМО МУО".
6.5. Методы сбора информации определяются муниципальным оператором проведения мониторинга.
6.6. Показателями качества системы организации воспитания являются:
6.6.1. в области развития социальных институтов воспитания:
- наличие рабочих программ воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, их соответствие требованиям;
- использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
- использование воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
- наличие условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- использование потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры для включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- наличие инфраструктуры для семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
- наличие условий для участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
- функционирование семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
- наличие условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
6.6.2. в области обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе научных традиций:
- наличие в рабочих программах воспитания, планах мероприятий по реализации Стратегии, рабочих программах воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, целей, задач и мероприятий, направленных на гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение обучающихся к культурному наследию, популяризацию среди обучающихся научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и деятельность по профессиональному самоопределению обучающихся, экологическое воспитание обучающихся, обеспечение физической, информационной и психологической безопасности и т. д.;
- осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;
- организация психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся и количество детей, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного времени;
6.6.3. по развитию добровольчества (волонтерства) среди обучающихся:
- проведение специальных добровольческих (волонтерских) мероприятий, функционирование добровольческих (волонтерских) отрядов;
- организованное участие обучающихся в региональных, муниципальных волонтерских проектах и программах;
6.6.4. по развитию детских общественных объединений:
- наличие в образовательных организациях детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и пр.);
- количество обучающихся, зарегистрированных в детских общественных объединениях;
- наличие условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
6.6.5. в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся:
- наличие в образовательных организациях служб медиации;
- реализация в образовательных организациях проектов и программ, направленных на предупреждение и ликвидацию безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, профилактику, направленную на предупреждение и раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, в том числе предотвращение жестокого обращения с детьми;
6.6.6. в области эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству и подготовке кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся:
- прохождение обучения по программам повышения квалификации, программам переподготовки специалистов в сфере воспитания;
- наличие мероприятий по обмену эффективными воспитательными практиками.
6.7. По результатам мониторинга проводится анализ, составляются аналитические справки, формулируются адресные рекомендации, на основании которых руководителями: управления по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района, образовательных организаций принимаются необходимые меры и управленческие решения. Анализ эффективности принятых мер проводится управлением по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района.
7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
7.1. Реализация целей Стратегии предусматривает достижение в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия к 2025 году результатов, соответствующих приоритетам государственной политики в области воспитания:
1) укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей; создание единого воспитательного пространства в образовательных организациях Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия с учетом региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовия
2) повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
3) создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
4) развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
5) повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
6) повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
7) укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
8) доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
9) создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
10) утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии, снижение уровня негативных социальных явлений и уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
11) развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
12) повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
13) повышение уровня информационной безопасности детей;
14) формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 16 августа 2021 г. N 273-П "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.