г. Калуга |
|
19 января 2022 г. |
Дело N А62-1362/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Бутченко Ю.В. |
судей |
Радюгиной Е.А. Чаусовой Е.Н. |
при участии в судебном заседании:
от ООО "СмолВторСталь" (ОГРН 1166733058557, ИНН 6732124140) - не явились, извещены надлежащим образом;
от Смоленской таможни (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Родина Д.А. (доверенность от 15.03.2021 N 06-46/41);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СмолВторСталь" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу N А62-1362/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СмолВторСталь" (далее - заявитель, ООО "СмолВторСталь", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и изменении постановления от 09.02.2021 N 10113000-128/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей на предупреждение.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.04.2021 заявленное требование удовлетворено. Мотивированное решение по делу по заявлению общества изготовлено 29.04.2021.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными постановлением апелляционного суда, ООО "СмолВторСталь" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, указывая на наличие оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного обществу наказания в виде штрафа на предупреждение.
ООО "СмолВторСталь" в судебное заседание суда кассационной инстанции представителей не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, указав на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов, содержащихся в ней.
Арбитражный суд Центрального округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей явившихся лиц, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суды установили, что общество 11.09.2020 направило в Смоленскую таможню по электронным каналам связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистическую форму учета перемещения товаров с регистрационным номером 10113000/110920/С065281 за отчетный период перемещения товаров - март 2020 года.
Таможня установила, что из представленных ООО "СмолВторСталь" документов, а также статистической формы учета перемещения товаров регистрационный номер 10113000/110920/С065281 следует, что товар был отгружен и передан ООО "СмолВторСталь" в адрес КУП "СЛМЗ" (Республика Беларусь) в марте 2020 года в рамках договора N 38 от 02.03.2020, согласно счету-фактуре от 16.03.2020 N 528, товарной накладной от 19.03.2020 и приемо-сдаточному акту от 20.03.2020 N 3, в связи с чем статистическая форма учета перемещения товаров подлежала представлению в таможню не позднее 21.05.2020 (с учетом нерабочих дней, установленных Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"), однако фактически направлена и представлена 11.09.2020, то есть с нарушением установленного срока на 78 рабочих дней.
Усмотрев в действиях общества наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, должностным лицом таможни, в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества, в отношении общества составлен протокол от 22.01.2021 N 10103000-0128/2021 об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества, таможенный орган вынес постановление от 09.02.2021 N 10113000-128/2021 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
ООО "СмолВторСталь", не оспаривая наличие в его действиях (бездействии) состава вмененного административного правонарушения, ссылаясь на возможность замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения; соблюдении при производстве по делу об административном правонарушении порядка и срока давности привлечения к административной ответственности; наличия оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного обществу штрафа на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях обществах состава вмененного административного правонарушения; о соблюдении при производстве по делу об административном правонарушении порядка и срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводам, что основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют и суд первой инстанции необоснованно заменил назначенный обществу штраф на предупреждение, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению суда кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, статей 12, 254, 276, 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 5, 6, 7, 10 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329, установили, что обществом (с учетом нерабочих дней, установленных Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)") допущено нарушение срока представления статической формы 10113000/110920/С065281 на 78 рабочих дней.
По смыслу положений статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ отсутствие вины предполагает невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленных обязанностей.
Доказательств наличия указанных обстоятельств и своевременного принятия обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований таможенного законодательства в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
В материалы дела не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о невозможности соблюдения установленных правил, необходимости принятия мер, не зависящих от заявителя, а также объективных препятствий для соблюдения обществом требований, предусмотренных нормами таможенного законодательства, а равно принятие обществом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства.
При изложенных обстоятельствах, вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.7.13 КоАП, является верным.
Суды признали, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
В указанной части кассационная жалоба доводов не содержит.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая выводы суда первой инстанции о наличии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного обществу наказания в виде штрафа на предупреждение, обосновано принял во внимание, что возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается в отсутствие совокупности всех обстоятельств (условий применения административного наказания в виде предупреждения), исходя из взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В части 2 стать 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из части 3 статьи 3.4 КоАП РФ следует, что замена юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, является правом суда, а не его обязанностью.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Санкция части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ не предусматривает административного наказания в виде предупреждения.
В материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении общества проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.11.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ (постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2017 N 9-АД17-11).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не установил совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Само по себе включение общества в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на момент совершения вмененного административного правонарушения (май 2020 года), на которое сослались общество и суд первой инстанции, не является основанием для замены назначенного обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение. При этом, согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, общество на момент подачи статистической отчетности, а также его привлечения к административной ответственности, было исключено из указанного реестра (с 10.08.2020), что учтено судом апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, указал на невозможность применения в рассматриваемом деле статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку предупреждение, как мера административного наказания, не может быть применена при возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства, и учитывая установленные по делу обстоятельства и представленные в материалы дела документы, принимая во внимание положения статьи 3 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", пришел к выводу, что допущенное обществом правонарушение посягает на экономическую безопасность государства.
Выводы апелляционного суда соответствуют материалам дела и не противоречат им.
Вместе с тем, следует учесть, что несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров оказывает негативное влияние на достоверность формируемых данных официального статистического наблюдения, что создает возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства, что вытекает из положений Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208.
Основным источником формирования официальной статистической информации о взаимной торговле после того, как были отменены таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС является статистическая форма, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органами исполнительной власти и Правительством РФ для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств - членов Евразийского экономического союза.
Ведение таможенной статистики относится к основным задачам таможенных органов, установленных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле.
Таможенная статистика включает таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
В соответствии с правом ЕАЭС, а именно: статьи 360 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.
В соответствии с положениями статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары в соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС.
Предметом наблюдения таможенной статистики является внешнеторговый оборот государства, то есть экспорт и импорт товаров в их стоимостном и количественном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта. Данные таможенной статистики внешней торговли товарами используются в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами, торгового и платежного балансов государств - членов Евразийского экономического союза, для создания необходимой базы, необходимой для формирования торговой политики, а также краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного экономического планирования, прогнозирования развития конъюнктуры товарных и валютных рынков. Такие данные активно используются при формировании решений по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, проведении валютного контроля. На них опирается проведение расследований в рамках процедур по принятию защитных (специальных, антидемпинговых, компенсационных) мер; с их помощью происходят мониторинг состояния макроэкономических показателей и корректировка денежно-кредитной и валютной политики, контроля над поступлением в бюджет таможенных платежей, валютного контроля.
Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в декларациях на товары и других документах, предоставляемых таможенным органам.
Уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза в целях формирования таможенной статистики внешней торговли могут использовать иные источники информации.
При ведении взаимной торговли между лицами государств - членов Евразийского экономического союза таможенное декларирование осуществляется в исключительных случаях.
Согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" источником формирования статистики взаимной торговли являются сведения, изложенные участниками внешнеэкономической деятельности в статистической форме учета перемещения товаров.
Таким образом, информация, изложенная в статистической форме учета перемещения товаров имеет важное значение для формирования статистики внешней торговли Российской Федерации в целом, так как является первичным источником при формировании статистики взаимной торговли с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Ссылка общества на наличие смягчающих ответственность обстоятельств (статья 4.2 КоАП РФ) в виде раскаяния общества, прекращение противоправного поведения путем подачи статистической формы учета перемещения товаров, предоставления необходимых документов в ходе административного расследования, не могут быть приняты во внимание, поскольку в статье 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания, что сделано в рассматриваемом случае и наказание назначено обществу в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде 20 000 руб. штрафа. Доказательств несоразмерности назначенного наказания совершенному деянию по характеру, тяжести правонарушения, несоответствия его целям и задачам административного наказания, избыточного ограничения прав заявителя назначенным административным наказанием в виде штрафа (статьи 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ), материалы дела не содержат и обществом не представлено.
Довод общества о том, что нарушение установленных сроков представления статистической отчетности обусловлено санитарно-эпидемиологической обстановкой и переводом сотрудников на удаленный режим работы, документально в ходе производства по делу об административном правонарушении и в судах первой и апелляционной инстанций не обоснован; в рассматриваемом случае таможенным органом и судами при исчислении сроков представления статистической отчетности учтены периоды нерабочих дней, установленные Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"); обществом 11.09.2020 направлена в таможню статистическая форма учета перемещения товаров за отчетный период перемещения товаров - март 2020 года по электронным каналам связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доказательств отсутствия возможности ее направления ранее не представлено, о наличии таких обстоятельств общество не указывает.
По результатам рассмотрения доводов, изложенных в кассационной жалобе, не установлено существенных нарушений судом апелляционной инстанции норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию общества по спору, которая являлась предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя с выводами суда не свидетельствует о нарушении им норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки выводов суда, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021 по делу N А62-1362/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СмолВторСталь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
Е.А. Радюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о том, что нарушение установленных сроков представления статистической отчетности обусловлено санитарно-эпидемиологической обстановкой и переводом сотрудников на удаленный режим работы, документально в ходе производства по делу об административном правонарушении и в судах первой и апелляционной инстанций не обоснован; в рассматриваемом случае таможенным органом и судами при исчислении сроков представления статистической отчетности учтены периоды нерабочих дней, установленные Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"); обществом 11.09.2020 направлена в таможню статистическая форма учета перемещения товаров за отчетный период перемещения товаров - март 2020 года по электронным каналам связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доказательств отсутствия возможности ее направления ранее не представлено, о наличии таких обстоятельств общество не указывает."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 января 2022 г. N Ф10-6461/21 по делу N А62-1362/2021