г. Калуга |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А36-778/2021 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Бутченко Ю.В. |
|
Радюгиной Е.А. |
При ведении протокола помощником судьи Громченко О.М.
При участии в заседании: от ООО "Москва-Тур" (ОГРН 1134825002795, ИНН 4825095152) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
от Межрайонной ИНФС России N 6 по Липецкой области (г. Липецк, ул. М.И. Неделина, д. 4А) |
Николотова А.В. - представителя (доверен. от 08.06.2021 N 06-08/12) |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу N А36-778/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Москва-Тур" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области N 10373А об отказе в государственной регистрации и обязании инспекции в течение 5-ти рабочих дней с момента вступления в силу решения суда зарегистрировать в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о том, что ООО "Москва-Тур" принято решение об изменении адреса места нахождения юридического лица, при котором изменяется место нахождение юридического лица.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 решение суда об отказе в удовлетворении требований ООО "Москва-Тур" о признании недействительным решения N 10373А отменено и в этой части заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Москва-Тур" зарегистрировано в качестве юридического лица по адресу: Липецкая область, Задонский район, село Бутырки, ул. Барская, д. 2, офис 1. Аналогичные сведения об адресе организации указаны в Уставе общества.
В адрес регистрирующего органа ООО "Москва-Тур" был представлен 03.10.2020 комплект документов о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе, заявление по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, протокол общего собрания участников юридического лица и изменения к Уставу ООО "Москва-Тур" в качестве приложения к протоколу, сопроводительное письмо нотариуса.
Согласно представленным документам, в Устав общества подлежали внесению изменения, в связи с изменением адреса (места нахождения) общества: Липецкая область, Задонский район, село Бутырки, д. 2, офис 1, на: Липецкая область, Задонский район, сельское поселение Каменский сельсовет, территория Усадьба Рябчиково, строение 1.
Регистрирующим органом принято решение от 09.10.2020 N 10373А об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", мотивированное тем, что общество в нарушение п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ не представило заявление по форме Р13001. Иных оснований для отказа в государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в решении инспекции не приведено.
Решением УФНС России по Липецкой области от 27.11.2020 N 224 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, ООО "Москва-Тур" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу п.2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
На основании положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Липецкой области, Закона Липецкой области "О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения", оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что в рассматриваемом случае участниками общества принято решение не только об изменении адреса юридического лица, но и населенного пункта (муниципального образования).
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и документов, представляемых для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно п.6 ст.17 Закона N 129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.
К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (действовавшим на момент подачи обществом заявления) утверждены форма Р13001 "Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" и форма Р14001 "Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц".
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.07.2017 N 305-ЭС17-3773, пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен особый порядок регистрации сведений, касающихся изменения места нахождения юридического лица. Сначала в регистрирующий орган подается заявление о внесении в ЕГРЮЛ информации о том, что юридическим лицом принято решение об изменении его места нахождения. На основании такого заявления в ЕГРЮЛ вносятся сведения о решении, принятом органами управления юридического лица. Затем (по истечении 20 дней со дня раскрытия в ЕГРЮЛ информации о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса) в регистрирующий орган подаются документы для государственной регистрации нового места нахождения организации.
Таким образом, регистрационная запись о принятом решении об изменении места нахождения юридического лица является лишь промежуточной записью, предшествующей непосредственной процедуре государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица.
Судом установлено и не опровергнуто налоговым органом, что обществом представлены все документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах и учитывая, что пунктом 6 статьи 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотрено одновременное представление в регистрирующий орган наряду с указанными в данном пункте документами заявления по форме Р13001, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа обществу в государственной регистрации сведений о принятом решении об изменении места нахождения юридического лица.
Доводы инспекции о необходимости представления в данном случае заявления по форме Р13001 отклоняются, поскольку противоречат вышеприведенным правовым нормам и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.07.2017 N 305-ЭС17-3773.
Довод инспекции о том, что в обжалуемом постановлении неправильно указан номер решения об отказе в государственной регистрации, несостоятелен, поскольку указанный в судебном акте номер решения 10373А соответствует материалам дела. Указание на принятие инспекцией решения 03.10.2020 вместо 09.10.2020 фактически является опечаткой, которая не повлекла за собой неточностей и неясностей в содержании постановления суда, в том числе, при исполнении налоговым органом судебного акта, исполненного налоговым органом на момент рассмотрения кассационной жалобы, о чем указал заявитель в своем отзыве.
Довод налогового органа о нарушении обществом срока на подачу апелляционной жалобы, заявленный ранее, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен, так как опровергается материалами дела, в частности, информацией о документе, согласно которой данная жалоба в электронном виде была подана обществом 25.06.2021.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу N А36-778/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и не опровергнуто налоговым органом, что обществом представлены все документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах и учитывая, что пунктом 6 статьи 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотрено одновременное представление в регистрирующий орган наряду с указанными в данном пункте документами заявления по форме Р13001, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа обществу в государственной регистрации сведений о принятом решении об изменении места нахождения юридического лица.
Доводы инспекции о необходимости представления в данном случае заявления по форме Р13001 отклоняются, поскольку противоречат вышеприведенным правовым нормам и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.07.2017 N 305-ЭС17-3773."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 января 2022 г. N Ф10-5782/21 по делу N А36-778/2021