г. Калуга |
|
1 февраля 2022 г. |
Дело N А64-3506/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Егоровой С.Г. Морозова А.П. |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
при участии в заседании: от истца: ООО "Газпром межрегиогаз Тамбов"
от ответчика: МУП "Тамбовтеплосервис" |
Малиновской А.Н.
Васьковского А.А. (дов. от 30.12.2021 N 01-04/167);
Ильина А.В. (дов. от 10.10.2021); |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Тамбовтеплосервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А64-3506/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегиогаз Тамбов", ОГРН 1026801155303, ИНН 6831020409, (далее - ООО "Газпром межрегиогаз Тамбов") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Тамбовтеплосервис", ОГРН 1136829003740, ИНН 6829091716, (далее - МУП "Тамбовтеплосервис") о взыскании 90 508 407,33 руб. задолженности за март 2021 года по договору поставки газа от 01.01.2018 N 50-15-01416 и 8 506 927,47 руб. по договору поставки газа от 01.01.2018 N 50-14-01299.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, МУП "Тамбовтеплосервис" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление изменить в части взыскания долга по договору поставки газа N 50-14-01299 за март 2021 года без применения повышающих коэффициентов в сумме 8 212 082,62 руб.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель МУП "Тамбовтеплосервис" поддержал доводы жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.01.2018 между ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" (поставщик) и МУП "Тамбовтеплосервис" (покупатель) заключены договора поставки газа N 50-15-01416 и N 50-14-01299, по условиям которых поставщик обязался поставлять покупателю газ горючий природный и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный и обеспечивать транспортировку газа по сетям газораспределения, принадлежащим ответчику на праве собственности или ином законном основании, а покупатель - принимать и оплачивать газ.
Согласно пунктам 2.7 договоров изменение месячных объемов газа, поставляемых по договору, оформляется дополнительным соглашением к договору на основании заявки покупателя.
Пунктом 5.1 договоров сторонами согласован порядок формирования цены на газ.
В соответствии с пунктом 5.4 договоров фактическая стоимость газа, выбранного по договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, конденсата, оформленной по форме ТОРГ-12.
Пунктом 5.5.1 договоров установлено, что расчеты за газ производятся в соответствии с Порядком расчетов за природный газ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (далее - Порядок расчетов N 294): платежи проводятся покупателем ежемесячно, в срок до 18 числа месяца, следующего за отчетным, на основании акта о количестве поданного-принятого газа, оформленного в соответствии с пунктами 4.15 договоров.
В силу пунктов 8.1 договоров они считается заключенным с даты подписания обеими сторонами и действуют до полного исполнения сторонами своих обязательств. Обязательства в части поставки и получения (отбора газа) по договорам подлежат исполнению сторонами в период с 01.01.2018 по 31.12.2022.
Во исполнение принятых обязательств по договорам в марте 2021 года ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" поставило на газопотребляющие установки МУП "Тамбовтеплосервис" газ в объеме 12 632,435 тыс. куб.м. на сумму 90 508 407,33 руб. (по договору N 50-15-01416) и в объеме 1 135,710 тыс. куб.м. на сумму 8 506 927,47 руб. (по договору N 50-14-01299), что подтверждается товарными накладными от 31.03.2021 N Н-14948, N Н-14947, а также актами поданного-принятого газа от 31.03.2021 N 8-1, N 8-1Н, подписанным представителями сторон и скрепленным печатями организаций.
Неисполнение ответчиком требований истца об оплате задолженности за фактически поставленный газ в добровольном порядке послужило основанием для обращения ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд руководствовался следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
В соответствии с п. 12 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
В силу п. 13 Правил N 162 поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику. Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором.
Пунктом 3 Правил N 162 определено, что под перерасходом газа понимается отбор покупателем газа в объеме более суточной нормы поставки, где суточная норма поставки газа - это среднесуточная норма поставки или норма, установленная диспетчерским графиком или соглашением сторон. Среднесуточная норма поставки газа определяется путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца.
Согласно п. 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Дополнительная оплата покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором объема без предварительного согласования с поставщиком связана со спецификой газоснабжения и необходимостью обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа, являющегося охраняемым природным ресурсом.
Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением, а также приравненными к населению коммунально-бытовыми потребителями.
Пунктом 5.3.1 договоров также предусмотрено, что при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель (МУП "Тамбовтеплосервис") оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх максимального суточного договорного объема и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента, предусмотренного пунктом 17 Правил поставки газа.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в марте 2021 года в рамках договора сторон N 50-14-01299 ответчиком произведен отбор дополнительных объемов газа сверх максимального суточного объема, определенного договором.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
При этом каких-либо дополнительных соглашений к указанному договору об изменении месячных объемов поставки газа стороны не заключали в порядке пункта 2.7 договора. С соответствующей заявкой об изменении объема поставки ресурса в марте 2021 года покупатель к истцу также не обращался.
При указанных обстоятельствах истец произвел расчет платы за газ, принятый истцом в спорный период сверх установленного договором N 50-14-01299 объема, с применением коэффициентов, предусмотренных п. 17 Правил N 162.
Отклоняя довод заявителя о необходимости отнесения его к числу потребителей, в отношении которых повышающий коэффициент не применим, арбитражный суд обоснованно указал, что требование п. 17 Правил N 162 не позволяет отнести к категории коммунально-бытовых потребителей ресурсоснабжающую организацию, преобразующую газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), поставляемые впоследствии конечным потребителям, в том числе и населению.
Судами первой и апелляционной инстанций верно указано, что п. 17 Правил N 162 определяет, по сути, ценовую политику и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема, в связи с чем предусмотренные названным пунктом Правил повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования, а не санкции. Фиксация данного правила в действующем законодательстве вызвана особенностью осуществления поставки газа потребителям Российской Федерации и функционирования Единой системы газоснабжения.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Таким образом, для отнесения конкретного покупателя газа к категории "коммунально-бытовой потребитель" определяющей является цель использования покупателем газа, приобретаемого у поставщика, в связи с чем для разрешения вопроса о наличии или отсутствии оснований к применению поставщиком газа повышающего коэффициента необходимо установить цель использования покупателем газа, приобретаемого у поставщика, наличие (отсутствие) потребителей, осуществляющих коммунально-бытовое потребление, и количество ресурса, потребленного данными субъектами в объеме газа, приобретаемого для иных (не коммунально-бытовых) нужд (п. 14, абзац 2 п. 17 Правил N 162, ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021, к категории "население" относятся лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Таким образом, повышающие коэффициенты, установленные п. 17 Правил N 162, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Указанная правовой подход содержится Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос N 2).
Поскольку ответчик является ресурсоснабжающей организацией, что заявителем жалобы не оспаривается, арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии в данном случае достаточных правовых оснований для применения повышающих коэффициентов, установленных п. 17 Правил N 162, при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа покупателем без предварительного согласования с поставщиком ресурса, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Документальные доказательства, свидетельствующие о нахождении котельных, на которые поставлялся газ в рамках спорных договоров сторон, в долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, в материалах дела отсутствуют и заявителем не были представлены.
Газ в рамках указанных договоров приобретался ответчиком в целях производства иных видов энергоресурсов (тепло, горячая вода), поставляемых на различные объекты на территории области, в том числе коммерческим потребителям и в многоквартирные дома.
Доказательства, свидетельствующие, что ответчиком полученные от истца объемы газа были израсходованы исключительно на коммунально-бытовые нужды, в деле также отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлялись.
Факт оплаты собственниками помещений многоквартирных домов потребленного коммунального ресурса - тепловой энергии, горячей воды напрямую ресурсоснабжающей организации (ответчику) не наделяет ресурсоснабжающую организацию статусом исполнителя коммунальных услуг (по смыслу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами"), поскольку данное обстоятельство не лишает управляющие организации, избранные в качестве способов управления в данных многоквартирных домах, статуса исполнителя в отношении этих домов.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что МУП "Тамбовтеплосервис", как ресурсоснабжающая организация, не относится к исполнителям коммунальных услуг по отношению к жильцам многоквартирных домов, потребляет газ для реализации своих коммерческих целей, в связи с чем не вправе претендовать на льготу по освобождению от повышающего коэффициента, установленного п. 17 Правил N 162, арбитражный суд правомерно удовлетворил настоящий иск.
Следует отметить, что вопрос правомерности применения к ответчику повышающего коэффициента при определении стоимости поставленного ему истцом газа сверх установленного объема, был предметом проверки судов при разрешении аналогичного спора с участием тех же лиц, решение по которому об удовлетворении требований ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" о взыскании с МУП "Тамбовтеплосервис" задолженности за поставленный газ, рассчитанной в порядке п. 17 Правил N 162 с повышающими коэффициентами, вступило в законную силу (дело N А64-9758/2018).
Ссылка ответчика на Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 верно отклонена судом, поскольку вышеуказанные акты не регулируют отношения по договору поставки газа, заключенному коммерческими организациями.
Довод заявителя о неправомерном применении судом в качестве преюдициального решения по делу N А64-5719/2019 получил надлежащую правовую оценку апелляционного суда и отклонен, как не соответствующий выводам, содержащимся в обжалуемых судебных актах, поскольку судами было прямо указано, что применение повышающих коэффициентов не являлось предметом рассмотрения по делу N А64-5719/2019.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.02.2010 N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом РФ правилу и в силу положения ч. 1 ст. 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных ст. 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.07.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А64-3506/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что вопрос правомерности применения к ответчику повышающего коэффициента при определении стоимости поставленного ему истцом газа сверх установленного объема, был предметом проверки судов при разрешении аналогичного спора с участием тех же лиц, решение по которому об удовлетворении требований ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" о взыскании с МУП "Тамбовтеплосервис" задолженности за поставленный газ, рассчитанной в порядке п. 17 Правил N 162 с повышающими коэффициентами, вступило в законную силу (дело N А64-9758/2018).
Ссылка ответчика на Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 верно отклонена судом, поскольку вышеуказанные акты не регулируют отношения по договору поставки газа, заключенному коммерческими организациями."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 февраля 2022 г. N Ф10-6494/21 по делу N А64-3506/2021