Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Торбеевского муниципального района
от 19 августа 2021 г. N 336
Стратегия
развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Торбеевского муниципального района Республики Мордовия на период до 2025 года
1. Общие положения
1.1. Настоящая стратегия развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Торбеевского муниципального района Республики Мордовия на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет направления организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, цель, задачи, принципы, основные направления, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии в образовательных организациях.
1.2. Стратегия разработана в соответствии с ориентирами государственной политики в сфере воспитания, определенными Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, в соответствии со Стратегией развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной приказом Министерства образования Республики Мордовия от 18 июня 2021 года N 530 и учитывает требования, установленные федеральным и региональным законодательством в сфере образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных правовых актов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
1.3. Стратегия обеспечивает достижение целей и задач федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Билет в будущее", "Социальная активность", "Патриотическое воспитание", "Цифровая образовательная среда" и учитывает основные требования по организации воспитания и социализации обучающихся, как механизма управления качеством образования при проведении мониторинга системы образования.
1.4. Положения Стратегии обеспечивают единство концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области воспитания и социализации в образовательных учреждениях Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, в том числе с учетом региональных, социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовии как субъекта Российской Федерации, с развитыми аграрной и промышленной отраслями, имеющей многонациональный состав жителей.
1.5. Стратегия направлена на:
1) развитие в образовательных учреждениях Торбеевского муниципального района Республики Мордовия механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в обеспечении воспитания как неотъемлемой части образования, связанной с воспитанием;
2) создание условий для реализации в образовательных учреждениях Торбеевского муниципального района Республики Мордовия комплекса воспитательных мероприятий с опорой на систему духовно-нравственных ценностей и традиций, сложившихся в процессе культурного развития России и Республики Мордовия, с учетом особенностей современных детей, социальный и психологический контекст их развития, при консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений;
3) совершенствование системы образования как социального института воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования Торбеевского муниципального района Республики Мордовия на основе оптимального сочетания отечественных традиций и современного опыта;
4) координацию действий педагогических коллективов как основных субъектов, обеспечивающих достижение целей личностного развития и воспитания обучающихся в рамках реализации образовательных программ, участие различных групп общественности в воспитательной деятельности, организацию межведомственного взаимодействия в процессе воспитания.
2. Анализ системы воспитания и социализации обучающихся
Система воспитания обучающихся образовательных учреждений, расположенных на территории Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее - воспитание), развивается в соответствии со стратегическими ориентирами воспитания детей и молодежи, сформулированными в Федеральном Законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной приказом Министерства образования Республики Мордовия от 18 июня 2021 года N 530 и рассматривается как неотъемлемая часть образования, взаимосвязанная с обучением, но осуществляемая также в форме самостоятельной деятельности.
Министерство образования Республики Мордовия (далее - Министерство) является региональным координатором деятельности по реализации в Республике Мордовия Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.
Совместным приказом Министерства образования Республики Мордовия, Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия и Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия от 15.12.2020 N 347/405/1525 утвержден План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах в Республике Мордовия Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Внедрение новых рабочих программ воспитания в образовательные организации стало ответом на изменения, внесенные 24 июля 2020 года в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказом Министерства образования Республики Мордовия от 12.11.2020 г. утверждены Методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания в государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия. Данные методические рекомендации рекомендованы к использованию в работе муниципальных образовательных организациях.
Разрабатываемая программа воспитания представляет собой целостную систему возможных форм и способов работы с детьми в процессе реализации ФГОС в конкретной образовательной организации.
Программа включает в себя четыре основных раздела:
1. "Особенности организуемого в школе воспитательного процесса", в котором описывается специфика деятельности в сфере воспитания, особенности конкретной школы, уникальность расположения, статуса, контингента учащихся, квалификации педагогического состава.
2. "Цели и задачи воспитания", в котором формулируются цели воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для их достижения.
3. "Виды, формы и содержание деятельности", в котором находят отражение инвариантные и вариативные модули, нацеленные на конкретную реализацию поставленных целей и задач воспитания.
4. "Анализ воспитательного процесса", в котором обозначаются инструменты, используемые при самоанализе организуемого в школе воспитательного процесса.
С 1 сентября 2021 года патриотическая работа будет реализовываться в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в рамках национального проекта "Образование", и именно к этому времени всем образовательным учреждениям Торбеевского муниципального района Республики Мордовия необходимо разработать и утвердить программы воспитания.
Управлением по работе с учреждениями образования администрации Торбеевского муниципального района, отделом по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации Торбеевского муниципального района, отделом культуры администрации Торбеевского муниципального района, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом муниципального архива администрации Торбеевского муниципального района, ММО МВД России "Торбеевский", ГБУЗ РМ "Торбеевская межрайонная больница", военным комиссариатом по Зубово-Полянскому и Торбеевскому районам, районным Советом ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов, а также другими общественными объединениями и организациями района, как соисполнителями районных профильных программ на межведомственной основе в 2020 году организовано и проведено более 40 мероприятий патриотической, спортивной и творческой направленности: классные часы, уроки мужества, семинары в режиме видео-трансляции, школьные, муниципальные этапы, а также участие в республиканских финалах конкурсов и соревнований. Все мероприятия своевременно освещаются в средствах массовой информации (АНО "Редакция газеты "Торбеевские новости"), на официальных сайтах образовательных учреждений района и аккаунтах в сети Интернет.
Управление по работе с учреждениями образования администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия совместно с другими заинтересованными ведомствами систематически проводит работу с обучающимися образовательных учреждений района с позиции противодействия фальсификации истории.
В рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы", в соответствии с постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 2 августа 2018 года N 511 "Об утверждении муниципальной программы "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Торбеевского муниципального района на 2019 - 2021 годы" образовательные учреждения района активно присоединились к реализуемым проектам на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
В поселковых школах работают кадетские классы, а также на базе муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений "Жуковская СОШ", "Торбеевская СОШ N 1", "Торбеевская СОШ N 3" функционирует детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия". На базе МБОУ "Салазгорьская СОШ" работает поисковый отряд им. А. Эрькина в составе Республиканского поискового отряда "Память".
В целях формирования у детей и подростков уважительного отношения к истории Отечества, героическому прошлому и настоящему нашей страны кадеты, юнармейцы, поисковики, волонтеры общеобразовательных учреждений района регулярно участвуют в военно-патриотических акциях: "Вахта памяти", "Бессмертный полк", "День памяти и скорби", "Ветеран живет рядом", "Парта - Героя", "Георгиевская ленточка", "Дорога к обелиску", "Блокадный хлеб", "Я - гражданин России", "Дорога Памяти", "День единых действий, в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны" и др..
Под руководством местного районного отделения Всероссийской общественной организации Воздушно-десантных войск "Союз десантников Мордовии" ведется активная работа по оказанию помощи юнармейским отрядам. За активное участие юнармейцев и отряда "Поиск" в проводимых военно-патриотических мероприятиях представители данного отделения подарили им 23 комплекта камуфляжной формы, также регулярно награждают их грамотами, проводят для ребят Уроки - Мужества, делают совместные фото на память, которые размещаются на сайте общеобразовательных учреждений района.
Следует отметить, что юнармейцы МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" ежегодно занимают призовые места на муниципальных, зональных и республиканских этапах военно-патриотических мероприятий ("Зарница Поволжья", "Безопасное колесо", "Защитник отечества" и др.).
В целях организации отдыха подростков, направленного на патриотическое воспитание, обучение подростков начальным знаниям в области обороны государства и подготовки к военной службе в летний период ежегодно на базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 3" функционирует военно-патриотический лагерь "Юнармеец".
Активисты МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" и "Торбеевская СОШ N 3" с 9 по 26 июня 2019 года были направлены в г. Пенза в "Юнармейский оборонно-спортивный лагерь ПФО "Гвардеец".
С 29 ноября по 6 декабря 2019 года юнармейцы МБОУ "Торбеевская СОШ N 1", "Торбеевская СОШ N 3", "Жуковская СОШ" в составе республиканской делегации были направлены на 5-дневные учебные военные сборы в г. Нижний Новгород в "Учебный центр патриотического воспитания Приволжского федерального округа "Гвардеец", достойно представив наш район, показав свои знания, умения, строевую выучку.
В целях исполнения распоряжения Главы Республики Мордовия от 16 декабря 2013 года N 843-РГ "Об организации проведения пятидневных учебных сборов среди обучающихся десятых классов общеобразовательных организаций, обучающихся и студентов предпоследних курсов профессиональных образовательных организаций" приказа министра образования Республики Мордовия от 14 апреля 2021 года N 288 "Об организации и проведении пятидневных учебных сборов с обучающимися десятых классов общеобразовательных организаций и студентов предпоследних курсов профессиональных образовательных организаций", распоряжения администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 27 мая 2021 года N 191 "Об организации и проведении пятидневных учебных сборов с обучающимися десятых классов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений" в период с 7 по 11 июня 2021 года на базе общеобразовательных учреждений района во взаимодействии с военным комиссариатом по Зубово-Полянскому и Торбеевскому районам Республики Мордовия проведены учебные пятидневные сборы с обучающимися десятых классов в количестве 32 человек (100%).
В целях формирования у детей и подростков уважительного отношения к истории Отечества, героическому прошлому и настоящему нашей страны в рамках Всероссийского проекта "Парта героя" на базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" и "Торбеевская СОШ N 3" в марте 2020 года проведены мероприятия по открытию парт: Герою Советского Союза М. П. Девятаева и Тихонову Андрею, погибшему на войне в Чеченской Республике. Ранее в апреле 2019 года на базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 1", "Варжеляйская СОШ", структурном подразделении МБОУ "Варжеляйская СОШ" в с. Виндрей, "Салазгорьская СОШ", "Дракинская СОШ" состоялось открытие парт, посвященных Героям - землякам, совершивших доблестный поступок и проявивших личное мужество.
В рамках увековечивания памяти героев в Торбеевском муниципальном районе ежегодно проводится большое количество спортивных соревнований, посвященных именам наших соотечественников, отдавших жизни на полях боевых действий.
Информация о реализуемых мероприятиях своевременно размещается на официальных сайтах образовательных учреждений района и аккаунтах в сети Интернет.
Для создания условий включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность и развития высоконравственной личности в районе ежегодно проводятся массовые мероприятия с обучающимися по всем направлениям дополнительного образования детей. Мероприятия проводятся поэтапно: школьный, муниципальный, участие в зональном, региональном уровнях, с целью тщательного отбора участников на межрегиональный и всероссийский уровни. Мероприятия проводятся совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
В 2020 - 2021 учебном году обучающимся общеобразовательных учреждений района был предложен широкий выбор участия в различных конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского уровней. Воспитанники МБУ ДО "Дом творчества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" приняли участие в 17 районных конкурсах, 21 республиканском конкурсе, 4 всероссийских конкурсах. Весомые результаты достигнуты в таких республиканских конкурсах как: VII республиканская орнитологическая научно-практическая конференция, конкурс прикладного творчества "Фантастика", "Космос - мир фантазий", "Защитим лес", конкурс экологического плаката, "Мой музей", конкурс литературно-творческих работ "Память в сердце, гордость в поколениях" и др. В копилке побед 19 победителей и призёров республиканских конкурсов.
Воспитанники МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" в 2020 - 2021 учебном году приняли участие в 56 физкультурно-спортивных мероприятиях, из них 16 районных соревнований, 35 республиканских, 2 межрегиональных и 3 всероссийских.
Имеются призеры и победители на республиканском уровне. На уровне ПФО по легкой атлетике воспитанник тренера Голикова А.В. Ждакаев Евгений стал серебряным призером Чемпионата России по спортивной ходьбе и выполнил норматив Мастера Спорта.
В отборочных соревнованиях к IV этапу Всероссийских соревнований среди команд общеобразовательных учреждений по волейболу "Серебряный мяч" команда девушек Торбеевского муниципального района под руководством тренера Гришковой О.В. заняла 1 место.
На Чемпионате и Первенстве Республики Мордовия по дзюдо и самбо воспитанники тренера Нужина И.М. были неоднократными победителями и призерами соревнований.
Женская команда по баскетболу под руководством тренеров Рузаева Н.Н. и Журавлевой Т.Б. в Открытых турнирах по баскетболу и Первенствах Мордовии занимали 2 и 3 места. В финале Республиканского этапа Чемпионата Школьной баскетбольной лиги КЭС - баскет команда девушек Торбеевского муниципального района заняла 4 место.
Команда учащихся МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" стала победителем Республиканского этапа "Президентские спортивные игры" и награждена путевкой в МДЦ "Артек".
Согласно приказа Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" ежегодно проводятся мероприятия по вовлечению населения района к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Это программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности и нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма. В 2020 - 2021 учебном году к сдаче норм ГТО привлекалось 126 учащихся, из них на знаки отличия выполнили 5 человек (4%). Проведен муниципальный этап Всероссийского онлайн фестиваля "Трофи ГТО" среди обучающихся общеобразовательных учреждений района.
Организация работы с талантливыми детьми и молодежью, на решение которой направлена Региональная программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Мордовия на 2020 - 2024 годы (приказ Министерства образования РМ от 29 апреля 2020 г. N 425).
Одной из самых массовых и эффективных форм работы по выявлению одарённых детей остается олимпиадное движение.
В 2019 - 2020 учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняли участие 900 учащихся 7 - 11-х классов, из них победителей - 49 чел. (5,4%), призеров 118 чел. (13,1%).
Общее количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников - 52 чел., из них: победителей - 0 чел. (0%); призеров - 10 чел. (19,2%).
В 2020 - 2021 учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняли участие 555 учащихся 7 - 11-х классов, из них победителей - 58 чел. (10,5%), призеров 115 чел. (20,7%).
Общее количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников - 22 чел., из них: победителей - 0 чел. (0%); призеров - 2 чел. (9%).
Ежегодно на базе МБОУ "Торбеевская ООШ" в период летних каникул работает детский пришкольный лагерь для одаренных детей с общим охватом 25 человек.
В рамках реализации национального проекта "Образование" регионального проекта "Успех каждого ребёнка" в соответствии с распоряжением Правительства Республики Мордовия от 21.01.2019 г. N 33-р, постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 28 февраля 2019 года N 155 "Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образовании детей" в целях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Республики Мордовия (ПФДО) с января 2019 года Торбеевский муниципальный район был включен в пилотный проект, с 1 сентября 2019 года система ПФДО в муниципальном районе заработала в полном объёме.
В апреле 2019 года на основании приказа Министерства образования Республики Мордовия от 4 марта 2019 года N 212 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию муниципального опорного центра дополнительного образования детей", постановления администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 9 апреля 2019 года N 269 "О создании и функционировании муниципального опорного центра дополнительного образования" на базе МБУ ДО "Дом творчества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" создан муниципальный опорный центр дополнительного образования детей (МОЦ), который является ядром системы дополнительного образования детей в районе и ресурсным центром, обеспечивающим согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ для детей различной направленности.
В 2019 году выдано сертификатов дополнительного образования детей в количестве 1946 (71,8), в 2020 году - 2059 (77,69%).
В 2019 году общее количество договоров обучения по программам персонифицированного финансирования, заключенных с использованием выданных сертификатов составляет 270 (10%), в 2020 году- 318 (12%).
В 2019 году образовательными программами дополнительного образования охвачено 2012 детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 74,4% (в 2020 году - 1518 чел. 57,2%). Дети занимаются техническим, естественнонаучным, художественным, социально-педагогическим, физкультурно-спортивным направлениями, художественно-прикладным творчеством и др..
В 2020 - 2021 учебном году проведена большая работа по получению лицензий на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования общеобразовательными учреждениями района (МБОУ "Салазгорьская СОШ", МБОУ "Краснопольская ООШ", МБОУ "Торбеевская СОШ N 1", МБОУ "Торбеевская СОШ N 3", МБОУ "Торбеевская ООШ").
В 2020 году в рамках национального проекта "Образование" для осуществления занятий по дополнительному образованию на базе образовательных организаций района создано 90 новых мест дополнительного образования детей:
- по физкультурно-спортивному направлению на базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" "Шахматы" - 15 мест, "Торбеевская ООШ" "Мини-футбол" -15 мест;
- под руководством МБУ ДО "Дом творчества Торбеевского муниципального района" созданы новые места дополнительного образования на базе МБОУ "Салазгорьская СОШ" "Спортивный туризм" - 15 мест, "Торбеевская СОШ N 1" "Школа безопасности" - 15 мест, "Торбеевская СОШ N 3" "Экологический мониторинг" - 15 мест, на базе дома творчества "Робототехника" - 15 мест.
В 2021 году в рамках данного проекта на базе образовательных учреждений района будет функционировать 505 новых мест дополнительного образования детей:
- по физкультурно-спортивному направлению на базе МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" "Волейбол" - 90 мест, "Лыжные гонки" - 90 мест;
- по художественному направлению на базе МБУ ДО "Дом творчества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" "Основы дизайна и конструирования" - 90 мест;
- по техническому направлению на базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" "Робототехника" - 90 мест, "Торбеевская СОШ N 3" "Робототехника" - 145 мест.
В 2020 году в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование", во исполнении приказа Министерства образования Республики Мордовия от 30 января 2020 г. N 88 "Об организации деятельности мобильного технопарка "Кванториум" на базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" создан центр агломерации для посещения учащимися общеобразовательных учреждений района выездного мобильного технопарка "Кванториум". Образовательный комплекс на колесах современного формата помог учащимся школ освоить лазерные и космические технологии, основы виртуальной и дополнительной реальности, а также другие перспективные направления. Учащиеся (в количестве 306 человек) познакомились с курсами: "Гео", включающими многообразие пространственных действий, "Промдизайн" по проектированию и 3D - моделированию предметной окружающей среды, с объемной визуализацией и виртуальной реальностью.
На основании приказа Министерства образования Республики Мордовия от 7 июня 2021 г. N 484 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства образования Республики Мордовия" в 2021 году работа выездного мобильного технопарка "Кванториум" будет осуществляться на базе МБОУ "Дракинская СОШ".
С 2019 года в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 24 октября 2019 г. N 1211 "Об участии в реализации проекта "Билет в будущее", распоряжения администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 27 декабря 2019 года N 733 "Об участии в реализации проекта "Билет в будущее"" на территории Торбеевского муниципального района Республики Мордовия стартовал Всероссийский проект по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов "Билет в будущее", который является частью федерального проекта "Успех каждого ребенка". В рамках данного проекта реализуются профессиональные пробы для учащихся 6 - 11 классов общеобразовательных учреждений района. Школьники получают возможность посетить учреждения СПО и попробовать себя в различных профессиях. Площадкой СПО, участвующей в проекте для муниципального района, является ГБПОУ РМ "Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности".
В целях подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к выбору профессии на основании совместного приказа Министерства образования Республики Мордовия и Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 22.02.2019 г./05.03.2019 г. N ОД-54/222 "Об организации и проведении профориентационных мероприятий в Республике Мордовия" 14 марта 2019 года на базе ГБПОУ РМ "Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности" управлением по работе с учреждениями образования администрации Торбеевского муниципального района совместно с отделом занятости населения по Торбеевскому району был проведен муниципальный этап профориентационного мероприятия "Город мастеров". Победителем данного этапа стала команда МБОУ "Торбеевская ООШ". 18 апреля 2019 года на республиканском этапе "Города мастеров" в номинации "Строй - мастер" команда МБОУ "Торбеевская ООШ" получила Диплом победителя.
В соответствии с задачами национального проекта "Образование", направленного, в том числе на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, в 2020 - 2021 учебном году продолжена работа по профессиональной навигации обучающихся посредством их участия на всероссийских открытых уроках в режиме интернет-трансляции на портале "Проектория". В 2020 году число участников открытых онлайн-уроков "Проектория" составило 2965 человек.
Во исполнении приказа Министерства образования Республики Мордовия от 16 октября 2020 года N 1252 "О реализации региональной программы наставничества в образовательных организациях Республики Мордовия" с 2020 года четыре общеобразовательных учреждения муниципального района (МБОУ "Салазгорьская СОШ", МБОУ "Краснопольская ООШ", СП МБОУ "Краснопольская ООШ" в п. Красноармейский, МБОУ "Варжеляйская СОШ") участвуют в реализации программы наставничества обучающихся.
По инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина разработан приоритетный национальный проект "Современная цифровая образовательная среда". В Торбеевском муниципальном районе в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 26 сентября 2019 года N 1104 "Об утверждении перечня общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Мордовия в 2020 году, а также перечня общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, запланированных для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Мордовия в 2022 году" данный проект реализуется в МБОУ "Торбеевская СОШ N 3" (2019 - 2020 уч. г.) и МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" (2020 - 2021 уч. г.). Для продуктивной деятельности школьникам и их наставникам представлены разнообразные технические инструменты, программные и коммуникационные возможности высокоскоростной сети-интернет, инструктивно-методические материалы. Учебные заведения пополняются классами-комплектами с наличием многофункциональных устройств, ноутбуками для школьников и педагогов, интерактивными комплексами.
В 2021 - 2023 г.г. в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 24 ноября 2020 года N 1420 "Об утверждении перечня образовательных организаций Республики Мордовия, в которых будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2021 - 2023 г.г." планируется реализация данного проекта на базе МБОУ "Торбеевская ООШ", "Жуковская СОШ".
Центры образования гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста" создаются в России в рамках федерального проекта "Современная школа" нацпроекта "Образование". Они формируются как структурные подразделения школ, расположенных в сельской местности и малых городах.
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 29 декабря 2018 года N 1147 "Об утверждении" с 24 сентября 2019 года в МБОУ "Жуковская СОШ" и "Салазгорьская СОШ" функционируют Центры цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 26 сентября 2019 года N 1105 "Об утверждении" 29 сентября 2020 года на базе МБОУ "Торбеевская средняя общеобразовательная школа N 3" открылся аналогичный Центр цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
Чтобы свободно ориентироваться в современном информационном мире, школьникам необходимо получить не только фундаментальные представления о предметных областях, таких как "Технология", "Математика", "Информатика", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", но и приобрести полезные практические навыки. Содержание этих дисциплин наполнено робототехникой, прототипированием, компьютерным черчением, 3D-моделированием, нейро- и нанотехнологиями. В школах появились квадрокоптеры, 3D-принтеры, очки виртуальной реальности, видеокамеры, интерактивные комплексы, ультрасовременные тренажеры-манекены для отработки навыков по оказанию первой медицинской помощи, высокоскоростной интернет и новейшее программное обеспечение. Наиболее полно и в кратчайшие сроки раскрыть творческий потенциал ребят помогут шахматный клуб, "Город мастеров", графические редакторы "От А до Я", студии конструкторов ЛЕГО и роботов, "Школа выживания" и т.д. Проектная деятельность позволит талантливым мальчикам и девочкам реализовать свои креативные идеи не только в рамках учебного заведения, но и на уровне муниципалитета, республики, страны. Все это позволяет сформировать в сельских школах среду, способствующую развитию проектно-исследовательской деятельности и раскрытию индивидуальных талантов и способностей детей. Все три Центра проводят работу не только с обучающимися своих школ, но и с детьми других школ района на основании договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве.
В 2021 - 2023 г.г. в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 13 ноября 2020 года N 1364 "Об утверждении" планируется открытие Центров цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" на базе МБОУ "Торбеевская ООШ", "Торбеевская СОШ N 1", "Варжеляйская СОШ", "Краснопольская ООШ".
В соответствии с Указом президента от 29 октября 2015 года N 536 на основании приказа по МБУ ДО "Дом творчества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" от 18.08.2020 г. N 12 с 1 сентября 2020 года на базе дома творчества открыт муниципальный Ресурсный центр РДШ, который осуществляет системную работу с отделениями РДШ общеобразовательных учреждений, является "точкой кристаллизации" ресурсно-методического сопровождения деятельности школьных отделений РДШ. В данное движение вовлечены 202 обучающихся из 6 школ района: МБОУ "Торбеевская СОШ N 1", "Торбеевская ООШ", "Торбеевская СОШ N 3", "Салазгорьская СОШ", "Дракинская СОШ", "Жуковская СОШ". В 2020 - 2021 учебном году проведено 17 мероприятий и акций, направленных на вовлечение школьников в данное движение. Среди которых акция, посвящённая Дню смеха, творческий конкурс "Мои герои большой войны", флешмоб "Здоровое движение" и другие. На базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" проведён торжественный приём в активисты РДШ в количестве 12 человек. В летний период 2021 года для всестороннего развития обучающихся при МБОУ "Торбеевская ООШ" работал детский оздоровительный лагерь дневного пребывания активистов РДШ, где воспитанники получили ряд необходимых компетенций.
По итогам 2020 года 15 активистов РДШ Торбеевского муниципального района получили благодарности и грамоты Регионального ресурсного центра РДШ.
С 2019 года обучающиеся активно вовлекаются в акции всероссийского движения "Сделаем вместе!", в ходе которых в образовательных учреждениях района проводятся уроки, лекции, классные часы, спортивные мероприятия. Основная цель мероприятия направлена на выявление лидерских качеств и вовлечение большого круга лиц в программы по направлениям здорового образа жизни, экологии и патриотизма. В 2021 году участвуя в социальной акции "Здоровый образ жизни - основа национальных целей развития" два лидера муниципального этапа обучающиеся СП МБОУ "Краснопольская СОШ" в п. Красноармейский восьмиклассник Алексей Поздняков и девятиклассник Даниил Кениг (всего участников от района было представлено 10 человек) вошли в число победителей регионального этапа и представили свои работы на всероссийском этапе. В финале всероссийского этапа данной акции в число победителей вошел Кениг Даниил (награжден путевкой в МДЦ "Артек").
В образовательных учреждениях района под руководством молодых педагогов создано 11 волонтёрских отрядов в количестве 124 человек. Среди них наиболее активно работают отряды "Юные сердца" (МБОУ "Краснопольская ООШ"), "Надежда" (МБОУ "Дракинская СОШ"), "Тимуровцы" (МБОУ "Салазгорьская СОШ"), "Дружба" (МБОУ "Торбеевская СОШ"). В 2020 - 2021 учебном году волонтёрами проведено 73 акции и мероприятия. Наиболее удачные из них: "Поможем детям войны", "Чистый берег", "Спасибо за мир", "Свеча памяти", "Георгиевская ленточка", "Люблю Россию!", "Добрая суббота". Волонтёры регулярно оказывают большую помощь пожилым людям района.
На сайте рдш.рф на данный момент зарегистрировано более 202 участников муниципального района, принимающих участие в федеральных проектах и сменах РДШ.
Одним из направлений работы МБУ ДО "Дом творчества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" является развитие детско-юношеского туризма и краеведения в образовательных учреждениях района, удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в экскурсионной деятельности, активном участии в мероприятиях по данным направлениям.
В МБОУ "Торбеевская СОШ N 3" функционирует музейная комната военно-патриотической направленности, в которой ежегодно под руководством педагога Ионкиной О.П. проводятся экскурсии и занятия для обучающихся. В 2020 - 2021 учебном году в республиканском конкурсе лучших методических разработок "Мой музей" данная школа заняла 1-е место.
В 2013 году при содействии министерства культуры Республики Мордовия с участием министра культуры РМ А.С. Лузгина на базе СП МБОУ "Жуковская СОШ" в с. Тат-Юнки была открыта музейная комната имени татарского писателя А.С. Абсалямова. Коллективом образовательной организации поддерживается тесная связь с внучкой писателя, известной писательницей в татарском мире, редактором журнала "Казань" Альбиной Булатовной Абсалямовой. Она часто бывает на родине своего дедушки, встречается с учащимися школы села Татарские Юнки, в музейной комнате много личных вещей писателя, которые подарила его внучка. По плану внеурочной деятельности на базе музейной комнаты ежегодно работает этнографический кружок "Музейное дело" для обучающихся 5 - 8 классов. Здесь постоянные гости - земляки из других регионов, обучающиеся школ района.
С 1990 года в МБОУ "Салазгорьская СОШ" функционирует гордость школы, района - историко-краеведческий музей имени З.Ф. Дорофеева - основоположника современной мокшанской литературы. Экспонаты музея систематизированы и размещены в шести отделах. Каждый отдел полно и интересно раскрывает историю села в тот или иной период своего существования. В школе организовываются тематические выставки, помогающие более глубокому уяснению содержания музейных ценностей. Особое место в работе актива музея занимают экскурсии. За это время музей посетило более тысячи человек: учащиеся школы, жители села, выпускники прошлых лет, проживающих в других местностях страны, учащиеся многих школ района, представители школ Зубово-Полянского и Атюрьевского районов, участники выездных семинаров учителей Мордовии, ученые МГУ им. Н.П. Огарева, коллектив общества "Масторава" и многие другие. Свои впечатления гости оставляют в книге отзывов и предложений. В рамках музея работает кружок "Краеведение". Члены этого кружка занимаются проектной и исследовательской работой. Ведется работа по изучению истории своей малой родины, знакомство со знаменитыми и выдающимися личностями земляков, пополнением и оформлением фондов музея, подготовкой экскурсий и их проведением на различных уровнях. В течении 2020 - 2021 учебного года проведено 17 классных часов и экскурсий.
В МБОУ "Жуковская СОШ" и СП МБОУ "Краснопольская ООШ" в п. Красноармейский также функционируют музейные комнаты краеведческой, военно-патриотической, исторической направленностей. В 2021 году Содова Мария, ученица 10 класса МБОУ "Жуковская СОШ" со своей исследовательской работой заняла 3 место в республиканском творческом конкурсе "Мой музей".
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 34 в образовательных учреждениях района ведется работа органов ученического самоуправления. Это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, формирования у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия. Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. В образовательных учреждениях района разработаны нормативные документы регулирующие вопросы школьного самоуправления. Информация о проводимых мероприятиях ученического самоуправления своевременно размещается на официальных сайтах образовательных учреждений района.
В соответствии с п. 30 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года приказом Министерства образования Республики Мордовия ежегодно утверждается Календарь республиканских массовых мероприятий, в т.ч. туристско-краеведческой направленности, с обучающимися образовательных организаций Республики Мордовия.
Управлением по работе с учреждениями образования администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия большое внимание уделяется проведению профилактической работы с несовершеннолетними по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Общеобразовательные учреждения района подключены к единой сети контентной фильтрации, блокирующей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" группы криминальной направленности, массовое распространение информации, пропагандирующее наркотики, самоубийства, терроризм и экстремизм, к информационным ресурсам, противоречащим целям и задачам образовательного процесса.
В общеобразовательных учреждениях Торбеевского муниципального района работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся организуется на основе ст. 14 Федерального Закона от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", муниципальной программы "По усилению борьбы с преступностью, противодействию терроризму, экстремизму и профилактике правонарушений на территории Торбеевского муниципального района", утвержденной постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 29 декабря 2020 года N 760, муниципальной программы "Об утверждении муниципальной программы "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Торбеевского муниципального района" на 2021 - 2025 годы", утвержденной постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 6 ноября 2020 года N 626.
Отрабатываются направления: профилактическая, коррекционная и диагностическая работа, организация досуговой деятельности, правовой всеобуч, работа с учащимися девиантного и асоциального поведения, защита прав и законных интересов детей и подростков.
Ежегодно в летний период от МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" работает профильный лагерь для трудных подростков, состоящих на профилактических видах учета. В практику работы МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" внедрена программа, направленная на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
С целью оздоровления и организованной занятости детей и подростков на каникулах на базе 8 общеобразовательных учреждений района ежегодно в летний период работают 12 детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием, в период осенних каникул на базе поселковых школ 3 детских пришкольных лагеря. Приоритет отдается детям, состоящим на профилактических видах учета, а также из семей, находящихся в социально опасном положении.
АНО "Центр поддержки и защиты детства" запущен проект "Просветительская школа "Родитель-Лидер", который проходит в рамках реализации проекта "Ресурсный Центр "Семейный консультант", поддержанного Фондом президентских грантов.
До родителей и законных представителей детей доведена информация о возможностях использования функции "Родительский контроль", также до родителей (законных представителей) доведена информация о способах направления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия информации о выявленных интернет-ресурсах, публично пропагандирующих террористическое, суицидальное поведение, призывающих к противоправным действиям, для проведения экспертизы и дальнейшей блокировки контента.
С целью создания условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания детей путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей от 0 - 7 лет, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 1 марта 2019 г. N 192 "О создании Региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи граждан, имеющих детей", приказом МБДОУ "Детский сад "Звездочка" от 4 марта 2019 г. N 15 "О создании Муниципального консультативного центра оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей" с 4 марта 2019 г. на базе МБДОУ "Детский сад "Звездочка" создан межрайонный консультационный центр. На безвозмездной основе родители получают данную услугу в виде очной, дистанционной консультации (за 2019 год услуг оказано 1952, за 2020 год - 317).
В целях осуществления функции консультативно-методической поддержки сети школьных служб примирения, созданных на территории Торбеевского муниципального района, в соответствии с постановлением администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 25.09.2020 г. N 519 "О создании муниципальной службы примирения в Торбеевском муниципальном районе" (с изменениями и дополнениями N 653 от 16.11.2020 г.) создана муниципальная служба примирения (далее - "МСП") при администрации Торбеевского муниципального района. Деятельность МСП направлена на содействие профилактики правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и противоправных ситуаций. За 2020 год школьными службами примирения проведено 26 заседаний (МСП-0), рассмотрено 7 обращений (МСП-0).
В 2020 году органами и учреждениями по работе с молодежью организовано более 40 мероприятий по основным направлениям государственной молодежной политики. Общий охват детей и молодежи, принявшей участие в проведенных мероприятиях, составил 1720 человек, из которых 10 человек - это подростки, состоящие на профилактическом учете в органах системы профилактики.
Информация о реализуемых мероприятиях своевременно размещается на официальных сайтах образовательных учреждений района и аккаунтах в сети Интернет.
3. Ключевые принципы, цели и задачи Концепции
3.1. Внедрение, функционирование и развитие системы организации воспитания и социализации в системе образования Республики Мордовия основывается на следующих принципах:
- опоры на духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов Российской Федерации, народов, проживающих на территории Республики Мордовия;
- консолидации - объединения целей, усилий различных институтов гражданского общества, укрепления межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях по организации воспитания и социализации обучающихся;
- преемственности - организации воспитательных мероприятий на всех уровнях образования, интеграции программ духовно-нравственного воспитания;
- ориентации на действительность - достижение результатов процесса воспитания и социализации обучающихся, в основе которых актуальные социальные и культурные компетенции как основа настоящей и будущей успешности обучающихся, приобретение и последующего совершенствования у них навыков XXI века.
3.2. Целями Стратегии являются:
1) создание условий для повышения качества системы воспитания и социализации обучающихся в образовательных учреждениях района, включая деятельность по поддержке семейного воспитания; гражданскому и патриотическому воспитанию детей; формированию российской идентичности и духовно-нравственному воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей; приобщению детей к культурному наследию; популяризации среди детей научных знаний; физическому воспитанию и формированию культуры здоровья; трудовому воспитанию детей и их профессиональному самоопределению; экологическому воспитанию и развитию добровольчества (волонтерства) среди обучающихся как приоритетов российской государственной политики в сфере образования;
2) совершенствование воспитательной деятельности в образовательных учреждениях района, в том числе направленной на адаптацию детей, для которых русский язык не является родным; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности детей и подростков; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; подготовку и переподготовку кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей; осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для организационно-методического обеспечения воспитательной работы; психолого-педагогической поддержку воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся, повышение педагогической культуры родителей (законных представителей), организацию работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях, поддержку общественных объединений в сфере воспитания;
3) учет социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей района при создании единой воспитательной среды, организации процесса воспитания и социализации в образовательных организациях.
3.3. Основными задачами, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, являются:
1) создание условий для консолидации усилий всех субъектов образовательной деятельности по воспитанию подрастающего поколения в районе, совершенствование ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и усиление социальной ответственности за ее результаты;
2) формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
3) создание условий для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
4) осуществление поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в сложной жизненной ситуации, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
5) обеспечение условий для информирования родителей о ходе воспитательной работы и повышения у них социальной, коммуникативной и педагогической компетентности, обеспечение их участия в разных формах данной деятельности.
4. Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся
4.1. Развитие социальных институтов воспитания как основного направления организации и социализации обучающихся предполагает:
4.1.1 поддержку семейного воспитания - содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; возрождение значимости больших много поколенных семей, профессиональных династий; создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми; расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время; поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
4.1.2. развитие воспитания в системе образования - обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации; знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;
4.1.3. расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов - создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
4.1.4. поддержку общественных объединений в сфере воспитания - улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей;
4.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций включает гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, экологическое, физическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, популяризацию научных знаний, развитие добровольчества (волонтерства).
4.3. Гражданское воспитание как создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, развитие культуры межнационального общения, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности, развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности, формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Региональной особенностью организации процесса воспитания и социализации обучающихся в сфере гражданского воспитания является проведение акций, праздников, творческих конкурсов и других мероприятий, посвященных памятным датам истории России, Республики Мордовии, района посещение выставок, музеев и памятных мест в регионе. Особое значение для формирования гражданственности у обучающихся образовательных организаций района имеют воспитательные мероприятия, связанные с историей мордовского народа и Республики Мордовия.
4.4. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России предусматривает развитие программ патриотического и военно-патриотического воспитания детей, повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества, развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. В качестве актуальных форм в воспитательную работу со школьниками по патриотическому воспитанию включаются классные часы, уроки мужества, школьные, муниципальные и республиканские конкурсы и соревнования, спортивные соревнования, посвященные именам наших соотечественников, отдавших жизни на полях боевых действий, викторины, экскурсии, развитие волонтерского движения и детских общественных объединений.
4.5. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе, к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Региональной особенностью духовно-нравственного воспитания детей является проведение мероприятий с участием родителей с опорой на национальные традиции; организация активного участия обучающихся в работе общественных организаций, в мероприятиях по оказанию помощи различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - детям, больным, людям пожилого возраста. Особому развитию данное направление подлежит в период летних каникул и другое каникулярное время.
4.6. Приобщение детей к культурному наследию предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современном высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы, создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики, поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей, создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей, повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий, создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Региональной особенностью приобщения детей к культурному наследию является посещение музеев (им. А.С. Абсалямова, им. З.Ф. Дорофеева, им. М.П. Девятаева, им. Х-Такташа и др.) театров г. Саранска, знакомство с фондами школьных библиотек, МБУК "Районная библиотека Торбеевского муниципального района Республики Мордовия", Национальной библиотеки имени А.С. Пушкина Республики Мордовия, изучение наследия поэтов и писателей, оставивших след в истории района, Республики Мордовия, а также участие обучающихся в культурно-массовых мероприятий, проводимых в районе, республике.
4.7. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Региональной особенностью популяризации научных знаний в районе является проведение воспитательных мероприятий, обучение детей школьного возраста по программам дополнительного образования, в том числе в детском технопарке "Кванториум", центрах образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
4.8. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания, создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек, предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей, использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения, содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Особенностью организации воспитательной работы с детьми по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья в районе является вовлечение детей в различные виды спорта при наличии в районе МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа Торбеевского муниципального района Республики Мордовия"; участия обучающихся в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в районе, республике.
4.9. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством воспитания у детей уважения к труду и трудящимся, трудовым достижениям, формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Особенностью организации воспитательной работы с детьми по трудовому воспитанию и профессиональному самоопределению является организация профессиональных проб для школьников по профессиям и специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям на базе профессиональных образовательных организаций, предприятиях реального сектора экономики Республики Мордовия. Также в систему трудового воспитания и профессионального самоопределения включается реализация программ дополнительного образования и внеурочной деятельности.
4.10. Экологическое воспитание включает развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Региональной особенностью экологического воспитания обучающихся является проведение мероприятий с акцентом на территориальное расположение района, Республики Мордовия, особенностями животного и растительного мира, природных ресурсов района, Республики Мордовия, полезных ископаемых. Экологическое воспитание строится на принципах политики сбережения природных ресурсов и природной среды.
4.11. Развитие добровольчества (волонтерства) обучающихся предполагает улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с общеобразовательными учреждениями, организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями и в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах, поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях, привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Региональной особенностью развития добровольчества (волонтерства) обучающихся является повсеместная в образовательных организациях района активная проектная деятельность обучающихся в составе проектных команд, разработка и реализация социально-значимых проектов, участие в межрегиональных и Всероссийских конкурсах.
4.12. Все указанные направления реализуются в тесном взаимодействии между собой посредством различных форм и мероприятий и предусматривают опосредованное или непосредственное участие родителей (законных представителей), участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей мигрантов, обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности, достижения (или имеющие внутренние предпосылки для таких достижений) и высокий уровень мотивации в познании в той или иной деятельности.
5. Механизмы реализации Стратегии
5.1. В целях реализации Стратегии применяются нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
5.2. Нормативно-правовое регулирование в сфере воспитания включает:
1) приведение нормативных документов в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2) развитие и совершенствование региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии, в том числе для осуществления сетевого и межведомственного взаимодействия, организационно-методического обеспечения воспитательной работы.
5.3. Организационно-управленческими механизмами являются:
1) внедрение рабочих программ воспитания в образовательных учреждениях;
2) внедрение института наставничества в систему образования в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия;
3) реализация и анализ программы развития воспитания и плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Мордовия на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2025 года, Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной приказом Министерства образования Республики Мордовия от 18.06.2021 года N 530;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации"
4) развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей;
5) обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания;
6) разработка и внедрение системы мотивации обучающихся образовательных организаций;
7) проведение мониторинга внедрения рабочей программы воспитания в образовательных учреждениях;
8) совершенствование деятельности психологической службы в образовательных учреждениях, в том числе оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей;
9) мониторинг деятельности образовательных организаций по выявлению и предупреждению девиантных и антиобщественных проявлений у детей и молодежи;
10) участие в Республиканском конкурсе лучших практик воспитательной работы, а также профилактической работы, направленной на предупреждение различного рода случаев проявления общественно опасного поведения подростков и молодежи.
5.4. Развитие кадрового потенциала как средства воспитательной работы предполагает:
1) выявление лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания;
2) развитие системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих непосредственную организацию воспитательного процесса;
3) информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в сфере выявления и предупреждения девиантных и антиобщественных проявлений у детей;
4) организация и проведение курсов повышения квалификации для наставников и координаторов наставничества в образовательных организациях.
5.5. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания включает:
1) проведение регулярных комплексных исследований потребителей и поведенческих особенностей молодежной аудитории в российском сегменте в информационно-коммуникационной системе "Интернет" в целях повышения уровня информированности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере воспитания, о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения;
2) апробация и внедрение межведомственных программ просвещения, санитарно-гигиенического и психолого-педагогического просвещения родителей в области семейного воспитания;
3) проведение муниципальных конференций, семинаров по актуальным вопросам воспитания;
4) методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию воспитательной работы в образовательных учреждениях.
5.6. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания включает:
1) содействие в развитии инфраструктуры муниципального отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" в Торбеевском муниципальном районе Республике Мордовия.
5.7. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания предполагает:
1) организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением муниципальных средств массовой информации;
2) оказание консультативной помощи родителям (законным представителем) несовершеннолетних и педагогическим работникам по вопросам организации воспитания и социализации обучающихся.
6. Требования к порядку проведения мониторинга реализации Стратегии
6.1 Мониторинг реализации Стратегии проводится с целью управления качеством воспитательной работы в соответствии с положениями Стратегии, анализа практики ее реализации, оказания своевременной качественной методической помощи родителям, муниципальными органами управления образованием, руководителем образовательных организаций и педагогическим работникам.
6.2. Объектами мониторинга реализации Стратегии являются муниципальные системы образования.
6.3. Предметом мониторинга выступает система организации воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях.
6.4. Оператором проведения мониторинга реализации Стратегии выступает Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Центр оценки качества образования -"Перспектива".
6.5. Методы сбора информации определяются региональным оператором проведения мониторинга.
6.6. Показателями качества системы организации воспитания являются:
6.6.1. в области развития социальных институтов воспитания:
- наличие разработанных программ развития воспитания и планов мероприятий по реализации Стратегии;
- наличие рабочих программ воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, их соответствие требованиям;
- использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
- использование воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
- наличие условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- использование потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры для включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- наличие инфраструктуры для семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
- наличие условий для участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
- функционирование семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
- наличие условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
6.6.2. в области обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе научных традиций:
- наличие в рабочих программах воспитания, муниципальных программах развития воспитания и планах мероприятий по реализации Стратегии, рабочих программах воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, целей, задач и мероприятий, направленных на гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение обучающихся к культурному наследию, популяризацию среди обучающихся научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и деятельность по профессиональному самоопределению обучающихся, экологическое воспитание обучающихся, обеспечение физической, информационной и психологической безопасности и т. д.;
- наличие и реализация комплекса мер, направленных на учет и адаптацию детей мигрантов и обучающихся, для которых русский язык не является родным;
- осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;
- организация психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся и количество детей, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного времени;
6.6.3. по развитию добровольчества (волонтерства) среди обучающихся:
- проведение специальных добровольческих (волонтерских) мероприятий, функционирование добровольческих (волонтерских) отрядов;
- организованное участие обучающихся в федеральных, региональных, муниципальных волонтерских проектах и программах;
6.6.4. по развитию детских общественных объединений:
- наличие в муниципальных образованиях муниципальных ресурсных центров поддержки и развития Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников";
- наличие в образовательных организациях детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и пр.);
- количество обучающихся, зарегистрированных в детских общественных объединениях;
- наличие условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
6.6.5. в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся:
- наличие в образовательных учреждениях служб медиации;
- реализация в образовательных организациях проектов и программ, направленных на предупреждение и ликвидацию безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, профилактику, направленную на предупреждение и раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, в том числе предотвращение жестокого обращения с детьми;
6.6.6. в области эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству и подготовке кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся:
- прохождение обучения по программам повышения квалификации, программам переподготовки специалистов в сфере воспитания;
- наличие мероприятий по обмену эффективными воспитательными практиками.
6.7. По результатам мониторинга проводится анализ, составляются аналитические справки, формулируются адресные рекомендации, на основании которых руководителями муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций принимаются необходимые меры и управленческие решения. Анализ эффективности принятых мер проводится Министерством образования Республики Мордовия.
7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
7.1. Реализация целей Стратегии предусматривает достижение в Республике Мордовия к 2025 году результатов, соответствующих приоритетам государственной политики в области воспитания:
1) укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей; создание единого воспитательного пространства в образовательных организациях с учетом региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовия
2) повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
3) создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
4) развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
5) повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
6) повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
7) укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
8) доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
9) создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
10) утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии, снижение уровня негативных социальных явлений и уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
11) развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
12) повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
13) повышение уровня информационной безопасности детей;
14) формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.