Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 июня 2021 г. N 3а-426/2021, 3а-475/2021
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2021 г. N 66а-2681/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Садриева Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Торговая Компания Лето", Сапарова Андрея Геннадьевича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующими граф 4, 5, 6 строки 5.3 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922,
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922 утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов от объектов жилищного фонда Республики Татарстан, Нормативы накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан.
Данное постановление вместе с указанными выше нормативами накопления опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 16 декабря 2016 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 23 декабря 2016 года N 47, ст. 1572.
В графах 4, 5, 6 строки 5.3 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922, установлен среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов для супермаркетов (универсальных магазинов), который составляет 0,82 кубического метра, 72 килограмм, средняя плотность 87 килограмм на кубический метр.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Торговая Компания Лето", индивидуальный предприниматель Сапаров А.Г., осуществляющие продажу продовольственных и непродовольственных товаров в супермаркетах (универсальных магазинах) на территории Республики Татарстан, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административными исками к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими граф 4, 5, 6 строки 5.3 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922, ссылаясь на противоречие их Федеральному закону от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269.
По мнению административных истцов, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922 в оспариваемой части не отвечает принципу обоснованности установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, поскольку административным ответчиком нарушена методика расчета таких нормативов.
В судебном заседании представитель ООО "Торговая Компания Лето" Абакумов В.В., Сапаров А.Г. административные иски поддержали.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М. административный иск не признала.
Выслушав административного истца, представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутым правовым актом полномочий, а также с соблюдением порядка принятия указанного нормативного правового акта, введения его в действие. Данные обстоятельства административными истцами не оспариваются.
Обращаясь к доводам административных истцов о том, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922 в оспариваемой части не отвечает принципу обоснованности установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в связи с нарушением административным ответчиком методики расчета таких нормативов, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц (подпункт "б"); категорий объектов, на которых образуются отходы (подпункт "в").
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Из представленных административным ответчиком ведомостей первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах следует, что норматив накопления твердых коммунальных отходов для супермаркетов (универсальных магазинов), расположенных на всей территории Республики Татарстан, установлен только исходя из показателей, полученных при исследовании шести промтоварных магазинов, расположенных попарно на территории городских округов Казани, Набережных Челнов и муниципального образования "город Нижнекамск", то есть в трех самых крупных городских агломерациях Республики Татарстан, без учета социально-экономических особенностей иных поселений из сорока трех муниципальных районов Республики Татарстан. Указанное свидетельствует о несоответствии этого норматива Правилам определения нормативов.
Кроме того, в ходе рассмотрения судом настоящего административного дела административным ответчиком, несмотря на то, что положениями части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на него возложена обязанность доказать законность принятого оспариваемого нормативного правового акта, суду представлены только 4 сезонные ведомости определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и 28 ведомостей первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах.
Несмотря на то, что возможность использования при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, действующим законодательством не предусмотрена, при определении оспариваемых нормативов соответствующие замеры осуществлялись до проведения аукциона и заключения государственного контракта на проведение инструментальных замеров и определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, что вызывает сомнение в их достоверности.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания его недействующим в части.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления решения в законную силу.
При этом суд принимает во внимание содержащиеся в приведенном пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснения о том, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые заявления общества с ограниченной ответственностью "Торговая Компания Лето", Сапарова Андрея Геннадьевича удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу графы 4, 5, 6 строки 5.3 Нормативов накопления твердых коммунальных отходов от объектов различных категорий на территории Республики Татарстан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года N 922.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 июня 2021 г. N 3а-426/2021, 3а-475/2021
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 1 сентября 2021 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2021 г. N 66а-2681/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения